Конспект урока "Тамбурные стежки" 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Косырева Ольга Николаевна

Тема урока: ТАМБУРНЫЕ СТЕЖКИ.

Программа общеобразовательной школы

Программа VIII вида 

Цель:

 

·         познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения тамбурных стежков.

·         познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения тамбурных стежков.

 

Задачи  образовательные:

·         формирование навыков выполнения тамбурного стежка;

 

·         формирование навыков выполнения тамбурного стежка;

·         формирование навыков правильной работы с иглой.

 

Задачи воспитательные:

·         развитие культуры труда, культуры общения;

·         развитие ответственности.

 

·         развитие культуры труда (расположение инструментов и материалов на рабочем столе), культуры общения (умение слушать других, дополнять и давать полные ответы);

·         развитие аккуратности;

·         развитие самоконтроля.

Задачи коррекционно-развивающие:

 

·          развитие  словесно - логического речи (понятия «багаж», «декорирование», перечисление и объяснение социальных качеств, повторение правил ТБ, проговаривание своих действий во время работы рефлексии);

·         развитие глазомера, точности движения при выполнении стежков, правильного расположения вышивки на ткани, правильное направление тамбурных стежков;

·         развитие мелкой моторики при работе с инструментами и приспособлениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tamburnye_stezhki.docx117.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии 5 СК класс

 и 5 класс общеобразовательной школы

МБОУ «СОШ № 4»

Г. Ачинск

Учитель Косырева Ольга Николаевна

Тема урока: ТАМБУРНЫЕ СТЕЖКИ.

Программа общеобразовательной школы

Программа VIII вида  

Цель:

  • познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения тамбурных стежков.
  • познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения тамбурных стежков.

Задачи  образовательные:

  • формирование навыков выполнения тамбурного стежка;

  • формирование навыков выполнения тамбурного стежка;
  • формирование навыков правильной работы с иглой.

Задачи воспитательные:

  • развитие культуры труда, культуры общения;
  • развитие ответственности.

  • развитие культуры труда (расположение инструментов и материалов на рабочем столе), культуры общения (умение слушать других, дополнять и давать полные ответы);
  • развитие аккуратности;
  • развитие самоконтроля.

Задачи коррекционно-развивающие:

  •  развитие  словесно - логического речи (понятия «багаж», «декорирование», перечисление и объяснение социальных качеств, повторение правил ТБ, проговаривание своих действий во время работы рефлексии);
  • развитие глазомера, точности движения при выполнении стежков, правильного расположения вышивки на ткани, правильное направление тамбурных стежков;
  • развитие мелкой моторики при работе с инструментами и приспособлениями.

Тип урока: комбинированный.

Оборукдование: компьютор, проектор, экран, набор для ручных работ, образцы, схемы.

Предполагаемый результат  для детей, обучающихся по  программе общеобразовательной школы:

Знать: назначение  тамбурных стежков.

Уметь: выполнить тамбурный стежок по инструкционной карте.

Предполагаемый  результат  для детей, обучающихся по программе VIII вида:

Знать: область применения тамбурных стежков.

Уметь: выполнять тамбурный стежок разной сложности.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Проверка готовности к уроку рабочих мест.

УЧИТЕЛЬ. Слайд 1. Сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие в страну «Ручных стежков». В путешествие люди берут с собой багаж. Что такое «багаж»?

Предполагаемые ответы детей.

УЧИТЕЛЬ.  Багаж – это  груз (ценные веци, перевозимые пассажиром).

Перечислите, пожалуйста, иструменты, материалы, необходимые  для выполнения ручных работ.

Ответы детей. Слайд 2.  Ножницы, игла, нитки, игольница, ткань.

УЧИТЕЛЬ.  Слайд 3. Как вы думаете, ребята, достаточно ли нам будет этого багажа?

                   Посмотрите на слайд, здесь перечислены различные социальные качества. Подумайте, какие из этих качестсв  вам пригодятся. (Умения, лень, хорошее настроение, скука, знания, аккуратность, усидчивость, усталость, внимательность, трудолюбие).

Предполагаемые  ответы детей.  Дети поясняют, почему они выбрали именно эти качества.

Учитель складывает в  багаж листки  с названиями тех социальных качеств, которые выбрали дети.

УЧИТЕЛЬ.  Для того чтобы наше путешествие прошло успешно надо соблюдать правила безопасной работы.

  УЧИТЕЛЬ.   Перечилите правила безопасной работы с иглой.

Предполагаемые ответы детей. Слайд 4.

  1. Хранить иглу в определенном месте - подушечке, лучше с ниткой.
  2. Всегда надо знать, сколько у вас иголок.
  3. Окончив работу, надо проверять количество иголок.
  4. Не допускать потерю иглы.
  5. Запрещается брать иглу в рот и вкладывать в одежду.
  6. Сломанную иглу надо сдать учителю.
  7. Запрещается откусывать нитку зубами.

    УЧИТЕЛЬ.  Перечилите правила безопасной работы с ножницами.

Предполагаемые ответы детей. Слайд 5.

  1. Хранить в определенном месте.
  2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
  3. Передавая ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперёд.
  4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.

  1. Объяснение нового материала.

УЧИТЕЛЬ. Слайд,6, 7,8, 9,10. Вот мы и добрались до острова «Тамбурных стежков».

Тамбурные швы относятся к свободным декоративным швам и имеют много разновидностей. Их название происходит от специальных круглых пялец, применявшихся для вышивания больших шелковых ковров и покрывал и похожих на большой барабан — тамбур. В вышивках Древней Индии, Ирана, Рима, Греции, Сирии ручные тамбурные швы были известны еще до нашей эры, а вышивки тамбурным швом из Пазырыкских курганов датируются VI — III вв. до н.э. Со временем искусство тамбурной вышивки распространилось во многие страны Европы и Азии. В конце XIX в. были изобретены специальные машины, которые выполняли 17 видов тамбурных швов.

Тамбурные швы применяются в вышивке самостоятельно и в сочетании с другими швами. Тамбурный шов многообразен. Им можно проложить контур узора или заполнить рисунок. Он приминяется для декорирования изделий.

Скажите, что значит декорирование?

Предполагаемые ответы детей.

Украшение.

УЧИТЕЛЬ.  Слайд 11, 12,13.. Посмотрите внимательно, как выполняется тамбурный стежок.

Работа по выполнению тамбурной строчки ведётся сверху вниз.

1. Выведите нитку в точке А. Проведите иглу через точку А, используя то же отверстие в ткани, и выведите ее в точке В. Выполните петлю под иглой.

2. Подтягивайте нитку, пока петля не ляжет плотно на ткань.

3. Проведите иглу на изнаночную сторону через точку В, используя то же отверстие в ткани, и выведите ее в точке С. Нитка должна быть под иглой.

4. Подтяните нитку, пока петля не ляжет плотно на ткань. Продолжайте выполнять стежки аналогичным образом.

5. Чтобы закончить шов, выполните последний стежок и проведите иглу  на изнаночную сторону над петлей.

6. Подтяните нитку, чтобы получился маленький прямой стежок, и закрепите ее.

С лицевой стороны тамбурная строчка представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой, с изнанки – прямые стяжки.

Старайтесь не затягивать петли слишком туго, иначе они потеряют свою округлую форму.

Просмотр видеоматериала

УЧИТЕЛЬ.  Вы  проделали большую часть путешествия, впереди предстоит работа по выполнению тамбурного стежка. Я предлагаю вам немного отдохнуть. 

Слайд14.

В путешествии не обойтись без компаса. Компас – это приспособление для определения сторон света. Вашим компасом сегодня будут ваши глаза.

 I упражнение.

Посмотрите на Восток – посмотрите глазами направо.

Посмотрите на Запад – посмотрите глазами налево.

Посмотрте на Север – посмотрите глазами наверх.

Посмотрите на Юг – посмотрте глазами вниз.

Повторите упражнение 4 раза.

II упражнение.

А сейчас мы представим как дует ветер, как колышутся на ветру паруса.

Поставьте ноги на ширине плеч, руки на пояс.

Делаем вдох,  отводим руки назад – выдох. Делаем вдох, возвращаемся в исходное положение.

Делаем вдох, наклоняемся вперёд – выдох. Делаем вдох, возвращаемся в исходное положение.

Повторите упражнение 4 раза.

  1. Практическая работа «Выполнение тамбурного стежка».

УЧИТЕЛЬ.      Для детей, обучающихся по программе VIII вида 

Разминка закончена, но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним последовательность выполнения ручных работ.

Предполагаемые ответы детей. 

Слайд15..

  1. Отмерить нитку нужной длины.
  2. Отрезать нить ножницами.
  3. Вдеть нитку в игольное ушко.
  4. Закрепить конец нити узелком.
  5. Закрепить нить с изнаночной стороны ткани.
  6. Сделать нужное количество стежков на ткани.
  7. Закрепить конец нити на ткани.
  8. Отрезать нитку и вколоть иглу с ниткой в подушечку.

Инструкционная карта № 1                                                      

1. Выведите нитку в точке А. Проведите иглу через точку А, используя то же отверстие в ткани, и выведите ее в точке В. Выполните петлю под иглой.

2. Подтягивайте нитку, пока петля не ляжет плотно на ткань.

3. Проведите иглу на изнаночную сторону через точку В, используя то же отверстие в ткани, и выведите ее в точке С. Нитка должна быть под иглой.

4. Подтяните нитку, пока петля не ляжет плотно на ткань. Продолжайте выполнять стежки аналогичным образом.

5. Чтобы закончить шов, выполните последний стежок и проведите иглу  на изнаночную сторону над петлей.

6. Подтяните нитку, чтобы получился маленький прямой стежок, и закрепите ее.

С лицевой стороны тамбурная строчка представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой, с изнанки – прямые стяжки.

Старайтесь не затягивать петли слишком туго, иначе они потеряют свою округлую форму

Выполняя стежок, дети проговаривают свои действия.

Дети, обучающиеся по общеобразовательной программе, приступают к самостоятельному выполнению работы.

Инструкционная карта №2       

  1. Закрепление нового материала.

УЧИТЕЛЬ.

Какие стежки вы сегодня выполняли?

Где приминяются строчки, выполненные тамбурным стежком?

Как выглядит лицевая сторона строчки, выполненной тамбурным стежком?

В каком направлении выполняют тамбурную строчку?

Анализ работ, разбор типичных ошибок, выявление их причин.

  1. Рефлексия.

УЧИТЕЛЬ.  

   Сегодня мы с вами путешествовали на остров «Тамбурных стежков». Перед началом путешествия вы брали с собой багаж.  Сейчас, когда путешествие подходит к концу, пополнился ли ваш багаж?

Предполагаемые  ответы детей.  Дети поясняют, что нового узали на уроке, чему научились, какими знаниями, умениями, социальными качествами пополнился их багаж.

Учитель

Вот так из урока в урок, изо дня в день увеличивается, растёт ваш  багаж знаний и умений, который пригодятся вам в дальнейшей жизни. Спасибо за урок, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...