"Моторика – зависимость движения и интеллекта, а также вечный двигатель молодости!"
статья по технологии на тему

Антошкина Мария Михайловна

Не имеет значение ребенок или взрослый, упражнения и прикладное творчество  помогут оставаться молодым , умелым и ловким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motorika.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

 "Моторика – зависимость движения и интеллекта,

а также вечный двигатель молодости!"

Антошкина Мария Михайловна

Учитель технологии г. Санкт- Петербург Пушкинский район ГБОУ  школа №459

Движение - это жизнь! А правильно организованная работа общей и мелкой (кистей рук) моторики позволяют ощущать радость каждого движения, а значит и радость жизни!        

Чтобы быть умным - надо работать руками, чтобы работать руками - надо работать головой! Странная фраза на первый взгляд, говорит об очень тесной связи движения физического и работы головного мозга. И понимание этой связи дает хороший фундамент родителям для развития интеллектуальных способностей своего ребенка и серьезную защиту пожилому человеку от умственной деградации (и даже старения).
Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. 

Почему же моторика так важна в развитии человека как личности? Дело в том, что движениями руководят структуры мозга. С рождения, когда ребенок совершает врожденные и автоматизированные движения, доминирует подкорковый уровень. Для более сложных и осознанных движений необходимо функционирование коркового уровня (слоя). Для того, чтобы запустить более сложно организованный корковый уровень, необходимо развивать более сложные и дифференцированные движения, прежде всего пальцев рук. Именно поэтому развитие ребенка первых 3х лет жизни тесно связано с играми на тренировку моторики. Сегодня в каждой семье у малыша есть развивающие игрушки. Но, многие родители жалуются на то, что дети с ними не играют. Чаще всего проблема в том, что родители не играют вместе с детьми и не показывают множество вариантов использования игр (если, конечно, речь идет о норме развития, когда ребенок направлен на взаимодействие со взрослым).

На своих уроках технологии я столкнулась, с нарушением моторики, с неловкостью, угловатостью движений. Ситуация ухудшается, если присутствует апития психического развития. Не пугайтесь, это всего лишь термин левшества. Причем в этом случае, ребенок не обязательно должен писать левой рукой. Депрессии и тревожные состояния, поведенческие нарушения у подростков, невозможность сосредоточиться и нарушение работоспособности при шуме, недостаточность произвольности внимания. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение из газет. Со своими ребятами, а это учащиеся 5-8 классов, плетем корзины, вазы, подносы и другие полезные и удивительные вещи, сложность изделий зависит от возраста учащихся. Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.

В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.

На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

Прекрасная техника - квилинг. Из разноцветных полосок бумаги, скрученных и преданных форме, получаются удивительные открытки и картины. К восьмому марта наши мамы и бабушки получают подарки ручной работы.

Папье-маше - (франц. papier mâché), буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. 

Лепка из пластилина, глины - можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Махровые коврики ( сетка с кусочками ткани),  в каждую ячейку средней сетки привязывается кусочек ткани, это весло и занимательно, а главное всегда стопроцентный результат .

Аппликация или мозаика - я использую разные техники и материалы, в частности яичную скорлупу, кусочки ткани, обгоревшие спички. Можно использовать несколько видов круп с зёрнами разного размера и формы, фасоль, макароны, бусинки, пуговицы. Пусть ребёнок перебирает все эти предметы, ощупывает их руками. Помните, как в сказке злая мачеха заставила Золушку перебирать крупу, чтобы отделить рис от чечевицы? Так это замечательная тренировка для пальчиков!

   Такие вещи, как трудности в обучении, чтении, письме, сосредоточенности, плохая память, нарушения речи и физическая неловкость — всего лишь осадок на дне стакана с водой и сахаром (смеси нашего психического и физического). И лучший способ от него избавиться – физические нагрузки! А когда занятия проходят в дружественной атмосфере –  положительный результат не заставит себя ждать!

    Не имеет значение ребенок или взрослый, упражнения и прикладное творчество  помогут оставаться молодым , умелым и ловким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечный двигатель (презентация к уроку)

Презентация направлена на развитие познавательного интереса к физике (10 класс, тема "Основы термодинамики")...

"Вечный двигатель" урок информатики 6 класс с использованием интерактивной доски elite Panaboard

Тема урока: «Вечный двигатель» ТИП УРОКА: изучение нового материала ЦЕЛЬ УРОКА: Научиться использовать циклы с ограниченным числом повторений в программе Лого Миры. ЗАДАЧИ УРОКА: - Повторить основ...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ В СОЧЕТАНИИ С РЕЧЬЮ

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи ребенка....

Литературная гостиная « Вечно молод и вечно живой», посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-11 классов. Цель: заинтересовать детей личностью Лермонтова М.Ю., увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление челов...

Презентация на тему "Вечный двигатель"

Презентация на тему "Вечный двигатель"...

Интеллект-шоу "Город - проблемы решать молодым!"

Профильное событие проводится в целях реализации муниципальной программы «Профилактика правонарушений, террористических и экстремистских проявлений на территории муниципального образования город Тула»...

Вечные двигатели

Презентация о моделях вечных двигателей. Материал для урока физики в 8 классе....