проект
проект по технологии (8 класс) на тему

Пастухова Ольга Владимировна

Кто откажется украсить свой дом вышивкой, которая сразу сделает

помещение более нарядным, уютным и нестандартным. Для этого

совершенно не обязательно проводить долгие часы в хождении по

магазинам, надеясь отыскать подходящее к интерьеру. Гораздо приятней

провести эти часы дома, в спокойной и уютной атмосфере за изготовлением

предметов, облагораживающих быт. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

  Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал у современного поколения подростков с периодом преобразования системы внешней и внутренней экономической политики страны, изменениями в международным сотрудничестве страны на мировой арене, и следовательно, возникновением новых профессиональных ориентиров в российском обществе.

 Подрастающее поколение несёт в себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, насколько молодые люди будут готовы к социальному, профессиональному и культурному самоопределению, зависит путь и перспективы развития нашего общества.

  После окончания девятого класса перед современными молодыми людьми встаёт проблема осознанного первичного профессионального выбора и (или) продолжения своего обучения. Главное – это правильно определить направление  дальнейшего пути и собственные возможности к  этому.

 Выбор профессии — сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающимся 8 класса разработана программа  курса «Я в мире профессий».

 Курс рассчитан на 0,5 года в 8 классе по 1 занятию в неделю ,всего: 17 часов

Цель курса:: повышение адаптивных возможностей самоопределения обучающихся в условиях первичной профессиональной ориентации.

Задачи  курса:

-углубление  знаний  обучающихся о профессиях и требованиях, предъявляемых профессиями к человеку;

-оказание помощи обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей;

-овладение обучающимися навыками ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;

-развитие познавательных способностей и творческой активности обучающихся;

-формирование умения ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации ;

-оказание психологической поддержки обучающимся при их профессиональном самоопределении.

  В основу рабочей программы  курса  «В мире профессий для обучающихся 8 классов, положена  программа «Я в мире профессий» (Элективный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 16 часов)», - Автор-составитель программы: педагог-психолог   Антонова С.А., - СПб, 2005 г./ Программа  допущена РЭС КО Правительства Санкт — Петербурга.

Рабочая программа разработана с учётом обязательного минимума содержания образовательной программы основного общего образования и требований ФГОС НОО.

  Программа курса состоит из четырёх разделов.

 В первом разделе программы учащиеся знакомятся с классификациями профессий, учатся ориентироваться в их многообразии.

 Второй раздел ориентирован на общее знакомство с такими познавательными процессами, как внимание, память, мышление, воображение и координация движений. Учащиеся приобретают навыки самоанализа, активизируются личностные потенциалы.

знакомит с соотношением биологического и социального в человеке и понятиями: направленность личности, интересы, склонности, способности, характер, темперамент. В нём моделируются ситуации самоанализа.

 Заключительный раздел посвящён знакомству с требованиями предъявляемыми профессиями к человеку и определению путей самовоспитания в соответствии с личностными особенностями.

  В программе курса предложены активные формы работы: творческие задания, обсуждения, заполняются анкеты, проводятся работы с тестами, выполняются упражнения, направленные на самопознание.

На каждом занятии обязательно предусматривается проведение практической части. Для знакомства с теоретическим материалом отводится не более 15 - 20 минут.

  Результатом реализации данной программы является осознанный выбор направления в продолжении обучения по окончании 8-9 классов, первичная подготовка к дальнейшему выбору будущей профессии. Кроме того, программа курса призвана способствовать формированию у учащихся определенных свойств личности и черт характера, и прежде всего, нравственных качеств.

                                

Содержание курса.

Введение.История профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Первый  раздел «Понятие о профессии и специальности».

1.Общий обзор классификаций профессий. Определение профессии. Определение специальности. Определение классификации. Различные виды классификаций профессий.

2.Классификация профессий Е. А. Климова. Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-ЗС.

3.Классы, отделы и группы  профессий. Построение таблицы классификационных признаков.

Второй  раздел «Познавательная деятельность личности».

1. Внимание. Понятие о внимании. Виды внимания: произвольное, непроизвольное. Основные свойства внимания (колебания, устойчивость, объем, распределение, переключаемость, концентрация). Способы развития внимания.

2. Память. Понятие о памяти. Качества памяти. Виды памяти:         двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная; образная, логическая, произвольная, непроизвольная; механическая, смысловая. Правила обращения с памятью. Способы развития памяти (смысловые части, эмоциональная окраска, тренировка всех видов памяти, нагрузка, повторение, установление ассоциаций).

3. Мышление и воображение. Понятие о мышлении. Ассиметрия мозга. Когнитивные познавательные стили: аналитический, синтетический, поленезависимый. Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность. Приемы развития мышления. Мышление и речь. Понятие и виды воображения: непроизвольное и произвольное, воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное). Воображение и фантазия. Воображение и творчество. Творческая личность и ее особенности. Приемы развития воображения.

4.Темперамент. Свойства нервной системы. Типы темперамента. Свойства темперамента: активность, реактивность, чувствительность, темп деятельности, ригидность и пластичность, экстраверсия и интроверсия, тревожность.

5. Память.  Понятие о характере. Черты характера. Формирование характера.

6. Способности, склонности и интересы. Три признака понятия по Б. М. Тепловой. Общие и специальные способности. Формирование способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Интересы (содержание, широта, длительность, глубина). Интересы и склонности. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии.Самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, упражнения. Что такое резюме?  Правила составления резюме?

Календарно тематическое планирование  по учебному курсу « В мире профессий».

Тема занятия

Кол.ч.

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

Дата

План.

Факт.

Первый  раздел «Понятие о профессии и специальности».

1

Введение в мир профессий.

1

Проявлять интерес к новому.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки выполнения своей работы и работы всех.

- Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

8.09

2

Что такое профессии? Из истории слова.

1

Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

-  сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию;

- Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

- Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Беседа о профессиях .

15.09

3

Профессия, специальность, должность.

1

Учиться искать свою позицию в многообразии общественных мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

- знать различные профессии;
- уметь устанавливать различие между профессиями;
- правильно использовать термины, полученные на занятиях;
- способность добывать новую информацию из различных источников.

22.09

4

Классификация профессий. Формула профессии.

1

Понимать важность положительного отношения к труду, бережного отношения к результатам труда.

- Допускать существование

различных точек зрения, принимать другие мнения

и позиции, договариваться, приходить к общему

решению, задавать вопросы.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

29.10

5

Типы профессий. «Человек –техника».

1

Учиться искать свою позицию в многообразии общественных мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

6.10

6

Типы профессий. «Человек – природа».

1

Проявлять интерес к новому, ориентироваться

в нравственном содержании поступков, развивать

этические чувства.

- Совершенствовать умения пользоваться критериями оценки в ходе оценки и самооценки.

- Допускать существование

различных точек зрения, принимать другие мнения

и позиции.

13.10

7

Типы профессий. «Человек – человек».

1

Понимать важность положительного отношения к труду, бережного отношения к результатам труда.

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки выполнения своей работы и работы всех.

- Формулировать собственное мнение

и позицию, договариваться, приходить к общему

решению, строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы.

20.10

8

Типы профессий. «Человек – знаковая система».

1

Понимать важность положительного отношения к труду, бережного отношения к результатам труда.

- Допускать существование

различных точек зрения, учитывать разные мнения,

стремиться к координации, формулировать

собственное мнение и позицию, задавать вопросы

по существу.

- Определять цель деятельности с помощью учителя, искать средства ее осуществления.

27.10

9

Типы профессий. «Человек художественный образ».

1

Проявлять интерес к новому, ориентироваться

в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства.

- Работать в парах, группах и команде,

контролировать свои действия, согласовывая их с действиями одноклассников.

- Определять цель деятельности с помощью учителя, искать средства ее осуществления.

3.11

Второй  раздел «Познавательная деятельность личности».

10

Интересы и склонности. Внимание. Память.

1

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; -выделение познавательной цели; -выбор наиболее эффективного способа решения;

- Качества личности в профессии.  Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.

10.11

11

Понятие о характере. Темперамент. Самооценка.

1

- Совершенствовать умения пользоваться критериями оценки в ходе оценки и самооценки.

- Качества личности в профессии.  Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.

17.11

12

Конкурс сочинений: «Я б в … пошел, пусть меня научат!»

1

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- Допускать существование

различных точек зрения, принимать другое мнение

и позицию, формулировать собственное мнение

и позицию, договариваться, приходить к общему

решению.

24.11

13

Резюме, собеседование. Подводные камни при поиске работы.

1

-постановка вопросов; -умение выражать свои мысли полно и точно; -управление действиями партнёра (оценка, коррекция)

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; -выделение познавательной цели; -выбор наиболее эффективного способа решения;

1.12

14

Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия».

1

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- Допускать существование

различных точек зрения, принимать другое мнение

и позицию, формулировать собственное мнение

и позицию, договариваться, приходить к общему

решению.

8.12

15

Профессия моих родителей. Сочинение на тему: «Моя мама…».

1

Проявлять интерес к новому.

-Определять цель деятельности с помощью учителя, искать средства ее осуществления.

- Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих жизненных речевых ситуаций.

15.12

16

Профессии наших пап. Сочинение на тему: «Мой папа…».

1

Учиться искать свою позицию в многообразии общественных мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

- Работать в парах, группах и команде,

контролировать свои действия, согласовывая их с действиями одноклассников.

- Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

22.12

17

«Устроим праздник труда». Выход в библиотеку. Совместное мероприятие.

1

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

29.12

Итого : 17 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

по программе курса «Я в мире профессий»

  Курс «В мире профессий» способствует формированию у обучающихся личностных  универсальных учебных действий, умений.

Личностные универсальные учебные действия:

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных упражнений и заданий проблемного и эвристического характера;

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности —  важных качеств в практической деятельности любого человека;

-воспитание чувства справедливости, ответственности;

-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

-выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов;

-самостоятельность в организации и выполнении различных работ.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

-планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

-определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

-проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;

-приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию своего выбора  и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

-согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;

-диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;

-находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором пути продолжения образования;

-объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

-ставить цели и планировать действия для их достижения;

-использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Предметные УУД:

-рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;

-планирование образовательной и профессиональной карьеры;

-знание классификации видов профессий;

-планирование деятельности по выбору профессии;

-адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;

-понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

-понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

-понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;

-умение анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

-пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

-представление о том как  составлять личное резюме.

Критерии оценки эффективности занятий по программе курса

«В мире профессий»

  Специфика данного курса предполагает введение без оценочной системы.

Для оценки эффективности занятий рекомендуется использовать следующие показатели:

-  посещаемость занятий обучающимися;

- степень помощи, которую оказывает учитель при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников;

– результаты выполнения тестовых заданий и упражнений, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, самостоятельности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

- дополнительным показателем является положительная динамика в развитии познавательных процессов обучающихся, которая  отслеживается посредством сравнительного анализа результатов первичной (входящей) диагностики в начале учебного года с результатами итоговой диагностики уровня развития психических процессов в конце учебного года.  

        Учебно — методическое и  материально — техническое обеспечение курса

 Реализация данного курса базируется на сочетании разных методов и форм обучения: групповые беседы, информирование, анкетирование, диагностические исследования, ролевые и профориентационные игры, развивающие задания.

На каждом занятии обязательно предусматривается проведение практической части. Для знакомства с теоретическим материалом отводится не более 10 - 15 минут.

 К каждой теме курса «В мире профессий» предлагается вариативный набор дидактического, раздаточного и тестового материала. В ходе реализации программы курса, педагог может самостоятельно варьировать предложенный инструментальный материал, исходя из динамически - временных особенностей каждой группы обучающихся и собственных учебно-методических возможностей оснащения предложенного курса:

Введение. Анкета «Планы на ближайшее будущее».

Первый раздел «Понятие о профессии и специальности».

«Общий обзор классификаций профессий»:

        -упражнения: «Определи специальность»,

        «Найди профессию»;

«Классификация профессий Е. А. Климова». Вопросник ДДО (дифференциально-диагностический опросник).

«Классы, отделы и группы профессий»:

-упражнения: «Преобладание умственного или физического труда?»,    «Определи класс профессии», «Классифицируй орудия труда по отделам», «Определи группу профессий и специальностей».

- предварительное построение профессиограммы — характеристики  профессий.

Второй раздел «Познавательная деятельность личности».

«Внимание»:

-упражнения: «Особенности произвольного внимания», «Графики   распределения внимания на уроках», «Колебания внимания», «Устойчивость внимания», «Объем внимания», «Распределение внимания», «Переключаемость внимания», «Концентрация внимания»;

-игры: «Сосчитай до 30», «Сторож»;

-дискуссия: «Какие виды профессий предъявляют повышенное требование к вниманию».

«Память»:

-упражнения: «Тип памяти», «Логическая и механическая память», «Произвольная память», «Объем непроизвольной памяти»;

-игры: «Кто больше запомнит?» (ассоциативная цепочка образов),

 «Кто знает больше песен с названиями деревьев?»;

-творческие задания: «Запиши свое первое воспоминание», «Почему запомнилось именно это?», «Особенности моей памяти».

«Мышление   и  воображение»:

-тесты: «Художник-мыслитель» (самооценочный), «Экспресс-анализ  по биологическим признакам», «Творческий возраст», «Склонность к творчеству» (ориентировочный);

-упражнения: «Тип мышления», «Умение анализировать и сравнивать предметы, понятия», «Уровень развития навыков анализа», «Уровень развития операций обобщения», «Скорость протекания мыслительных процессов», «Гибкость мышления», «Воссоздающее воображение», «Уровень развития творческого воображения», «Духовная гимнастика»;

-«мозговой штурм»: «Составить список профессий предъявляющих повышенные требования к: а) воссоздающему воображению; б) творческому воображению».

 «Темперамент». Тест: «Опросник Айзенка».

«Характер»:

-тесты: «Какой у вас характер?», «Шкала значимости эмоций», «Эмоциональная направленность личности», «Тип регидности психологической установки», «Тест Голланда»;

-анкета: «Уровень развития волевых качеств»;

-упражнения: «Моя самооценка», «Отношение к самому себе», «Определить черты характера по описанию поведения».

«Способности, склонности и интересы»:

-анкета: «Карта интересов»;

-упражнение: «Проверка устойчивости своих интересов»;

-дискуссия: «Как вы относитесь к идее испытания способностей?».

«Направленность личности». Тесты: «Определение направленности личности»,  «16-факторный опросник Р. Кеттелла».

 Четвёртый раздел «Слагаемые выбора будущей профессии».

«Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий)»:

-тест «ОПГ-М»;

-сочинение: «Я б в …пошел пусть меня научат!»

(с обсуждением сочинений);

-«мозговой штурм»: «Какие обстоятельства нужно учитывать при обдумывании выбора профессии?».

«Профессиональное самовоспитание». Составление «Программы самовоспитания для предполагаемой будущей профессии» (с дискуссионным обсуждением программ). Проба написания обучающимися личных резюме. Сочинение «Если бы я был губернатором/президентом?»

«Подведение итогов».  Анкета «Профессиональное самоопределение».

Медиа — ресурсы:

  • Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Практический курс «Развиваем внимание», - диск «Школа развития КМ», 2007;
  • Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Практический курс «Улучшаем память»,- диск «Школа развития КМ», 2007

Интернет-ресурсы:

Информационное обеспечение / литература:

  1. Бендюков М., Соломин И., Ткачёв М. «Азбука профориентации» – СПб, 1997.
  2. Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание» – М, 1986.
  3. Биркенбиль В. Ф. « Как добиться успеха в жизни» – М, 1999.
  4. Гарибян С. «Школа памяти» – СПб, 1993.
  5. Генкин Е. «Загляни в своё «Я»» – Рига, 1991.
  6. Гинзбург М. Р. «Путь к себе» – М, 1991.
  7. Головаха Е. И. «Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи» – Киев, 1988.

8. Добрынин Н. Ф. «Внимание и его воспитание» – М, 1951.

9. Добрынин Н. Ф. «Произвольное и непроизвольное внимание» -М, 1958.

10. Зейгарник Б. В. «Психология мышления» – М, 1962.

11. Ивин А. А. «Искусство правильно мыслить» – М, 1990.

12. «Игры-обучение, тренинг, досуг…»/ Под ред. В.В. Петрусинского // В      четырёх книгах – М, 1994.

13. Климов Е.А. «Как выбирать профессию» – М, 1990.

14. Климов Е.А.«Психология профессионального самоопределения» – Ростов-на-Дону,

1996.

15. Козлов Н. «Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день» – М, 1993.

16.  «Краткий психологический словарь – хрестоматия» - М, 1974

17. «Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению»/ Под ред. Чистяковой С.  Н. – М, 1998.

18. Крутецкий В. А. «Психология» – М, 1982.

19. Коломинский Я. Л. «Человек: психология» – М, 1986.

20. Куликова Л. Н. «Воспитать себя» – М, 1991.

21. Ланда Л. Н. «Умение думать. Как ему научить.»

22. «Лучшие психологические тесты» – Петрозаводск, 1992.

23. Мудрик А. В. «Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих» – М,

1990.

24. Мургулец Л. В. «Методы социально-психологической диагностики личности» – Л,

1990.

25. Орлов Ю.М. «Восхождение к индивидуальности» – М, 1992.

26. Орлов Ю.М. «Самосознание и самовоспитание характера» – М, 1987.

27. Павлова Л.Г. «Спор, дискуссия, полемика» – М, 1991.

28. Петровский А.В. «Психология о каждом из нас» – М, 1992.

29. Петровский А.В. «Роль фантазии в развитии личности» – М, 1961.

30. Прощицкая Е.Н.«Выбирайте профессию» – М, 1991

31. «Психологические проблемы профессиональной деятельности» – М, 1991.

32. «Психологическое сопровождение выбора профессии»/ Под ред. Митиной Л.М. – М,

1998.

33. Смирнов А.А. «Психология запоминания» – М, 1948.

34. Степанов А., Бендюков М., Соломин И. «Ищу работу» – СПб, 1995.

35. Сухаребский Л.М. «О памяти» – Л, 1962.

36. Тарасов В.К. «Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров» – Л, 1989.

37. Фромм Э. «Иметь или быть» – М, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...