Тема: Ресурсы и факторы производства
план-конспект урока по технологии (10 класс) на тему
Профессии предпринимателя нет, ей нигде не обучают. Есть учебные заведения, готовящие экономистов, работников торговли, и т.п. А, занимаясь предпринимательской деятельностью, человек должен владеть сразу всеми этими и многими другими специальностями. Словом, организация предпринимательского дела требует высокой квалификации, универсальных знаний и разнообразных навыков. Воспользуемся накопленным опытом хороших, деятельных предпринимателей, позаимствуем их секреты, а кое-где обратимся за помощью экономистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок технологии 10 класс | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дышокова Т.Б.
Тема: Ресурсы и факторы производства.
Цели:
Обучающие:
- познакомить учащихся с понятиями: «ресурсы», «факторы производства», «процесс производства», « доходность факторов производства»;
- научить школьников определению необходимых ресурсов для нового предприятия;
Развивающие:
- привить интерес к изучаемому материалу; развивать предпринимательское мышление.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к чужому мнению и доброжелательного отношения к «коллегам»;
Подготовительная работа: сформулировать тему урока и его задачи, направив усилия учащихся на подготовку вопросов самостоятельно.
Рекомендуемые источники информации : Липсиц И.В. «Экономика»; « Учебное пособие по «Экономической культуре» СИПКРО Курак Е.А.; В.Д.Симоненко « Технология 10»; СМИ.
Ход урока
- Вступительная часть
- Организационный момент.
а) Проверка явочного состава школьников,
б) Проверка готовности домашнего задания.
- Повторение пройденного материала.
а) Устный опрос учащихся по теме « Предпринимательство: сущность, цели, задачи, история становления».
Вопросы для повторения:
1. Какую деятельность называют предпринимательством, и кто имеет право заниматься предпринимательством?
2.Какие условия необходимы для развития предпринимательства в России?
3. Какими качествами должен обладать предприниматель?
4. Какие главные вопросы решает предприниматель?
- Что вы знаете из истории становления предпринимательства в России?
Учитель: Давайте из нашего сегодняшнего разговора выберем основную, самую значимую для нашей страны черту предпринимательства.
- Основная часть
- Постановка задач и актуализация опорных знаний.
Слово учителя (сопровождается демонстрацией презентации на компьютере).
Профессии предпринимателя нет, ей нигде не обучают. Есть учебные заведения, готовящие экономистов, работников торговли, и т.п. А, занимаясь предпринимательской деятельностью, человек должен владеть сразу всеми этими и многими другими специальностями. Словом, организация предпринимательского дела требует высокой квалификации, универсальных знаний и разнообразных навыков. Воспользуемся накопленным опытом хороших, деятельных предпринимателей, позаимствуем их секреты, а кое-где обратимся за помощью экономистов.
- Обращение к учащимся:
- Подумайте и скажите, что нужно иметь, чтобы начать любое производство? Можете ответить на конкретном примере.
- Да, верно: необходимо иметь деньги, чтобы приобрести все необходимое. Это производственное здание, оборудование, сырье и материалы. Кроме того, необходимо привлечь людей, которые будут работать, и создавать экономический продукт.
Предприниматель, опираясь на свою собственность, налаживает производство товаров и услуг. Для любого производства необходимы ресурсы – это совокупность природных, материальных, финансовых, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе производства для создания товаров и услуг. Поэтому очень важно понять саму структуру производства, природу тех ресурсов и сил, без которых оно не может существовать.
Все ресурсы делятся на: природные, финансовые, материальные и трудовые.
- Обращение к учащимся:
- Скажите, что относят к природным ресурсам?
- Как вы понимаете, что такое финансы?
- А кого мы называем трудовыми ресурсами?
Верно. Природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве. Это естественные силы и вещества, которые делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые (к сожалению, как показало последнее десятилетие, даже воду, землю и воздух нельзя уже назвать неисчарпаемыми ресурсами), возобновляемые и невозобновляемые – земля, вода, лес, различные руды и т. д.
К финансовым ресурсам относятся денежные средства во всем их многообразии ( наличные и безналичные деньги, валюта, ценные бумаги).
Материальные ресурсы – ресурсы, созданные трудом человека: оборудование, станки, компьютеры, производственные здания транспортные средства, материалы.
Трудовые – население трудоспособного возраста.
Природные, материальные и трудовые ресурсы – это ресурсы, без которых не может существовать ни одно производство. Поэтому их называют базовыми.
Финансовые ресурсы, возникшие в условиях рынка, получили название производных.
Ресурсы, вовлеченные в процессе производства (т.е. они работают ), называют факторами производства. Поэтому производство всегда есть взаимодействие факторов. Различают три основных фактора производства: земля, труд, капитал.
- Земля в сфере производства имеет троякое значение:
а) земля как источник естественных ресурсов;
б) земля как объект хозяйствования;
в) земля как объект собственности.
2. Труд. Трудовое население – та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства.
3. Капитал объединяет материальные и финансовые ресурсы.
Каждый фактор производства приносит владельцу доход: земля – ренту, капитал - %, труд – зарплату.
Система взаимодействия трех факторов: труда, земли и капитала – образует процесс производства.
Организовать доходное производство может только предприниматель, т. к. он заинтересован вложить свой капитал в такое дело, которое приносит прибыль.
III.Заключительная часть
1. Рефлексия.
Учащимся предлагается изучить по учебнику В.Д.Симоненко « Технология 10» схему 2 (стр. 20) и схему (стр. 21). Рекомендуется данные схемы перенести в рабочую тетрадь.
Опыт работы показал, что школьники не могут дать однозначного ответа на вопрос: что необходимо иметь, чтобы организовать производство? Поэтому ответ прозвучал хором.
2. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Устные ответы учащихся оцениваются и комментируются учителем.
3. Анализ урока, сообщение оценок.
- Оцениваю работу учащихся на уроке, устные ответы. Отмечаю активность учащихся.
Оценки, прокомментировав, выставляю в журнал.
4. Домашнее задание:
Ȥ 3;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Факторы производства"
Данная презентация применяется к уроку в 6 классе по теме "Факторы производства". Содержит вопросы для повторения, изучение нового материалла и закрепление вместе со сказочными героями....
Тест в форме ЕГЭ по теме "Факторы производства"
Тест в форме ЕГЭ по теме "Факторы производства"...
Производство. Факторы производства
5 класс...
Презентация "Ресурсы и факторы производства"
Материал предназначен для учащихся 10 класса...
Практическая работа по экономике по теме "Факторы производства" для 10 класса
Практическая работа по экономике по теме "Факторы производства" для 10 класса...
Задания по теме "Факторы производства. Факторные доходы"
Задания по теме "Факторы производства. Факторные доходы" могут быть использованы:- для текущей порверки домашнего задания;- в качестве тренировочного задания на усвоение знаний;- в качестве ...
Состав хозяйства. Отраслевая структура, функциональная и отраслевая структуры. Хозяйства страны, факторы формирования развития. Факторы производства.
Хозяйство состоит из множества предприятий и учреждений, которые производят товары и услуги. Отраслевая структура хозяйства делится на производственную и непроизводственную сферы. Производственная сфе...