Основные породы древесины. Характеристика и применение.
план-конспект занятия по технологии (6 класс) по теме
Конспект занятия с мультимедийным сопровождением разработан с целью формирования у обучающихся с ОВЗ первоначальных представлений о породах древесины, используемых в столярном деле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1_porody_drevesiny.ppt | 2.89 МБ |
konspekt_uroka.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Радужнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Конспект занятия
по профессионально-трудовому обучению
(столярное дело)
6 класс
Выполнил:
А.В. Глушак – учитель
трудового обучения
г. Радужный
2013-2014 уч. год.
6 класс. Занятие №1. № урока в теме – № 1,2; в четверти - № 19,20; в году № 147,148.
Тема занятия: Основные породы древесины. Характеристика и применение.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Цель занятия: Формирование первоначальных представлений учащихся о породах древесины, используемых в столярном деле.
Образовательные задачи занятия:
- Формировать первоначальные представления о породах древесины, их отличительных признаках и способах применения в столярном деле.
- Отработать первоначальные умения и навыки в приемах определения пород древесины по внешним отличительным признакам.
Коррекционно - развивающие задачи занятия:
- Развитие и коррекция мышления и абстрактного восприятия на основе упражнений в определении пород древесины по представленным образцам.
- Коррекция глазомера и мелкой моторики пальцев рук во время выполнения операций по построению и оформлению классификационных таблиц и схем.
Воспитательные задачи занятия:
- Содействовать развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.
- Прививать воспитанникам умения самостоятельной работы; стремление доводить начатое дело до конца, аккуратно и бережно относится к школьному и личному имуществу.
Прогнозируемый результат:
должен знать – основные лиственные и хвойные породы их применение и основные характеристики;
должен уметь – определить породу древесины по представленному образцу, опираясь на сводную таблицу свойств пород древесины.
Методы обучения:
словесные – беседа, объяснение, рассказ; наглядные.
Продолжительность занятия: 2 урока по 40 мин.
Межпредметные связи – биология, география, изобразительное искусство.
Оборудование урока: компьютер, проекционная система или телевизор, образцы пород древесины.
Программное обеспечение урока: программы работы с мультимедиа MS Power Point&.
Методическое обеспечение урока:
- Коллекция образцов пород древесины;
- Классификационные таблицы по видам пород древесины;
- Карты схемы по определению вида породы дерева;
- Раздаточный материал для коррекционной работы.
Раздаточный материал:
- Образцы пород древесины, карточки-задания, бланки таблиц для практической работы.
Литература:
1.Воронкова, В.В. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2. [Текст] /В.В. Воронкова, Г.В. Васенков, С.Л.Мирский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.
2. Журавлев Б.А. Столярное дело. Учебное пособие для 5-6 классов вспомогательной школы. [Текст] / Б.А. Журавлев. – Издательство «Просвещение», 1988год.
3. Карабанов И.А. Справочник по трудовому обучению. [Текст] / И.А. Карабанов «Просвещение», Москва 1991год.
4. Интернет- ресурсы: www.yandeximage.ru. www.IqraZa.ru.
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент (построение приветствие, подготовка учебных принадлежностей, разминка). 5мин. | Вводная часть урока Учитель принимает рапорт старосты о наличии учащихся и дежурных на занятии. Проверяет готовность учащихся к уроку. Оценка за подготовленность учащегося к занятию вносится в таблицу результативности работы учащегося на уроке. (Приложение 2) Организует и проводит разминку, настрой учащихся на занятие. | Построение у входа в мастерскую. Учащиеся готовят письменные принадлежности и рабочую тетрадь. Выполнение разминки (комплекс упражнений для пальцев рук). | |
Введение в тему 3 мин. Постановка цели урока. 2мин. | Актуализация опыта и опорных знаний учащихся Все вы, конечно, видели лес – на рисунках в книгах, на экране телевизора или в кино. А многие из вас сами были в лесу – отдыхали в прохладе деревьев, собирали ягоды, грибы, орехи, слушали пенье птиц. И вы, наверное, обратили внимание, что все деревья различаются между собой. Назовите, пожалуйста, чем деревья отличаются между собой? Итак, мы определили, что деревья различаются ростом, цветом ствола и формой листьев. Вот форма листьев и взята в основу классификации деревьев. Сообщение темы, целей и задач урока. Файлы презентации. Слайд №1, №2 и №3. Запись даты и темы в тетрадь. Сообщение происходит в ходе демонстрации файлов презентации | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, находят общее и различия у деревьев Активизация внимания, определение целей и задач на урок. Учащиеся записывают тему в тетрадь. | |
Изучение нового материала 20 мин.
Коррекционная работа 5 мин. Закрепление 3 мин. Подведение итогов 1 урока занятия 2мин. | Основная часть урока Объяснение нового материала происходит с использованием наглядного материала в виде презентации. Все породы древесины можно разделить на две группы в зависимости от вида листьев на их веточках. Деревья с листьями относятся к лиственным породам, а деревья с листьями в виде игл – к хвойным. Слайд №4. На первом уроке нашего занятия мы с вами познакомимся с хвойными породами древесины. Слайд №5. И запишем их характеристики в сводную таблицу свойств хвойных пород деревьев. (Приложение №1) Самым распространенным хвойным деревом на территории России является СОСНА. Слайд №6. Запишите в таблицу под номером один название породы, цвет древесины, текстуру, смолистость, и область применения в соответствующие графы таблицы. Следующее дерево, с которым мы познакомимся – является «музыкальное дерево» так называют ЕЛЬ. Слайд №7. Продолжаем заполнение таблицы, сведения вносим в соответствующие графы. Коррекционное задание Учащимся предлагается разгадать тематические ребусы. Слайд №8 и Слайд №9. Одной из разновидностей хвойных деревьев является сосна, сибирская которую называют кедром. КЕДР – хвойное дерево с ценной древесиной особенно ценен кедр своими орешками. Слайд №10. Вносим в соответствующие графы характеристики кедровой древесины. Четвертым номером в нашей таблице будет значится ПИХТА – хвойное дерево, широко распространенное в сибирской тайге. Слайд №11. Запишем ее характеристики в сводную таблицу. Следующее дерево, о котором мы будем говорить называется – лиственницей, хотя на ветках у неё растут иголки и относится она к хвойным деревьям. Слайд №12. А назвали ее так потому, что ее иголки желтеют осенью и опадают как у лиственных деревьев
Учащимся предлагается отгадать загадки о деревьях, породы древесины которых изучались на данном этапе урока. Слайд №13 и Слайд №14. На какие группы делятся древесные породы? С какими хвойными породами мы познакомились на сегодняшнем уроке? Анализ участия учащихся в работе на уроке выставление оценок за первую часть занятия. | Учащиеся просматривают слайды, зарисовывают схему в тетрадь. Учащиеся получают схему для заполнения. Учащиеся слушают рассказ учителя. Рассматривают картинки на слайдах. Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины. Индивидуальная работа с карточками-ребусами. Учащиеся слушают рассказ учителя. Рассматривают картинки на слайдах. Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.
Учащиеся разгадывают загадки, представленные на мультимедийном экране. Учащиеся отвечают на вопросы. | |
Введение в тему. 2мин. Изучение нового материала. 20мин. Гимнастика для глаз 3 мин. | Второй урок На первом уроке, мы познакомились с хвойными породами древесины, а теперь приступим к изучению второй группы деревьев. Как называется данная группа? Основная часть Итак, деревья, у которых крона состоит из листьев, называются лиственными. Слайд №15. Деревья эти широко распространены на всей территории земного шара. В нашей стране самыми широко распространенными лиственными деревьями являются – дуб на Европейской части России и береза на Урале и в Западной Сибири. Их свойства мы занесем во вторую часть сводной таблицы. Первым деревом, с которым мы познакомимся будет – БЕРЕЗА. Слайд №16. Она характеризуется твердой и прочной древесиной, широко используется людьми с древнейших времен и воспевается во многих литературных произведениях. Следующая порода древесины – ОСИНА, соседка березы растет с ней вперемешку. Слайд №17. Отличается зеленоватым окрасом ствола. Древесина широко применяется в народном творчестве. Обратите внимание на свойства древесины этой породы и запишите ее характеристики в таблицу. Следующее дерево, древесина которого очень крепкая и ценится в мебельном производстве, это, конечно же, могучий ДУБ Слайд №18. Внимательно прочтите свойства его древесины и занесите их в соответствующие графы сводной таблицы. Мы уже достаточное время поработали с вами, а теперь давайте проведем небольшую гимнастику для глаз. Слайд №19.
А теперь познакомимся с деревьями, которые не растут в нашей местности, но древесина, которых широко используется мастерами декоративно-прикладного творчества. Это ОЛЬХА и ЛИПА. Слайд №20 и №21. Ознакомьтесь с характеристиками древесины Этих пород и занесите их в соответствующие графы второй части нашей сводной таблицы. | Учащиеся отвечают на вопрос и готовят вторую часть таблицы свойств пород древесины. Учащиеся слушают рассказ учителя. Рассматривают картинки на слайдах. Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины. Учащиеся слушают рассказ учителя. Рассматривают картинки на слайдах. Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины. Учащиеся выполняют предложенные упражнения Учащиеся слушают рассказ учителя. Рассматривают картинки на слайдах. Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины. | |
Повторение. Практическая работа. 10 мин. | Закрепление пройденного материала Учащимся предлагается из шести предложенных образцов различных пород древесины определить название каждой породы, опираясь на наводящие вопросы и характеристики квалификационной таблицы. Вопросы:
| Учащиеся рассматривают предложенные образцы пород древесины, определяют твердость – мягкость. И, отвечая на вопросы, пытаются определить название породы по образцу. | |
Подведение итогов урока. (Обобщение деятельности учащихся, словесная оценка работы учениками и учителем). 3мин. Уборка рабочих мест 2мин. | Заключительная часть – Что нового мы сегодня узнали на уроке? Анализ выполненных заданий, работа с дневниками. Подведение итогов: выставление оценок за ответы учащихся и выполнение практических заданий. Объяснение домашнего задания. Слайд №22. Оценка выставляется на основе результатов таблицы результативности. | Ответы учащихся. Уборка рабочих мест |
№ п/п | Порода древесины | Текстура | Цвет | Смолистость | Твердость | Применение |
1 | Сосна | Прямослойная, ярко выраженная | Красновато-желтая | есть | мягкая | Используется в строительстве, для изготовления фанеры, мебели. |
2 | Кедр | Прямослойная, слабо выраженная | Красноватая | малая | мягкая | Используется в строительстве, производстве мебели, резьбе. |
3 | Ель | Прямослойная, с очень твердыми сучками | Белая, с желтым оттенком | малая | мягкая | Производство музыкальных инструментов, мебели и строительстве. |
4 | Пихта | Желтоватая | малая | мягкая | Используется в строительстве и в тарном производстве. | |
5 | Лиственница | Прямослойная | Желто - серая | малая | твердая | Применяется в строительстве мостов.
|
Приложение 1
Сводная таблица внешних признаков хвойных пород древесины.
Таблица результативности деятельности учащихся на занятии
Фамилия Имя учащегося | Правильность и полнота подготовки к занятию | Участие в коррекционной работе | Правильность и аккуратность заполнения таблицы (1 урок) | Закрепление материала в форме отгадывание загадок | Правильность и аккуратность заполнения таблицы (2 урок) | Выполнение практической работы | Подведение итогов занятия |
Оценивание ведется по пятибалльной шкале, полученные результаты суммируются, и в итоге выставляется среднеарифметический бал за итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Породы древесины" Презентация
Данный урок проводится в 5 классе...
Презентация Знакомство с породами древесины
Описание пород древесины, их основные свойства...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ (ДЕРЕВООБРАБОТКА) Тема: Основные породы древесины их характеристики и применение.
Открытый урок в коррекционной группе по материаловедению для профессии "Плотник". Обобщающий урок по теме основные породы их характкристики и применение. С элементами игры....
Урок технологии по теме "Породы древесины, части дерева" 5 класс
Цель: ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением, научить определять по внешн...
"Породы древесины".
Презентация к занятию по программе "Художественная обработка дерева"....
Презентация " Породы древесины"
Краткое описание основных пород ....
Основные свойства различных пород древесины
В данной работе представлен обзор освоных качественных и количественных свойств древесины рахличных пород....