факультатив по предмету Технология 5 класс ФГОС "Творческая мастерская"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Людмила Викторовна Анисимова

Программа факультатива рассчитана с общим объемом на 35 часов, подразумевает совместные  занятия мальчиков и девочек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №2»

Благовещенского района Алтайского края                   

РАССМОТРЕНО                             СОГЛАСОВАНО                           УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением         Заместитель директора                 Директор школы

учителей технологии               _______

ФАКУЛЬТАТИВ

«Творческая мастерская»

по предмету

Технология  

 5 класс (ФГОС)

Составитель

                                                                              Анисимова Людмила Викторовна,

учитель технологии,

высшая квалификационная категория

р.п. Благовещенка

2015-2016

Пояснительная записка

Программа факультатива «Творческая мастерская» разработана на основании следующей литературы:

-Максимова М, Кузьмина М, Кузьмина Н. « Лоскутная мозаика»,  издательство ЭКС МО, 2006,64с.,

-Проснякова Т.Н. Технология. Творческая мастерская: учебник для 4 класс.-2-е издание, переработанное- Самара: Издательство Учебная литература: Издательский дом Федоров, 2008.- 120с.

-Программы    «Технология»  для  5  классов,  которая  подготовлена  авторским  коллективом ( А.Т.  Тищенко,  Н.В.  Синица, В.Д. Симоненко) и соответствует  федеральному  государственному  образовательному  стандарту  основного  общего  образования  (2010г.),

 

В последние годы стали очень популярны занятия декоративно-прикладным творчеством. Возрос интерес к национальным ценностям, художественным традициям своего народа. Поиски новых средств выразительности приводят к желанию вникнуть в истоки национальной культуры.

Долгий путь прошло человечество в поисках материала для записи и сохранения информации. Изобретателем бумаги считают Цай Луня. Более чем за две тысячи лет до нашего времени в Китае была разработана примитивная технология производства бумаги из особого сорта крапивы. «Хорошая бумага заставляет думать о хороших вещах» - говорят японцы.

Бумага – это самый простой, доступный и легко обрабатываемый материал. Зависимо от идеи и назначения изделия, применяется бумага, различающаяся по толщине, текстуре, фактуре и цвету. Для аппликаций подходит цветная, бархатная бумага, картон. Для работ, связанных со складированием, используется тонкая писчая и цветная бумага. Картон, полукартон, плотную бумагу - применяют для изготовления моделей различных конструкций. Существуют разные типы поделок из бумаги: это изделия из полосок, в технике аппликации, на основе коробочек, цилиндров, конусов, а также изготовление различных макетов. 
Лоскутная техника, т. е. шитьё из лоскутков – это народное прикладное искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Не случайно у разных народов в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинными произведениями искусства. Как художественная работа шитьё из лоскутков по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики. Но если мозаичное панно представляет собой элемент украшения и выполняет сугубо декоративную функцию, то изделия из лоскутков приносят вместе с тем и конкретную пользу, делают наш дом не только краше, но и удобнее, уютнее. Выдержанные в едином цветовом, сюжетном или орнаментальном решении изделия из лоскутков могут придать интерьеру помещения стилевую направленность, индивидуальность. Создаваемые изделия могут выполнять не только декоративную функцию, как, например, различного рода декоративные панно и свободные композиции, но и утилитарную: сумки, пледы, подушки, покрывала, настенные и напольные ковры. 
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. 

Цель курса – формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественной деятельности через моделирование из бумаги и лоскутное шитьё. 

Задачи: привить ребятам интерес к декоративно-прикладному искусству, научить техническому мастерству в области бумагопластики и  лоскутной техники, воспитывать умение работать коллективно, добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе, содействовать профессиональной ориентации детей, развивать творческие способности.

На занятиях предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера.

Полученные учащимися знания и умения пригодятся им в жизни, а формируемые при этом такие важные качества личности, как настойчивость, терпение, аккуратность в труде, творческая фантазия будут способствовать успеху в любой работе. 

Программа факультатива рассчитана с общим объёмом 35 часов.

Основное содержание программы составляют практические работы (до 90% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала. 

Межпредметные связи – рисование, чтение, математика, литература, русский язык. 

              Материально- техническое   обеспечение программы 

Материально-технические - цветная, бархатная бумага, картон, ручные иглы, наперсток, швейные машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек 
Наглядные средства обучения - Электронные книги, журналы с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, презентации, готовые поделки в технике «пэчворка» 
Помещение - Школьная мастерская 

Прогнозируемые результаты 

Личностными результатами освоения учащимися:

  • сформировать устойчивый интерес детей к декоративно-прикладному искусству, шитью; 
  • повысить активность участия детей в творческих конкурсах, выставках,
  • самостоятельная ориентировка в задание;

Метапредметными результатами  являются:

  • овладение детьми умений и навыков правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы; 
  • работа по составленному плану; осуществление необходимых контрольных действий по качеству работы;

Предметными результатами являются:

  • овладение учащимися знаний об используемых приспособлениях и инструментах, о подборе ткани по цвету и фактуре; о подборе бумаги, картона к поделкам,
  •  рост самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений. 
  • работа по учебно-технической документации; употребление в речи технических терминов.

Тематический план

тема

Всего часов

Дата

Теория

Практика

 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Вводное занятие

Из истории  бумаги и лоскутного шитья.

Художественное моделирование бумаги путем складывания.

Соединение  модулей разных размеров.

Склеивание модулей в шар

Превращения одной шапочки

Цвет, композиция, орнамент

Рельефная бумага

Складывание по кривой линии

Бумагопластика

Как читать схемы

Подготовка ткани

Техника « квадрат».            

Техника « Уголки

Техника « Полоски»

Выполнение творческого проекта «Старинный замок»

Выполнение творческого проекта «Подушка в лоскутной технике»

Выполнение творческого проекта

Изготовление модулей.

Соединение модулей

Выполнение творческого проекта

Окончательная отделка изделия.

Подготовка  к школьной  выставке «Радуга талантов».

Проведение выставки в школе.

Итоговое занятие

Итого:

1

1

1

1

1

1

1

1

1 (+4)

1

1

1

1 (+1)

1

1

1

1

14

1

1

1

1

35 часов

1

1

1

1

1

1

6 часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14

1

1

1

1

29 часов

Литература ЭОР: 

1. Максимова М, Кузьмина М, Лоскутики издательство «ЭКС МО – Пресс», 2000г.
2. Ногель О., «Художественное лоскутное шитье. М – школа – Пресс, 2000г. 
3. Журнал «Школа и производство» № 2 № 4 – 2000г. 
4.
Презентация  «Лоскутное шитье». Л. Банакина.

Москва «АСТ- Пресс книга». 2006.Автор материала и руководитель проекта Попова Галина Васильевна, учитель профильного труда МКОУ С(К)ОШИ VIII вида.

5. Технология. 5класс: Сборник проектов: Пособие для учителя/М.И. Гуревич, М.Б.Павлова, И.Л. Петрова, Дж.Питт, И.А. Сасова/под редакцией И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2004.-144с.

Ресурсы: 
• http://www.vilushka.ru/izd_L.html 
• http://loskutnik.ru/ 
• http://loskutnik.ru/article/view/loskutnye_prihvatki.html 
http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html

6. Проснякова Т.Н. Технология. Творческая мастерская: учебник для 4 класс.-2-е издание, переработанное- Самара: Издательство Учебная литература: Издательский дом Федоров, 2008.- 120с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент в преподавании предмета «Технология». Занятие по технологии в 6 классе «Изделия народных умельцев Урала. Каслинское литье» (2ч)

Представленная работа состоит из разработки учебного занятия, презентации к уроку, печатных материалов и электронных фотоальбомов....

Подготовка учащихся ОУ к осознанному выбору предмета «Технология» в качестве предмета для государственной итоговой аттестации».Проекты в образовательной области "Технология".

Выбор проекта  в качестве ГИА  в 9 классах.  Творческое проектирование. Критерии оценки проектов. Методы контроля. Защита проектов....

Рабочая программа по предмету Компьютерное делопроизводство (в рамках предмета Технология) 2 часа в неделю, 11 класс

Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой. Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства. Дл...

Программа учебного предмета «Технология» Направление «Технология ведения дома» Направление «Индустриальные технологии» для 5- 8 классов (ФГОС) (базовый уровень)

Программа учебного предмета «Технология»  Направление «Технология ведения дома» Направление «Индустриальные технологии» для 5- 8 классов (ФГОС) (базовый уровень)...

Методическая разработка к уроку «Предметы искусства и коллекции в интерьере». Предмет – технология, 7 класс.

Комментарий к методической разработке Уважаемые коллеги. Работаю я учителем технологии 3-й год, для этого пройдя обучение на курсах переподготовки. Общий педагогический стаж – 25 лет. ...

Конспект урока по предмету: Технология, 7 класс по теме: «Предметы искусства и коллекции в интерьере»

Цели и задачи урока:Актуализация знаний о предметах искусства и коллекциях.Формирование знаний об оформлении и размещении картин, коллекций.Создание условий для развития эстетического вкуса.Воспитание...