Статья "Метод проектов"
статья по технологии на тему
«Проект – прототип прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motod_proektov.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья подготовила учитель технологии
МБОУ СОШ с. Сайлыг Чеди-Хольского района
Узун-оол Алдынай Хурагандайовна
Метод проектов
Слово проект (в переводе с латинского – «брошенный в перед»), толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитее: «Проект – прототип прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта».
Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направленно на благо всего общества. Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для учащихся, что познавательной активности, любознательности учащихся вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Опыт и знания учащийся должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом – восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания.
Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познании только того, что спонтанно заинтересовало учащихся, а не предлагать для изучения чего-либо сверх того.
Проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого учащегося при условии тесного взаимодействия.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности учащихся включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию учащихся задуманного результата.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации учащихся выявляются через анализ структуры деятельности преподавателя и учащихся, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:
Учащиеся | Преподаватель |
Определяют цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывают новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментируют | Предлагает возможные формы работы |
Выбирают пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активны | Создает условия для активности учащихся |
Субъект деятельности | Партнёр учащегося |
Несут ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию преподавателя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного материала, которой необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком.
- Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать преподавателю-руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся
- Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
- Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентацию своего продукта.
То есть проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество и разновидностей:
- Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
- Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно-научное исследование.
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудиторию.
- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
- Ролевой проект.
По комплексности можно выделить два типа проектов.
- Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания
- Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- Внутриклассными;
- Внутришкольными;
- Региональными (разного масштаба);
- Межрегиональными (в рамках одного государства);
- Международными
Классификация проектов по продолжительности:
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требует выделения 4-6 занятий.
Недельные проекты выполняется в группах в ходе проектной недели и занимает 30-40 часов.
Годичные проекты могут выполнятся как в группах , так и индивидуально.
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально-значимой проблемы
Итак, что же такое учебный проект?
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...