Педагогический проект "Зимний букет"
проект по технологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное учреждение Ленинградской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ефимовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Педагогический проект
«Зимний букет».
Автор
Артюхович Сергей Адамович
Учитель
Контактные данные
Рабочий телефон 8-813-66-51-101
Мобильный телефон 89213759289
Пос.Ефимовский
Бокитогорский район
Ленинградская область
2015
Содержание
Введение……………………………………………………………….
1.Характеристика проекта
2.Условия формирования проекта
3.Актуальность и перспективность проекта ………………..
4.Характеристика этапов учебного проекта…
5.Технология 6.Заключение……………………………………………………
7.Литература………………………………………………………………………
Приложение 1……………………………………………..
Введение
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Создание условий для реализации творческого развития на уроках, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:
- формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
- сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
- созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;
- дифференцированный и индивидуальный, подход в обучении;
- использованию методов, активизирующих учебный процесс;
- использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;
- неразрывному единству обучения и воспитания.
Активные формы обучения являются для современной специальной ( коррекционной ) школы актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:
- между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);
- между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
- между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
- между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.
Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.
Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.
Продуктивность применения проектного метода обусловлена:
- технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
- достаточно высокой эффективностью уроков;
- развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
- развитием и поддержанием интереса к предмету;
- практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
- развитием коммуникативных навыков учащихся;
- созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.
Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Характеристика темы:
Цель: Развитие творческих способностей учащихся, для реализации их как на уроках так и в жизни.
Задача: Создание условий для реализации творческих способностей учащихся.
Цель метода проектов:
Научить:
- приобретать знания самостоятельно
- пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач
- искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы
- планировать свою деятельность
работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли
- объективно оценивать процесс и результат проектирования..
Задачи проектной деятельности:
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать).
- Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление)
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)
- Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)
Условия и продуктивность проекта.
Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- практическая осуществимость проекта;
- существенными условиями учебной проектной деятельности являются:
- возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
- соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
- наличие необходимых материально-технических средств;
- обеспечение безопасных условий труда;
- использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;
- применение природных материалов и отходов производства;
- рациональное планирование и оформление учебного комплекса.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно - популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.
Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Копилка» должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.
Актуальность и перспективность проекта.
Сезон садовых цветов быстротечен . А как бы нам хотелось унести с собой красоту и яркость всех растений в зиму . Есть отличное решение – составление зимнего букета . Вариантов для составления зимнего букета много . Нужно только выбрать наиболее подходящий . Зимние букеты из подручного материала и сухих цветов стали чрезвычайно популярными .
Природа всегда была и будет великим учителем для человека . Всюду , куда бы ни заехал человек , он найдет множество самых разнообразных материалов для создания интересных композиций .
Не нанося ущерба природе можно украсить интерьер своего дома , школы , сделать жизнь радостней .
Художественное творчество с использованием природного материала – один из путей приобщения детей к природе.
Характеристика этапов учебного проектирования.
Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации).
Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.
Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких).
Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.
После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем) .
Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.
По завершении изготовления проводятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвигаются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.
Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением администрации, учителей, которые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одноклассников, оценивая их по 5-балльной системе. По результатам анкет учащиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта.
Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.
Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
Технология проекта.
1.Фомирование группы.
2.Выбор творческого названия.
3.Работа учащихся по обсуждению задания в группе.
4.Самостоятельная работа в группе по выполнению задания.
5.Подготовка отчёта о проделанной работе.
6. Обобщение полученных данных в совместном проекте.
Так как проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую, мы тоже разделились на творческие объединения, где каждая группа выполняла своё задание.
1 группа исследовательская – она была ориентирована на определение темы исследования, обсуждение, выясняли, какие растения подходят для составления букета, оформили полученные результаты. (Приложение 1)
2 группа познавательная – была направлена на сбор информации о растениях, литературу, картинки, фотографии, и разработку проекта.
3 группа творческая – Дизайнерское оформление ваз.
Правильный подбор определённых растений для букета.
Заключение.
Поставленные цели и задачи были достигнуты:
- путём подбора растений, которые прекрасно хранятся в течение длительного времени, сохраняя свой окрас и природную форму .
- заготовка и просушка растений
-подбор ёмкостей для декорирования под вазы
- заготовка дополнительного природного материала
- размещение растений с учётом световых ощущений
Результаты представлены на школьной выставке под названием « Зимний букет »
Литература:
- Загрекова Л.Г. Теория и технология обучения. Москва «Высшая школа», 2004 г.
- Народное образование, журнал № 7, 2005 г., статья «Проектная деятельность школьника и педагога», стр.103. статья «Диалог: культура и компетенции», стр. 112
- Народное образование, журнал № 5, 2008 г., статья «Проектирование воспитательного пространства региона – общественно-государственный проект «Достойные граждане великой страны», стр. 201.
- Наука и образование в Бурятии, журнал № 7, 2007 г., статья «Экзамен для эксперта», стр. 21.
- Справочник классного руководителя, № 1, 2007 год, раздел «Работаем с классом», стр. 10-14.
- Материалы из Интернета по теме «Образовательные компетенции»
Приложение №1
1.Астильба – это нарядный яркий многолетник . Его ажурные красочные метелки подходят для составления зимнего букета .
2.Эхинацея – это нарядное растение , у которого используют шишковидное соцветие , оборвав предварительно лепестки .
3. Физалис – великолепные красно – оранжевые коробочки .
4.Никандра – имеет нежные небесно – голубые цветки , которые превращаются в коробочки
Класс: 9
Тип проекта: Творческий
Планируемый результат: совместная деятельность учащихся и учителей трудового обучения.
Цели:
- развивать самостоятельность в работе;
- умение планировать свою деятельность;
- следовать намеченному плану;
- развитие фантазии, воображения;
- дать объективную самооценку своей деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
- создать условия для разработки по выбору;
- создать условия для творческой реализации идеи проекта;
- создать условия для закрепления навыков выполнения правил безопасной работы.
2. Коррекционно- развивающие:
- развивать зрительное восприятие и внимание;
- развивать чувство вкуса
3. Воспитательные:
- воспитывать умение следовать инструкции педагога;
- Прививать любовь к прекрасному и любви к природе;
- воспитывать умения наблюдать за действиями педагога;
- аргументировать преимущество работы своими руками
Оборудование и инструменты.
Стружка, береста, опилки, нитки, скорлупа, пенопласт, перья, ткань, сухоцветы, бутылки, акриловые краски, бумажные салфетки, клей
Форма организации работы: Коллективная
Время: долгосрочный(6месяцев)
Отчёт по проекту учащихся 7 класса.
Мы ученики 7а класса, под руководством учителей трудового обучения решили облагородить клумбы перед зданием администрации посёлка, в котором мы живём.
Этот проект был задуман для того, чтобы посёлок стал чище и красивее.
Выбрав место работы, очистили клумбы от мусора и засохшей травы, перекопали их и посадили многолетние цветочные растения: нарциссы, флоксы, гелениум.
Было очень приятно работать дружно всем классом, каждый стремился сделать как можно больше.
Всегда приятно получать удовольствие от сделанной работы,
Надеемся, что нашему проекту последуют и другие ребята нашей школы.
Проект: «Цветок»
Внеклассная работа учителя трудового обучения
Класс: 7
Тип проекта: Социальный
Планируемый результат: совместная деятельность учащихся и учителей трудового обучения.
Цели:
- развивать самостоятельность в работе;
- умение планировать свою деятельность;
- следовать намеченному плану;
- развитие фантазии, воображения;
- дать объективную самооценку своей деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
- создать условия для разработки по выбору;
- создать условия для творческой реализации идеи проекта;
- создать условия для закрепления навыков выполнения правил безопасной работы.
2. Коррекционно- развивающие:
- развивать зрительное восприятие и внимание;
- развить слуховое восприятие;
3. Воспитательные:
- воспитывать умение следовать инструкции педагога;
- воспитывать умения наблюдать за действиями педагога;
- аргументировать преимущество работы своими руками
Оборудование и инструменты.
Сельскохозяйственные инструменты, луковицы нарциссов, корневища флоксов и гелениума.
Форма организации работы: Коллективная
Время: 5часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по творчеству А. С. Есенина. "Букет лирики Есенина"
Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе....
Презентация к уроку ИЗО "Красота букетов из Жостово"
Данная презентация использована на уроке ИЗО в 4-5 классе -комплекте школы VIII вида в условиях школы VI вида. В ней рассказывается история возникновения росписи, показаны этапы создания подноса и эта...
Творческий проект по технологии на тему "Вышивка крестом. Летний букет."
Творческий проект выполнен ученицей В-Ханжоновской школы 8 класса Синчук Дарьей. Руководитель проекта Гущенко Светлана Александровна....
Подарок маме. Букет гиацинтов
Конспект урока по труду в 3 классе "Подарок маме. Букет гиацинтов"...
Подарок маме. Букет гиацинтов
Презентация к уроку по труду в 3 классе "Подарок маме. Буке гиацинтов"...
Методическая разработка открытого занятия "Букет незабудок"
Занятие позволяет научить детей изготавливать цветы из ткани при помощи специальных инструментов....
"Мой город-цветок Российского букета..."
Выступление на муниципальном конкурсе "Риторический олимп" в номинации "Монолог о Смоленске".Призер. Филипченко Ангелина 8 класс....