Творческий проект
проект по технологии (8 класс) по теме

Рябкина Елена Павловна

творческий проект "Рязаночка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc785.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОРОЗОВО-БОРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рязаночка»

(русский народный костюм)

Проектно – исследовательская работа по технологии.

                               Работу выполнила: Данилова Настя  ученица 8 класса                                                                            

                               Руководитель: Рябкина Елена Павловна                                                                            

                                                         учитель технологии.

М-Борки 2016      

                                                                                                                                             Оглавление

                                                                                                                     стр.

I. Введение                                                                                                  3

II. Основная часть                                                                                                                                                

      Глава 1. История Рязанского костюма                                                4

                 1.1.Описание женского костюма                                              5

                 1.2.Описание мужского костюма                                             6                                                                                                                                            

      Глава 2. Художественная среда

                 2.1. Доминирующий цвет                                                          7

                 2.2. Художественный орнамент                                                8

      Глава 3. Технология изготовления  

                    безликой куклы «Рязаночка»                                                 10

          Глава 5. Перспектива будущего этой работы                                 11

III. Заключение                                                                                          13                                                                   

IV. Список литературы и источников                                                  14                                                       

V. Приложения                                                                                          15                                                                     

  1. Введение

Костюм – это часть культуры народа, она возникла давно вместе с человеческим обществом.  У каждого народа в различных областях сохранились свои традиции в изготовлении костюма, свои образцы и художественные средства выразительности.

Принцип, роднящий народный и современный костюм – это простота форм, декоративность, праздничность, чувство материала.  

Все мы  родом из  Рязанской области, где родился русский поэт Сергей Есенин  и когда учитель предложил мне выполнить работу об  истории рязанского костюма, я с радостью согласилась.

Я вначале изготовила костюм на безликую куклу с помощью моих близких и изучила историю костюма, вышивки.

Работа над таким проектом приобщает к национальной культуре народов нашей страны.

Цель работы:

  • знакомство с историей Рязанского народного костюма и технологией выполнения.

Задачи:

  • Изучить историю народного  костюма и быта Рязанской области
  • Изготовить куклу-сувенир «Рязаночка»
  • Рассказать о технологии изготовления
  • Найти схемы вышивок и выполнить их

II. Основная часть

Глава 1. История Рязанского костюма

                                                                      В дивном наряде крестьянской одежды,

                                                        Где весь узор о мечте и надежде:
                                                        Красным расшиты запон и рубаха
                                                                          (Черное — скорбь, что на родине свято),
                                                            По подолу, как на вспаханном поле,
                                                    Ромбы узорной легли полосою;
                                                     Символы солнца и знаки земли.
                                                    Матери-жизни и птицы любви,

                                                    Так испокон сохранен на Руси

                                                            Женский костюм небывалой красы!

Русский традиционный костюм стал складываться в XII-XIII веках. По мнению ученых, в этот период шел интенсивный процесс сложения русского этноса. Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних русов - славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов. Русский костюм был достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне.

Реформы императора Петра Первого в политической, экономической и социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Новая модная одежда первоначально была привилегией царя и его окружения, затем стала обязательной для столичных чиновников, дворян, богатых купцов; распространяясь все шире, она вошла в быт провинциального дворянства, а затем и городских: ремесленников. К началу XIX века она стала основной одеждой горожан всех сословий. Лишь крестьяне сохраняли верность традиционному костюму, вплоть до конца XIX века, когда стали утрачиваться черты патриархальности. В результате крестьянской реформы 60-х годов XIX века.

Наиболее древним считается южнорусский костюм Рязанской губерний. Это так называемый понёвный ансамбль. Он имел некоторое сходство с украинским, белорусским, мордовским костюмом (см. приложение №1).

http://www.history-ryazan.ru/system/files/node_files/admin/4.jpg


                           1.1.Описание женского костюма

Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерний. Отличается он радостным, звонким цветом кумача. На фоне зеленых лугов и лесов он вступал в полную гармонию с природой, создавая празднично-ликующий эмоциональный настрой, приглашая в весенние и летние хороводы народных фольклорных праздников. Отличительной чертой рязанского костюма является материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Недаром традиционный русский костюм называют «многослойным»                                      (см. приложение №2): рубаха, понева, навершник, занавеска, кичка, платок. Древний тип женского сарафана – шушпан со сплошным передним полотнищем. В дальнейшем этот сарафан стал распашной, застёгивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле он получил название клиник. В прочем встречались и другие названия по ткани: кумашник, набоешник, штовник. Во второй половине XIX на смену косоклинному пришел прямой сарафан из пяти – шести полотнищ с узкими лямками: лямошник, круглый, раздувай, москвич, шубка. Шили одежду из таких тканей: кумач, атлас, штоф, парча. Но что удивительно, немыслимый преизбыток одежд и пестрота красок непостижимым образом приведены в гармонию.

Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой была «душегрея», отороченная мехом.

C:\Users\Фролова\Desktop\2011г.П-т по техн.Рязаночка\Картинки вышивки\10001.jpg

1.2.Описание мужского костюма

Мужской костюм по всей России был однотипным. С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой, одинаковой для детей и взрослых была зимняя одежда. Мужская одежда состояла из рубахи с прямыми или косыми поликами и ластовицей, под спинку подшивали треугольную ткань — «подоплеку», разрез на горловине чаще делали слева, прикрывая его планкой или обшивали тесьмой, как и подол, и концы рукавов. Свадебная рубаха украшалась по рукавам и подолу широким узором (тканым или вышитым). В некоторых губерниях расшивали грудь. Красный узор носил сакральный смысл, служил оберегом от злых сил. Готовила такую рубаху невеста перед свадьбой с молением, зашивая в ее узоре «письмо» с пожеланием добра, семейного благополучия, богатства. В комплект одежды входили штаны-порты из домотканого сукна, льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Штаны были довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или по ним наматывались онучи. Головным убором служила суконная или валяная шляпа — «грешевик» и зимний меховой треух. Верхняя одежда — кафтан отрезной по талии и шуба. Волосы мужчины стригли «под горшок», отпускали бороду и усы. (см. приложение №3)

http://oldryazan.ru/wp-content/uploads/2010/11/x_31b2d82b.jpg

Глава 2. Художественная среда

2.1. Доминирующий цвет

Рязанский костюм для девушки был в особой цветовой гамме. Главную  роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Он состоял из длинной рубахи, поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера "чопки" и "разметки", а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.

M:\Проект по технологии\Картинки\c3e86d0637c8.jpg

2.2. Художественный орнамент

В Рязанской губернии различаются рязанское, Скопинское и Михайловское кружево. К ним надо добавить изделия жительниц города Зарайска. В самой Рязани и пяти ее пригородных слободах (Ямской-Касимовке, Ямской, Рыбной, Троицкой и Борках) плели тонкое, многопарное. Именно здесь в начале XIX века возник кружевной промысел, существующий и поныне.

Старинных работ конца XVIII — начала XIX века сохранилось очень мало. Они сделаны из тонкого сурового льна с обводкой контуров фигур шелком разных цветов и довольно широки: по 10-15 см. Судя по названиям городского рязанского кружева — «травчатое», «ветка травчатая», «ветка с виноградом», — основные орнаментальные мотивы были первоначально растительными. Эти названия сохранились и впоследствии, но сами узоры настолько геометризировались, что в изделиях конца XIX столетия можно только догадываться об их растительной основе.
Типичный рисунок, возникший еще в XVIII и повторяющийся весь XIX век, состоит из узкой волнистой полосы с короткими отростками. На фоне между волнами помещены схематично изображенные павы. Зубцы края треугольные, плоские. В промежутках и на фоне — решетки крупного рисунка, сквозные розетки и закидки. В первой половине XIX века он выплетается в белом льняном материале и несколько укрупняется. Фигуры пав чередуются с двуглавыми орлами и получают четкий силуэт, более реальную трактовку. Нижняя кромка края становится ровной, в виде полосы крупной решетки с равномерно повторяющимися сердцевидными листиками. Ясный рисунок, рельефная скань и обилие сквозных элементов делают этот край не менее красивым, чем его ранний прототип, несмотря на тонкую нить, цветные и серебряные обводки, усиливающие декоративность последнего. В еще более поздних вариантах мотива из-за толстой пряжи рисунок упрощается, теряет сквозные детали, а обводка шерстью ярких тонов сообщает некоторую грубоватость.

В работах рязанских кружевниц были очень распространены и волнистые растительные мотивы. В начале XIX столетия они исполнялись цветными шелками с введением металлической нити. Например, темно-зеленым шелком холодного тона выплетался фон и сетчатый волнистый стебель с лапчатыми листьями, обведенный серебряной сканью. Золотисто-желтая шелковая скань образует внизу трилистники, а вверху линейную полоску. Нижняя кромка кружева ровная, с зелеными отвисными петельками.
Помимо традиционных геометрических и растительных, в рязанском есть группа рисунков, очевидно связанных с западноевпроейскими. За неимением достаточно тонкой льняной пряжи, как в прототипах, их делали из хлопчатобумажной. Полотнянка в этих работах почти отсутствует, тюлевый фон и решетки внутри фигур, выведенных лишь одной сканью, дают им воздушность. Сами узоры незатейливы: ряд «огурцов» одновременно служит основным мотивом и зубцами края так же как волнистые цепочки скани вдоль его кромки иногда с отвисными петельками.
С течением времени техника плетения парного кружева в Рязани упрощается. Для исполнения большей части вещей в конце XIX века требовалось 20 пар. Только один рисунок плелся на 80 парах, но его тонкость, изящество, особенно в изделиях Борковских мастериц, позволяют считать Рязань одним из главных мест производства легкого кружева в России.

Рязанское кружево в целом — крупное явление в русском прикладном искусстве. Особенно оригинальный, самобытный характер оно получило в городе Михайлове и Михайловском уезде Рязанской губернии. Небольшой городок Михайлов расположен на берегах реки Прони, в 70 км к юго-западу от Рязани, и еще на рубеже XIX и ХХ веков имел вполне сельский облик. В XVI столетии в возникновением засечной полосы — оборонного рубежа Московского государства, — сюда было переселено значительное число московских служилых людей. Новые жители долго не смешивались с основным населением. Они принесли сюда многие навыки, ранее неизвестные коренным жителям. Свободные от крепостного угнетения, московские переселенцы активно занимались различными ремеслами. Именно в среде пришлого населения, превратившегося в государственных крестьян, возникло

кружевоплетение в виде промысла, вероятно, в первой половине XIX столетия.

Шедшее на украшение белья и платья кружево «рязанского манера», и «травчатое» для постельного белья, и сцепное для полотенец — все приобреталось купцами в приданое дочерям. Но с годами Михайловское купечество беднело, такие ценные отделки становились для него недоступными, поэтому в конце XIX века лишь в двух-трех семьях в городе умели исполнять трудоемкое многопарное плетение. Еще раньше исчезло сцепное.

С появлением анилиновых красителей во второй половине XIX века хлопчатобумажная пряжа стала окрашиваться. Тогда возникло еще большее разнообразие элементов, не только рисунка, но и расцветки: как ни повторялись в ряду фигуры узора, так не повторялся и цвет этих фигур. Но все-таки при большей нарядности цветного кружева строгий колорит двух оттенков белого цвета гораздо тоньше, красивее.

В конце XIX века Михайловские горожанки сменили свою старинную одежду на юбки и кофты — обычный костюм городских мещанок. Со старинной одеждой исчезло и кружево. Такое кружево можно увидеть на нашей семейной реликвии  рушнике 1916 года, выполненном нашей прапрабабушкой Рожновой Екатериной Митрофановной – жительницей села Желудёво Рязанской губернии,  так же на нем есть вышивка. (см. приложение №4)

Некоторые схемы (см. приложение №5)







Глава 3. Технология изготовления.

Как изготовить куклу-сувенир «Рязаночка»

Оборудование и материалы.

        Образцы народных игрушек, репродукции с изображением народного костюма, картон, клей, ножницы, иглы, катушечные нитки, напёрстки, ткани.

Практическая часть.

Заготовка выкроек-лекал.

Изготовление игрушки я начала с заготовки выкройки-лекала. По ней я буду выкраивать каркас из картона. После того как я сделала выкройки-лекала я разложила их на картоне. Обвела карандашом и вырезала ножницами. Каждую деталь подписала. (см. приложение №6)

Раскрой каркаса и ткани.

        

        Основой сувенира «Рязаночка» служит картонный каркас. Из картона по выкройке вырезала детали.

        Далее приступила к раскрою ткани. Определив изнаночную сторону ткани, я сделала раскладку лекал, учитывая прибавки на швы. Обрисовала детали мелом.

        Детали: сарафан, донышко, кокошник, косынку вырезала из ситца (сатина) ярких цветов; голову, рукава – из белого шелка. При этом делаю прибавку на швы (примерно 1 см).

Работа с клеем.

        При помощи клея соединяю вырезанные детали с картонным каркасом, начиная с прямых сторон деталей сарафана во-избежании перекоса тканей. Таким же образом соединяю детали кокошника и донышка (при необходимости края деталей нужно рассечь ножницами).

        Шью сарафан. Совместим нижние точки сарафана, прямые стороны соединяю и сшиваю мелкими стежками через край. Закончив сшивание средней линии сарафана, получившийся шов маскирую тесёмкой.  

Заключительный этап: вшивание донышка.

Кукла (см. приложение №7).

Глава 5. Перспектива будущего этой работы

        Выполнив, данную работу в виде куклы, мне хотелось бы, в следующем году, создать данный костюм в натуральную величину, то есть создать костюм который мог бы пригодиться для выступления или демонстрации на подиуме.                

        Девушка на выданье из Рязанского уезда носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Он состоял из длинной рубахи, поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера "чопки" и "разметки", а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.

                                                                                                                                           

Верхняя часть рубахи изготовлена из четырех полотнищ отбеленного льна.          По-видимому, это поздний вариант кроя девичьей рубахи (ее могла носить и молодая женщина). Первоначально рубаха была цельнокроеной. В верхней части переднего и заднего полотнища, а так же небольшие прямые полики присобраны в мелкие густые сборки под невысокий вороник - стойку. Прямые рукава, сшитые из цельных полотнищ кумачовой ткани, внизу присобраны под неширокие манжеты в мелкие сборки, зафиксированные с изнаночной стороны. Манжеты застегивались с помощью воздушных петель. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Рязанская рубаха очень нарядна. Она украшена по воротнику, линиям поликов и грудного разреза счетной вышивкой. Места соединения рукавов и поликов отмечены декоративными нашивками из полос красного коклюшечного кружева и черной тесьмы с металлическими блестками. Яркие кумачовые нашивки обрамляют также грудной разрез. Манжеты украшают полоски золотого шнура с нашитыми рядами металлических блесток и бисера. По низу подола проходит нашитая широкая красная тканая кайма с тремя рядами узких полосок. Кайма на девичьей рубахе должна быть видна из-под верхней одежды - шушки. (см. приложение №8).

           Шушка сохранила архаичный туникообразный крой: центральное полотнище плотного шерстяного домотканого полотна бело - серого цвета перекинуто спереди назад; в месте сгиба прорезана горловина V- образной формы; по бокам пришиты более короткие полотнища и в верхней части - недлинные рукава. Под рукавами вшиты маленькие ромбовидные ластовицы. Декоративное решение шушки подчеркнуто скромно: единственным цветовым акцентом одежды является шерстяная темно-коричневого цвета обшивка, обрамляющая вырез горловины, края рукавов и подола (рис. 1.26). К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета(см.приложение№9).                                    

        Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из ситцевой ткани. Вышивка лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике "золотное шитье", верхняя часть головного убора заполнена орнаментом стилизованного растительного мотива. (см. приложение №10)

III. Заключение

        Работая над проектом, я постаралась выполнить поставленные передо мной творческие задачи, освоила основные приемы изготовления и оформления игрушки. Выполнила все элементы творческой работы – подборка тканей, тесьмы, придание игрушки желаемой формы, выражение художественного образа. Такая работа требует определенной мыслительной деятельности, художественного вкуса, умение анализировать.

        Вся работа базировалась на изучении народного искусства, интересе к истории и традициям своих предков. Для успешного выполнения мне пришлось освоить основы общей и специальной композиции при создании модели игрушки, прием разработки чертежей объемной игрушки, графического изображения и оформления. Участвуя в подобных проектах у ребят, приобретаются практические навыки в изготовлении игрушек, появляется возможность творческого развития, творческого поиска, проявление фантазии и изобретательности, выражение смелости в поисках новых форм и декоративных средств выражения художественных форм.

        Появляется возможность самостоятельно выбирать тему думать о способах исполнения, выборе материала, художественных средствах создания образов, а так же умение работать с художественной и технической литературой и применять полученные теоретические знания на практике. Экономическая ценность моих вышивок. (см.приложение №11).  

C:\Users\Фролова\Desktop\2011г.П-т по техн.Рязаночка\Картинки вышивки\10002.jpg

IV. Список литературы

1. Аничков Е.В., Язычество и Древняя Русь, Пг., 1914
2. Виноградова Л.Н., Мифологический аспект полесской «русальной» традиции//Славянский и балканский фольклор, М., 1986
3. Завойко Г.К., Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии// Этнографическое обозрение, 1914 №3,4.
4. Носова Г.А.,  Язычество в православии, М., 1975
5. Русская мифология. Энциклопедия, Москва, изд-во ЭКСМО, 2006
6. Соколова В.К., Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов. 19-начало 20 в. М., 1979
7.
http://www.history-Ryazan.ru/

8.http://www. seismic.geol.msu.ru/

V. Приложения

Приложение № 1. Женский рязанский костюм.

                   

                                   

                                                                   

Приложение № 2. Схема состава женского рязанского костюма.

Приложение  № 3. Мужской костюм

Приложение № 4.  Семейная реликвия – рушник.

F:\CIMG3082.JPG

Приложение № 5. Схема вышивок.

C:\Users\Фролова\Desktop\2011г.П-т по техн.Рязаночка\Картинки вышивки\10019.jpg

                                       

Приложение №  6. Закройки-лекало.

C:\Users\Фролова\Desktop\2011г.П-т по техн.Рязаночка\Картинки вышивки\10010.jpg

                                      C:\Users\Фролова\Desktop\2011г.П-т по техн.Рязаночка\Картинки вышивки\10011.jpg

                                                           C:\Users\Фролова\Desktop\2011г.П-т по техн.Рязаночка\Картинки вышивки\10012.jpg

C:\Users\Фролова\Desktop\2011г.П-т по техн.Рязаночка\Картинки вышивки\10013.jpg                     C:\Users\Фролова\Desktop\2011г.П-т по техн.Рязаночка\Картинки вышивки\10014.jpg

Приложение № 7. Кукла.

        Приложение № 6. Кукла.

                                                             

Приложение № 7(1). Кукла.

Приложение № 8. Схема рубахи

        Приложение № 6. Кукла.

                                                             

.

Приложение № 9. Схема шушки

Приложение № 10. Схема кокошника.

Приложение № 10. Экономическая ценность моих вышивок.

Используемый материал

Количество

Цена

Итого

Нитки мулине

10 мотков

15 рублей

150 рублей

Канва

20X100

180 рублей

36 рублей

Итого:

186 рублей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...

Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»

Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...