Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
статья по технологии на тему
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Факторы, разрушающие здоровье учащихся:
- поза во время учебного процесса;
- обеденные природные стимулы учебной среды;
- несовершенные методики преподавания.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
- частую смену позы;
- потягивание;
- встряхивание руками;
- зевота;
- закрывание глаз;
- подпирание головы;
- остановившийся взгляд;
- ненужное перекладывание предметов;
- разговор с соседом;
- увеличение количества ошибок в ответах;
- не восприятие вопроса;
- задержка с ответом;
- частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, так как у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле, и организация начала урока технологии.
На уроках технологии прежде всего создаются условия для здорового развития детей:
- Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:
- время трудоспособности, утомляемость учащихся;
- учебная нагрузка, дозирование домашних заданий;
- физкультминутки.
2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:
- воздушно-тепловой режим;
- световой режим;
- проветривание;
- режим и организация учебно-воспитательного процесса.
3. Формируется здоровый образ жизни.
На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок для глаз. Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем.
При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдение основных гигиенических требований.
При изучении тем по материаловедению и раздела «Проектирование и изготовление одежды» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием одежды и тканей, из которых она сшита, на здоровье человека. В результате изучения такого раздела «Интерьер жилого дома» дети узнают о требованиях, предъявляемых к кухне, прихожей, детской комнате, о роли и влиянии освещения на эмоциональное состояние человека. Особое место на уроках технологии занимают такие разделы как «Гигиена, косметика» и «Уход за одеждой и обувью». Школьники получают знания по гигиеническим требованиям и правилам ухода за кожей, волосами, ногтями, знакомятся с приёмами хранения одежды и обуви, учатся подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями, что, несомненно, влияет на ведение учащимися здорового образа жизни. Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую деятельность, более эмоциональную.
Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама п...
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.
Это важно!...
методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"
материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
Цель технологииОбеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.
Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к св...
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
В статье рассиатриваются главные задачи здоровьесбережения на уроках технологии....
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
Опыт применения здоровьесберегающих технологий на уроках...