Творческий проект
проект по технологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОРОЗОВО-БОРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рязаночка»
(русский народный костюм)
Проектно – исследовательская работа по технологии.
Работу выполнила: Данилова Настя ученица 8 класса
Руководитель: Рябкина Елена Павловна
учитель технологии.
М-Борки 2016
Оглавление
стр.
I. Введение 3
II. Основная часть
Глава 1. История Рязанского костюма 4
1.1.Описание женского костюма 5
1.2.Описание мужского костюма 6
Глава 2. Художественная среда
2.1. Доминирующий цвет 7
2.2. Художественный орнамент 8
Глава 3. Технология изготовления
безликой куклы «Рязаночка» 10
Глава 5. Перспектива будущего этой работы 11
III. Заключение 13
IV. Список литературы и источников 14
V. Приложения 15
- Введение
Костюм – это часть культуры народа, она возникла давно вместе с человеческим обществом. У каждого народа в различных областях сохранились свои традиции в изготовлении костюма, свои образцы и художественные средства выразительности.
Принцип, роднящий народный и современный костюм – это простота форм, декоративность, праздничность, чувство материала.
Все мы родом из Рязанской области, где родился русский поэт Сергей Есенин и когда учитель предложил мне выполнить работу об истории рязанского костюма, я с радостью согласилась.
Я вначале изготовила костюм на безликую куклу с помощью моих близких и изучила историю костюма, вышивки.
Работа над таким проектом приобщает к национальной культуре народов нашей страны.
Цель работы:
- знакомство с историей Рязанского народного костюма и технологией выполнения.
Задачи:
- Изучить историю народного костюма и быта Рязанской области
- Изготовить куклу-сувенир «Рязаночка»
- Рассказать о технологии изготовления
- Найти схемы вышивок и выполнить их
II. Основная часть
Глава 1. История Рязанского костюма
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное — скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви,
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!
Русский традиционный костюм стал складываться в XII-XIII веках. По мнению ученых, в этот период шел интенсивный процесс сложения русского этноса. Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних русов - славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов. Русский костюм был достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне.
Реформы императора Петра Первого в политической, экономической и социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Новая модная одежда первоначально была привилегией царя и его окружения, затем стала обязательной для столичных чиновников, дворян, богатых купцов; распространяясь все шире, она вошла в быт провинциального дворянства, а затем и городских: ремесленников. К началу XIX века она стала основной одеждой горожан всех сословий. Лишь крестьяне сохраняли верность традиционному костюму, вплоть до конца XIX века, когда стали утрачиваться черты патриархальности. В результате крестьянской реформы 60-х годов XIX века.
Наиболее древним считается южнорусский костюм Рязанской губерний. Это так называемый понёвный ансамбль. Он имел некоторое сходство с украинским, белорусским, мордовским костюмом (см. приложение №1).
1.1.Описание женского костюма
Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерний. Отличается он радостным, звонким цветом кумача. На фоне зеленых лугов и лесов он вступал в полную гармонию с природой, создавая празднично-ликующий эмоциональный настрой, приглашая в весенние и летние хороводы народных фольклорных праздников. Отличительной чертой рязанского костюма является материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Недаром традиционный русский костюм называют «многослойным» (см. приложение №2): рубаха, понева, навершник, занавеска, кичка, платок. Древний тип женского сарафана – шушпан со сплошным передним полотнищем. В дальнейшем этот сарафан стал распашной, застёгивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле он получил название клиник. В прочем встречались и другие названия по ткани: кумашник, набоешник, штовник. Во второй половине XIX на смену косоклинному пришел прямой сарафан из пяти – шести полотнищ с узкими лямками: лямошник, круглый, раздувай, москвич, шубка. Шили одежду из таких тканей: кумач, атлас, штоф, парча. Но что удивительно, немыслимый преизбыток одежд и пестрота красок непостижимым образом приведены в гармонию.
Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой была «душегрея», отороченная мехом.
1.2.Описание мужского костюма
Мужской костюм по всей России был однотипным. С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой, одинаковой для детей и взрослых была зимняя одежда. Мужская одежда состояла из рубахи с прямыми или косыми поликами и ластовицей, под спинку подшивали треугольную ткань — «подоплеку», разрез на горловине чаще делали слева, прикрывая его планкой или обшивали тесьмой, как и подол, и концы рукавов. Свадебная рубаха украшалась по рукавам и подолу широким узором (тканым или вышитым). В некоторых губерниях расшивали грудь. Красный узор носил сакральный смысл, служил оберегом от злых сил. Готовила такую рубаху невеста перед свадьбой с молением, зашивая в ее узоре «письмо» с пожеланием добра, семейного благополучия, богатства. В комплект одежды входили штаны-порты из домотканого сукна, льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Штаны были довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или по ним наматывались онучи. Головным убором служила суконная или валяная шляпа — «грешевик» и зимний меховой треух. Верхняя одежда — кафтан отрезной по талии и шуба. Волосы мужчины стригли «под горшок», отпускали бороду и усы. (см. приложение №3)
Глава 2. Художественная среда
2.1. Доминирующий цвет
Рязанский костюм для девушки был в особой цветовой гамме. Главную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Он состоял из длинной рубахи, поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера "чопки" и "разметки", а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.
2.2. Художественный орнамент
В Рязанской губернии различаются рязанское, Скопинское и Михайловское кружево. К ним надо добавить изделия жительниц города Зарайска. В самой Рязани и пяти ее пригородных слободах (Ямской-Касимовке, Ямской, Рыбной, Троицкой и Борках) плели тонкое, многопарное. Именно здесь в начале XIX века возник кружевной промысел, существующий и поныне. Старинных работ конца XVIII — начала XIX века сохранилось очень мало. Они сделаны из тонкого сурового льна с обводкой контуров фигур шелком разных цветов и довольно широки: по 10-15 см. Судя по названиям городского рязанского кружева — «травчатое», «ветка травчатая», «ветка с виноградом», — основные орнаментальные мотивы были первоначально растительными. Эти названия сохранились и впоследствии, но сами узоры настолько геометризировались, что в изделиях конца XIX столетия можно только догадываться об их растительной основе. В работах рязанских кружевниц были очень распространены и волнистые растительные мотивы. В начале XIX столетия они исполнялись цветными шелками с введением металлической нити. Например, темно-зеленым шелком холодного тона выплетался фон и сетчатый волнистый стебель с лапчатыми листьями, обведенный серебряной сканью. Золотисто-желтая шелковая скань образует внизу трилистники, а вверху линейную полоску. Нижняя кромка кружева ровная, с зелеными отвисными петельками. Рязанское кружево в целом — крупное явление в русском прикладном искусстве. Особенно оригинальный, самобытный характер оно получило в городе Михайлове и Михайловском уезде Рязанской губернии. Небольшой городок Михайлов расположен на берегах реки Прони, в 70 км к юго-западу от Рязани, и еще на рубеже XIX и ХХ веков имел вполне сельский облик. В XVI столетии в возникновением засечной полосы — оборонного рубежа Московского государства, — сюда было переселено значительное число московских служилых людей. Новые жители долго не смешивались с основным населением. Они принесли сюда многие навыки, ранее неизвестные коренным жителям. Свободные от крепостного угнетения, московские переселенцы активно занимались различными ремеслами. Именно в среде пришлого населения, превратившегося в государственных крестьян, возникло кружевоплетение в виде промысла, вероятно, в первой половине XIX столетия. Шедшее на украшение белья и платья кружево «рязанского манера», и «травчатое» для постельного белья, и сцепное для полотенец — все приобреталось купцами в приданое дочерям. Но с годами Михайловское купечество беднело, такие ценные отделки становились для него недоступными, поэтому в конце XIX века лишь в двух-трех семьях в городе умели исполнять трудоемкое многопарное плетение. Еще раньше исчезло сцепное. С появлением анилиновых красителей во второй половине XIX века хлопчатобумажная пряжа стала окрашиваться. Тогда возникло еще большее разнообразие элементов, не только рисунка, но и расцветки: как ни повторялись в ряду фигуры узора, так не повторялся и цвет этих фигур. Но все-таки при большей нарядности цветного кружева строгий колорит двух оттенков белого цвета гораздо тоньше, красивее. В конце XIX века Михайловские горожанки сменили свою старинную одежду на юбки и кофты — обычный костюм городских мещанок. Со старинной одеждой исчезло и кружево. Такое кружево можно увидеть на нашей семейной реликвии рушнике 1916 года, выполненном нашей прапрабабушкой Рожновой Екатериной Митрофановной – жительницей села Желудёво Рязанской губернии, так же на нем есть вышивка. (см. приложение №4) Некоторые схемы (см. приложение №5) |
Глава 3. Технология изготовления.
Как изготовить куклу-сувенир «Рязаночка»
Оборудование и материалы.
Образцы народных игрушек, репродукции с изображением народного костюма, картон, клей, ножницы, иглы, катушечные нитки, напёрстки, ткани.
Практическая часть.
Заготовка выкроек-лекал.
Изготовление игрушки я начала с заготовки выкройки-лекала. По ней я буду выкраивать каркас из картона. После того как я сделала выкройки-лекала я разложила их на картоне. Обвела карандашом и вырезала ножницами. Каждую деталь подписала. (см. приложение №6)
Раскрой каркаса и ткани.
Основой сувенира «Рязаночка» служит картонный каркас. Из картона по выкройке вырезала детали.
Далее приступила к раскрою ткани. Определив изнаночную сторону ткани, я сделала раскладку лекал, учитывая прибавки на швы. Обрисовала детали мелом.
Детали: сарафан, донышко, кокошник, косынку вырезала из ситца (сатина) ярких цветов; голову, рукава – из белого шелка. При этом делаю прибавку на швы (примерно 1 см).
Работа с клеем.
При помощи клея соединяю вырезанные детали с картонным каркасом, начиная с прямых сторон деталей сарафана во-избежании перекоса тканей. Таким же образом соединяю детали кокошника и донышка (при необходимости края деталей нужно рассечь ножницами).
Шью сарафан. Совместим нижние точки сарафана, прямые стороны соединяю и сшиваю мелкими стежками через край. Закончив сшивание средней линии сарафана, получившийся шов маскирую тесёмкой.
Заключительный этап: вшивание донышка.
Кукла (см. приложение №7).
Глава 5. Перспектива будущего этой работы
Выполнив, данную работу в виде куклы, мне хотелось бы, в следующем году, создать данный костюм в натуральную величину, то есть создать костюм который мог бы пригодиться для выступления или демонстрации на подиуме. Девушка на выданье из Рязанского уезда носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Он состоял из длинной рубахи, поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера "чопки" и "разметки", а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей. |
Верхняя часть рубахи изготовлена из четырех полотнищ отбеленного льна. По-видимому, это поздний вариант кроя девичьей рубахи (ее могла носить и молодая женщина). Первоначально рубаха была цельнокроеной. В верхней части переднего и заднего полотнища, а так же небольшие прямые полики присобраны в мелкие густые сборки под невысокий вороник - стойку. Прямые рукава, сшитые из цельных полотнищ кумачовой ткани, внизу присобраны под неширокие манжеты в мелкие сборки, зафиксированные с изнаночной стороны. Манжеты застегивались с помощью воздушных петель. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Рязанская рубаха очень нарядна. Она украшена по воротнику, линиям поликов и грудного разреза счетной вышивкой. Места соединения рукавов и поликов отмечены декоративными нашивками из полос красного коклюшечного кружева и черной тесьмы с металлическими блестками. Яркие кумачовые нашивки обрамляют также грудной разрез. Манжеты украшают полоски золотого шнура с нашитыми рядами металлических блесток и бисера. По низу подола проходит нашитая широкая красная тканая кайма с тремя рядами узких полосок. Кайма на девичьей рубахе должна быть видна из-под верхней одежды - шушки. (см. приложение №8). Шушка сохранила архаичный туникообразный крой: центральное полотнище плотного шерстяного домотканого полотна бело - серого цвета перекинуто спереди назад; в месте сгиба прорезана горловина V- образной формы; по бокам пришиты более короткие полотнища и в верхней части - недлинные рукава. Под рукавами вшиты маленькие ромбовидные ластовицы. Декоративное решение шушки подчеркнуто скромно: единственным цветовым акцентом одежды является шерстяная темно-коричневого цвета обшивка, обрамляющая вырез горловины, края рукавов и подола (рис. 1.26). К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета(см.приложение№9). Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из ситцевой ткани. Вышивка лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике "золотное шитье", верхняя часть головного убора заполнена орнаментом стилизованного растительного мотива. (см. приложение №10) |
III. Заключение
Работая над проектом, я постаралась выполнить поставленные передо мной творческие задачи, освоила основные приемы изготовления и оформления игрушки. Выполнила все элементы творческой работы – подборка тканей, тесьмы, придание игрушки желаемой формы, выражение художественного образа. Такая работа требует определенной мыслительной деятельности, художественного вкуса, умение анализировать.
Вся работа базировалась на изучении народного искусства, интересе к истории и традициям своих предков. Для успешного выполнения мне пришлось освоить основы общей и специальной композиции при создании модели игрушки, прием разработки чертежей объемной игрушки, графического изображения и оформления. Участвуя в подобных проектах у ребят, приобретаются практические навыки в изготовлении игрушек, появляется возможность творческого развития, творческого поиска, проявление фантазии и изобретательности, выражение смелости в поисках новых форм и декоративных средств выражения художественных форм.
Появляется возможность самостоятельно выбирать тему думать о способах исполнения, выборе материала, художественных средствах создания образов, а так же умение работать с художественной и технической литературой и применять полученные теоретические знания на практике. Экономическая ценность моих вышивок. (см.приложение №11).
IV. Список литературы
1. Аничков Е.В., Язычество и Древняя Русь, Пг., 1914
2. Виноградова Л.Н., Мифологический аспект полесской «русальной» традиции//Славянский и балканский фольклор, М., 1986
3. Завойко Г.К., Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии// Этнографическое обозрение, 1914 №3,4.
4. Носова Г.А., Язычество в православии, М., 1975
5. Русская мифология. Энциклопедия, Москва, изд-во ЭКСМО, 2006
6. Соколова В.К., Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов. 19-начало 20 в. М., 1979
7.http://www.history-Ryazan.ru/
8.http://www. seismic.geol.msu.ru/
V. Приложения
Приложение № 1. Женский рязанский костюм.
Приложение № 2. Схема состава женского рязанского костюма.
Приложение № 3. Мужской костюм
Приложение № 4. Семейная реликвия – рушник.
Приложение № 5. Схема вышивок.
Приложение № 6. Закройки-лекало.
Приложение № 7. Кукла.
Приложение № 6. Кукла.
Приложение № 7(1). Кукла.
Приложение № 8. Схема рубахи
Приложение № 6. Кукла.
.
Приложение № 9. Схема шушки
Приложение № 10. Схема кокошника.
Приложение № 10. Экономическая ценность моих вышивок.
Используемый материал | Количество | Цена | Итого |
Нитки мулине | 10 мотков | 15 рублей | 150 рублей |
Канва | 20X100 | 180 рублей | 36 рублей |
Итого: | 186 рублей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково
Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...
Презентация урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Презентация урока в 5 классе...
Методическая разработка урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Урок с презентацией по проектной деятельности учащихся...
Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.
Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...
Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...
Презентация Что такое творческий проект? Этапы написания творческого проекта.Фартук 5 класс
Этапы написания творческого проекта по технологии 5 класс...