Рабочая программа
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему
Образовательная программа «Умелые руки» по содержательной, тематической направленности является художественной; по функциональному предназначению - предпрофессиональной; по форме
организации - кружковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_umelye_ruki.docx | 78.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Умелые руки» по содержательной, тематической направленности является художественной; по функциональному предназначению - предпрофессиональной; по форме
организации - кружковой; по времени реализации - двухгодичной.
Программа «Умелые руки» предназначена для подростков, интересующихся столярным делом и направлена на обеспечение
дополнительной подготовки по технологии.
Содержание программы нацелено на развитие навыков изготовления
изделий из древесины, знакомит с профессиями, востребованными в производстве изделий из дерева.
Изучение курса актуально в связи с тем, что развитие технического творчества рассматривается как одно из важных направлений в педагогике.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применять полученные навыки и практический опыт при проведении ремонтных работ в домашних условиях; для профессионального самоопределения личности. Кроме того, программа «Умелые руки» предоставляет широкую возможность не только для активного приспособления школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами и потребностями.
Занимаясь столярным делом, школьники знакомятся с большим количеством материалов и инструментов, приобретая, таким образом полезные в жизни практические навыки. При изготовлении изделий из древесины они сталкиваются с решением технологических проблем, что способствует развитию технического мышления, творческого решения возникающих проблем. Кроме того, занятия столярным делом решают проблему занятости детей, развивают у них такие черты характера как терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие.
В основе развития способности к столярному делу лежат два вида деятельности обучающихся: это творческая практика и изучение теории столярного дела.
Концепция программы: ведущей идеей программы является практико-ориентированный подход к процессу обучения, направленный на обеспечение возможности самореализации и самоопределения обучающихся; формирование и развитие ценностных ориентаций в процессе оценочной деятельности, способствующих социализации учащихся и их вхождению в мир труда.
Цель программы: создание условий для социальной адаптации детей средствами технического творчества в области столярного дела.
Задачи программы:
- Способствовать усвоению компетенций работы с деревом и другими материалами.
- Предоставить возможность освоения техники обработки древесины.
- Создать условия для профессиональной ориентации подростков.
- Развивать трудолюбие, самостоятельность, уважение к результатам груда других людей, творческое мышление.
Программа «Умелые руки» составлена с учетом содержания программ для учреждений общего образования по техническому творчеству обучающихся и является многоуровневой, рассчитана на «Базовый» и «Стартовый» уровни. Особенностью данной программы является создание условий для присвоения основ обработки не только древесины, но и использования при изготовлении изделий из дерева металла и других материалов. Значительная часть программы уделяет внимание овладению приемами и техникой художественной обработке материалов.
«Базовый» уровень - изучение основ материаловедения и обработки древесины, освоение навыков работы с деревообрабатывающими инструментами.
«Стартовый» уровень - создает условия для освоения технологии изготовления изделий из древесины и фанеры с использованием тонколистового металла и проволоки, различных приемов художественной обработки изделий из дерева.
Практические задания способствуют развитию у детей умения создавать изделия по собственному замыслу. Дети 9-15 лет способны на продуктивном уровне выполнять предлагаемые задания.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия. Другими словами, реализуется идея обогащения внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении и т.п.
2. Опора на личностно ориентированный подход в образовании и игровые технологии.
3. Учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.
Педагогические принципы
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
- Учебная деятельность и личностное общение в подростковом возрасте: - на занятиях в кружке принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом;
- поощряется взаимная помощь;
- разрешается свободное перемещение в кабинете;
Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;
- Профессионально направленное обучение в старшем школьном возрасте: для этого периода характерно осознанное отношение к учебной деятельности; педагог старается поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.
- Потребности, интересы учащихся;
- Уровень развития первичного коллектива;
- Уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребенка;
- учет индивидуально - психологоческих особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность)
Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения, которое достаточно полно отражено в программе. Непосредственно на занятиях педагог предлагает работы различной степени сложности.
Применяется как опережающее обучение, так и упрощенные задания для медленно работающих детей.
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
Форма обучения – групповая перекликается с индивидуальной. Набор учащихся – свободный.
Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном разделе программы, который завершается выполнением практического задания.
Достижение планируемого результата обучения обеспечивается проведением взаимосвязанных теоретических, практических; групповых и индивидуальных занятий, организацией самостоятельной работы. Проводятся экскурсии на выставки, в музеи, на промышленные предприятия Касторенского района.
Ожидаемый результат реализации программы представляет собой уровень освоения технологии работы с древесиной, что выражается в качестве представленных на конкурсы и выставки работ. Формой промежуточной аттестации является представление результатов практической деятельности по каждой теме программы; оценка и самооценка результатов деятельности, определение путей коррекции содержания деятельности на последующих занятиях.
Формой подведения итогов реализации образовательной программы является результаты участия в выставке декоративно-прикладного творчества.
Планируемый результат
Умения | Знания | Ценности |
Составляют эскизы и технологические карты. Владеют: наладкой ручных инструментов для работы с деревом; приемами работы ручным инструментом; техникой обработки древесины. Разрабатывают проекты готовых изделий. Изготавливают изделия из дерева. | Знают: правила техники безопасности;
технику обработки древесины; устройство ручных инструментов для работы с деревом; технологию изготовления изделий из дерева. | Проявляют самостоятельность, целеустремленность, готовность к конструктивному общению. Уважительно относятся к результатам труда человека. Способны к осознанию ответственности за результаты своего труда. |
Программа «Умелые руки» составлена на основе типовой программы Б.А.Журавлев «Кружок столяров- конструкторов»
Сроки реализации программы и возраст обучающихся:
Программа рассчитана на 1 год обучения – 68 ч. Программа рассчитана на занятия с детьми 9-15 лет. Занятия организуются 1 раз в неделю, по 2 академических часа.
Вид программы: модифицированная
Направленность: художественная
В процессе реализации программы у обучающихся должны развиваться такие социально-значимые качества личности как:
1. Выражающие отношения к работе: трудолюбие (обязательность, пунктуальность, собранность), внимательность, творческий подход.
2. Характеризующие общий стиль поведенческой деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, активность (энергичность, инициативность, новаторство, целеустремленность), авторитетность, организованность (ответственность, последовательность, дисциплинированность, усидчивость, работоспособность), решительность (упорство, настойчивость).
3. Умственные способности: гибкость (находчивость, изобретательность, абстрактномыслие), дальновидность.
4. Административно-организаторские: умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их, коммуникабельность, эмоциональность (живость, импульсивность).
5. Характеризующие отношение к людям: доброта (добросердечность, гуманность, человечность, отзывчивость, доброжелательность), честность (правдивость,чистосердечность,благородство,справедливость,искренность),беспристрастность, воспитанность.
6. Характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, совершенствование знаний.
Проводятся такие виды занятий: комбинированные, проблемного изложения материала, получения и закрепления полученных знаний, обобщающие занятия.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы аттест./ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | Вводный | |
2 | Древесные материалы | 6 | 3 | 3 | Текущий |
3 | Инструменты, приспособления для работы с древесиной | 6 | 2 | 4 | Текущий |
4 | Изготовление деталей из древесины и фанеры | 20 | 9 | 11 | Текущий |
5 | Сборка изделий из древесины и фанеры | 10 | 4 | 6 | Текущий |
6 | Отделка изделий из древесины и фанеры | 10 | 2 | 8 | Текущий |
7 | Художественная обработка древесины | 12 | 4 | 8 | Текущий |
9 | Заключительное занятие | 2 | 2 | Итоговый | |
Итого: | 68 | 28 | 40 |
Содержание учебного плана
Раздел1. Вводное занятие.(2 часа)
Теория: Цели и задачи детского объединения. Обсуждение содержания деятельности. Знакомство с деревообработкой как одной из древнейших профессий. Дерево в истории человечества и отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств. Технология безотходного производства. Безопасность труда при деревообработке.
Раздел 2. Древесные материалы (6 часов)
2.1.Древесные породы.
Теория: Древесные породы и их виды.
Строение хвойных и лиственных пород. Определение породы древесины по внешним признакам. Физические и механические свойства древесины.
Практика: определение породы древесины по внешним признакам.
2.2.Древесина и пиломатериалы.
Теория: Дерево, применяемое в деревянных
конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслах.
Практика: Древесина, ее свойства и состояния. Пороки древесины.
определение качества древесных материалов по внеш11им признакам.
2.3.Классификация пиломатериалов.
Теория: Материалы па основе древесины (ДВП, ДСП, фанера). Строганные пиломатериалы и полуфабрикаты, их виды и применение. Фанера, ее виды и классификация по размерам, числу слоев, сортам и назначению. Свойства и область применения в столярных работах. Требования, предъявляемые к качеству пиломатериалов.
Практика: Заготовка материалов для выполнения изделий из дерева
Требования к уровню освоения
раздела
Умения | Знания | Ценности |
Определяют породы древесины и её состояния по внешним признакам | Знают правила техники безопасности, физические и механические свойства древесины и её состояния | Уважительно относятся к результатам труда человека. Проявляют интерес к работе с деревом, осознают значимость деревянных конструкций в современном мире. Принимают необходимость выполнения техники безопасности при работе с древесиной. |
Раздел 3. Инструменты, приспособления для работы с древесиной. (6 часов)
- Классификация инструмента.
Теория: Знакомство с инструментами: рубанок, пилы, стамески, долото, сверла, напильники, молотки. Правила техники безопасности при работе с ручным деревообрабатывающим инструментом.
Практика: Отработка приемов работы с ручным
деревообрабатывающим инструментом.
Обработка дерева с использованием пилы и рубанка.
Отработка навыков использования стамесок и долота.
3.2 . Ручной электрифицированный инструмент, верстак.
Теория: Знакомство с ручным электрифицированным инструментом, их устройство, область применения. Безопасность труда при обращении с ручным электрифицированным инструментом.
Практика: Отработка навыков владения ручным
электрифицированным инструментом.
Требования к уровню освоения раздела
Умения | Знания | Ценности |
Владеют приемами работы ручным деревообрабатывающим инструментом; | Знают правила безопасности при работе ручным и электрифицированным инструментом, устройство | Принимают необходимость выполнения техники безопасности при работе с ручным деревообрабатывающим инструментом. Признают личную ответственность за свои действия. |
Раздел 4. Изготовление деталей из древесины и фанеры. (20 часов)
4.1. Элементы графической грамоты. Теория: Роль чертежей в технике. Расположение проекций на чертеже. Масштабы. Линии чертежа. Нанесение размеров. Обозначение надписей на чертежах.
Практика: Выполнение проекций на чертеже.
- Оформление чертежей.
Теория: Чертеж и эскиз: отличие эскиза от рабочего чертежа. Условные обозначения па чертежах и эскизах.
Практика: Выполнение эскизов с натуры. Выполнение и чтение чертежей.
- Разметка материалов. Приемы разметка материалов.
Теория: Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Припуск на торцевание и усушку. Разметка с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса.
Практика: Отработка приемов разметки.
- Распиливание материалов.
Теория: Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям.
Практика: отработка приемов распиливания древесных материалов.
- Технология изготовления детали.
Теория: Общее понятие о технологическом процессе. Понятие о технологической карте. Значение технологических карт при выполнении работ с древесными материалами. Правила использования технологических карт при работе с древесиной и древесными материалами.
Практика: Работа с технологическими картами. Изготовление деталей по технологической карте.
- Строгание и пиление.
Теория: Инструменты и приспособления для строгания и пиления, устройство и назначение рубанка. Поперечные и продольные пилы. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления. Приемы строгания и пиления. Правила безопасности труда при выполнении этих операций.
Практика: отработка приемов строгания и пиления. Изготовление деталей по технологической карте с использованием приемов строгания и пиления.
- Сверление древесины.
Теория: Назначение сверления. Обозначение формы и размеров отверстий па чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели, закрепление сверл. Приемы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия.
Практика: Отработка приемов работы с коловоротом и ручной дрелью.
Изготовление деталей из древесины, имеющих отверстия, с использованием ручной дрели.
Требования к уровню освоения раздела
Умения | Знания | Ценности |
Владеют: навыками выполнения чертежей и эскизов; приемами строгания, пиления с использованием ручных инструментов, строганием ручным инструментом. | Знает правила выполнения чертежей и эскизов. Имеет представление о разметке материалов. Знает правила безопасной работы ручной дрелью. | Принимают необходимость выполнения техники безопасности при работе со сверлильным инструментом. |
Раздел 5. Сборка изделий из древесины и фанеры. (10 часов)
- Конструкции столярных изделий.
Теория: Конструктивные элементы деталей и изделий (округление, конические и фасонные поверхности и др.). Выбор технических форм в соответствии с принципами конструирования и их значением. Общность в конструкциях, изготавливаемых изделий и деталях: технические и геометрические формы, типовые детали и соединения.
Практика: Отбор технических форм в соответствии с принципами конструирования и их значение. Анализ конструкций деталей по чертежу. Составление эскизов деталей.
- Приемы работы с древесиной.
Теория: Соединение деревянных деталей гвоздями, шурупами, винтами, нагелями (деревянными стержнями).
Практика: Соединение деталей с помощью гвоздей, шурупов, винтов, нагелей.
5.3.Соединение деталей па шипах.
Теория: Понятие о шиповых соединениях. Виды шиповых соединений. Особенности технологии их изготовления. Разметка шипов и проушин.
Практика: изготовление шиповых соединений.
- Клеи. Техника работы с клеями.
Теория: Виды и состав клеев. Универсальные клеи. Свойства клеев. Виды клеев для древесины. Клеящие пленки и ленты. Выбор клеев в соответствии с используемыми материалами. Приемы склеивания деталей с помощью зажимных приспособлений (струбцина, винтовой пресс). Техника безопасности при сборочных работах.
Практика: Знакомство со свойствами клеев. Подбор клеев в соответствии с выбранными материалами.
Подготовка поверхности древесины (фанеры) к нанесению клея. Склеивание деталей из дерева. Отработка приемов склеивания различных деталей.
Сборка изделия из отдельных ее элементов.
Требования к уровню освоения раздела
Умения | Знания | Ценности |
Владеют: - различными приемами соединения деревянных деталей(с помощью гвоздей, шурупов, винтов, нагелей) и шурупов приемами строгания | Имеют представление: - о правилах техники безопасности при работе с металлом; - о безопасной сборке деревянных деталей; - видах и свойствах клеев | Принимают необходимость выполнения техники безопасности во время выполнения сборочных работ; проявляют самостоятельность при выполнении работ, осознают необходимость бережного отношения к окружающему миру. |
Раздел 6. Отделка изделий из древесины и фанеры.(10 часов)
- Подготовка поверхности древесины к отделке.
Теория: Обработка поверхности деталей ручными инструментами.
Практика: Подготовка древесины под последующую отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т.д.)
- Ручное выпиливание.
Теория: Инструменты для ручного выпиливания. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Технология выполнения.
Практика: Выпиливание деталей из древесины.
- Чистовая обработка поверхности материалов.
Теория: Технология обработки поверхности материалов. Инструмент, используемый при обработке поверхностей материалов. Правила техники безопасности.
Практика: Обработка поверхности материалов.
- Лакокрасочные материалы в обработке древесины.
Теория: Лакирование (виды лаков, область применения, технология покрытия поверхности лаками). Условия и правила безопасности труда. Полирование.
Практика: лакирование и полирование поверхностей деталей из древесины.
- Виды обработки древесины.
Теория: Пропитка древесины олифой. Травление древесины, шлифовка.
Практика: Обработка древесины олифой, травлением и шлифовкой.
- Отделка древесины.
Теория: Отделка изделий из древесины в зависимости от условий эксплуатации. Безопасность труда при отделочных работах.
Практика: Отделка изделий из древесины.
Требования к уровню освоения раздела
Умения | Знания | Ценности |
Владеют - приемами работы ручным деревообрабатывающим инструментом; | Имеют - представление о правилах подготовки поверхности древесины к отделке. - знают правила техники безопасности при выпиливании и при выполнении отделочных работ, технологию отделки древесины | Принимают - необходимость выполнения техники безопасности при подготовке поверхности древесины к отделке, при выпиливании и при выполнении отделочных работ - бережно относятся к оборудованию кружка |
Раздел 7. Художественная обработка древесины. (12 часов)
- Общие основы художественного конструирования.
Теория: Понятие о технической эстетике и художественном конструировании, дизайне. Требования технической эстетики к изделиям из древесины.
Практика: Оценка технической эстетики изделий из дерева.
- Принципы художественного конструирования.
Теория: Единство формы и
содержания. Соответствие формы и декора свойствам древесины. Понятие композиции. Средства достижения цели: симметрия и асимметрия,
композиционное равновесие, статичность и динамичность, пропорциональность, ритм. Виды композиции.
Практика: Композиционное решение изделия из дерева.
- Выпиливание по дереву.
Теория: Сквозная (пропильная) резьба. Выпиливание. Инструменты и материалы. Техника безопасности при выпиливании и резьбе по дереву.
Практика: Отработка навыков резьбы по дереву.
- Резьба по дереву.
Теория: Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная и домовая резьбы). Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора. Подготовка материала.
Практика: Выбор и подготовка материалов к резьбе по дереву.
- Геометрическая резьба.
Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву, элементы геометрической резьбы, подготовка заготовок к резьбе. Техника выполнения двухгранных и трехгранных выемок; скобчатых лунок.
Практика: Выполнение элементов геометрической резьбы.
- Орнамент в деревянных изделиях..
Теория: Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и другие. Виды узоров. Основы построения узоров. Технология выполнения орнамента по дереву. Особенности техники контурной резьбы (ознакомление).
Практика: Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделии й для последующей художественной отделки. Отработка техники контурной резьбы.
Изготовление разделочной доски с использованием различных технологий художественной обработки (резьба, орнамент).
7.7. Художественное выжигание.
Теория: Выжигание как техника обработки изделий из древесины. Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесение рисунка. Применение выжигания для отделки изделий из древесины. Прибор для выжигания, электровыжигатель с наконечниками и штифтами. Материал для выжигания. Древесина: липа, тополь, ольха, каштан и фанера. Выжигание, как один из способов рисования, только электрическим пером. Выжигание плоских, точеных предметов из древесины. Сочетание выжигания с выпиливанием, раскрашиванием, росписью по дереву. Технология выполнения операций по выжиганию. Техника безопасности при работе с инструментами для выжигания.
Практика: Выбор эскизов для выжигания и нанесение рисунка на изделие из дерева. Выжигание орнаментальных композиций с
помощью нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей) .
- Мозаика по дереву.
Теория: Понятие о видах мозаики по дереву (инкрустации, интарсии, блочная мозаика маркетри). Материалы и инструменты, применяемые для выполнения мозаики. Знакомство с изделиями, выполненными с использованием мозаики. Знакомство с техникой выполнения мозаичных наборов.
Практика: Подготовка рисунка для мозаичного набора, отбор материалов для изготовления изделия с использованием мозаики. Выполнение мозаики типа паркета. Наклеивание и отделка мозаичного набора. Изготовление изделий из дерева и фанеры с элементами художественной обработки по замыслу. Выставка работ. Опенка и самооценка качества выполненных работ.
Требования к уровню освоения раздела
Умения | Знания | Ценности |
Владеют - навыками выполнения простейшего орнамента и мозаики из дерева; - навыками выжигания по дереву | Имеют представление: - о технической эстетике; - о видах орнамента и мозаики - о композиционном решении изделия из дерева; Знают правила безопасности при выпиливании, выполнении резьбы по дереву и выжигании | Принимают необходимость выполнения техники безопасности при выпиливании, выполнении резьбы по дереву и выжигании, проявляют самостоятельность при определении содержания деятельности, творчество |
Требования к уровню освоения раздела
Умения | Знания | Ценности |
Анализируют использование изделий из дерева в интерьере посёлка и в быту, ассортимент и качество изделий технического и декоративно-прикладного творчества на районной выставке | Имеют представление: - о профессиях, связанных с деревообрабатывающим производством, развитии народных промыслов в ЦЧР Имеют представление: - о способах применения древесины в интерьере посёлка; - профессиях связанных с обработкой дерева; | Осознают значимость творчества в жизнедеятельности общества Определяют значимость профессий, связанных с обработкой дерева; роль использования изделий из дерева в интерьере посёлка и в быту |
Раздел 9. Заключительное занятие.(2 часа)
Подведение итогов работы кружка за год. Поощрение кружковцев, проявивших инициативу, активность познания на занятиях кружка. Рекомендации по работе во время летнего отдыха. Обсуждение плана работы на следующий год.
Методическое обеспечение образовательной программы
«Умелые руки»
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как кружковую деятельность детей.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов и материалов. Теоретическая часть занятий при работе является максимально компактной и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете.
На занятиях учащиеся знакомятся с различными видами материалов, инструментов, сверлильным и столярным станками. Освоение материала по программе в основном происходит в процессе практической деятельности. Каждый последующий этап включает в себя новые, более сложные темы, задания, требующие теоретического осмысления.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такой методический прием, как «возвращение к пройденному», придает объемность «линейному», последовательному изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее усвоению.
Для того, чтобы подвести подростков к освоению технологии изготовления изделий из дерева, предлагаются такие методы как беседа, показ, работа с технологической картой. Процесс учебного познания в случае применения данных методов делится на три стадии: формирование
представлений о последовательности операций по изготовлению изделия из дерева, подсказки в виде образной модели, где уже знакомые элементы технологии «одушевляются» в близких и понятных детям образах и наложение увиденной в данной модели системы взаимосвязанных элементов технологии изготовления па конкретное изделие. Таким образом, применение данных методов позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым приобщить подростка к освоению техники работы с деревом с первых шагов обучения. Методическим принципом организации творческой практики подростков выступает опора па систему усложняющихся заданий, например, при изготовлении готового изделия из дерева подросток сначала изготавливает эскиз изделия, подбирает для изделия соответствующие инструменты и материалы, обсуждает с педагогом последовательность операций.
Подросток должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику технологических операций. Поэтому важным методом обучения является разъяснение подростку последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров будущей работы к все более частным. Например, при изготовлении готового изделия подросток отбирает древесину с учетом ее дефектов, соответствующие характеру деятельности инструменты, станок, составляет эскиз изделия, определяет технику обработки дерева, разрабатывает технологическую карту. Достижению планируемого результата способствуют такие методы как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, заключающийся в организации активного поиска решения проблемы, поставленной педагогом или определенной самостоятельно обучающимися столярному делу. При организации совместной деятельности педагога и обучающихся используются такие методы как инструктаж, демонстрация, упражнение и работа со специальной литературой.
Прием объяснения подростком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы. С педагогом или другими детьми при индивидуально - групповой форме занятий помогают расширить представления о способах достижения планируемого ребенком результата и тем самым способствуют развитию воображения, мышления, логики, коммуникативной компетенции.
Методический прием оценки и самооценки культивирует чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между идеальным образом данной работы и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора изделия совершенствоваться в достижении задуманных целей, и тем самым оно становится психологической основой для развития познавательных и художественных способностей.
В значительной мере интерес ребенка развивается под влиянием эстетических, жизненных впечатлений. Поэтому при реализации программы подростки в ходе экскурсий в музей посёлка знакомятся с народными промыслами; экскурсий по посёлку городского типа - с использованием деревянных изделий в его интерьере; экскурсий на предприятия города - с профессиями, связанными с деревообрабатывающей промышленностью.
Активность учащихся поощряется их участием в различных формах презентаций.
Подведение итогов по результатам освоения программы проводится в форме коллективного обсуждения во время смотра-конкурса готовых изделий при определении их на районную выставку или выставку детского творчества. В процессе просмотра готовых изделий происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором, сравнение различных вариантов, способов достижения планируемого результата. В конце года готовится выставка творческих работ, в которой участвуют все члены кружка.
Методика реализации курса основывается на деятельностном, гуманистическом и компетентностном подходах к осуществлению технологического образования. Данный технологический курс поможет развитию ключевых и специальных компетенций в области столярного дела при помощи организации таких деятельностей как занятие-диалог, в ходе которого развиваются коммуникативные способности, умении слышать партнера и принимать чужую точку зрения, изготовление эскизов и технологических карт способствует развитию образного, художественного мышления, навыков технического черчения; практические занятия способствуют овладению техникой обработки дерева и технологией изготовления бытовых изделий из дерева.
Календарный учебный график
№ п/п | месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1. | Лекция | 2 | Вводное занятие | Вводный | |||
2. | Комбинированное занятие | 6 | Древесные материалы | Текущий | |||
2 | Древесные породы. | ||||||
2 | Древесина и пиломатериалы. | ||||||
2 | Классификация пиломатериалов. | ||||||
3. | Комбинированное занятие | 6 | Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной | Текущий | |||
2 | Классификация инструмента | ||||||
2 | Ручной электрифицированный инструмент, верстак. | ||||||
2 | |||||||
4 | Практическое занятие | 20 | Изготовление деталей из древесины и фанеры | Текущий | |||
2 | Элементы графической грамоты. | ||||||
2 | Оформление чертежей. | ||||||
2 | Разметка материалов. | ||||||
2 2 | Распиливание материалов. | ||||||
2 | Технология изготовления детали. | ||||||
2 2 2 | Строгание и пиление | ||||||
2 | Сверление древесины. | ||||||
5 | Практическое занятие | 10 | Сборка изделий из древесины и фанеры | Текущий | |||
2 | Конструкции столярных изделий. | ||||||
2 2 | Приемы работы с древесиной. | ||||||
2 | Соединение деталей па шипах. | ||||||
2 | Клеи. Техника работы с клеями. | ||||||
6 | Практическое занятие | 10 | Отделка изделий из древесины и фанеры | Текущий | |||
2 | Подготовка поверхности древесины к отделке. Ручное выпиливание | ||||||
2 | |||||||
2 | Чистовая обработка поверхности материала, Обработка поверхности материалов. Лакокрасочные материалы в обработке древесины. | ||||||
2 | |||||||
2 | Виды обработки древесины. Отделка древесины. обработка поверхности материалов. | ||||||
7 | Творческое занятие | 12 | Художественная обработка древесины | Текущий | |||
1 | Общие основы художественного конструирования. | ||||||
1 | Принципы художественного конструирования | ||||||
1 | Выпиливание по дереву. | ||||||
1 | Резьба по дереву. | ||||||
1 | Геометрическая резьба. | ||||||
1 | Орнамент в деревянных изделиях.. | ||||||
2 2 | Художественное выжигание. | ||||||
2 | Мозаика по дереву. | ||||||
9 | Выставка творческих работ. | 2 | Итоговое занятие | Итоговый | |||
Итого | 68 часов |
Список литературы.
Литература для педагога.
1. А.Е.Глозман, Е.С.Глозман.Школа резьбы по дереву и токарное творчество. - М.: Эксмо, 2007.
2.Научно-популярный журнал Народное творчество, 2007.
3.Научно методический журнал Школа и производство, 2008.
Литература для обучающихся.
1.Журнал Моделист – конструктор, 1998, 2003.
2. Журнал Юный техник 1984, 1985.
Дополнительная литература.
- Барановский Д. Секреты домашнего умельца. М., «Современник»,
- Буланин В.Д. Мозаичные работы по дереву - М., Лесная промышленность, 1981 г.
- Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами: пособие для учителей / Сост. Д.М.Гукасова - М., «Просвещение», 1981 г.
- Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Москва. «Просвещение», 1995 г.
- Работы по дереву / Сост. Рыженко В.П.. Яценко В.Д./ - «АСТВ», «Гамма-СА», М., 19998 г.
- Художественная резьба по дереву /Сост., Мольнар А.А. / - СПЕКТР, СЕЗАМ-МАРКЕТИНГ, 1997 г.
- Э.К. Гульянц Учить детей мастерить – М.: Просвещение, 1984.
- Б.А.Журавлев Столярное дело 5-6 класс.- М.: Просвещение, 1984.
- П.Леонтьев Работы по дереву. Л.: Детская литература, 1955.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...