Горячие напитки
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
Урок технологии в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.ppt | 2.75 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЯЧИГРОЕ ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ
чай кофе какао
До 1825 г. дикорастущий чайный куст был известен только в пределах Китая , а затем он был обнаружен и в высоких джунглях Индии, Бирмы, Кореи, Вьетнама и Лаоса . Позднее рощицы дикорастущих чайных кустов были найдены и на некоторых южных склонах Гималаев в Тибете .
В Россию чай пришел из Азии, через Сибирь. Впервые чай привез русский дипломат Василий Старков, как подарок одного из западно-монгольских ханов, который буквально навязал нашему послу в обмен на соболей довольно значительный запас чая – 64 килограмма. Новый напиток так понравился царю и боярам, что уже в 70-х гг. XVII века чай стал предметом ввоза в Москву, где продавался на рынке наряду с обыденными товарами.
Чайный куст
Чай — освежающий и хорошо утоляющий жажду напиток. Его изготавливают из молодых побегов вечнозелёного чайного куста. Это один из самых древних напитков, употребляемых человеком. Родина чая — Китай. Древние китайцы называли его «огнём жизни». Чай содержит более 100 различных ценных веществ, которые оказывают положительное влияние на организм человека, усиливают его жизненные функции, придают ощущение бодрости. В мировой практике ассортимент чайных изделий составляет около 1500 сортов. Это индийский, китайский, цейлонский, кенийский чаи и другие.
В зависимости от способа упаковки чаи могут быть рассыпчатыми и пакетированными. В продажу поступают чаи с ароматизированными добавками (цветочными, фруктовыми и др.), фруктовые (смесь из чёрного чая, фруктов и цветов), фиточаи из лекарственных трав; фруктово-травяные напитки из травяных, ягодных и цветочных настоев. При выборе чая: оценивают внешний вид; определяют группу (крупнолистовой, среднелистовой, мелколистовой, гранулированный), однородность окраски, степень скручивания чаинок.
виды чая ЧЕРНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЖЕЛТЫЙ КРАСНЫЙ
Кофе — сильно тонизирующий напиток. Его получают из семян тропического вечнозелёного кофейного дерева . Родина кофе — южная горная провинция Кафора Эфиопии. Кофе содержит более 300 веществ, которые повышают умственную активность, снимают усталость и улучшают обменные процессы в организме. Общепризнанно, что умеренное количество натурального кофе является полезным для человека. Известно более 100 сортов и разновидностей кофе. Их различают по аромату и вкусовым качествам. Лучшим считается арабский.
Кофе - история кофе овеяна легендами и мифами. Одна из легенд говорит, будто бы субстанция, которую Елена смешивала с вином, чтобы «снять печаль и гнев с души», - была не чем иным, как кофе. Впервые в Европу кофе был привезен в 1626 году итальянцем Пьетро делла Валле. Во Францию кофе попадает в период правления Людовика ХIV. В Англии первая кофейня появилась в Лондоне в 1652 году. В Россию кофе впервые попал при царе Алексее Михайловиче. Петр I, фактически ввел культ кофе. После Петра I покровительницей кофе стала Анна Иоанновна, по велению которой в 1740 году в столице открывается кофейный дом. Массовое распространение кофе пошло после войны 1812 года. ИСТОРИЯ КОФЕ
Кофейное дерево
В продажу кофе поступает в зёрнах (сырой и жареный), жареный молотый без добавлений, жареный молотый с добавлениями цикория и ягод, а также растворимый. Основное сырьё для их приготовления — рожь и ячмень. В качестве добавок применяют концентрированный яблочный сок, цикорий. При выборе кофе оценивают качество по: внешнему виду (окраске зёрен, их виду и аромату); степени помола (чем тоньше помол, тем лучше будет качество напитка).
в зернах молотый растворимый
Какао — ценный пищевой продукт, который вырабатывают из семян (какао-бобов) тропического вечнозелёного дерева какао. Это дерево ещё называют шоколадным. Родина какао — Южная Америка. Какао является высококалорийным напитком. В нём содержится много жиров и веществ, стимулирующих сердечную деятельность. Его используют для быстрого восполнения больших энергетических затрат. Из него готовят питательный и вкусный напиток, полезный для детей. Семена используют для получения какао-масла, шоколада и порошка какао.
Какао исторически родом из Южной Америки, история его возделывания начинается в Центральной Америке с 1100 года до н. э. Ацтеки знали какао с XIV века. В 1519 году испанские конкистадоры привезли какао в Европу. В XVII веке основными территориями возделывания были Эквадор и Венесуэла, а затем Бразилия. В начале XX века самым большим производителем какао стала португальская колония группа островов. ИСТОРИЯ КАКАО
Дерево какао
При выборе какао качество оценивают по: внешнему виду (тонкоизмельчённый, однородный порошок от светло- до тёмно-коричневого цвета, нет сероватого оттенка); вкусу и аромату (приятный, горьковатый, хорошо выраженный, без привкусов и запахов).
технологическая карта Наименование продуктов Количество продуктов Последовательность приготовления Посуда и инвентарь
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата | |
Предмет | Технология |
Класс | 5 |
№ урока | 19/20 |
Тема | ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | формирование учащимися знаний на уровне общих представлений о горячих напитках и технологии их приготовления |
Планируемые результаты (предметные ПР) | сформируют знания о видах и технологии приготовления горячих напитков; организовать деятельность обучающихся по применению умений заваривания чая |
Личностные (ЛР) | воспитывать ответственность за результаты своей деятельности, уметь проверять свои действия, уметь провести самоанализ выполненной работы, развивать трудолюбия, воспитания и аккуратности |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: научатся ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Регулятивные УУД: научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные УУД: научатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
Основное содержание темы, понятия, термины | Виды горячих напитков, технология их приготовления. Вода, горячие напитки: чай, кофе, какао. |
Образовательные ресурсы | Рабочая тетрадь, учебник, презентация к уроку, таблицы для технологических карт |
Ход урока
Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающихся | |||
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка) | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке | Организует ситуацию самооценки обучающимися, готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2. Актуализация знаний, мотивация. | Осознание необходимости получения новых знаний. | Определение границ знания и незнания. | Подведение к теме и воспроизведение необходимых знаний, активирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопросы «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете» — писал Антуан де Сент-Экзюпери. Посмотрите на слайд. (слайд 2) - Кто помнит эту сказку? Как она называется? - Кто вспомнит начало этой сказки? - Для чего муха купила самовар? - Ребята, каким мы обычно пьём чай? - К каким напиткам относится чай? В случае затруднения предлагает угадать слово переставив в нужном порядке буквы (слайд 3) Предлагает сформулировать тему урока и зафиксировать ее в рабочей тетради - Кто сможет сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? Запишите её в тетрадь. (слайд 4) | Рассматривают иллюстрацию к сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» Угадывают слово «ГОРЯЧИЕ» Обсуждают, отвечают Формулируют тему урока, фиксируют ее в тетрадях Обсуждают ответы |
3. Постановка учебной задачи. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | - Ребята, а как вы думаете, какие напитки еще можно отнести к горячим? - Можете ли вы рассказать технологию приготовления горячих напитков? - Как вы думаете, чему же мы должны научиться на этом уроке, что нового узнать? Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний! | Предполагают и отвечают Выясняют, что известно, что вызывает затруднение. ЗАТРУДНЕНИЕ! ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ! |
4. Решение учебной задачи. | Новое знание | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | Сообщает новые сведения о горячих напитках с помощью презентации По температуре подачи напитки бывают холодные и горячие. К холодным напиткам относятся: сок, квас, компот, фруктовый или молочный коктейль. К горячим — чай, кофе, какао. Благодаря наличию кофеина и тонкого приятного аромата они обладают тонизирующим действием. Добавление сахара, молока или сливок делает их более питательными. Чай, кофе, какао-порошок имеют особенность впитывать посторонние запахи, теряя при этом свой аромат. Поэтому хранить их до заваривания следует в плотно закупоренных стеклянных или металлических банках, отдельно от остропахнущих продуктов. Внимание! Сроки годности и хранения напитков указаны на упаковке. Показывает презентацию, рассказывает об истории и родине чая, кофе и какао Предлагает работу по рядам с учебниками 1 ряд – приготовление чая стр. 71 2 ряд – приготовление кофе стр. 71 3 ряд – приготовление какао стр. 72 Предлагает рассказать уч-ся о последовательности приготовления горячих напитков Объясняет особенности выполнения технологической карты
| Воспринимают информацию Участвуют в диалоге при показе презентации Работают с учебниками Рассказывают о приготовлении Воспринимают информацию, знакомятся с графами и правилами заполнения технологической карты |
Физкультминутка | ||||
5.Первичное закрепление. | Умение применять новые знания при ответах и в самостоятельной творческой деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | Дает задание уч-ся по группам – заполнить технологические карты приготовления чая, кофе, какао Предлагает группам представить технологические карты | Выполняют задание письменно Рассматривают карты, анализируют, защищают выполненное задание |
6. Оценка. | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. | - Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием). Что у вас не получилось? В чем испытывали затруднения? | Оценивать собственную деятельность |
7. Рефлексия | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Подводит итог урока - Какие новые знания вы сегодня открыли? - Пригодятся ли вам полученные на уроке знания ? - Что вы открыли новое для себя в полученных знаниях? - Что понравилось на уроке? | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
8. Домашнее задание. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранне усвоенных ЗУНов | Дает задание: Стр. 70-72, цветные карандаши (фломастеры), принести - разделочную доску, хлеб, продукты для бутерброда (несколько), нож, блюдце | Запись д/з в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 5 кл. "Горячие напитки"
Презентация иллюстрирует рассказ педагога об истории и полезных свойствах древнейшего напитка. Помогает учителю расширить кругозор детей, обогатить новыми знаниями, настроить на правильное и пло...
БУТЕРБРОДЫ. ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ
К разделу "Питание"...
Конспект урока "Горячие напитки. Кофе"
Данная работа представляет конспект комбинированного урока по технологии для учащихся 5 класса. Большое внимание уделяется знакомству учащихся с разнообразием видов кофе и способах приготовления.. Отр...
Урок "Горячие напитки. Кофе"
Учащиеся знакомятся с различными видами кофе. Проводят лабораторную работу....
«Бутерброды и горячие напитки»
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология...
"Бутерброды и горячие напитки"
Мультимедийная презентация...
разработка урока технологии в 5 классе "Бутерброды и горячие напитки"
План-конспект урока по технологии в 5 классе "Бутерброды и горячие напитки" презентация "Бутерброды"...