цветовая гамма тувинцев
материал по технологии на тему
выяснить цветовую градацию тувинских национальных костюмов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetovaya_gamma_tuvintsev.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Цветовая символика тувинского национального костюма
Аннотация
Новизна работы заключается в попытке выяснить градацию цветов в костюме тувинцев в зависимости от возраста и пола.
Целью работы является изучение использования цветов тувинского народного костюма по возрастным категориям, значение цветов в народных представлениях.
При изучении данной проблемы использовался сравнительный анализ традиционных костюмов людей разных возрастов и полов.
Источниками информации о народных костюмах были в основном публикации в периодической печати, так как отсутствуют фундаментальные труды по данной теме и свидетельства.
Объектом исследования является традиционная одежда тувинцев, ее прикладное и эстетическое значение.
Введение
Одежда тувинцев, как и вся их сложившаяся веками материальная культура, была приспособлена к кочевому быту в условиях горностепной и горно-таежной природной среды. Вплоть до XX века она несла достаточно устойчивые черты, связанные с традициями, сложившимися у далеких предков тувинцев, ярко отражала их культурные связи со многими кочевыми и оседлыми народами Азии. В одежде тувинцев можно проследить и социальные различия, и эстетические вкусы народа, увидеть отражение нескольких историко-генетических слоев в ее развитии. Она имела ряд особенностей, образуя, как и в других формах культуры, западно-тувинский скотоводческий и восточно-тувинский охотничье-оленеводческий комплексы (а также промежуточный охотничье-скотоводческий комплекс).
Одежда не только способ защиты, украшения, она имеет гораздо большее значение в культуре каждого народа. Одежда указывает на пол, возраст, социальный статус, профессию, даже на черты характера своего обладателя.
С появлением общественного неравенства людей одежда превратилась в социальную маркировку. Разделение труда, развитие религии, наук, искусств, политических движений и многие другие направления человеческой деятельности породили свои знаки, символы. Некоторые из них оказались недолговечными, а некоторые просуществовали столетия, тысячелетия.
Символы вбирают в себя интеллектуальную информацию, волевые устремления, эмоциональный опыт человека, фиксируя все это в упрощенных формах. Практически у каждого народа выработалась своя система знаков, символов и цветов, часто родственная с подобными системами соседних народов и труднодоступная или непонятная с первого взгляда для представителей другой культуры. Среди различных систем выделяется символика одежды разных народов, которая на протяжении тысячелетий отражала своеобразие духовного мира людей. Поэтому изучение именно символики и цветов традиционного тувинского костюма позволяет лучше понять некоторые материально-этнические, философские аспекты жизни народа на протяжении столетий.
Особенности народного костюма жителей Урянхая складывались и под влиянием общения с алтайцами, хакасами, бурятами, но большее воздействие в последние три столетия оказали монгольская, маньчжурская культура и философия буддизма.
Среди символов, использовавшихся в национальной одежде тувинцев, можно выделить систему символов цвета и систему буддийских знаков.
Наиболее универсальной, доступной для реализации была система символов цвета. Говоря об использовании символа разных цветов, следует сказать, что у тувинцев есть много общего с культурой других народов, в частности, с монголами, тибетцами, и есть присущие только себе особенности.
Значение цвета
Рассмотрим значения цветов в тувинской культуре с некоторыми сравнениями: самые распространенные цвета — белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. Они выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории, геосимволику.
Во главе системы цветов стоит белый цвет, «цвет-мать» — самый священный и желанный символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.
Противопоставляется белому цвету черный. В контексте тувинской символики, как и монгольской, он олицетворяет разные понятия и характеристики, в отличие от тибетской системы, где черное однозначно олицетворяет все злое и мрачное. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, — это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны, — несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений, а также часть народа, жившая на севере и отколовшаяся от своего основного этнического состава, а в одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны — выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света.
Остальные основные цвета это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети» (розовый, голубой и т.д.). Они в различных жанрах культуры не обладают обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Символизировали: красный цвет радость, благополучие, синий — удачу, победу, золотой и желтый — святость, божественность, высшую исключительность.
Цвет одежды детей был скорее разнообразным. О наличии обязательной цветовой традиции в старинном детском костюме нет никаких данных ни в исследованиях ученых, ни в героических народных сказаниях, ни у информаторов. В героических сказках есть сведения только о том, что мальчики получали в наследство от отца комплект взрослой одежды, который мог быть черного, белого, красного, желтого, коричневого и других цветов. Такой комплект часто передавался от родителей к сыну.
Традиционные праздничные (они наиболее выразительны и символичны) костюмы тувинцев различных возрастных групп: детский костюм мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличался и не имел пояса, цветовая гамма была самой различной.
Одежда подростков могла быть синего или черного цвета это символизировало удачу и благополучие, также были распространены яркие цвета — они символизируют расцвет сил и время созревания. Весенне-осенние халаты были похожи и различались только по цвету.
Женская одежда была похожа на мужскую и различалась только по цвету. У молодых, цвета были близки к ярким. Яркий цвет был символом силы, активной жизненной энергии, жизнерадостности и бесстрашия, у старших костюм украшался яркими цветами и орнаментом (это тоже имело значение), тогда как у мужчин цвета и украшения отличались сдержанностью.
В костюме молодых людей существовала определенная цветовая символика. Это доказывают строки из разговора юноши и девушки в тувинской народной сказке «Кангывай Мерген»: «Мне пятнадцать лет и тебе пятнадцать лет. Синее волка, краснее лисы мы в нашу юную пору».
Девочки-подростки и девушки носят тон покроя, аналогичного детскому тону, характерными признаками которого являются стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы и пояс.
Очень важно знать, что подол тона у девушки не усечен как у замужней. У тюркских народов эта деталь костюма является символом «производительного низа», поэтому «закрытые, недвижные полы служили... признаком девственности».
Вдовы носили одежду мужских цветов (черный, синий, коричневый), этим показывали окружающим, что функции мужчины они берут на себя.
Пожилые женщины носили одежду более темных цветов, так как наличие мужских особенностей во внешнем облике и манерах поведения пожилых и старых женщин было распространенным явлением.
Костюм пожилого мужчины почти не менялся.
Старые люди... (от 82 и выше) пользовались в основном одеждой, предоставленной им в благотворительном порядке, чаще всего ношеной. О том свидетельствует тувинская народная сказка «Хайындырынмай Багай-оол", где герой ответствует хаану: «Не настолько я стар, чтобы носить одежду с чужого плеча, Хан мой...".
Основные выводы работы
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что цветовая символика играла большую роль в традиционной национальной одежде тувинцев. Я попытался проследить динамику изменения цветовой гаммы в костюмах мужчин и женщин в зависимости от возраста и пришел к выводу: детская одежда мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличалась ни кроем, ни цветом и была традиционно мужских цветов (черный, синий, коричневый).
Одежда юношей и девушек уже различалась по крою и цветам, делилась по половому признаку, имела характерную особенность - яркие цвета, что символизировало период полового созревания.
Одежда зрелых людей имела четкие различия, исключение составляли вдовы.
Пожилые мужчины и женщины носили одежду мужских цветов, здесь можно провести параллель с детским костюмом.
Таким образом, яркие цветовые отличия в одежде мужчин и женщин наиболее выражены были в период юношества и зрелости, то есть, связаны с периодом половой активности.
Список литературы
Кенин-Лопсан М.Б. "Тыва чанчыл", Кызыл, 2000 г.
Кенин-Лопсан М.Б. "Традиционная этика тувинцев", Кызыл, 1994 г.
Сиянбиль М.О. Сиянбиль А.А. "Традиционный тувинский костюм", Кызыл, 2000 г.
Потапов А.П. "Очерки народного быта тувинцев", Москва, 1969 г.
"Тыва улустун тоолдары", Кызыл, 1967 г.
Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии.- М.: Наука, 1991.- 296 с.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
села Сайлыг Чеди-Хольского района Республики Тыва
Исследовательская работа:
«Цветовая символика тувинского национального костюма»
Руководитель кружка «Лоскутное шитье»
Узун-оол Алдынай Хурагандайовна,
учитель технологии
Сайлыг-2016 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: "Цветовая гамма в композиции костюма"
Цвет - это основной компонент в костюме. Он является важным свойсвом костюма и его образной характеристикой.Для создания костюма важно уметь правильно сочетать цвета тканей и дополнений в основной ком...
Доклад по теме: "Цветовая гамма в композиции костюма"
Цвет - это основной компонент в костюме. Он является важным свойсвом костюма и его образной характеристикой.Для создания костюма важно уметь правильно сочетать цвета тканей и дополнений в основной ком...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении"
Конспект урока по живописи "Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещенииЦель урока: Формировать знания об изменении цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенност...
Цветовая гамма
Презентация на урок "Цветовая гамма"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА. Тема: Как раскрасить надпись цветовой гаммой снимка?
Для оформления разных работ с фотографиями (открытка, письмо, объявление, доклад, презентация) часто требуется сделать надпись. Надпись – это заголовок, подпись – это пояснительный текст к снимку. Над...
Презентация к уроку на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы». 6 класс.
Данная презентация предназначена для сопровождения урока ИЗО по теме "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Сн...
Урок на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».
Цель урока: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить прим...