Рабочая программа по ОБЖ 7-9 кл
рабочая программа по обж по теме
Рабочая программа по ОБЖ 7-9 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7-9_kl_rabochaya_programma_i_planirovanie_obzh.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).
3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 7 – 9 классах отводится по 35 часа в год (1 час в неделю). Основными целями изучения курса являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать 1МП пострадавшим.
2. Структура образовательного процесса по курсу ОБЖ.
На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:
-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;
-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 7-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;
-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;
-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.
Рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом уровне, т.е. в 7-9-й классы.
3. Обязательный минимум содержания основных разделов курса ОБЖ.
Второй уровень обучение ОБЖ реализовывается в 7 – 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (7-9 кл.):
- описание источников опасности и их видов;
- основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;
- естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;
- стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;
- техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;
- безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;
- опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;
- 1МП и способы ее оказания пострадавшим;
- опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.
В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни». Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 7—9 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
Программа рассчитана на 35 учебных часа в год в каждом классе, в неделю – 1час.
•
Учебный план.
Наименование раздела | Количество часов по классам | ||
7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Раздел 1 Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Отработка практических навыков. | 18 | 18 | 14 |
Раздел 2 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Отработка практических навыков. | 8 | 8 | 6 |
Раздел 3 Основы здорового образа жизни. | 9 | 4 | 13 |
Основы безлопастного поведения в чрезвычайных ситуациях | - | 12 | 2 |
Всего часов | 35 | 35 | 35 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 КЛАСС
Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)
№ | Название темы/раздела | содержание | Кол-во часов |
1 | Оказание первой медицинской помощи | Виды переломов. Первая медицинская помощь при переломах. Способы эвакуации. Повязки, общая характеристика; наложение повязок на конечности. Виды ран; обработка ран. Способы остановки кровотечения. | 8 час. |
2 | Основы здорового образа жизни | Влияние вредных привычек на здоровье, уклад жизни человека и его работоспособность. Охрана репродуктивного здоровья подростков. | 9 час. |
3 | Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Происхождения и последствия землетрясений, наводнений, лесных и торфяных пожаров; ураганы, бури, смерчи; оползни, сели, обвалы, снежные лавины; цунами. Индивидуальные и коллективные средства защиты. Назначение и устройство убежища. | 18 час. |
4 | Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Основы безопасности поведения в толпе. Терроризм и безопасность человека. | 2 час. |
8 КЛАСС
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение года)
№ | Название темы/раздела | содержание | Кол-во часов |
1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | Культура поведения на дороге. Оказание первой медицинской помощи при ДТП. Решение задач по ПДД. Правила безопасного поведения в быту. Индивидуальные и коллективные действия при пожаре. Эвакуация учащихся при пожаре из здания школы. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Понятия преступление и виды преступлений. | 2 час. |
2 | Оказание первой медицинской помощи | Воздействие химических веществ на организм человека; первая медицинская помощь при поражении ядовитых веществ удушающего действия; при поражении сильно ядовитых веществ обще ядовитого действия; при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка; при отравлении бытовыми минеральными удобрениями. Техника наложения стерильных повязок. Перевязочные и лекарственные средства. | 8 час. |
3 | Основы здорового образа жизни | Занятия спортом, закаливание организма. | 4 час. |
4 | Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Производственные аварии и катастрофы; аварии на пожарно и взрывоопасных объектах; виды аварий; общие сведения о взрыве, пожаре; опасные, аварийно-химические вещества. Аварии с выбросом радиоактивных веществ, правила безопасности, защита населения. Гидродинамические аварии; виды, причины, последствия. Характеристика возможных ЧС на объектах народного хозяйства РХ. | 12 час. |
9 КЛАСС
Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)
№ | Название темы/раздела | содержание | Кол. часов |
1 | Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека | Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Личная гигиена. Физиологические и психологические особенности организма подростка. Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции. Факторы, разрушающие здоровье человека. Влияние на организм человека вредных привычек. Болезни, передаваемые половым путём. СПИД. | 13 час. |
2 | Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей | Профилактика травм в старшем школьном возрасте. Первая медицинская помощь при травмах Экстренная реанимационная помощь (оживление человека после внезапной остановки сердца и дыхания). | 6 час. |
3 | Правила безопасного поведения в повседневной жизни | Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека. Организация рабочего места у компьютера. Приемы защиты от электромагнитных полей. Требования к освящению помещения. Правила безопасности при работе с компьютером. Правила безопасности на уроках химии, физики. Физкультуры, ОБЖ. Безопасность при работе с колющими режущими инструментами и металлорежущим оборудованием. | 2 час. |
4 | Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Безлопастное пользование компьютером. Организация рабочего места у компьютера Меры безопасности на уроках в школе. Правила безопасности на уроках химии. Правила безопасности на уроках физкультуры | 5 час. |
«Школа безопасности» составная часть подготовки населения к действиям в ЧС | Этапы проведения соревнований. Правила формирования команд. Программа соревнований. Места проведения соревнований. Условное обозначение. Техника чтения карт. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по Солнцу и с помощью часов. Определение сторон горизонта по луне. Определение по полярной звезде. Ориентирование по местности по признакам и предметам Маршруты движения в зависимости от положения их начальных и конечных пунктов. Ориентирование по туристической маркировке. Движение без четких ориентиров. Действие при потере ориентировки. Необходимое снаряжение и имущество. Групповые снаряжения. Туристическая палатка, ее установка. Специальные снаряжения. Оборудование бивака или укрытия. Специальные снаряжения. Используемые для страховки и преодоления препятствий Техника вязания узлов. Естественные препятствия и способы их преодоления. Основные принципы безопасности в ходе преодоления препятствий | 9 час. |
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО КУРСУ ОБЖ.
Для 7, 8 классов.
- проведение тестирования по пройденному материалу;
- летучки, самостоятельные работы;
- семинары, круглые столы;
- зачеты по практическим вопросам с выходом на природу;
- сообщения учащихся по тематике.
Для 9, классов.
- тестирование ;
- рефераты и их защита ;
- самостоятельные работы, семинары
- уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП, ЭРП и ИВЛ пострадавшим .
Контрольные и проверочные работы
7 класс
№ | Тема | Вид работы | Дата |
№1 | Землетрясения и вулканы. | К/Р | |
№2 | Оползни, сели, обвалы | П/Р | |
№3 | Ураганы, бури, смерчи. | тест | |
№4 | Наводнение и цунами. | К/Р | |
№5 | Основы репродуктивного здоровья подростков. | Тест |
8 класс
№ | Тема | Вид работы | Дата |
№1 | Производственные аварии и катастрофы. | П/Р | |
№2 | Пожары и взрывы. | К/Р | |
№3 | Аварии с выбросом радиоактивных веществ. | К/Р | |
№4 | Нарушение экологического равновесия. | Тест | |
№5 | ПМП при отравлениях | тест | |
№6 | Физическая культура и закаливание. | П/р | |
№7 | Основы репродуктивного здоровья подростков. | К/р |
9 класс
№ | Тема | Вид работы | Дата |
1 | Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | к/р | |
2 | Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов | к/р | |
3 | Безопасное поведение в криминогенных ситуациях | к/р | |
4 | Меры профилактики травм в старшем школьном возрасте | к/р | |
5 | Первая медицинская помощь при травмах | к/р | |
6 | Экстренная реанимационная помощь | к/р | |
7 | Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни» и «Личная гигиена | к/р | |
8 | Физиологические и психологические особенности организма подростка | к/р | |
9 | Факторы, разрушающие здоровье человека | к/р |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ПО КУРСУ ОБЖ.
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Выпускник должен:
Знать (помнить):
- основы формирования ЗОЖ;
- основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- требования, предъявленные военной службой к уровню подготовки призывника;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет;
- особенности прохождения в/службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы;
- задачи РСЧС и ГО.
Уметь:
- владеть способами защиты населения от ЧС природного и техногенного характера;
- пользоваться СИЗ и СКЗ;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
- выполнять неполную разбору и сборку АК;
- вести стрельбу из автомата по неподвижным целям;
- владеть навыками безопасного обращения с оружием;
- ориентироваться на местности;
- обращаться с приборами РХР и доз. контроля;
- выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
- выполнять физические упражнения (подъем силой, подтягивание, бег, прыжок через козла, метание гранаты в цель).
Использовать приобретенные знания и умения для:
- ведения ЗОЖ;
- оказания 1МП;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.
Учебно- методический комплекс
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. №1089)
- Примерная программа по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образования Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263)
- Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы. Под ред Ю.Л. Воробьева М.: Дрофа 2007
Методическая литература
- УМК (Учебники, методические пособия к учебникам) 5 - 7 классы /Латчук В.Н., Марков В.В.. Маслов А.Г. М.: Дрофа, 2005, 2009, 2010.
8-9 классы /Вангородский С.Н, Кузнецов М.И, Латчук В.Н.М.:Дрофа, 2004,2010.
- ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. Миронов С.К., Латчук В.Н.,
- Игровые занятия в курсе «ОБЖ» 5-9 кл. Маслов А.Г.
- ОБЖ. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. Соловьев С.С.
- Основы медицинских знаний. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. М.: АСТ ЛТД, 1997
- Медицинская помощь в ЧС. Виноградов А.В. М., 1996.
- Действие населения в ЧС. Пособие. – М.: Зеркало, 1995
- Правила и безопасность дорожного движения. Жульнев Н.Я. – М.: Ливр, 1997
- Помощь при травмах и несчастных случаях. Мейсон Эндрю. – М.: Аргументы факты, 1998.
- Основы пожароопасного поведения. Шаров О.Е. – СПб., 1997.
- Учебное пособие для преподавателей. Топоров И.К. - СПб., 1992.
- Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 1989
Учебники
- ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений;/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 174, [2], с.: ил. НОВЫЙ. (основной учебник).
- ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 208. – 189,[3] с.: ил. НОВЫЙ(основной учебник).
- ОБЖ: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008. - 143 с., [1] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник)
- ОБЖ: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008 - 190, [2] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник)
- ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008 - 253, [3] с. НОВЫЙ (основной учебник)
Оборудование и приборы
1. Стенд «Действия при стихийных бедствиях».
2. Стенд «Средства и способы защиты в зоне поражения».
3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
4. Компас.
5. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.
6. Персональный компьютер.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области | |
Белгородский региональный институт ПКППС | |
Академия повышения квалификации работников образования | |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | |
Образовательный портал «Учеба» | |
Журнал «Курьер образования» | |
Журнал «Вестник образования» | |
Издательский дом «Профкнига» | |
Издательский дом «1 сентября» | |
Издательский дом «Армпресс» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...