Рабочая программа модуля "Печворк"
рабочая программа по технологии (7 класс) на тему

Синицына Ольга Владимировна

программа модуля "Печворк" для учащихся 7-8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechvork.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует  формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.

            Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.

            Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.

             Программа составлена на основе:

            1. Пособия для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений: Л.П. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды».- М.: Просвещение, 1990.

            2. Учебно-методического пособия для учителя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.

 Цель программы: Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.

            В процессе обучения решаются следующие задачи:

-научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;

-развивать творческие способности учащихся;

-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;

-формировать технологическую культуру;

-формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

 

          Программа для внеклассных занятий, рассчитана на один год обучения.

Объём учебной нагрузки в неделю составляет: ) 0, 5 часа.

На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.

Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.

            Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

            Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.

            Формой активизации учебно-воспитательного процесса является посещение историко-этнографического музея Поморского быта, Центра поморских ремёсел, где происходит знакомство с творчеством народных умельцев нашего края, посёлка,  встречи с народными мастерами.

            Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.

           Итоговый контроль проводиться в форме опроса, тестирования, практических занятий, самостоятельной работы и защиты проектных работ.

                                            

Тематический план

 

 

Разделы и темы.

Количество учебных часов

Раздел.

Тема.

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие. История лоскутного шитья. Инструменты и материалы

1

1

 

2

Цвет. Цветовые сочетания.

1

1

4

Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат»

1

1

6

Орнамент. Виды орнаментов

1

1

7

Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник».

2

2

8

Техника «Полоска». Изготовление изделия в технике «полоска».

2

2

15

Изготовление традиционного узора «Колодец» Изготовление изделия в технике «Колодец»

2

2

17

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором

2

2

Изготовление изделия в технике «Уголки»

2

2

20

Техника «ромбы». Изготовление изделия в технике «ромбы».

2

2

26

Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка.

2

2

 

Итого:                                                         

18

2

16

Содержание программы

 Вводное занятие.

История лоскутного шитья.  Инструменты и материалы (1 ч.)

           Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.

           История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России и на Терском берегу.

           Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.

           Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление.        Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.

            Объекты труда: Шаблоны и трафареты.

  Цвет. Цветовые сочетания. (1 ч. )

            Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.

            Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов. Шаблоны. Раскрой лоскутков. Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.

            Объекты труда: шаблоны, ткани.

 Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» (1 ч.)

            Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.

 Орнамент. Виды орнаментов. (1 ч.)

            Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.

            Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты.

 Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». (2 ч.)

          Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

         Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.                              

Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». (2 ч.)

         Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

        Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

 Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике «колодец». (2 ч.)

            Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

 Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором. (2 ч.)

            Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной технике. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

            Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки.

 Изготовление изделия в технике «Уголки». (2 ч.)

            Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани. Пришивание уголков. Оформление изделия.

            Объекты труда: Коврик, подставка под горячее или др.

 Техника «ромбы» Изготовление изделия в технике «Ромбы». (2 ч)

            Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «звезда», или «кубик». Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки, панно или др.

 

Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка. (2 ч.)

            Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий.

            Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата проведения занятия

Вводное занятие. История лоскутного шитья. Инструменты и материалы

планируемая

фактическая

Цвет. Цветовые сочетания.

Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат»

Орнамент. Виды орнаментов

Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник».

Изготовление изделия в технике «треугольник».

Техника «Полоска». Изготовление изделия в технике «полоска».

Изготовление изделия в технике «полоска».

Изготовление традиционного узора «Колодец»

Изготовление изделия в технике «Колодец»

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника.

Изготовление изделия со спиральным узором

Изготовление изделия в технике «Уголки»

Изготовление изделия в технике «Уголки»

Техника «ромбы». Изготовление изделия в технике «ромбы».

Изготовление изделия в технике «ромбы».

Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка.

Ручная стёжка. Машинная стёжка.

Литература

 1. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.

2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г.Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.

3. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.

4. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...