Конспект урока "Блюда из яиц"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Косневич Ирина Борисовна

Конспект урока "Блюда из яиц"  5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_blyuda_iz_yaits.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка

На участие в муниципальном фестивале - смотре педагогических достижений «Идея +»

МБОУ «Падунская СОШ»

Просит включить в состав участников фестиваля - смотра педагогических достижений «Идея +»

ФИО участника Косневич Ирина Борисовна

Образовательная дисциплина Технология

Номинация «Сценарий урока»

 

ФИО директора                        подпись

Печать ОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Падунская средняя общеобразовательная школа»

Номинация: «Сценарий урока»

Тема: «Блюда из яиц»

Автор:  Косневич Ирина Борисовна, учитель технологии МБОУ «Падунская СОШ».

2015 -2016

Тема урока: «Приготовление блюд из яиц»

 Планируемые результаты урока

 Предметные:

  • Способствовать формированию представлений учащихся о видах и питательной ценности яиц, навыков технологий проверки качества яиц, возможностях использования их в кулинарии, быту.
  •  Создать условия для овладения учащимися УУД в процессе учебной деятельности.

Личностные:

  • формирование у учащихся логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса;
  •  развивать умения и навыки самостоятельной работы с информацией.

 Регулятивные учебные действия:

  • развитие умения определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
  • способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Познавательные действия:

  • формирование умения извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески перерабатывать;
  • формирование умения проводить анализ первоначальных идей и выбору лучшей идеи, учить формулировать проблему, определять тему урока.

 Коммуникативные учебные действия:

  • формирование умения работать в группах, слушать и слышать друг друга, умение обосновывать и доказывать своѐ мнение, умение учитывать позицию собеседника.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: комбинированный (урок-исследование, урок-практикум) Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковые, познавательные, исследовательские, практическая работа.

Активные методы урока: «Мозговая атака», «Мозговой штурм», «Ромашка», «Удивление», «Лови ошибку».

Межпредметные связи: биология, история, русский язык и литература.

Перечень средств обучения, используемых на уроке:

• Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. : учебник для общеобразо- вательных учреждений / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М. Дрофа, 2015. – 254 с.

 • Технология. Обслуживающий труд. Основы мастерства 5 кл. / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова; С.Э. Маркуцкая под ред. – М. Дрофа, 2015. – 80 с

• Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. Методическое пособие/ О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая.– М. Дрофа, 2015. – 126 с.

Компьютер, слайдовая презентация, инструкционные карты, вырезки из газет и журналов. Для лабораторной работы: стакан, ложка, вода, соль, яйцо (4шт. из них 3шт. несвежие, лежалые) Для практической работы: электрическая плита, набор кухонной и столовой посуды, разделочные доски, скатерти, салфетки, продукты.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Этап организации и мотивации учебной деятельности

Обеспечение мотивации учения детьми; создание проблемной ситуации.

УУД: коммуникативные- постановка вопросов, общение; познавательные – логические, мышление

Организация деятельности учащихся путем постановки наводящих вопросов («Мозговая атака»), корректировка опорных понятий и ликвидация обнаруженных недостатков.

Адаптация; погружение в учебную деятельность; повторение материала предыдущего урока, участие в «Мозговой атаке»; дискуссия с учителем, с другими учащимися.

Этап актуализации знаний и целеполагания учебной деятельности

Актуализация опорных знаний и способов действий; определение темы, постановка целей и задач занятия.

УУД: регулятивные - целеполагание, коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником

Диалог, подводящий к постановке и решению проблемы (конкурсы «Ромашка», «Мозговой штурм»); совместная выработка темы и задач урока; постановка проблемы: «Яйца в питании человека: плюсы и минусы»,

Участие в конкурсах «Ромашка», «Мозговой штурм»; принятие проблемы «Яйца в питании человека: плюсы и

минусы»; определение порядка и путей ее решения; формулирование цели и основных вопросов урока; вербальное воспроизведение рассуждений и выводов.

Этап исследования, физкультминутка

Приобретение нового знания и опыта в процессе самостоятельной деятельности. УУД: коммуникативные- управление поведением партнера, оценка действий партнера; регулятивные - контроль, оценка, коррекция

Постановка учебного задания исследовательского характера: «Строение яйца», «Свежесть яиц и способы ее определения»; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; контроль и помощь в работе учащихся; коррекция выявленных пробелов.

Выполнение учебного задания исследовательского характера: «Строение яйца», «Определение доброкачественности яиц»; работа в бригадах по инструкционным картам; оказание помощи другим учащимся; первичное обобщение и систематизация новых знаний.

Этап завершения исследования, получения результата и его включения в систему знаний

Определение места и значимости новых знаний в системе ранее приобретенных УУД: познавательные - умение структурировать знания

Консультирование; оказание помощи учащимся; организация и коррекция деятельности обучающихся путем постановки наводящих вопросов

Реализация учебного проекта; работа в бригадах: обобщение и систематизация результатов исследования; «Удивление», ответы на вопросы «Проверь себя»; оценка действий партнера.

Этап первичного закрепления

Формирование и развитие умений и навыков применения нового знания. УУД: коммуникативные– умение работать в группе, личностные – логическое мышление, творческое воображение

Постановка учебного задания творческого характера: «Использование яиц в кулинарии»; контролирующая и оценочная деятельность.

Поиск решения проблемы: "Использование яиц в кулинарии»; выполнение учебного задания творческого характера: «Использование яиц в кулинарии»; работа в бригадах- составление технологической карты приготовления блюд из яиц.

Рефлексия

Фиксирование степени соответствия цели учебной деятельности результатам деятельности. УУД: регулятивные – оценка-осознание уровня и качества усвоения материала

Оценка деятельности всех участников учебного процесса.

Оценка проделанной работе, коррекция планирования и результатов деятельности

Ход урока

1.Организационный момент: 

- Приветствие учащихся,

- проверка присутствующих, их готовность к уроку,

- настрой учащихся на урок.

2. Мотивация. На прошлых занятиях мы с вами определили:

- круг проблем здорового питания человека, сформулировали задачи: изучить рациональные способы приготовления пищи, позволяющие сохранять питательные вещества исходных продуктов для обеспечения ими человека;

 - провели ряд исследований: каких пищевых веществ больше в растительных продуктах, и каких - в продуктах животного происхождения.

- (учащиеся разделились на бригады по желанию).

«Мозговая атака» учащиеся подготовили вопросы по ранее изученным темам; первая бригада задает вопрос второй бригаде, вторая бригада, ответив на этот вопрос, тут же задает свой вопрос первой бригаде. Учащиеся сами оценивают правильные ответы: за быстрый, правильный, полный ответ бригаде выдается фишка (Ответы «хором» не засчитываются).

1. Какие пищевые вещества вы знаете?

2. Для чего нужны овощи в питании человека?

3. Какие способы нарезки овощей используют в кулинарии?

4. Какие правила техники безопасности следует соблюдать при нарезке продуктов?

3. Актуализация знаний.

Конкурс «РОМАШКА». Приглашаются представители от каждой бригады для выбора лепестков ромашки, в которых находятся вопросы-загадки об одном из самых удивительных продуктов.

О чем? Угадаете загадки – вы сами сможете объявить тему сегодняшнего урока. За каждый правильный ответ вы получите фишку.

Ответим на вопросы.

Вопрос 1. Какая еда хоть вари еѐ в пяти пудах соли, никогда не будет соленой?

Вопрос 2. Пробил я стенку – увидел серебро, пробил серебро – увидел золото.

Вопрос 3. Маленький, кругленький, беленький разобьется – никакой столяр не склеит.

Вопрос 4. Белая кибитка без окон, без дверей.

 Вопрос 5. На столе – бело, упало со стола – желто.

Вопрос 6. В белокаменный дворец спрятан будущий певец.

Совершенно верно. Яйцо символизирует собой символ зарождающейся новой жизни, сама природа позаботилась о том, чтобы будущая жизнь была обеспечена всеми необходимыми питательными веществами.

Совместная выработка темы урока – предложения обучающихся: «Яйца в питании человека», «Приготовление оригинальных блюд из яиц», «Блюда из яиц».

4. Тема урока: «Приготовление блюд из яиц». (Слайд № 1) 

Совместная выработка цели урока:

- Знать: какие полезные вещества содержатся в яйце.

- Уметь: готовить вкусные блюда из яиц.

Чтобы достичь поставленной цели урока, какие этапы получения знаний и умений вы должны пройти?

Совместная выработка плана изучения темы:

1. Узнать, какие виды яиц бывают.

 2. Выяснить, почему полезны яйца. 3. Выяснить, какие блюда можно приготовить из яиц.

Постановка проблемы: «Яйца в питании человека: плюсы и минусы», «Использование яиц в кулинарии».

 5. «Мозговой штурм» - каждый участник выясняет все, что он знает по выбранной проблеме и что хотел бы выяснить.

Чем больше будет выдвинуто предположений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» появятся новые ценные идеи.

(За каждый вопрос и за правильный ответ ученица получает фишку). Самостоятельная работа обучающихся с источниками информации: учебник, тетрадь, вырезки из газет и журналов.

Ответы обучающихся, дополнения учителя: 

1. Какие виды яиц бывают, учитывая то, кто производит их? (По виду птицы различают яйца куриные, утиные, гусиные, перепелиные, индюшачьи, страусиные.)

2. Какие питательные вещества содержатся в яйце, их влияние на организм человека? (Слайд № 2 ) (В яйце содержатся все питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности человека: вода – 74%, белки - 12,5%, жиры – 12%, углеводы – 0,5%,миниральные вещества – 1%, витамины А, группы В, РР, Е и др. ( это «+»). Все питательные вещества яиц легко усваиваются организмом (это «+»). В желтке содержится значительное количество жироподобного вещества – лецитина, которое необходимо человеку для нормального состояния нервной системы (это «+»). Однако при употреблении яиц в большом количестве лецитин может оказать вредное действие и стать причиной заболевания диатезом (это «-»). Яйца полезны для кроветворения, укрепляют кости и суставы, стимулируют иммунную систему, повышают умственную работоспособность (это «+»). Наличие в яйцах холестерина (это «-»).)

3. Какие яичные продукты поступают в продажу? (Слайд № 2) (По стандарту куриные яйца делятся на диетические (хранятся не более 7 суток после снесения) и столовые, которые можно хранить до 30 суток в сухом, чистом, прохладном помещении. В целях сохранения питательных свойств яиц как можно дольше, используют яичные продукты: меланж – это замороженная масса из желтков и белков и яичный порошок – высушенная смесь белков и желтков или отдельно белков и желтков. Меланж и яичный порошок используют чаще всего на предприятиях общественного питания для приготовления самостоятельных блюд из яиц или вводят в состав теста.)

4. Какие блюда можно приготовить из яиц? (Из яиц готовят как самостоятельные блюда, так и используют при приготовлении разнообразных блюд. Различные свойства яиц используются в кулинарии: белок обладает хорошими связующими свойствами, поэтому яйца добавляют в тесто, запеканки, котлеты; осветляющими свойствами – добавляют в бульон, желе, заливное; пенообразующими свойствами – используют для приготовления десертов: безе, крема, зефира. Белок яйца находится в студнеобразном состоянии, при нагревании он свертывается (коагулирует), образуя плотное вещество белого цвета. В зависимости от времени варки яйца могут быть сварены всмятку – жидкие белок и желток (2-3мин.), в «мешочек» – твердый белок и жидкий желток (4-5 мин.) и вкрутую – твердые белок и желток (8-10 мин.). Яйца используют для приготовления салатов, закусок, вторых блюд: омлеты, яичницы, а также для украшения блюд).

Прежде чем вы приступите к выполнению исследовательской работы, давайте отдохнем.

6. Физкультминутка.

7. Лабораторно-исследовательская работа. (Слайд № 2) 

«Строение яйца».

«Определение доброкачественности яиц».

Вводный инструктаж учителя:

- Вам необходимо узнать, каково строение яйца,

- определить доброкачественность яиц,

-  разработать советы по использованию и хранению яиц.

Текущий инструктаж учителя: (Слайд № 3)

- Комментирование условий выполнения лабораторно-исследовательской работы: осторожно разбив яйцо, вы сможете изучить строение яйца и определить его свежесть;

 - определить доброкачественность яйца при помощи солевого раствора.

- Консультирование правил безопасности труда.

 - Контроль и помощь в работе учащимся.

 Выполнение обучающимися исследовательской работы по инструкционным картам (учебник стр. 190) (яйца пронумерованы, среди них находятся несвежие яйца)

Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, советуясь друг с другом и оказывая посильную помощь; изучают основные правила и рекомендации, отбирают наиболее важные и заносят в свою тетрадь; готовят вопросы обучающимся другой бригады; обобщают и систематизируют результаты исследования; выбирают вариант ответа и выступают перед классом с отчетом о проделанной работе:

 Строение яйца определяют его составные части: желток, белок, скорлупа, пленки (белковая и желточная оболочки), пуга – воздушное пространство между скорлупой и тупым концом яйца.

 Образец № 1 – яйцо свежее;

образец № 2 – несвежее яйцо –

ученицы высказывают свое мнение: у свежего яйца белок плотный состоит из двух слоев и желток плотный, шарообразный;

у несвежего яйца белок разжижен, желток приплюснут – всплыл и прикрепился к внутренней стороне скорлупы.

Определение доброкачественности яиц в подсоленной воде:

Образец № 1 – яйцо свежее;

образец № 2 – несвежее яйцо

- ученицы высказывают свое мнение: через поры скорлупы испаряется вода и на тупом конце образуется пуга – пространство, заполненное воздухом. Чем дольше яйцо хранится, тем больше эта пуга. На этом и основывается опыт с плавучестью несвежих яиц: если свежее яйцо идет ко дну, то несвежее всплывает тупым концом вверх – его выталкивает слишком большое количество воздуха внутри скорлупы. Вместе с воздухом в яйцо проникают микробы, которые вызывают его порчу. Яйца надо хранить в холодильнике острым концом вниз, чтобы желток, располагающийся на воздушной камере яйца, быстро не высыхал.

Активная деятельность всего класса в рецензировании выступлений обучающихся;

 ответы на вопросы, предложенные обучающимися:

- Вы все когда-нибудь покупали яйца в магазине и видели, что на яйце стоит штамп. Какую информацию содержит штамп? (девочки высказывают свое мнение, дополнение учителя):

крупные яйца массой 45г и более маркируют красной краской – это продукт 1-й категории; яйца массой 40г и менее – синей краской – это продукт 2-й категории. - Как называются яйца, поступившие в продажу на 8 сутки после снесения?

Ответ: яйца, поступившие в продажу по истечении 7 суток после снесения, называются столовыми.

 - Можно ли определить качество яйца при покупке его в магазине?

Ответ: при покупке в магазине качество яйца определяют по внешнему виду: целостность, цвет и чистота скорлупы, отсутствие запаха и с помощью овоскопа – аппарата для просвечивания яиц: видна раздельность желтка и белка, пятна, а также величина пуги яйца.

Заключительный инструктаж учителя:

- Анализ выполнения исследовательской работы обучающимися.

- Разбор типичных ошибок.

8. Упражнение для глаз.

 9. «Удивление» Выступление обучающихся с творческими заданиями.

Бригада № 1. Как вы думаете, за какие такие особые заслуги во Франции поставили памятник повару Эскофье? (предположение обучающихся) (слайд 4) А вот за какие: он умел делать из яиц 360 разнообразных блюд.

Бригада № 2. На свете много праздников и памятных дней. Как вы думаете, существует ли праздник для яиц? (предположение обучающихся) (слайд № 5) 

Существует! Во вторую пятницу октября во многих странах мира отмечается Всемирный день яйца.

 На Руси принято отмечать православный праздник Пасху, на который все хозяйки красят яйца. Первое пасхальное яйцо, полученное после христосования, имело в глазах народа особое значение – его тщательно берегли как талисман, с помощью которого можно было освободиться от несчастий, пожаров, болезней, грабежей и даже выявить колдуна или отыскать клады…

За что оказана такая честь и внимание этому популярному во все времена продукту?

10. Практическая работа. Постановка проблемы: «Использование яиц в кулинарии» 

Вводный инструктаж учителя:

Проверка организованности начала работы;

Организация рабочих мест;

 Инструктаж по Т/Б (Слайд № 6)

Консультирование по санитарно – гигиеническим правилам (Слайд № 6) Какова первичная обработка яиц. (Слайд № 2) 

(На скорлупе яйца есть микробы, которые могут быть источником болезни сальмонеллез. Поэтому перед приготовлением пищи яйцо надо тщательно мыть.)

Задания творческого характера: 

 Взяв за основу вареное яйцо и используя дополнительные продукты, придумать и оформить на тарелке какой-нибудь сюжет и дать ему название; (Слайд № 7)

 Яичница-глазунья – ваши варианты! (Слайд № 8) 

Выполнение практической работы (по инструкционным картам: учебник стр. 192, 193)

Текущий инструктаж учителя:

 - Комментирование содержания инструкционно-технологических карт по приготовлению блюд из яиц;

- Контроль за соблюдением последовательности работы;

- Контроль за соблюдением правил безопасности труда и санитарно - гигиенических правил;

- Инструктирование обучающихся по выполнению отдельных технологических операций и заданий в целом;

 - Концентрация внимания обучающихся на наиболее эффективных приѐмах

выполнения технологических операций;

- Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

Заключительный инструктаж учителя:

- Анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися.

- Организация мини-выставки, где каждая бригада выставляет свои блюда из яиц.

Рефлексия - обсуждаются полученные результаты практической работы:

Учащиеся оценивают идеи, выбирают лучшее блюдо, учитывая мнение членов бригады и требования к качеству блюдам из яиц (Слайд № 9). 

Учитель акцентирует внимание на том, что без анализа идей объективной оценки быть не может.

Критерии оценки идей: 

оригинальность подачи блюда;

вкусовые качества; оформление блюда.

Выбирается призер выставки.

11.Закрепление материала.

«Лови ошибку!» На воздушный шар прикреплены два листочка с правильными и неправильными ответами. Учащиеся должны найти неправильные ответы.

Первый лист.

Второй лист.

Варѐное яйцо или сырое можно определить: а) опусканием в воду, б) потряхиванием,

в) кручением.

Яйца в «мешочек» - это: а) крутой желток и белок, б) жидкий желток и белок, в) крутой белок, жидкий желток.

«Проверь себя». Учащиеся отвечают на вопросы (Слайд № 10)

За каждый правильный ответ учащиеся получают фишку).

12. Рефлексия (слайды № 11, 12) Самооценка учащимися собственной учебной деятельности:

мне понравилось…,теперь я могу…,я научилась…,мне не понравилось…, показалось скучным…,осталось непонятным…,вопросы к учителю…

Бригадиры подсчитывают количество фишек (1 фишка = 1баллу), полученных в течение урока за выполнение заданий внутри бригад, и помещают итоговую оценку в бланк «Оценка работы учащихся»

№ п/п

Ф.И.

Готовность к уроку

Повторение пройденного

Усвоение нового материала

Лаб. работа

Практ. работа

Соблюд. т/б

Соблюд. с/г

14. Домашнее задание (слайд № 13)

 Самоопределение учащимися в отношении домашнего задания. Девочки выбирают из вариантов: оформить рецепт оригинальной яичницы; подготовить сообщение «Секреты семейной кухни: любимые блюда из яиц»; написать вопросы к «Мозговой атаке»

15.Выставление оценок в журнал и в дневник.

 

Литература

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст]/ Педагогика.- 2009. - № 4.

 2. Логвинова О.Н. Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии [Текст]/Школа и производство.- 2013.-№1.-С. 26-28.

 3. Методическое руководство к таблицам по обслуживающему труду «Работа пищевыми продуктами»[Текст] -Е.В. Васильченко, 1978.

4. Стандарты второго поколения 2-е изд. [Текст]. -М.: Просвещение, 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...