Трудовые обязанности ребёнка в семье
методическая разработка по технологии на тему

Зорин Борис Спиридонович

Трудовая деятельность способствует умственному развитию ребёнка. В процессе труда формируются такие необходимые школьнику  умственные качества, как любознательность, внимательность, умение сравнивать и обобщать, делать выводы и умозаключения. Труд представляет широкую возможность для развития творческого воображения, смекалки, выдержки. В процессе труда ребёнок узнаёт многое об окружающих его предметах и явлениях, их качествах и свойствах. В труде совершенствуется деятельность двигательного, зрительного, кожного, слухового анализаторов, что в свою очередь, способствует более тонкому восприятию ребёнком формы, цвета, величины предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovye_obyazannosti_rebyonka_v_seme.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат  среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района

Трудовые обязанности ребёнка в семье

Из опыта работы с родителями

Зорина Борис Спиридонович,

учитель технологии

Некоторые родители говорят, что своего ребёнка берегли, ничего по дому не заставляли делать, даже девочку на кухню не пускали помогать маме. Спустя годы не сладко приходится тем детям, когда они окажутся один на один со своими домашними обязанностями. Совмещать их с работой – это совсем не просто. Нужны навыки, собранность, умение, сноровка.

К чему я об этом говорю? Да к тому, что приучать детей к домашней работе надо с малых лет. При этом речь идёт не только о дочерях. Но и о сыновьях. Не все родители понимают роль труда в развитии и воспитании детей. В некоторых семьях недостаточное внимание уделяется труду по самообслуживанию, который является одним из важнейших видов труда младших школьников. Часть родителей затрудняет создание условий, необходимых для трудового воспитания детей.  В недостаточной мере владеют родители методикой воспитания у детей любви к труду, уважения к труду взрослых. Придавая огромное значение труду, замечательный русский педагог К.Д. Ушинский спрашивал: какова лучшая форма наследства, которую оставляют родители детям? Может быть деньги? Нет – отвечал он. Может быть образование? И да, и нет. Да, если образование воспитывает трудолюбие. Нет, если оно трудолюбия не воспитывает. Воспитание у детей безграничного трудолюбия – вот лучшая форма наследия родителей и одно из условий счастья наследников.

Трудовая деятельность способствует умственному развитию ребёнка. В процессе труда формируются такие необходимые школьнику  умственные качества, как любознательность, внимательность, умение сравнивать и обобщать, делать выводы и умозаключения. Труд представляет широкую возможность для развития творческого воображения, смекалки, выдержки. В процессе труда ребёнок узнаёт многое об окружающих его предметах и явлениях, их качествах и свойствах. В труде совершенствуется деятельность двигательного, зрительного, кожного, слухового анализаторов, что в свою очередь, способствует более тонкому восприятию ребёнком формы, цвета, величины предметов.

Труд является действенным средством нравственного воспитания. Как говорит народная мудрость, у человека портятся голова и сердце, если он не знает, чем занять руки. В труде воспитываются трудолюбие, уважение к труду других людей.  Формируются такие качества, как дисциплинированность, ответственность, инициатива, самостоятельность, стремление преодолевать трудности. Трудясь, ребёнок учится самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность, выделять главное, проектировать, предвидеть результаты своей работы. Какие виды труда доступны детям?  Дети помладше могут участвовать в уборке квартиры (вытереть пыль, подмести, а дети 8 – 9 лет – вымыть пол), постирать мелкие вещи, помыть столовую и чайную посуду. Дети чуть постарше могут вынести мусор, сходить в магазин и т.д.

Некоторые женщины говорят, что моя дочь, хотя ей 5 лет помогает мне по дому по настоящему. Помогает накрывать стол, моет посуду после обеда, помогает младшему брату раздеться на ночь, утром умыться. Для неё это вполне посильная работа.

С уверенностью можно сказать, что эта женщина не только любящая, но и умная, дальновидная мама.

Как понимают любовь к детям некоторые родители?

Любить – значит холить, нежить, баловать, от всего оберегать, каждый шаг подстраховывать. От такой любви только вред.

Любить детей – это, значит, готовить их к жизни, в первую очередь – к труду и общению с людьми, воспитывать умение соизмерять свои желания с интересами окружающих, не пасовать перед трудностями.

Родительская любовь должна быть умной, рассудительной, дальновидной. Как и мере забот, как и мера тех благ и удобств, которые представляются ребёнку с детства. Кем бы ни стала дочка – учителем или врачом – ей пригодится умение готовить, шить и вязать. Кем бы ни стал сын, он будет ещё и мужем, причём надо учитывать – мужем, как правило, работающей жены. Чем больше будут уметь дети с детства, тем легче сложится их взрослая жизнь.

Приучать  к труду – это не значит читать нотации, без конца упрекать: не сделал, не убрал, наследил, насорил.

Надо спокойно делать какую – то работу вместе. Потом сказать: «Ты теперь делай сам, а я возьмусь за другие дела».  Ни в коем случае не сердиться, если работа выполнена не на «взрослом» уровне. И не бросаться её переделывать. В крайнем случае – переделать работу вместе. И не надо скупиться на похвалу.

В школе детей приучают к ручному труду: работе с бумагой и картоном, тканью, деревом, металлом, готовить кушать. Эти работы могут дети выполнять дома с родителями, по их заданию. Девочки с увлечением могут шить, вязать, вышивать. Мальчики выпиливать, вытачивать, мастерить различные поделки, выполнять работу по благоустройству квартиры, плотничать. Организуя возможные виды труда детей в семье, родители должны помнить об охране их здоровья.

В.А. Сухомлинский говорил о том, что педагогические наблюдения и жизненный опыт показывают, что корни добрых чувств закладываются в детстве, а человечность, доброта рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

Необходимо, чтобы дети почувствовали, как приятно сделать что – то для других. В семье для этого есть большие возможности, например, сделать подарок маме, папе, соседу, товарищу или что – то на общую пользу в квартире, во дворе, на улице.

Важно, чтобы дети воспринимали выполнение домашних обязанностей не как обузу, не как тягостный, неинтересный труд, а как нужную, полезную работу, исполняемую каждым ради удобства всех.

Первейшая обязанность детей – учиться.  Кроме того, у многих детей посещение кружков, спортивных секций. Надо ещё успеть погулять, побывать у друга, хочется посмотреть мультфильм. Но ведь и родители работают, и у них есть общественные обязанности, им тоже хочется погулять, подышать свежим воздухом, почитать, посмотреть кинофильм.

Родителям не стоит мужественно и самоотверженно брать всё на себя. Правило всё поровну – работа, заботы, отдых, развлечения – должно стать первой семейной заповедью. Именно по такому мудрому закону живут многие счастливые семьи. Все обязанности по дому чётко распределены между членами семьи. Мать уверена, что без помощи детей в домашнем хозяйстве она не смогла бы работать на производстве. Это действительно счастливая семья. В ней растут хорошие, надёжные люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности ребёнка в картинках

Плакаты для беседы на соответствующую тему...

Проект - "Права и обязанности ребёнка"

Каждый ученик обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша жизнь,  настолько сложна и многообразна, что изучение прав необходимо начинать  с раннего детства....

Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 9 классе по теме «Грудной ребёнок в семье. Уход за грудным ребёнком»

Задачи:- знакомить учащихся с гардеробом грудного ребенка, правилами одевания и пеленания, ухода за грудным ребенком; дать представление о санитарно-гигиенических требованиях к детской одежде и белью,...

Грудной ребёнок в семье. Уход за грудным ребёнком

1. Организационный момент.2. Актуализация прошлого опыта учащихся.Для того, чтобы понять о чем мы будем говорить на протяжении нескольких уроков, необходимо разгадать ребус. 7я- Что же такое семья?Сем...

Родительское собрание «Права и обязанности ребёнка: поиск равновесия»

Любой человек на земле обладает своими правами и обязанностями. Свои права и обязанности имеют и наши дети. Жизнь ребенка (как думают некоторые родители) - продолжение и даже часть жизни родителей. Бо...