Выступление на ГМО Нормативно – организационная готовность педагогов к реализации ФГОС основного общего образования
статья по технологии на тему
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» стандарт - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования. Новые требования к учителю обязывают его изменить подход к организации своего труда.Реализация рабочей программы обязывает учителя создавать и использовать контрольно-измерительные материалы, позволяющие ему оценивать не только предметные, но и метапредметные умения обучающихся, диагностировать их личностные достижения, проектировать учебный процесс в современной информационной образовательной среде, направленный на достижение планируемых образовательных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_normativno_organizatsionnaya_gotovnost.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Нормативно – организационная готовность педагогов к реализации ФГОС основного общего образования
Подготовила: Притуловская Ольга
Викторовна
Учитель технологии
МБОУ«СОШ№21»
Нижневартовск 2012
Перемены, произошедшие в России в последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования.
Новый этап российского образования - введение в школьную практику федерального стандарта второго поколения. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» стандарт - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования. Что это значит для учителя? Это выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС.
Реальное внедрение заложенных в стандарте идей во многом зависит от готовности учителя к их воплощению, от качественной подготовки педагогических кадров. Поэтому сегодня перед учителями стоят следующие задачи:
* обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
* принятие идеологии ФГОС;
* освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся;
* овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач, заявленных в стандарте.
Согласно приказу Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры от 19 сентября 2011г. № 744 «О присвоении статуса пилотных площадок опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования образовательным учреждениям, расположенным на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011, 2012 годах» МБОУ «СОШ №21» г. Нижневартовска является пилотной площадкой опережающего введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Стратегическая цель деятельности педагогов школы по внедрению ФГОС состоит в переориентации структуры и содержания образования в соответствии с требованиями стандарта.
Одна из главных составляющих стандарта, без которой немыслимо его успешное внедрение в школу, – это подготовка кадров. Учитель – центральная фигура современной школы. Он:
* креативный;
* владеющий современными образовательными технологиями;
* эффективно взаимодействующий с семьями учащихся;
* открытый новшествам;
* мотивированный на работу с детьми;
* способный к личностному и профессиональному развитию.
Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ отметил, что «ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации».
Учителям технологии, начинающим работать по новым стандартам, нужно, прежде всего, ответить на вопросы: какие изменения необходимо внести в свою профессиональную деятельность? смогу ли я сделать это самостоятельно? чему мне необходимо научиться, приступая к работе по новому стандарту?
Изучив документы различного уровня по введению ФГОС ООО, я сформировала понимание, насколько высокие требования предъявляются к личности учителя, его профессионализму, квалификации.
Прежде всего, учитель должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. Учитель должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт.
Новые требования к учителю обязывают его изменить подход к организации своего труда. Каждый учитель на научной основе должен разработать свою рабочую программу, которая будет адекватна уровню подготовки, развития обучающихся. Реализация рабочей программы обязывает учителя создавать и использовать контрольно-измерительные материалы, позволяющие ему оценивать не только предметные, но и метапредметные умения обучающихся, диагностировать их личностные достижения, проектировать учебный процесс в современной информационной образовательной среде, направленный на достижение планируемых образовательных результатов.
Эффективность введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учителей развивающего цикла зависит, главным образом, от нашей мотивационной, методической и нормативно – организационная готовности. С этой целью в нашей школе течение первого полугодия 2011 года педагоги ШМО развивающего цикла изучали ФГОС индивидуально, на заседаниях школьных методических объединений, участвовали в семинарах и педагогических советах по теме : «Анализ готовности школы к введению ФГОС второго поколения», «Моделирование образовательной системы в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов», «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС», «Системно-деятельностный подход», «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта ООО». Мы совместно с другими членами ШМО разрабатывали программу и основные нормативные документы:
- Положение о рабочих программах
- Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта
-План повышения квалификации педагогов
- План методической работы по введению ФГОС
-Должностная инструкция учителя – предметника
- Должностная инструкция классного руководителя
- Положение о стимулирующих выплатах.
Вся работа в школе – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, социализации и сохранение здоровья учащихся.
На новом этапе образования, чтобы достичь мастерства, необходимо постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. А это – прохождения курсов, регулярное и активное посещение городских и окружных семинаров, участие в общероссийских вебинарах.
Я считаю, если учитель выбрал свою профессию не случайно, а по призванию, работает в школе с желанием и увлечением, ему всё по плечу. И новые стандарты не должны вызывать страха, а желание скорейшего перехода на них. Я, лично, изучаю самостоятельно документы на Интернет сайтах, обращаюсь к коллегам, консультируюсь с методистом, прошедшей подготовку по освоению программ в рамках ФГОС.
На начальном этапе реализации ФГОС выявилась проблема к оценке результатов освоения образовательной программы основного общего образования. Реализация ФГОС требует от учителя вести оценку предметных, метапредметных, личностных результатов освоения программы основного общего образования. На сегодняшний день сложившаяся система контроля и оценивания в системе общего образования не обеспечивает учителя механизмом оценивания достижений обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. В нормативно – правовой базе отсутствуют критерии оценки метапредметных умений и личностных качеств обучающихся.
Поэтому перед учителем стоит задача создания мониторинга и комплексной оценки достижений ученика, его компетенций и способностей. Это необходимо для реализации новых ФГОС в нашей школе, для меня как учителя технологии. Что ж, будем продолжать работать, надеясь на успех, ведь все учителя, которые работают в нынешней современной школе - это люди сильные, самоотверженные, любящие свою профессию. А раз любящие - значит понимающие, видящие, что современных детей нужно учить по-новому, в соответствии со временем и уровнем их развития. И я думаю, что каждый учитель, с точки зрения своей внутренней позиции, способен перейти к работе по новому ФГОС, но ему нужно еще немного помочь с психологической и методологической точки зрения. Ведь как сказал один из известных экспертов в области образования Майкл Барбер: «Все самые замечательные идеи и образовательные реформы могут быть проиграны в школьном классе, если не будет готов учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.
В связи с изменением учебного плана и с ведением с пятого класса учебного предмета географии вопрос «какие изменения будет включать общеобразовательная программа по географии?» считаю актуальным. ...
Технологии реализации ФГОС основного общего образования в условиях МКОУ «Талицкая СОШ № 55»
В статье рассмотрены пути внедрения стандартов нового поколения в образовательный процесс школы....
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Связь духовно - нравственного воспитания и преподавания математики....
Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».
Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...
Нормативно – организационная готовность педагогов к реализации ФГОС основного общего образования.
В презентации представлены Закон об образовани, что это для учителя. Какие задачи должен ставить учитель в современном педагогическом пространстве. Соотетствие требований к личности учителя...
«Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования»
Анализ реализации муниципальной инновационной площадки в МБОУ СОШ № 3 «Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования» В рамках реализ...
Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования
Анализ реализации муниципальной инновационной площадки в МБОУ СОШ № 3 «Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования» В рамках реализ...