"Домашний быт , семейный уклад наших предков"
презентация к уроку по технологии (5 класс) по теме

Попова Анна Валентиновна

Урок по модулю "Русские умельцы" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия

5 класс

Тема: «Домашний быт, семейный уклад наших предков»

Цели: 1. Знакомство учащихся с традициями и обычаями русского народа.. Дать понятие           «семейный уклад», познакомить с предметами быта русского крестьянина.

2. Формирование национального достоинства, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к другим народам;

3. Воспитание трудолюбия, уважения к человеческому труду, милосердия, ответственности и порядочности, человечности.

Оборудование: урок проводится в школьном музее «Русская изба»,

Экспонаты музея, компьютер, диски с музыкальным обеспечением (русские народные песни, колыбельная), русский народный костюм.

 Ход урока:

 

  1. Организация начала урока.

Проверка учащихся к уроку

  1. Изучение нового материала.  
  2.  – Сегодня у нас необычный урок.

      -Где мы его проводим?    ( в музее «Русская изба»

      - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?  (о жизни, быте русских людей)

      - Зачем нам надо  это знать?

      - Тема нашего урока сегодня:  «Домашний быт, семейный уклад наших предков». Запишите  в тетрадях тему урока.                                                                     1 слайд

      - На дом каждому  было дано своё задание:

Кому-то найти в библиотеке пословицы о труде, семье, быте,

Кто-то искал материал о русской избе.

И сейчас мы узнаем, что же интересного  вы нашли по нашей теме в книгах, журналах и поделитесь с нами своими знаниями.

Мы будем внимательно друг друга слушать.

- Русская деревня начинается с избы.                                                               2 слайд

 - Как же выбиралось место для её строительства?  

 

        1девочка:  На Руси тщательно выбирали место для постройки дома. Оно  должно было быть сухим, высоким, светлым. Крестьяне Сибири придерживались правила: начинать рубить дом Великим постом. К строительству никогда не приступали без благословения священника. В работе , обычно, помогали родственники и соседи. По окончанию строительства новый дом освящали, и хозяин организовывал большое угощение всем, кто принимал участие в возведении дома.

- Из чего строил крестьянин  свой дом?                                                          3слайд

                             

    2 девочка: Русские рубили избы из сосны, ели, лиственницы, дуба.

Дерево служило основным материалом строительства.  Избы раньше никогда не красили. Люди умели ценить красоту и тепло дерева.

-Как вы думаете, почему из этих деревьев строили дома,   (самые прочные, плотная древесина, долго служит)

-И так мы находимся в русской избе. Центральное место в ней занимал красный угол с иконами и столом. Желание сделать свой дом местом святым, наиболее защищенным от воздействия злых сил, создавать в нем как бы маленькую церковь.(Это освещение дома, наличие в нем икон)

- Размещались иконы у всех на божнице  (полочке для икон)                   4 слайд

В доме каждого крестьянина, даже очень бедного, в избе были лампады, вешались перед иконами. Обычно их зажигали во время семейных молитв, а под большие праздники – на всю ночь.

Итак иконы- непременная святыня  в доме каждого русского крестьянина.

 - Поднимите руки у кого дома есть иконы?

-И в нашем музее красный угол с иконой Пресвятой Богородицы и лампада

 Руководитель музея сказала, что   батюшка освятил.

-Какие вы знаете иконы? (Икона Спасителя(Господа Иисуса Христа)иконы Божьей Матери , Святителя Николая Чудотворца. Святого Георгия Победоносца.

  -Как я уже говорила, в красном углу стоял стол.                                       5 слайд

 

 3 девочка:  Стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почётном месте- в красном углу. Столу придавалось большое значение. Стол осмыслялся в народном сознании как «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, по этому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. Пословица: «Хлеб на стол, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и стол -  доска».

В обычное, не застольное, время на столе могли находиться лишь хлеб, завёрнутый в скатерть, и солонка с солью.

Учитель:

 -В традиционной культуре столу придавалось большое значение.

Всегда стоял в красном углу любое выдвижение его оттуда может быть связано лишь с обрядовой  или кризисной ситуацией.

Перед отправлением к  венцу в доме невесты происходил ритуальный обход  стола и благословение жениха и невесты. Стол осмыслялся в народном сознании как «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу за которым едят, считалось грехом.

- Запишите пословицу  эту пословицу.

- Что занимало самое большое место в русской избе? Печь.    

 

4 девочка

 -Русская печь первоначально топилась по чёрному, то есть,  дым выходил через окна и дверь .

-Какие пословицы вы нашли  о русской печи ?                                                             6 слайд            

Печь - нам  мать родная .

-Как вы понимаете эту пословицу?  

- А что такое подвешено к потолку?       ( колыбель, зыбка)

                                                                                                     

 6 девочка: Колыбель – приспособление для сна и укачивания ребёнка. Колыбель подвешивалась к потолку. В качестве подстилки на дно клали сено, солому, тряпки: под голову помещали подушку с сеном и соломой.

Для защиты от комаров, мух и света на колыбель вешали полог.

   Пустую колыбель не качали.

Учитель:  Мебели в крестьянской избе, как мы видим, почти не было, только лавки, сундуки,

Полати, позже появились деревянные кровати с матрасами из сена и соломы .на стенах весели полки , на них ставились наиболее дорогие вещи ларцы, горшки.

 

- Давайте запишем в тетрадь предметы мебели русской избы.

                                                                   Запись на доске:

  • красный угол
  • стол
  • печь
  • лавки, сундуки
  • колыбель, зыбка

Экскурсия по избе

Утварь.

  1. чугунок – сосуд из чугуна для приготовления пищи в русской печи, его форма аналогична форме горшка.
  2. Горшок –

Вспомните, мы говорили на уроках кулинарии о бережном отношении к посуде.(Даже если треснул глиняный горшок – его не выбрасывали, а хранили в нём крупу)

  1. ухват
  2. плетёные корзины
  3. лампа
  4. рубель – с его помощью разглаживали холщёвое полотно или стирали, колотили бельё
  5. бедро – деталь ткацкого станка
  6. коромысло
  7. светец  - держатель лучин (осиновые) под ним ставили кадку с водой (техника безопасности)
  8.  рушник - полотенце

 

     - Запишите в тетрадь эти названия.

   

                                                         Запись на доске:

                                                              * чугунок

                                                              * прялка

                                                              * рубель

                                                              * коромысло

                                                              * ухват

                                                              * светец

                                                              * рушник

                                        Загадки:

  1. Рогат, да не бык, хватает, да не сыт. Людям отдаёт, а сам на отдых идёт. /ухват/
  2.  Концами над водой висят, серёдкой на плече лежат. /коромысло/
  3.  Ходит полем из края в край, режет чёрный каравай. /плуг
  4. Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь. /веретено/
  5. Не бык, а бодает. Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт. /ухват/
  6. В небо дыра, в землю дыра, а середина – огонь да вода  /самовар/
  7. Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают глотает.   /печь/
  8. Две прямых, одна кривая, посерёдочки – кривая.   /оглобли, дуга и лошадь/

-  Что значит СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД ?

 (Чем занимались, как относились друг к другу?)                                          7 слайд

 

- Семьи русских крестьян были многочисленными. Нередко несколько поколений родных составляли одну семью и жили вместе.

Все члены семьи трудились .С вечера  распределялись работы на следующий день.

 Как же они распределялись?  ( мужчины- более тяжёлую работу в поле. Ст. сын пахал, отец сеял, подросток боронил . Замужние женщины сажали овощи. Девицы ткали..

-  . Какую ещё работу выполняли женщины?  (пряли  ухаживали за скотом)  

Во время жатвы, сенокоса  все объединялись

После жатвы мужчины возили хлеб с полей, а женщины занимались уборкой овощей. Молотьба- вся семья.

- В зимнее время – мужчины заготавливали  дрова, возили из леса брёвна, чинили сани, телеги, сбруи, плели корзины и охотились.

Женщины готовили пищу, ухаживали за птицей, свиньями, скотиной, занимались огородом, стирали, шили, пряли, ткали.

Дети и подростки помогали и тем и другим. Ухаживали за младшими, носили обед в поле.

 Все трудились, никто не сидел, сложа руки

 - А какие у вас дома обязанности, кроме подготовки к урокам?

- Какие пословицы о труде вы выписали?

* Кто любит труд, того люди чтут.

* Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто.

* Играть играй, да дело знай.     -      об ответственности.

* Долго спать – добра не видать.

* Работай то поту, покушаешь в охоту.                                                             8 слайд

-Запишите в тетрадь некоторые из них.

-Как относились друг у другу в русских крестьянских семьях?

На этот вопрос ответят девочки, у которых это было домашнее задание.

 

7 девочка: Важнейшим в русской семье служило почтительное отношение детей к родителям и вообще ко всем старшим. Оно воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства.

 Власть родителей ( особенно отца) проявлялась не только в распределении хозяйственных работ, а и во всём.

Сын должен был подчиняться родителям во всех делах – и хозяйственных и личных.

8 девочка: Уважение, любовь, забота, стремление поддержать и обеспечить старых и больных родителей – обязанность детей.

« Не оставляй матери – отца и Бог тебя не оставит до конца!»

« Отца – мать не накормил – сам себя на голод навёл !»

Семья, по русским народным представлениям, - опора, оплот её.                          

Ролевая игра.

/ Две девочки.

Мама:  -Дочка, вынеси , пожалуйста, мусор.

Дочь:  - Я смотрю кино, мама, потом.

Мама: -Прошёл целый час, полная мусорка.

Дочь: - А сейчас я хочу поспать, мне лень.

- Могла ли быть такая ситуация в русской семье?

 / Слово старших – закон для детей

-Какие пословицы о семье вы нашли?

  • Своя семья – самые лучшие друзья
  • Лучше матери друга не сыщешь.
  • Почитай старых- сам будешь стар.
  • Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай,
  • Корми сына до поры: вырастет – тебя накормит.                              9 слайд

- Запишите любые две из них в тетрадь.

 

- Долг, семейные обязанности, благословение родителей, церковный брак – вот законы и традиции русской семьи.

От лиц, вступающих в брак, ожидался строгий образ жизни.

Считалось непозволительным для замужней женщины и женатого мужчины плясать с молодёжью. Исключение делалось для молодожёнов  в течении года.

На посиделки замужние и женатые не допускались.                                              10 слайд

 

Итог урока:

Слово «изба»  звучало в древности как «истьба», «истоп-ка». То есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надёжным укрытием от холода.

-А как по другому называют жилище?                  ( дом)

- Что русские люди вкладывали в это понятие?

/ не только вместе проживают, помогают друг другу, любят друг друга, вместе трудятся, отдыхают, почитают старших.

- Стоит ли нам придерживаться русских традиций?

- Мы должны знать и продолжать эти традиции, чтобы жить в мире, дружно и счастливо.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Найти и выписать рецепты русского блюда.

                                  Затем  мы приготовим понравившееся вам  блюдо из русской

                                   кухни.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домашний быт, семейный уклад наших предков

Слайд 2

Русская деревня

Слайд 3

Русская изба

Слайд 4

Внутренне убранство избы

Слайд 6

Русская печь Печь нам – мать родная.

Слайд 7

Семейный уклад- устоявшийся стиль семейного поведения, отношений к семейным праздникам, жизненным проблемам, проявляющийся в отношениях членов семьи друг к другу и событиям и характеризующий дух семьи.

Слайд 8

*Кто любит труд, того люди чтут. *Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто. *Долго спать – добра не видать. *Работай до поту – покушаешь в охоту. * Играть играй, да дело знай.

Слайд 9

Своя семья – самые лучшие друзья . *Лучше матери друга не сыщешь. *Почитай старых- сам будешь стар. *Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай.

Слайд 10

*Где любовь да совет, там и горя нет. *В хорошей семье хорошие дети растут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков

Данные материалы представленны таблицей. Поэтапное ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков, а также сопутствующими темами творческими проектами....

Традиции и обычаи наших предков

Почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях. Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбиваю...

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"

Примерный план-конспект первого занятия по истории в 5 классе по теме "откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"...

Повторительно-обобщающий по теме: "Наши предки в далеком прошлом"

Повторительно-обобщающий урок для 6 класса по истории Отечетва в форме игры "Звездный час". Охватывает материал с древнейших времен до 16 века...

Семейная викторина "Детки-предки"

Презентация для проведения семейной викторины для учеников 6 класса и их родителей. Позволяет родителям и детям лучше узнать друг друга и понять....