Рабочая программа по технологии 10-11 класс.
рабочая программа по технологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос.Литовко
Амурского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № ___________ от «____»________ 2015 года Руководитель ШМО ________/_____________ роспись Ф.И.О | Согласовано Заместитель директора по УВР ______/Татарницкая Н.А.
| Утверждено Директор МБОУ СОШ пос. Литовко _______ Н.Н. Максимец |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
10-11 класс
Составитель: Новикова Екатерина Александровна
Ф.И.О.
учитель технологии МБОУ СОШ пос.Литовко
Срок реализации программы 2015 – 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ пос. Литовко примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень) и обеспечена учебником «Технология»: 10-11 класс под редакцией В.Д.Симоненко, М. «Вентана Граф», 2008.
Программа предполагает двухлетнее обучение ( в 10-11 классах) в объеме 68 часов, из расчета в каждом классе 34 часа в год, 1 час в неделю.
Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.
Основная цель программы –
передача учащимся знаний, необходимых для профессионального самоопределения, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
- формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические работы, моделирование и конструирование. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Задачи:
∙ - обеспечить учащихся знаниями и умениями для профессионального самоопределения;
∙ - способствовать эстетическому и трудовому воспитанию;
∙ - воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, честность, ответственность, порядочность.
∙ - способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, конструкторских способностей;
∙ - сформировать простейшие умения и навыки для решения творческих задач;
∙ - воспитывать у учащихся интерес к профессиональному росту;
∙ - способствовать формированию бережного отношения к природе, природным ресурсам;
∙ - сформировать в процессе учебно-трудовой деятельности активную экологическую позицию;
∙ - способствовать приобретению практического опыта элементарной профессиональной
Формы и методы обучения.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. В программе предусмотрено выполнение
школьниками творческих и проектных работ. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Применение современных образовательных технологий:
ИКТ технология, технология проектирования, здоровье сберегающие технологии.
Контроль знаний и умений учащихся.
Текущий и тематический контроль в форме тестирования, выполнение практических работ, защита проектов. Используемый учебно-методический комплект.
1.Учебник «Технология» для учащихся 10-11класса общеобразовательной школы.–М.: «Вентана-Граф». 2008г. В. Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш
2. Планируемые результаты.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
- овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
- овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Содержание программы
10 класс.
Понятие « Технология» 4 часа
Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Связь технологией с наукой, техникой и производством. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности
Практические работы
Ознакомление с деятельностью производственного предприятия.
Промышленные технологии
и глобальные проблемы человечества 18 часов
Основные теоретические сведения.
Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. Энергетика и энергоресурсы. Промышленные технологии и транспорт. Сельское хозяйство в системе природопользования Природоохранные технологии. Применение экологически чистых и безотходных производств. Использование альтернативных источников энергии. Экологическое сознание экологическая мораль в технологическом мире. Перспективные направления развития современных технологий. От резца до лазера. Нанотехнологии. Автоматизация технологических процессов
Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.
Возрастание роли информационных технологий.
Практические работы
Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.
Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.
Творческий процесс .(12часов)
Понятия творчества. Творческий процесс Защита интеллектуальной собственности Логические и эвристические методы решения задач. Как ускорить процесс решения творческих задач. Мозговая атака. Метод обратной мозговой атаки. Метод контрольных вопросов. Синектика. Как найти оптимальный вариант. морфологический анализ. Функционально- стоимостный анализ. Эвристические методы. Основанные на ассоциации. Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Повторение .
(Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Этика труда.)
Практические работы.
Оценка уровня технологической культуры .
Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.
Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий.
11 класс.
Особенности современного проектирования. 3 ЧАСА
Особенности современного проектирования. Законы художественного конструирования. Экспертиза и оценка изделия
(Методы и средства оценки .)
Практические работы.
Провести экспертизу ученического рабочего места
Основные теоретические сведения
Алгоритм дизайна. 4 ЧАСА
Алгоритм дизайна. Банк идей. Дизайн отвечает потребностям
( Что такое системный подход к дизайнерским проектам)
Практические работы
Определение области и предмета проектирования)
Мысленное построение нового изделия. 6 часов
Мысленное построение нового изделия. Мечта и реальность. Научный подход в проектировании изделий. Приступим к материализации проекта
(Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.
Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.)
Практические работы
Мысленное представления будущего изделия Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.
Понятие профессиональной деятельности. 5 часов
Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства. Сферы, отрасли. Предметы труда и процесс профессиональной деятельности. Нормирование и оплата труда
(Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. )
Практические работы
Определение вид оплаты труда различных профессий)
Понятие «культура труда» 3 часа
Культура труда и профессионального этика. Понятие «культура труда» Профессиональная этика
Практические работы
Обосновать смысли содержание этических норм своей будущей профессиональной деятельности
Профессиональное становление личности. 3 часа
Профессиональное становление личности. Этапы профессионального становления. Профессиональная карьера
Практические работы
Составить плансвоей будущей профессиональной карьеры
Подготовка к профессиональной деятельности. 4 часа
Подготовка к профессиональной деятельности. Рынок труда и профессий
Виды профессионального образования
Практические работы
Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности. Заполнение таблицы
Трудоустройство. С чего начать? 8 часов
Трудоустройство. С чего начать? Профессиональное резюме. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. Учебный дизайн – проект. Творческий проект « мои жизненные планы и профессиональная карьера»
Практическия работа
Творческая проектная деятельность
В течение отведённого времени ученики выполняют творческий проект.
Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Планирование работы.
Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации.
Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта.
Контрольно-диагностический инструментарий
1.Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 10 - 11классах
2. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия.
3 .Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
4. Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды.
5.Определение требований и ограничений к объекту проектирования.
6.Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.
7 Выбор темы и обоснование проекта.
8.Выполнение графической документации.
9.Выполнение технологической документации.
10.Изготовление проекта.
11.Расчет себестоимости творческого проекта.
12.Оформление проекта.
13.Создание рекламы проекта.
14.Защита творческого проекта.
Тематика творческих проектов:
Вышивка бисером
Бисероплетение
Вязаная одежда
Вязаные скатерти
Вязаные игрушки
Вязаные крючком салфетки
Вышивка картин крестом
Требования к уровню подготовки выпускников10 -11классов
В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:
∙ Влияние технологий на общественное развитие; взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства.
∙ составляющие современного производства товаров или услуг;
∙ способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
∙ способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
∙ основные этапы проектной деятельности;
∙ источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
∙ виды творческой деятельности, технологии решения творческих задач- сущность понятия маркетинга, рекламы, бизнес-план, рентабельность.- банк идей, методы, методы формирования банка уметь:-
оценивать потребительские качества товаров и услуг;
∙ изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
∙ составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
∙ использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
∙ проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
∙ организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;
∙ выполнять изученные технологические операции;
∙ планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
∙ уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
1.Для получения сведений из разнообразных источников информации.
2. Организации индивидуальной и трудовой деятельности при коллективной форме труда.
3.Проектирования материальных объектов или услуг.
4.Осуществление профессионального самоопределения в условиях рынка труда и профессий.
5.Овладение навыками, позволяющими выполнять работу по документному
обеспечению управленческой деятельности.
6.Рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг.
7. Построения планов профессионального образования и трудоустройства
8. Повышения эффективности своей практической деятельности.
9. Решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
10.Самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности.
11. Составления резюме и проведения презентации.
Календарно-тематическое планирование по технологии
10 класс.
№ п\ | Разделы и темы занятий | Кол-во часов | дата | Использование ИКТ | Примечание |
1. | Вводное занятие. Технология как часть общечеловеческой культуры. Технологическая культура. Понятие « Технология» | 1 | |||
2 | Понятие « Технология» | 1 | |||
3 | Технологические уклады | 1 | |||
4 | Связь технологией с наукой, техникой и производством | 1 | |||
5 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | 1 | |||
6 | Энергетика и энеогоресурсы | 1 | |||
7 | Промышленные технологии и транспорт | 1 | |||
8 | Сельское хозяйство в системе природопользования | 1 | |||
9 | Природоохранные технологии | 1 | |||
10 | Применение экологически чистых и безотходных производств | 1 | |||
11 | Использование альтернативных источников энергии | 1 | |||
12 | Экологическое сознание экологическая мораль в технологическом мире | 1 | |||
13 | Перспективные направления развития современных технологий. От резца до лазера. | 1 | |||
14 | Современные электротехнологии | 1 | |||
15 | Лучевые технологии | 1 | |||
16 | Ультрозвуковые технологии | 1 | |||
17 | Плазменная обработка | 1 | |||
18 | Технология послойного прототипирования | 1 | |||
19 | нанотехнологии | 1 | |||
20 | Новые принципы организации современного производства | 1 | |||
21 | Автоматизация технологических процессов | 1 | |||
22 | Понятия творчества. Творческий процесс | 1 | |||
23 | Защита интеллектуальной собственности | 1 | |||
24 | Логические и эвристические методы решения задач | 1 | |||
25 | Как ускорить процесс решения творческих задач. Мозговая атака | 1 | |||
26 | Метод обратной мозговой атаки | 1 | |||
27 | Метод контрольных вопросов | 1 | |||
28 | Синектика | 1 | |||
29 | Как найти оптимальный вариант. морфологический анализ | 1 | |||
30 | Функционально- стоимостный анализ | 1 | |||
31 | Эвристические методы. Основанные на ассоциации | 1 | |||
32 | Метод фокальных объектов | 1 | |||
33 | Метод гирлянд случайностей и ассоциаций | 1 | |||
34 | Повторение материала | 1 |
Календарно-тематическое планирование по технологии
11 класс.
№ | Разделы и темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Использование ИКТ | примечание |
1 | Особенности современного проектирования. Законы художественного конструирования | 2 | презентация | ||
2 | Экспертиза и оценка изделия | 1 | |||
3 | Алгоритм дизайна. Банк идей. | 2 | |||
4 | Дизайн отвечает потребностям | 2 | |||
5 | Мысленное построение нового изделия.Мечта и реальность | 2 | |||
6 | Научный подход в проктировании изделий | 2 | |||
7 | Приступим к материализации проекта | ||||
8 | Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства. | 2 | |||
9 | Сферы, отрасли. Предметы труда и прцесс профессиональной деятельности. | 2 | |||
10 | Нормирование и оплата труда | 1 | |||
11 | Культура труда и профессионального этика. Понятие «культура труда» | 2 | |||
12 | Профессиональная этика | 1 | |||
13 | Профессиональное становление личности. Этапы профессионального становления | 2 | |||
14 | Профессиональная карьера | 1 | |||
15 | Подготовка к профессиональной деятельности. Рынок труда и профессий | 2 | |||
16 | Виды профессионального образования | 2 | |||
17 | Трудоустройство. С чего начать? Профессиональное резюме. | 2 | |||
18 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | 2 | |||
19 | Учебный дизайн - проект | 2 | |||
20 | Творческий проект « мои жизненные планы и профессиональная карьера» | 2 |
Литература
- Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2008.-
- Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2008
- Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2009.-224 с.
- Технология.Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.-88 с.
- Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по "технологии" 10-11 класс (учебник "Технология профессионального успеха" под ред С.Н. Чистяковой)
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа по технологии 5-7 классы. Направление "Индустриальные технологии"
Рабочая прогамма модифицированная с учетом материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся, разработана на основе примерной программы...
Рабочая программа по технологии(девочки) 6 класс к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной
Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ...
Рабочая программа по технологии для 5 класса по направлению "Технологии ведения дома"
Проект данной рабочей программы был представлен в качестве выпускной работы в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Отвечает требованиям ФГОС....
Рабочая программа по технологии ФГОС 6 класс по направлению "Технологии ведения дома"
Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО по направлению "Технологии ведения дома". Рассчитана на 35 учебных недель, по 2 часа в неделю....
Рабочая программа по технологии ФГОС 5 класс по направлению «Индустриальные технологии»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендов...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...