Проект
проект по технологии (9 класс) на тему

Профориентационная работа классного руководителя. Разработка родительского собрания по теме "Мир профессий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчик:   Монгуш Консантин Караевич,  классный руководитель

                            9 класса 

                  ГБС(К)ОУ “Кызыл-Арыгская школа-интернат VIII вида”

Разработки родительского собрания и классного часа и приложения к ним  могут  быть использованы классными руководителями и воспитателями специальной (коррекционной) школы VIII вида в практической деятельности в области профориентационной работы.

Содержание

Паспорт проекта …………………………………………..........………. .4

Актуальность, новизна проекта …………………………..........………. 6

Цель и задачи проекта …………………………………..........………… 6

Краткое описание проекта ……………………………..........…………. 7

Ожидаемые результаты …………………………………..........……….. 7

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Разработка родительского собрания и классного часа по профориентации в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Основные разработчики проекта

Классный руководитель 9а класса Монгуш Константин Караевич

Цель    проекта

Создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся коррекционной школы VIII вида через совместную работу классного руководителя и родителей.

Задачи проекта

  1. Подобрать методы и приёмы способствующие формированию сознательного отношения умственно отсталого ребёнка к выбору доступной для них профессии.
  2. Подготовить справочный материал  для родителей и анкеты для обучающихся.
  3. Провести анкетирование обучающихся. и родителей.
  4. Провести родительское собрание по проблеме профессионально ориентации обучающихся на основе диагностических данных.
  5. Разработать конспект классного часа по профориентации в 6 классе.
  6. Провести классный час по профориентации в 6б классе.
  7. Провести диагностику результатов классного часа.
  8. Направить материалы разработки на конкурс «Профессии, профессии…» с целью получения оценки продукта и обмена опытом работы.

Сроки   и   этапы реализации проекта

Организационный этап: 1.11.2013  

Подготовительный этап: 11-31 ноября 2011 г.

Основной (внедренческий) этап:

Март 2014 г. - Аналитический этап:

Перечень основных

мероприятий

  • обсуждение вопроса на методическом объединении классных руководителей и с администрацией школы;
  • подбор методов, приёмов и  диагностик в области профориентационной работы в школе.;
  • разработка анкеты для учащихся и  анкет и справочного материала для родителей;
  • анкетирование и анализ результатов анкетирования обучающихся и родителей;
  • написание конспекта классного часа;
  • подбор наглядного материала, ТСО, фотоматериалов;
  • проведение классного часа по профориентации в 6б классе;
  • диагностирование результатов проведения классного часа;
  • участие во Всероссийском конкурсе «Профессии, профессии…» с цель обмена опытом и получения оценки соответствия материалов современным требованиям.

Приложение

Диагностические данные.

Образец анкеты.

Справочный материал для родителей.

Конспект родительского собрания.

Справочный материал для родителей.

Конспект классного часа по профориентации.

Фотоальбом.

Актуальность проекта

Контингент учащихся специальной школы VIII вида составляют дети с легкой степенью умственной отсталости, которая  в значительной степени ограничивает круг их последующей профессионально-трудовой деятельности. Катамнестические исследования выпускников показывают, что 23% из них устраиваются работать к индивидуальным предпринимателям, т.к. считают не престижным работать в сфере услуг по профессиям не требующим особой квалификации.  Анализ анкетирования старшеклассников выявляет у 40% из них  негативное отношение к таким профессиям. Ситуацию необходимо преодолевать: шире пропагандировать рабочие профессии, не требующие высокой квалификации, разъяснять пользу такого труда для людей и общества.  Профориентационную работу в этом направлении следует начинать как можно раньше.

Новизна материала.

Реализация проекта дополняет и расширяет опыт совместной работы классного руководителя и родителей  по  профессиональному самоопределению обучающихся коррекционной школы VIII вида.

Цель проекта

Создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся коррекционной школы VIII вида через совместную работу классного руководителя и родителей.

Задачи проекта

  1. Подобрать методы и приёмы способствующие формированию сознательного отношения умственно отсталого ребёнка к выбору доступной для них профессии.
  2. Подготовить справочный материал  для родителей и анкеты для обучающихся.
  3. Провести анкетирование обучающихся. и родителей.
  4. Провести родительское собрание по проблеме профессионально ориентации обучающихся на основе диагностических данных.
  5. Разработать конспект классного часа по профориентации в 6 классе.
  6. Провести классный час по профориентации в 6б классе.
  7. Провести диагностику результатов классного часа.
  8. Направить материалы разработки на конкурс «Профессии, профессии…» с целью получения оценки продукта и обмена опытом работы.

Краткое описание проекта

На организационном этапе проводится согласование осуществления проекта на методическом объединении классных руководителей и с администрацией школы. В процессе подготовительного этапа проводится подбор наиболее эффективных методов и приёмов по профориентационной работе и диагностированию; подготовка для родителей справочных материалов о доступных для их детей профессиях; анкетирование  родителей и обучающихся с целью выявления у них знаний о рабочих профессиях и отношения к низко-квалифицированным профессиям; проведение родительского собрания. На основном этапе проекта проводится  составление конспекта классного часа по профориентации с 9 классом, побор и изготовление наглядного материала и проведение классного часа. На обобщающем этапе проводится диагностирование результатов проекта, а так же анализируется результат участия проекта  в конкурсе «Профессии, профессии…».

Ожидаемые результаты

В результате  осуществления проекта все обучающиеся класса получат полную информацию о рабочих профессиях, обслуживающем труде и их значимости для общества. Все обучающиеся смогут планировать своё профессиональное самоопределение адекватно своим возможностям

Аудитория проекта

Обучающиеся, их родители,  воспитатели, социальный педагог и психолог школы.

Формы представления результатов

Печатный материал конспектов  родительского собрания и классного часа по профориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида с наглядным и раздаточным материалом, образцов анкет, фотоматериалов  будет находиться в методическом кабинете в школе для использования в практической работе другими  педагогами,  размещён на сайте школы, а так же направлен на всероссийский конкурс «Профессии, профессии…» с целью обмена опытом и получения отзыва.

Риски

  1. Под влиянием внешних факторов (телевидение, мнение внешкольной окружающей среды) у части детей может остаться пренебрежительное отношение к профессиям обслуживающего труда низкой квалификации.
  2. Материалы могут не получить положительную оценку на конкурсе «Профессии, профессии…» в силу недостаточности по объёму и содержанию.

Выходы из рисков

  1. В первом случая будут организованы экскурсии на предприятия и организованы встречи с работающими выпускниками школы.
  2. Во втором случае материалы будут доработаны, расширены конспектами и диагностиками и направлены на дополнительную экспертизу.

Диагностические методы.

Анализ катамнестических данных, анкетирование и опрос обучающихся выпускного класса выявило проблемы в области профориентационной работы в школе.

Анкетирование обучающихся 9 класса  родителей, данные социального паспорта класса, наблюдения и беседы с ними, диагностика педагога-психолога  выявляют вопросы, которые нужно разрешить при планировании и проведении родительского собрания и классного часа по профориентации.

Анкетирование и опрос обучающихся после проведения классного часа выявляет результативность  проведённого мероприятия и помогает скорректировать дальнейшую работу в этом направлении.

Список литературы.

  1. Дробинина Н.Н. «Классные часы» [текст] / Н.Н. Дробинина – М.:ВАКО, 2008 г. – 224 с.
  2. Кравалис Я.Я. «Правильный выбор профессии во вспомогательной школе – залог успешной подготовки детей к жизни» [текст] / Я.Я. Кравалис// Дефектология, 1976 г.-№5;
  3. Красовская Л.Г. «Методы изучения выпускников вспомогательных школ [текст]: методические рекомендации / Л.Г. Красовская – Иркутск: ИГПИ, 1982 г. – 16 с.
  4. Ксензова Г.Ю. «Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя» [текст]/ Г.Ю. Ксензова– М.:  Центр «Педагогический поиск», 2004 г.., 224 с.
  5. Мирский С.Л. «Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы» [текст] / С.Л. Мирский//Дефектология - 1997 г. - № 4 -  стр. 16.
  6. Олендарь О.С. «Как проводить родительское собрание в школе» [текст] О.С. Олендарь – М.: ДонецкСталкер, 2005г., 205 с.
  7. Рубнштейн С.Я. Психология умственно-отсталого ребёнка [текст] /С.Я. Рубенштейн - М.: Просвещение. 1986   г.
  8. Турчинская К.М.  Профориентация во вспомогательной школе  [текст] К.М. Турчинская -К.: «Радянська  школа», 1978 г. – 128 с.

                                                                                                                                                                                                                                

Анкета

1  Какие рабочие профессии ты знаешь?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какую профессию ты изучаешь на уроках трудового обучения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Нравится ли тебе эта профессия?

__________________________________________________________________

4. Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кем бы ты хотел работать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конспект родительского собрания по профориентации.

Цель: Создание условий для взаимодействия родителей и педагогов класса в обеспечении профессиональной ориентации обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

  1. Обозначить и обсудить с родителями проблемы в области профессиональной ориентации обучающихся.
  2. Ознакомить родителей с условиями профессионально-трудового обучения и  индивидуальными особенностями и способностями в трудовой деятельности их детей.
  3. Наметить пути взаимодействия родителей и педагогов школы в профессиональной ориентации обучающихся.

Оборудование:

плакаты с диаграммами, блок-схема «Выбор профессии»,

надписи с вопросами,  фотовыставка,

комплект справочного материала: «Куда пойти учиться».

 

I.  Обсуждение проблемы.

«Уважаемые родители! Сегодня мы с вами обсудим вопрос сотрудничества родителей и школы по профессиональной ориентации ваших детей – учеников нашей школы. Мы поговорим о вашей роли в решении этого вопроса.

Посмотрите на диаграммы.

Вы видите, что 43% детей отрицательно относятся к рабочим профессиям, считают их не престижными. Однако вы, уважаемые родители, относитесь к рабочим профессиям с уважением, и только один из родителей  отрицательно относится к своей работе в связи с низкой оплатой труда.

Разрешая эту проблему, мы вместе с вами должны помочь нашим детям  преодолеть негативное отношение к простым рабочим профессиям, определиться с выбором профессии, привить им уважение к труду, не связанному с высокой квалификацией.

Из следующей диаграммы видно, что большинству детей нравится профессия, какую они изучают в школе. Как вы думаете, почему простые рабочие профессии большинству детей кажутся не престижными, а изучаемая в школе профессия им нравится?»

Классный руководитель и родители  приходят к выводам:

  • дети на практике осознают доступность профессии,
  • видят результат своего труда,
  • осознают пользу своего труда для других -

поэтому у них формируется  положительное отношение к этим профессиям.

II. Экскурсия в учебные мастерские.

Родителям предлагается пройти в швейную и столярную учебные мастерские, где обучаются их дети.

В учебных мастерских  подготовлены выставки работ обучающихся.

Учителя производственно-трудового обучения знакомят родителей с рабочими местами их детей, показывают станки и машины, на которых учатся их детей, разъясняют: чему они научились, обращаются к выставке детских поделок. Идёт обсуждение индивидуальных  возможностей детей в усвоении изучаемой в школе профессии.

Внимание родителей обращается на следующие аспекты:

  • Как часто вы интересуетесь, чем занимаются ваши дети на уроках трудового обучения и что они уже умеют делать?
  • Как часто вы рассказываете детям о своей работе, о своих успехах в работе?
  • Как вы можете помочь свои детям в выборе рабочей профессии?

III. Рефлексия.

 Родителям предлагается выразить своё мнение по вопросам, представленным им на доске.

Видите ли вы своих детей в изучаемой в школе или в другой рабочей профессии в будущем?

Как вы можете сотрудничать с педагогами школы  в формировании у детей уважение к рабочим профессиям и  в подготовке их к самостоятельному труду?

Считаете ли вы необходимым чаще встречаться, чтобы обсуждать вопросы профессиональной ориентации ваших детей?

                                                                                                        

 В результате обсуждения родители с помощью классного руководителя  намечают пути разрешения обозначенной в начале родительского собрания проблемы :

  • Дома необходимо чаще интересоваться успехами детей на уроках профессионально-трудового обучения.
  • Нужно чаще рассказывать детям о своей работе, о своих успехах.
  • Необходимо уже сейчас  обсуждать с детьми  вопросы дальнейшего их трудоустройства по рабочим профессиям.

IV. Итог родительского собрания.

Классный руководитель и родители составляют блок схему взаимодействия по профориентации обучающихся:

Школа

Ученики

Родители

        Классный руководитель благодарит родителей за активное участие в работе собрания, раздаёт им справочные материалы «Куда пойти учиться»  с описанием профессий, профессиональных качеств, медицинских противопоказаний к рабочим профессиям и с адресами, где можно обучиться этим профессиям. Проводится инструкция, как следует использовать этот материал в домашних беседах с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...