Основные породы древесины. Характеристика и применение.
план-конспект занятия по технологии (6 класс) по теме


Конспект занятия с мультимедийным сопровождением разработан с целью формирования  у обучающихся с ОВЗ первоначальных  представлений о породах древесины, используемых в столярном деле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prilozhenie_1_porody_drevesiny.ppt2.89 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc103 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Радужнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Конспект занятия

 по профессионально-трудовому обучению

(столярное дело)

6 класс

                                                                                             Выполнил:

                                                                                                           А.В. Глушак – учитель

                                                                                                                                          трудового обучения

г. Радужный

2013-2014 уч. год.

6 класс.  Занятие №1. № урока в теме – № 1,2; в четверти - № 19,20; в году № 147,148.

Тема занятия: Основные породы древесины. Характеристика и применение.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель занятия: Формирование первоначальных представлений учащихся о породах древесины, используемых в столярном деле.

Образовательные задачи занятия:

  • Формировать первоначальные представления о породах древесины, их отличительных признаках и способах применения в столярном деле.
  • Отработать первоначальные умения и навыки в приемах определения пород древесины по внешним отличительным признакам.

Коррекционно - развивающие задачи занятия:

  • Развитие и коррекция мышления и абстрактного восприятия на основе упражнений в определении пород древесины по представленным образцам.
  • Коррекция глазомера и мелкой моторики пальцев рук во время выполнения операций по построению и оформлению классификационных таблиц и схем.

Воспитательные задачи занятия:

  • Содействовать развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.
  • Прививать воспитанникам умения самостоятельной работы; стремление доводить начатое дело до конца, аккуратно и бережно относится к школьному и личному имуществу.

Прогнозируемый результат:  

должен знать основные лиственные и хвойные породы их применение и основные характеристики;

должен уметь – определить породу древесины по представленному образцу, опираясь на сводную таблицу свойств пород древесины.

Методы обучения:

словесные беседа, объяснение, рассказ; наглядные.

Продолжительность занятия: 2 урока по 40 мин.

Межпредметные связи – биология, география, изобразительное искусство.

Оборудование урока: компьютер, проекционная система или телевизор, образцы пород древесины.

Программное обеспечение урока: программы работы с мультимедиа MS Power Point&.

Методическое обеспечение урока:

  •  Коллекция образцов пород древесины;
  • Классификационные таблицы по видам пород древесины;
  • Карты схемы по определению вида породы дерева;
  • Раздаточный материал для коррекционной работы.

Раздаточный материал: 

  • Образцы пород древесины, карточки-задания, бланки таблиц для практической работы.

Литература:

1.Воронкова, В.В. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2. [Текст] /В.В. Воронкова, Г.В. Васенков, С.Л.Мирский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.

 2. Журавлев Б.А. Столярное дело. Учебное пособие для 5-6 классов вспомогательной школы. [Текст] / Б.А. Журавлев. – Издательство «Просвещение», 1988год.

 3. Карабанов И.А. Справочник по трудовому обучению. [Текст] / И.А. Карабанов «Просвещение», Москва 1991год.

 4. Интернет- ресурсы: www.yandeximage.ru. www.IqraZa.ru.

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя                                

     Деятельность учащихся

Организационный момент (построение приветствие, подготовка учебных принадлежностей, разминка).

5мин.

Вводная часть урока

   Учитель принимает рапорт старосты о наличии учащихся и дежурных на занятии.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Оценка за подготовленность учащегося к занятию вносится в таблицу результативности работы учащегося на уроке. (Приложение 2)

Организует и проводит разминку, настрой учащихся на занятие.

Построение у входа в мастерскую.

Учащиеся готовят письменные принадлежности и рабочую тетрадь.

Выполнение разминки (комплекс упражнений для пальцев рук).

 Введение в тему

3 мин.

Постановка цели урока.

2мин.

Актуализация опыта и опорных знаний учащихся

     Все вы, конечно, видели лес – на рисунках в книгах, на экране телевизора или в кино. А многие из вас сами были в лесу – отдыхали в прохладе деревьев, собирали ягоды, грибы, орехи, слушали пенье птиц. И вы, наверное, обратили внимание, что все деревья различаются между собой. Назовите, пожалуйста, чем деревья отличаются между собой?

Итак, мы определили, что деревья различаются ростом, цветом ствола и формой листьев. Вот форма листьев и взята в основу классификации деревьев.

Сообщение темы, целей и задач урока.  Файлы презентации. Слайд №1, №2 и №3.

Запись даты и темы в тетрадь.

Сообщение происходит в ходе демонстрации файлов презентации

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, находят общее и различия у деревьев

Активизация внимания,

определение целей и задач на урок.

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

 Изучение нового материала

20 мин.

           

Коррекционная работа

5 мин.

Закрепление

3 мин.

Подведение итогов 1 урока занятия

2мин.

Основная часть урока

Объяснение нового материала происходит с использованием наглядного материала в виде презентации.

  Все породы древесины можно разделить на две группы в зависимости от вида листьев на их веточках. Деревья с листьями относятся к лиственным породам, а деревья с листьями в виде игл – к хвойным. Слайд №4.

  На первом уроке нашего занятия мы с вами познакомимся с хвойными породами древесины. Слайд №5. И запишем их характеристики в сводную таблицу свойств хвойных пород деревьев. (Приложение №1)

   Самым распространенным хвойным деревом на территории России является СОСНА. Слайд №6.

   Запишите в таблицу под номером один название породы, цвет древесины, текстуру, смолистость, и область применения в соответствующие графы таблицы.  

   Следующее дерево, с которым мы познакомимся – является «музыкальное дерево» так называют ЕЛЬ. Слайд №7.

    Продолжаем заполнение таблицы, сведения вносим в соответствующие графы.

Коррекционное задание

Учащимся предлагается разгадать тематические ребусы.   Слайд №8 и Слайд №9.

    Одной из разновидностей хвойных деревьев является сосна, сибирская которую называют кедром. КЕДР – хвойное дерево с ценной древесиной особенно ценен кедр своими орешками.  Слайд №10.

   Вносим в соответствующие графы характеристики кедровой древесины.

   Четвертым номером в нашей таблице будет значится ПИХТА – хвойное дерево, широко распространенное в сибирской тайге. Слайд №11.

   Запишем ее характеристики в сводную таблицу.

  Следующее дерево, о котором мы будем говорить называется – лиственницей, хотя на ветках у неё растут иголки и относится она к хвойным деревьям. Слайд №12. А назвали ее так потому, что ее иголки желтеют осенью и опадают как у лиственных деревьев

 

    Учащимся предлагается отгадать загадки о деревьях, породы древесины которых изучались на данном этапе урока.             Слайд №13 и Слайд №14.

На какие группы делятся древесные породы?

С какими хвойными породами мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Анализ участия учащихся в работе на уроке выставление оценок за первую часть занятия.

Учащиеся просматривают слайды, зарисовывают схему в тетрадь.

  Учащиеся получают схему для заполнения.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Рассматривают картинки на слайдах.

Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.

Индивидуальная работа с карточками-ребусами.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Рассматривают картинки на слайдах.

Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.          

     

                                                     

                                              Учащиеся разгадывают загадки, представленные на мультимедийном экране.

                                                                                     Учащиеся отвечают на вопросы.                        

Введение в тему.

2мин.

Изучение нового материала.

20мин.

Гимнастика для глаз

 3 мин.

Второй урок

     На первом уроке, мы познакомились с хвойными породами древесины, а теперь приступим к изучению второй группы деревьев. Как называется данная группа?

Основная часть

   Итак, деревья, у которых крона состоит из листьев, называются лиственными. Слайд №15. Деревья эти широко распространены на всей территории земного шара. В нашей стране самыми широко распространенными лиственными деревьями являются – дуб на Европейской части России и береза на Урале и в Западной Сибири. Их свойства мы занесем во вторую часть сводной таблицы.

  Первым деревом, с которым мы познакомимся будет – БЕРЕЗА. Слайд №16. Она характеризуется твердой и прочной древесиной, широко используется людьми с древнейших времен и воспевается во многих литературных произведениях.

  Следующая порода древесины – ОСИНА, соседка березы растет с ней вперемешку. Слайд №17. Отличается зеленоватым окрасом ствола. Древесина широко применяется в народном творчестве.

  Обратите внимание на свойства древесины этой породы и запишите ее характеристики в таблицу.

  Следующее дерево, древесина которого очень крепкая и ценится в мебельном производстве, это, конечно же, могучий ДУБ     Слайд №18.         Внимательно прочтите свойства его древесины и занесите их в соответствующие графы сводной таблицы.

Мы уже достаточное время поработали с вами, а теперь давайте проведем небольшую гимнастику для глаз. Слайд №19.

 

   А теперь познакомимся с деревьями, которые не растут в нашей местности, но древесина, которых широко используется мастерами декоративно-прикладного творчества. Это ОЛЬХА и ЛИПА. Слайд №20 и №21.

   Ознакомьтесь с характеристиками древесины Этих пород и занесите их в соответствующие графы второй части нашей сводной таблицы.

Учащиеся отвечают на вопрос и готовят вторую часть таблицы свойств пород древесины.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Рассматривают картинки на слайдах.

Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Рассматривают картинки на слайдах.

Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.

Учащиеся выполняют предложенные упражнения

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Рассматривают картинки на слайдах.

Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.

Повторение. Практическая работа.

10 мин.

Закрепление пройденного материала

Учащимся предлагается из шести предложенных образцов различных пород древесины определить название каждой породы, опираясь на наводящие вопросы и характеристики квалификационной таблицы.

Вопросы:

  1. Определите образцы с прямослойной ярко выраженной текстурой древесины (прямослойная у хвойных, а у лиственных нет).
  2. Определите твердость представленных образцов (определяется путем надавливания острым предметом, чем меньше отпечаток, тем древесина тверже).
  3. Определите цвет представленных образцов и, опираясь на ранее определенные свойства и характеристики таблицы, ответьте, под каким номером образца находится: Береза (№1), Осина (№3), Сосна (№6), Лиственница (№2), Кедр (№5), Ель (№4).

                                                       Учащиеся рассматривают предложенные образцы пород древесины, определяют твердость – мягкость.

И, отвечая на вопросы, пытаются определить название породы по образцу.

 Подведение итогов урока. (Обобщение деятельности учащихся, словесная оценка работы учениками и учителем).

3мин.

Уборка рабочих мест

2мин.

Заключительная часть

– Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Анализ выполненных заданий, работа с дневниками.

Подведение итогов: выставление оценок за ответы учащихся и выполнение практических заданий. Объяснение домашнего задания. Слайд №22. Оценка выставляется на основе результатов таблицы результативности.

Ответы учащихся.

Уборка рабочих мест

№ п/п

Порода древесины

Текстура

Цвет

Смолистость

Твердость

Применение

1

Сосна

Прямослойная, ярко выраженная

Красновато-желтая

есть

мягкая

Используется в строительстве, для изготовления фанеры, мебели.

2

Кедр

Прямослойная, слабо выраженная

Красноватая

малая

мягкая

Используется в строительстве, производстве мебели, резьбе.

3

Ель

Прямослойная, с очень твердыми сучками

Белая, с желтым оттенком

малая

мягкая

Производство музыкальных инструментов, мебели и строительстве.

4

Пихта

Желтоватая

малая

мягкая

Используется в строительстве и в тарном производстве.

5

Лиственница

Прямослойная

Желто - серая

малая

твердая

Применяется в строительстве мостов.

 

Приложение 1

Сводная таблица внешних признаков хвойных пород древесины.

Таблица результативности деятельности учащихся на занятии

Фамилия Имя учащегося

Правильность и полнота подготовки к занятию

Участие в коррекционной работе

Правильность и аккуратность заполнения таблицы

(1 урок)

Закрепление материала   в форме     отгадывание загадок

Правильность и аккуратность заполнения таблицы

(2 урок)

Выполнение практической работы

Подведение итогов занятия

  Оценивание ведется по пятибалльной шкале, полученные результаты суммируются, и в итоге выставляется среднеарифметический бал за итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Породы древесины" Презентация

Данный урок проводится в 5 классе...

Презентация Знакомство с породами древесины

Описание пород древесины, их основные свойства...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ (ДЕРЕВООБРАБОТКА) Тема: Основные породы древесины их характеристики и применение.

Открытый  урок в коррекционной группе по материаловедению для профессии "Плотник". Обобщающий урок по теме основные породы их характкристики и применение. С элементами игры....

Урок технологии по теме "Породы древесины, части дерева" 5 класс

Цель: ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением, научить определять по внешн...

"Породы древесины".

Презентация к занятию по программе "Художественная обработка дерева"....

Презентация " Породы древесины"

Краткое описание основных пород ....

Основные свойства различных пород древесины

В данной работе представлен обзор освоных качественных и количественных свойств древесины рахличных пород....