Декупаж_программа_на_68_часов
рабочая программа по технологии на тему
Предварительный просмотр:
Согласована на заседании Утверждена приказом
МС протокол № директора МБОУ СШ №8 г. Ярцево
от __________20__г. Приказ № ___от____________20__г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности по
общекультурному направлению
( кружок « Декупаж»)
Учитель изобразительного искусства: Иванова Нелли Николаевна
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрена на МО учителей начальных классов.
Протокол №___ от ______________20___г.
Руководитель школьного МО
учитель начальных классов
________________/_________
Кружок « Декупаж»
1. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда.
Основная задача внеурочной деятельности заключается в формировании у школьников практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружке не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Самостоятельно сделанные изделия в технике декупаж все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих изделий завоевали симпатии детей и взрослых.
Работа кружка по изготовлению изделий в технике декупаж представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся, например для ознакомления их с профессиями: декоратор, дизайнер ( во всех направлениях: от интерьера, швейные изделия и т.д.).
2. Актуальность программы
Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Декупаж является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в наши дни снова вошла в моду. Сегодня это настенные декоративные часы, панно, детали одежды, аксессуары, детали интерьера и т.д. Занятия декупажем являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях декупажем в существенной степени формирует характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть.
Настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям освоение различных приемов в процессе изготовления поделок, а также затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с декоративно-прикладным творчеством.
Обучение в кружке основано на принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых – личность ребенка реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по изготовлению изделия в этой технике развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает
внимание, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок
3. Цель программы
Целью программы является создание условий для стимулирования осознанного обучения детей и развития творческой индивидуальности обучающихся и педагога, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно – творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям. Формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.
4. Задачи программы
Образовательные :
- изучение приемов вырезания, декопаж (выравнивание) салфетки, рисовой бумаги, декупажной карты в технологии изготовления различных изделий;
- изучение приемов наклеивания салфетки, рисовой бумаги, декупажной карты различными способами;
- изучение приемов лакирования изделия;
- изучение обучающимися основ композиции и аранжировки;
- обучение приемов самостоятельной разработки изделия;
- ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- закрепление и расширение знаний и умений в области : изобразительного искусства, истории, физики, химия, черчение, геометрия;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
- возведение базиса личностной культуры;
- формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
- экологическое воспитание обучающихся, воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда;
- воспитание привычки к сознательному выполнению заданий;
- воспитание привычки к чистоте;
- соблюдение техники безопасности на практических занятиях;
- воспитание уважения к народным обычаям и традициям разных стран;
Развивающие:
- мотивировать творческую деятельность учащихся;
- развитие художественной инициативы и вкуса;
- развитие у детей творческого мышления;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- знакомство с различными направлениями народного творчества разных стран;
- учить детей видеть красоту окружающего мира.
5. Организация внеурочной деятельности по общекультурному направлению (кружок
« Декупаж»)
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся раз в неделю по 2 часа. В рамках данной программы учащимся
предоставляется возможность получить дополнительные и расширенные знания, умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества.
6. Тематический план обучения
№ п/п | Наименование и содержание темы | Количество часов | |
Практ. | Теорет. | ||
1. | Вводное занятие.Техника безопасности. | - | 1 |
2. | Содержание и задачи курса «Декупаж».Знакомство с техникой «декупаж». | 1 | 2 |
3. | Колористика. Цветоведение. | 1 | 1 |
4 | Основные характеристики цвета. | 1 | 1 |
5. | Лессировка. | 1 | 1 |
6. | Инструменты и приспособления, краски, лаки для работы | 1 | 1 |
7. | Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка) | 1 | 1 |
8. | Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, ткань, свечи). | 6 | 1 |
9. | Понятие обратного декупажа.Обратный декупаж с декупажной картой. | 2 | 1 |
10. | Правила декупажа на объемном предмете. | 2 | 1 |
11. | Понятие об объемном декупаже. | 2 | 1 |
12. | Одношаговый кракелюр. | 4 | 1 |
13. | Двухшаговый кракелюр. | 2 | 1 |
14. | Шебби – шик. Понятие. Используемые цвета. | 2 | 1 |
15. | Понятие художественного декупажа. | - | 1 |
16. | Художественный декупаж. Создание теней. | 2 | 1 |
17. | Золочение. Обзор материалов и технологий. | 3 | 1 |
18. | Применение в декупаже различных декоративных паст и шпаклевок. | 2 | 1 |
19. | Создание сложных неоднородных фонов. | 1 | 1 |
20. | Яичное кракле или бумажная мозаика в обратном декупаже. | 3 | 1 |
21. | Фоны для декупажа с патинированием. | 2 | 1 |
22-23 | Фреска в акварельной технике. | 3 | 1 |
24. | Закрытие кружковой работы. Выставка детского творчества. Итог. | 2 | 1 |
итого 44 24 68
7. Содержание изучаемого курса
1 урок - Вводное занятие.
Техника безопасности.
2 урок - Содержание и задачи курса «Декупаж».
Знакомство с техникой «Декупаж».
Декупажные карты, салфетки, рисовая бумага
Вырезание / декопач (вырывание) салфетки с выбранным мотивом.
Наклеивание салфеток различными способами.
Лакирование – понятие о различных типах лаков.
Декупаж на загрунтованной декоративной доске.
3 урок - Колористика. Цветоведение.
Физика цвета. Оттенки, тени, пастельные цвета.
Природные химические пигменты. Структура краски.
Основные характеристики цвета. Цветовые контрасты.
4 урок - Основные характеристики цвета.
Двенадцатичастный цветовой круг.
Понятие цветового круга и правила смешивания красок.
Составление палитры к выбранному изображению.
5 урок - Лессировка.
Техника и приемы. Использование лессировки.
6 урок – Инструменты и приспособления, краски, лаки для работы
Назначение инструментов и приспособлений.
Основные приемы работы. Уроки мастерства.
7 урок - Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание,
грунтовка).
Работа с темной и светлой поверхностями.
Декор на темной поверхности – дерево.
8 урок - Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, ткань, свечи).
Декупаж на ткани.
Декупаж на свече.
9 урок - Понятие обратного декупажа.
Обратный декупаж с декупажной картой.
Декупаж на стеклянной тарелке рисовой и псевдорисовой бумагой, декупажной картой. Создание многоцветного фона методом тампонирования.
10 урок -Правила декупажа на объемном предмете.
Декупаж на браслете. Прорисовка красками.
11 урок - Понятие об объемном декупаже.
3D – декупаж с применением различных самозатвердевающих масс.
12 урок - Одношаговый кракелюр.
Знакомство с ассортиментом и особенностями при прямом и обратном декупаже.
Работа на стеклянной тарелке и на деревянной заготовке под часы.
13 урок - Двухшаговый кракелюр.
Понятие. Особенности применения различных составов.
Работа с шеллаком (спиртовым лаком) и гуммиарабиком.
Декупаж на деревянной поверхности с применением данных составов.
14 урок - Шебби – шик. Понятие. Используемые цвета.
Использование битума в технике «шебби шик».
Декупаж вешалки для полотенца или ключей в технике «шебби шик».
15 урок - Понятие художественного декупажа.
Художественный декупаж с помощью масляной пастели.
Создание панно на загрунтованном холсте.
16 урок - Художественный декупаж. Создание теней.
«Дымчатый» декупаж.
Выполнение «дымчатого» декупажа на обратной стороне стеклянной поверхности. Декупаж на тарелке.
17 урок - Золочение. Обзор материалов и технологий.
Декупаж на стеклянной поверхности с золочением поталью.
18 урок - Применение в декупаже различных декоративных паст и шпаклевок.
Окисление потали, фактурирование, создание фона для протравленной поверхности. Продолжение работы с тарелкой, позолоченной на предыдущем уроке.
Золочение красками и использование красок со спецэффектами. Декупаж на деревянной рамке с применением полученных знаний.
19 урок - Создание сложных неоднородных фонов.
Применение для создания фонов клеевого пистолета, метода «штамповки» и различных предметов.
20 урок –Яичное кракле или бумажная мозаика в обратном декупаже.
Работа на дереве или стекле. Мозаичный декор.
21 урок - Фоны для декупажа с патинированием.
Работа на дереве или стекле.
22 -23 урок - Фреска в акварельной технике.
Работа с объемными пастами и акрилом.
24 урок - Закрытие кружковой работы. Выставка детского творчества.
Итог.
8. Система оценки результатов
При оценки знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.
Результативность деятельности детей в объединении дополнительного образования оценивается также методом личной диагностики и экспресс – опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется таким образом метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в кружке этот метод – наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.
Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов.
В результате обучения в объединении дополнительного образования в течение учебного года по программе обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
- расширение кругозора в области изобразительного искусства, истории, физики, химия, черчение, геометрия;
- основные приемы вырезания, вырывания ,декопач (выравнивание) и наклеивание салфетки, рисовой бумаги, декупажной карты на заготовке;
- приемы лакирования изделия;
- совершенствовать умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями при изготовлении изделия;
- самостоятельная разработка изделия
- основные понятия в композиции и составлении композиции;
- изготовление изделия по творческому замыслу;
- умение самостоятельно оценивать свои склонности и способности.
9. Методическое обеспечение внеурочной деятельности.
Занятия школьного объединения внеурочной деятельности проходят в кабинете труда. Кабинет просторный, светлый, отвечает санитарно-гигиеническим нормам. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструментов и приспособлений, необходимых для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении кружковцами нового материала. Средства наглядности позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определенного занятия, способствуют более прочному усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы.
В процессе обучения используются: групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы. Наглядные пособия: раздаточный материал (салфетки, рисовая бумага, декупажные карты и т.д.), композиции, образцы готовых работ.
10. Список рекомендуемой литературы.
- «Все о декупаже: технике и изделия» //под ред. М. Лупато, изд. «Ниоло – Пресс». 2006
- «Стильные штучки в технике декупаж» // серия: Ручная работа, изд. «АСТ – Пресс Книга». 2007
- Н.Н. Севостьянова. «Декупаж. Лучшие советы» // Аст, Астрель. 2011
- С.А. Ращупкина. «Декупаж . Лучшая книга о декорировании» // Рипол Классик, серия – школа рукоделия. 2011.