"Домашний быт , семейный уклад наших предков"
презентация к уроку по технологии (5 класс) по теме
Урок по модулю "Русские умельцы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_domashniy_byt._semeynyy_uklad_nashih_predkov.docx | 22.7 КБ |
domashniy_byt._semeynyy_uklad.pptx | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-экскурсия
5 класс
Тема: «Домашний быт, семейный уклад наших предков»
Цели: 1. Знакомство учащихся с традициями и обычаями русского народа.. Дать понятие «семейный уклад», познакомить с предметами быта русского крестьянина.
2. Формирование национального достоинства, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к другим народам;
3. Воспитание трудолюбия, уважения к человеческому труду, милосердия, ответственности и порядочности, человечности.
Оборудование: урок проводится в школьном музее «Русская изба»,
Экспонаты музея, компьютер, диски с музыкальным обеспечением (русские народные песни, колыбельная), русский народный костюм.
Ход урока:
- Организация начала урока.
Проверка учащихся к уроку
- Изучение нового материала.
- – Сегодня у нас необычный урок.
-Где мы его проводим? ( в музее «Русская изба»
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о жизни, быте русских людей)
- Зачем нам надо это знать?
- Тема нашего урока сегодня: «Домашний быт, семейный уклад наших предков». Запишите в тетрадях тему урока. 1 слайд
- На дом каждому было дано своё задание:
Кому-то найти в библиотеке пословицы о труде, семье, быте,
Кто-то искал материал о русской избе.
И сейчас мы узнаем, что же интересного вы нашли по нашей теме в книгах, журналах и поделитесь с нами своими знаниями.
Мы будем внимательно друг друга слушать.
- Русская деревня начинается с избы. 2 слайд
- Как же выбиралось место для её строительства?
1девочка: На Руси тщательно выбирали место для постройки дома. Оно должно было быть сухим, высоким, светлым. Крестьяне Сибири придерживались правила: начинать рубить дом Великим постом. К строительству никогда не приступали без благословения священника. В работе , обычно, помогали родственники и соседи. По окончанию строительства новый дом освящали, и хозяин организовывал большое угощение всем, кто принимал участие в возведении дома.
- Из чего строил крестьянин свой дом? 3слайд
2 девочка: Русские рубили избы из сосны, ели, лиственницы, дуба.
Дерево служило основным материалом строительства. Избы раньше никогда не красили. Люди умели ценить красоту и тепло дерева.
-Как вы думаете, почему из этих деревьев строили дома, (самые прочные, плотная древесина, долго служит)
-И так мы находимся в русской избе. Центральное место в ней занимал красный угол с иконами и столом. Желание сделать свой дом местом святым, наиболее защищенным от воздействия злых сил, создавать в нем как бы маленькую церковь.(Это освещение дома, наличие в нем икон)
- Размещались иконы у всех на божнице (полочке для икон) 4 слайд
В доме каждого крестьянина, даже очень бедного, в избе были лампады, вешались перед иконами. Обычно их зажигали во время семейных молитв, а под большие праздники – на всю ночь.
Итак иконы- непременная святыня в доме каждого русского крестьянина.
- Поднимите руки у кого дома есть иконы?
-И в нашем музее красный угол с иконой Пресвятой Богородицы и лампада
Руководитель музея сказала, что батюшка освятил.
-Какие вы знаете иконы? (Икона Спасителя(Господа Иисуса Христа)иконы Божьей Матери , Святителя Николая Чудотворца. Святого Георгия Победоносца.
-Как я уже говорила, в красном углу стоял стол. 5 слайд
3 девочка: Стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почётном месте- в красном углу. Столу придавалось большое значение. Стол осмыслялся в народном сознании как «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, по этому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. Пословица: «Хлеб на стол, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и стол - доска».
В обычное, не застольное, время на столе могли находиться лишь хлеб, завёрнутый в скатерть, и солонка с солью.
Учитель:
-В традиционной культуре столу придавалось большое значение.
Всегда стоял в красном углу любое выдвижение его оттуда может быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией.
Перед отправлением к венцу в доме невесты происходил ритуальный обход стола и благословение жениха и невесты. Стол осмыслялся в народном сознании как «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу за которым едят, считалось грехом.
- Запишите пословицу эту пословицу.
- Что занимало самое большое место в русской избе? Печь.
4 девочка
-Русская печь первоначально топилась по чёрному, то есть, дым выходил через окна и дверь .
-Какие пословицы вы нашли о русской печи ? 6 слайд
Печь - нам мать родная .
-Как вы понимаете эту пословицу?
- А что такое подвешено к потолку? ( колыбель, зыбка)
6 девочка: Колыбель – приспособление для сна и укачивания ребёнка. Колыбель подвешивалась к потолку. В качестве подстилки на дно клали сено, солому, тряпки: под голову помещали подушку с сеном и соломой.
Для защиты от комаров, мух и света на колыбель вешали полог.
Пустую колыбель не качали.
Учитель: Мебели в крестьянской избе, как мы видим, почти не было, только лавки, сундуки,
Полати, позже появились деревянные кровати с матрасами из сена и соломы .на стенах весели полки , на них ставились наиболее дорогие вещи ларцы, горшки.
- Давайте запишем в тетрадь предметы мебели русской избы.
Запись на доске:
- красный угол
- стол
- печь
- лавки, сундуки
- колыбель, зыбка
Экскурсия по избе
Утварь.
- чугунок – сосуд из чугуна для приготовления пищи в русской печи, его форма аналогична форме горшка.
- Горшок –
Вспомните, мы говорили на уроках кулинарии о бережном отношении к посуде.(Даже если треснул глиняный горшок – его не выбрасывали, а хранили в нём крупу)
- ухват
- плетёные корзины
- лампа
- рубель – с его помощью разглаживали холщёвое полотно или стирали, колотили бельё
- бедро – деталь ткацкого станка
- коромысло
- светец - держатель лучин (осиновые) под ним ставили кадку с водой (техника безопасности)
- рушник - полотенце
- Запишите в тетрадь эти названия.
Запись на доске:
* чугунок
* прялка
* рубель
* коромысло
* ухват
* светец
* рушник
Загадки:
- Рогат, да не бык, хватает, да не сыт. Людям отдаёт, а сам на отдых идёт. /ухват/
- Концами над водой висят, серёдкой на плече лежат. /коромысло/
- Ходит полем из края в край, режет чёрный каравай. /плуг
- Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь. /веретено/
- Не бык, а бодает. Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт. /ухват/
- В небо дыра, в землю дыра, а середина – огонь да вода /самовар/
- Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают глотает. /печь/
- Две прямых, одна кривая, посерёдочки – кривая. /оглобли, дуга и лошадь/
- Что значит СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД ?
(Чем занимались, как относились друг к другу?) 7 слайд
- Семьи русских крестьян были многочисленными. Нередко несколько поколений родных составляли одну семью и жили вместе.
Все члены семьи трудились .С вечера распределялись работы на следующий день.
Как же они распределялись? ( мужчины- более тяжёлую работу в поле. Ст. сын пахал, отец сеял, подросток боронил . Замужние женщины сажали овощи. Девицы ткали..
- . Какую ещё работу выполняли женщины? (пряли ухаживали за скотом)
Во время жатвы, сенокоса все объединялись
После жатвы мужчины возили хлеб с полей, а женщины занимались уборкой овощей. Молотьба- вся семья.
- В зимнее время – мужчины заготавливали дрова, возили из леса брёвна, чинили сани, телеги, сбруи, плели корзины и охотились.
Женщины готовили пищу, ухаживали за птицей, свиньями, скотиной, занимались огородом, стирали, шили, пряли, ткали.
Дети и подростки помогали и тем и другим. Ухаживали за младшими, носили обед в поле.
Все трудились, никто не сидел, сложа руки
- А какие у вас дома обязанности, кроме подготовки к урокам?
- Какие пословицы о труде вы выписали?
* Кто любит труд, того люди чтут.
* Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто.
* Играть играй, да дело знай. - об ответственности.
* Долго спать – добра не видать.
* Работай то поту, покушаешь в охоту. 8 слайд
-Запишите в тетрадь некоторые из них.
-Как относились друг у другу в русских крестьянских семьях?
На этот вопрос ответят девочки, у которых это было домашнее задание.
7 девочка: Важнейшим в русской семье служило почтительное отношение детей к родителям и вообще ко всем старшим. Оно воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства.
Власть родителей ( особенно отца) проявлялась не только в распределении хозяйственных работ, а и во всём.
Сын должен был подчиняться родителям во всех делах – и хозяйственных и личных.
8 девочка: Уважение, любовь, забота, стремление поддержать и обеспечить старых и больных родителей – обязанность детей.
« Не оставляй матери – отца и Бог тебя не оставит до конца!»
« Отца – мать не накормил – сам себя на голод навёл !»
Семья, по русским народным представлениям, - опора, оплот её.
Ролевая игра.
/ Две девочки.
Мама: -Дочка, вынеси , пожалуйста, мусор.
Дочь: - Я смотрю кино, мама, потом.
Мама: -Прошёл целый час, полная мусорка.
Дочь: - А сейчас я хочу поспать, мне лень.
- Могла ли быть такая ситуация в русской семье?
/ Слово старших – закон для детей
-Какие пословицы о семье вы нашли?
- Своя семья – самые лучшие друзья
- Лучше матери друга не сыщешь.
- Почитай старых- сам будешь стар.
- Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай,
- Корми сына до поры: вырастет – тебя накормит. 9 слайд
- Запишите любые две из них в тетрадь.
- Долг, семейные обязанности, благословение родителей, церковный брак – вот законы и традиции русской семьи.
От лиц, вступающих в брак, ожидался строгий образ жизни.
Считалось непозволительным для замужней женщины и женатого мужчины плясать с молодёжью. Исключение делалось для молодожёнов в течении года.
На посиделки замужние и женатые не допускались. 10 слайд
Итог урока:
Слово «изба» звучало в древности как «истьба», «истоп-ка». То есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надёжным укрытием от холода.
-А как по другому называют жилище? ( дом)
- Что русские люди вкладывали в это понятие?
/ не только вместе проживают, помогают друг другу, любят друг друга, вместе трудятся, отдыхают, почитают старших.
- Стоит ли нам придерживаться русских традиций?
- Мы должны знать и продолжать эти традиции, чтобы жить в мире, дружно и счастливо.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Найти и выписать рецепты русского блюда.
Затем мы приготовим понравившееся вам блюдо из русской
кухни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русская деревня
Русская изба
Внутренне убранство избы
Русская печь Печь нам – мать родная.
Семейный уклад- устоявшийся стиль семейного поведения, отношений к семейным праздникам, жизненным проблемам, проявляющийся в отношениях членов семьи друг к другу и событиям и характеризующий дух семьи.
*Кто любит труд, того люди чтут. *Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто. *Долго спать – добра не видать. *Работай до поту – покушаешь в охоту. * Играть играй, да дело знай.
Своя семья – самые лучшие друзья . *Лучше матери друга не сыщешь. *Почитай старых- сам будешь стар. *Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай.
*Где любовь да совет, там и горя нет. *В хорошей семье хорошие дети растут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков
Данные материалы представленны таблицей. Поэтапное ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков, а также сопутствующими темами творческими проектами....
Традиции и обычаи наших предков
Почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях. Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбиваю...
Конспект урока истории в 5 классе по теме "Откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"
Примерный план-конспект первого занятия по истории в 5 классе по теме "откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"...
Повторительно-обобщающий по теме: "Наши предки в далеком прошлом"
Повторительно-обобщающий урок для 6 класса по истории Отечетва в форме игры "Звездный час". Охватывает материал с древнейших времен до 16 века...
Защита семейного уклада "Игра-путешествие Чудо-остров "Моя семья"
Внеклассное занятие для детей с ОВЗ....
Семейная викторина "Детки-предки"
Презентация для проведения семейной викторины для учеников 6 класса и их родителей. Позволяет родителям и детям лучше узнать друг друга и понять....
Практико-ориентированный семинар для родителей и обучающихся. Тема: «Семейный уклад по-угорски»
Познакомить с традициями КМНС народов ханты и манси...