Электрическая цепь и ее составные части.
план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему
Маршрутная карта урока для учащихся 7 классов "Электрическая цепь и ее составные части"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektricheskaya_tsep_i_sostavnye_chasti.doc | 261.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Элективный курс: Техника в быту
Класс:7.
Тема урока: Электрическая цепь и её составные части
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: раскрыть сущность составных частей электрической цепи, их назначение и условные обозначения.
Задачи урока:
а) формирование представлений об электрической цепи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: лабораторное оборудование, карточки рефлексии, рейтинговая таблица, разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | ||
1. Организационный момент. | |||||||
«Здравствуйте. Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пошлите положительные эмоции своим одноклассникам». «Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени» | Приветствие учащихся, анализ выбранных «мордашек» | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Целеполагание | Умение настраиваться на занятие |
2. Постановка цели и задач урока | |||||||
«Сегодня в течении урока вы в рейтинговые таблицы будете заносить полученные баллы.» Рассказывает о том, что в связи с широким использование электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока. Возьмем источник тока и лампочку. Что нужно сделать, чтобы она загорелась? | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Электрическая цепь и ее составные части». | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
3. Актуализация знаний | |||||||
«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо вспомнить материал, который вы изучали на уроках физики. Выполните следующее задание: используя имеющиеся в строках буквы, впишите названия источников тока»: Беседа с учащимися по вопросам:
| Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. | Выполняют самостоятельно задание. Ответы: термоэлемент, фотоэлемент, аккумулятор, генератор. Обмениваются работами с соседом по парте, проверяют работу соседа, выставляют баллы. (За правильное слово – 1 балл) Отвечают на вопросы учителя. | Компетенция обучающихся в области физики. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль выполнения задания в парах. Самоконтроль. | Регуляция учебной деятельности. |
4. Первичное усвоение новых знаний | |||||||
Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка). Вторая составная часть цепи – источник тока (для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ) Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке. Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? • потребитель • источник тока • соединительные провода • замыкающее устройство Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов. Учитель прикрепляет таблички с условными обозначениями на доску, уч-ся записывают их в тетрадь. Демонстрация сборки цепи (с привлечением уч-ся), состоящей из источника тока, лампочки, ключа и соединительных проводов. Почему не горит лампочка? Замкнем цепь. Электрическая цепь представляет собой замкнутый путь, по которому заряд течет от одного полюса источника тока к другому. Изобразим схему этой цепи. (1 уч-ся выходит к доске) Схема должна быть аккуратной и точной. Проверим по рисунку 49 учебника. Демонстрация ЭОР «Сборка электрической цепи». (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba06d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_11.swf) | Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся, демонстрирует сборку цепи. Даёт задание записать условные обозначения в тетрадь. Демонстрация ЭОР. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Чертят условные обозначения и схему в тетради. Выставляют баллы в рейтинговую таблицу. | Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент. | Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
5. Первичная проверка понимания | |||||||
«Ребята, скоро вам предстоит задуматься о выборе будущей профессии, а сейчас представьте, что вы - электрики и перед вами схемы ЭЦ. Назовите, из каких приборов они состоят, и найдите «дефект» в каждой из схем».
Выполнить практическую работу. Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого на столах так, чтобы лампочка(светодиод) загорелась. Составить схему. Дается задание: начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент и два звонка, каждый из которых можно включать отдельно. | Даёт учащимся задания выполнить в парах задание на карточках, физический эксперимент. Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность выполнения. | Находят «дефект» в схемах, выполняют практическое задание. Выполняют задание. Выставляют баллы в рейтинговую таблицу. | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания заданий. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
6. Первичное закрепление | |||||||
Индивидуальные задания: расставьте усл. обозначения по «местам», соединив стрелкой усл. обозначение с названием прибора. 2 чел. получают дифференцированное задание: выдан самодельный выключатель, выполненный по странице 180 “Большой книги экспериментов”. М. Росмен 2001. Он представляет собой устройство: на деревянной дощечке закреплены 2 кнопки, которым могут соединяться друг с другом металлической скрепкой. Вопрос ученикам: оценить технические свойства этого выключателя.
| Формулировка условий заданий. Обсуждается выполнение дифференцированного задания. Этот выключатель довольно простой, он может быть легко сделан в домашних условиях, но он имеет маленький недостаток, т. к. состоит из неизолированного проводника. Чтобы им пользоваться, надо передвигать его диэлектриком, например, пластмассовой палочкой, чтобы не ударило током. | Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку. Выставляют баллы в рейтинговую таблицу. Слушают своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера. | Закрепляют знания, полученные на уроке. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
7. Домашнее задание | |||||||
Творческое задание: собрать простейшую цепь на батарейке и оформить ее в виде игрушки или аксессуара одежды, головного убора. | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
8. Итог урока | |||||||
«Ребята, вспомните цель нашего урока. Из каких составных частей состоит электрическая цепь?» Выставляются оценки учащимся. | Формулирует вопрос | Отвечают на вопрос: «Из каких составных частей состоит электрическая цепь». Подсчитывают свой рейтинг за урок и выставляют баллы в таблицу . | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
9. Рефлексия | |||||||
Надо привести в порядок свои рабочие места, приборы разложите в коробки с условными обозначениями, которые находятся на столе у учителя. «Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени» | Проводит рефлексию, анализирует. | Рефлексируют. | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....
Презентация "Электрическая цепь и ее составные части"
Данный материал может быть использован на уроке физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части" при изучении или повторении данной темы....
Презентация "Электрическая цепь и её составные части"
Данная презентация предназначена для учащихся 10 класса коррекционной школы I,II вида. Она может быть использована на уроках физики в 8 классе общеобразовательной школы...
Презентация "Электрическая цепь и её составные части"
Презентация к уроку физики в 8 классе "Электрическая цепь и её составные части"...
Презентация "Физический диктант. Электрическая цепь и её составные части"
Презентация для урока физики в 8 классе "Физический диктант. Электрическая цепь и её составные части".Диктант содержит не только вопросы о электрических цепях, но и вопросы на повторение.С помощью это...
Электрическая цепь и ее составные части
Данный материал содержит конспект урока, презентацию по теме "Электрическая цепь и ее составные части". В презентации используется программа конструктор электрических цепей, который позволяет собирать...
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части" к учебнику Перышкина
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО....