Токарный станок по дереву
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
План-конспект урока в 6 классе по технологии (мальчики) "Токарный станок по дереву СТД-120М"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_3.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по технологии мальчики.
6 класс
Тема: Токарный станок по дереву СТД-120М.
Цели: образовательная: ознакомить учащихся с назначением, устройством и принципом работы токарного станка.
воспитательная: воспитать в учащихся интерес (мотивацию) к работе на станке и эстетическое отношение к изделиям, выполненным токарным способом.
развивающая: сформировать у учащихся понятие о токарном станке, как о машине.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: физика, черчение.
Оборудование: учебные таблицы по устройству токарного станка и его узлов, токарный станок СТД-120М, образцы изделий, выполненных токарным способом.
Ход урока:
І Организационный момент
1.Проверка готовности(наличие учебников,тетрадей, спецодежды).
2. Объявление темы и целей урока
ІІ Вводный инструктаж
1.Повторение пройденного материала:
а) Каковы конструктивные особенности детали цилиндрической формы?
б) Как указываются размеры на деталях, имеющих цилиндрическую форму?
в) Что называется машиной?
г)
2.Изложение нового материала
Назначение, основные части и принцип работы токарного станка СТД-120М.
Для быстрого и качественного получения деталей, имеющих форму тел вращения, их изготавливают на токарных станках.
Основной частью токарного деревообрабатывающего станка модели СТД-120М является станина с направляющими, которая устанавливается на двух опорных лапах.
На ней размещены:
- передняя и задняя бабки, (эти термины заимствованы из иностранного языка, что означает «узлы крепления обрабатываемой заготовки»).Между центрами передней и задней бабки закрепляют заготовку.
-подручник с держателем.
Рабочие механизмы образуют зону резания (рабочее пространство), закрытую ограждением со смотровым экраном.
Опорные лапы станины прикреплены к специальной деревянной платформе, в левой части которой находится электромеханический привод станка, состоящий из электродвигателя, укрепленного на валу двухступенчатого шкива – клинового ремня и второго двухступенчатого шкива, укрепленного на шпинделе передней бабки токарного станка.
Изменение скорости вращения шпинделя производится путем переброски ремня привода с одного ручья шкивов на другой. Привод станка закрыт предохранительным кожухом, который запирается с помощью винта.
Управление станка осуществляется кнопочной станцией, расположенной на передней бабке; здесь же укреплена лампа местного освещения.
Для крепления заготовок служат сменные шпиндельные насадки: корпус с центральной вилкой (трезубец), патрон, планшайба.
Защитное ограждение привода сблокировано с электродвигателем таким образом, что при открывании крышки происходит отключение питания электродвигателя.
Зона резания оборудована предохранительным ограждением – приемником, который защищает работающего от стружек, снижает концентрацию пыли и служит для сбора отходов. Ограждение состоит из металлического корпуса, прозрачного смотрового экрана и мягкого экрана из брезентовой ткани. Смотровой экран при необходимости можно откинуть. К станку подключается пылеулавливающая установка.
Опорой режущего инструмента служит подручник с кареткой, с помощью которой он крепится к станине. Каретка с подручником может свободно перемещаться вправо и влево, вперед и назад, а сам подручник – вверх, вниз и поворачивается вокруг вертикальной оси.
Передачу движений в механизмах и машинах показывают условными знаками на кинематических схемах. На них изображают детали, которые непосредственно участвуют в передаче движения. Для наглядности часто дают и контуры других деталей.
ІІІ Практическая работа учащихся
Лабораторно-практическая работа: «Ознакомление с устройством токарного станка по обработке древесины»
Оборудование: токарный станок по обработке древесины, линейка, тетрадь, учебная таблица, ручка.
Порядок выполнения работы:
1.Рассмотрите по учебной таблице и рисунку в учебнике общий вид и кинематическую схему станка. Найдите в нем переднюю и заднюю бабки, подручник с кареткой, электродвигатель, станину, кнопочную станцию.
2.Запишите все изученные части станка на карточке. (приложение 1)
3.Измерьте линейкой: расстояние от центров до станины (наибольший диаметр заготовки); расстояние между центрами, поставив заднюю бабку в крайнее правое положение (наибольшая длина заготовки);. Все полученные результаты запишите в таблицу в рабочей тетради:
Число скоростей
Расстояние между центрами, мм
Расстояние от центров до станины, мм
IV Текущий фронтальный инструктаж.
1.Исправление ошибок, допускаемых учащимися при выполнении лабораторно-практической работы.
V Завершение практической работы.
VI Заключительный инструктаж:
1.Подведение итога работы за занятие.
2.Анализ допущенных ошибок учащимися при выполнении лабораторно-практической работы.
3.Выставление оценок учащимся за выполненную лабораторную работу.
4.Домашнее задание
Раздаточный материал.
Приложение 1
Запишите части станка.
1__________________________________________________________
2___________________________________________________________
3___________________________________________________________
4___________________________________________________________
5___________________________________________________________
6___________________________________________________________
7___________________________________________________________
8___________________________________________________________
9___________________________________________________________
10__________________________________________________________
11__________________________________________________________
План-конспект урока по технологии мальчики.
6 класс.
Тема: Точение цилиндрических деталей.
Цели: образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;
воспитательная: прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда;
развивающая: развить навыки пользования режущими и контрольно-измерительными инструментами в процессе точения цилиндрических деталей на токарном станке.
Методы обучения: мастер-класс
Тип урока: комбинированный.
Объект труда: картофелемялка.
Межпредметные связи: черчение- чертеж изделия.
Оборудование: учебные таблицы и инструкции по ТБ при работе на токарном станке по обработке древесины, образец изделия, технологическая карта изготовления изделия, заготовки, верстаки, станки СТД -120 М, наборы резцов, линейки, штангенциркули, карандаши, шлифовальная шкурка, ножовка.
Ход урока:
I.Организационный момент.
1. Проверка готовности (наличие учебников, тетрадей, спецодежды).
2.Назначение дежурных.
3.Объявление темы и целей урока.
II.Вводный инструктаж.
1.Повторение пройденного материала
а)назовите и покажите основные части токарного станка по обработке древесины.
б)назовите и покажите приспособления, применяемые для закрепления заготовки.
в)чем определяется выбор приспособления, применяемого для закрепления заготовки?
г)как нужно приготовить заготовку к точению?
2.Изложение нового материала:
1)Точение деталей на станке производят специальными резцами – токарными стамесками. В отличие от обычных столярных стамесок, они имеют удлиненное рукоятки, которые позволяют надежно удерживать инструмент и легче управлять им.
По качеству обработки различают черновое и чистовое точение, от этого зависит и выбор инструмента.
Для черновой обработки применяют полукруглую стамеску, для чистового точения, подрезания торцов и отрезания детали косую стамеску.
(Показ стамесок для токарных работ).
2) Демонстрация чернового обтачивания заготовки полукруглой стамеской. За первый проход снимают стружку толщиной 1-2 мм серединой лезвия стамески. Дальнейшее точение выполняют боковыми частями лезвия при движении резца как влево, так и вправо. В результате работы разными участками лезвия стамески поверхность детали получается менее волнистой. 3) После 2-3 минут работы останавливаю станок проверяют надежность закрепления заготовки- поджимают ее центром задней бабки. На чистовую обработку следует оставлять припуск 3-4 мм(по диаметру).
4)При чистовом обтачивании Косую стамеску устанавливают на ребро тупым углом вниз выполняю чистовое точение. Стружку срезают средней и нижней частью лезвия.
5)Показываю, как держат токарную стамеску при точении двумя руками: одной за рукоятку, другой за стержень. За стержень стамеску обхватывают сверху или снизу. Для чернового обтачивания чаще применяется первый способ, как наиболее надежный. Нажим на стамеску должен быть равномерным и плавным.
6)Демонстрирую проверку диаметра изделия кронциркулем. Замеры следует сделать в нескольких местах по длине заготовки. Прямолинейность можно проверить линейкой или угольником на просвет.
7) Поверхность детали зачищаю шлифовальной шкуркой, прикрепленной к деревянному бруску. Чтобы ярче выделить текстуру древесины, поверхность изделия можно отполировать бруском более твердой древесины. Эту операцию выполняют при вращении детали, так ж,е как и шлифование.
8) Подрезании торцов детали можно выполнять косой стамеской или подрезной. Выполняю подрезку. Эту операцию выполняю, пока не останется шейка диаметром 8-10 мм. Затем деталь снимают со станка, отрезают ее концы ножовкой. Торцы зачищают.
Записать в тетрадь:
Резцы для точения:
а) полукруглая стамеска – для чернового точения
б) косая стамеска – для чистового точения
Контрольно-измерительные инструменты:
а) кронциркуль или штангенциркуль
б) линейка или угольник
3. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
а) какой инструмент используется для токарных работ?
б) в какой последовательности изготавливают цилиндрические детали?
в) как производится черновое и чистовое точение детали?
4.Демонстрация изделия к практической работе учащихся («картофелемялка»)
5.Ознакомление с технологической картой на изготовление «картофелемялки».
III Практическая работа учащихся.
1. Изготовление учащимися на токарном станке детали цилиндрической формы «картофелемялки» по технологической карте. Отработка приемов работы на станках под наблюдением учителя: подбор и закрепление заготовки, черновое и чистовое точение наружной цилиндрической поверхности.
IV Текущий инструктаж
1.Проверка организации рабочих мест и соблюдения правил ТБ.2.Проверка правильности выполнения приемов обработки детали и соблюдения технологической последовательности операций.
3.Проверка соблюдения размеров детали согласно чертежа.
V Завершение практической работы
VI Заключительный инструктаж
1.Подведение итога работы за урок.
2.Анализ допущенных ошибок учащимися при управлении станком и выполнении пробного точения.
3.Выставление оценок учащимся за выполненную работу.
4.Домашнее задание.
5.Уборка мастерской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Токарный станок по дереву "DSL-900" Прома-Чехия
Презентация устройства токарного станка по дереву Чешского производства фирмы "Прома". Этими станками оснащена наша мастерская. Станки бесшумные, большой производительности, легки в управлении, но в н...
Техника безопасности при работе на токарном станке по дереву
Презентация к уроку. Презентация дополняет "Устройство токарного станка по дереву DSL 900 Прома - Чехия"...
Устройство и назначение токарного станка по дереву
- ознакомить учащихся с устройством, назначением токарного станка по дереву;- сформировать технико-технологические знания и умения, необходимые для работы на токарном станке по дереву;- развиват...
Устройство токарного станка по дереву СТД-120
Интерактивная демонстрация устройства станка и принцип его действия. Методическая разработка....
Обработка цилиндрической поверхности на токарном станке по дереву.
Разработка урока по теме: обработка цилиндрической поверхности на токарном станке по дереву....
презентация "технология точения древесины на токарном станке" по дереву
обеспечивает усвоение и закрепление учащимися приёмов работы на токарном станке по обработке древесины СТД-120М; способствует воспитанию трудовой дисциплины, аккуратности, ответственности; развивает ...
Учебная презентация "Техника безопасности при работе на токарном станке по дереву"
В учебной презентации представлен материал:о правилах работы на станке;о требованиях к заготовке;об опасностях при работе на станке....