Технологическая карта урока технологии в 5 классе
Раздел: Художественные ремесла
Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей 5 класс
Учитель технологии МБОУ «Бурлинская СОШ» Бойко Алла Яковлевна
Тема урока: «Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей при изготовлении куклы-закрутки».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: проблемный.
Цели урока: 1. Учебная: закрепление знаний о свойствах волокон хлопка и льна, классификации текстильных волокон, формирование общих представлений о свойствах натуральных тканей, уточнение собственных представлений с учетом новых знаний (подбор ткани по назначению для конкретного изделия). 2. Развивающая: развитие эстетического восприятия образца народной игрушки, навыки работы с лоскутами ткани, стремление к самостоятельному творчеству. 3. Воспитательная: развитие интереса к предмету, культуры труда, развитие и совершенствование таких качеств личности, как внимательность, аккуратность, организованность, ответственность, целеустремленность, трудолюбие, умение ценить и уважать народную культуру.
Средства обучения: электронные ресурсы, инструкционные карты по изготовлению кукол – закруток, образцы различных видов тканей для выполнения кукол, образцы кукол – закруток.
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстрированный, практичный, индуктивный, репродуктивный, частично – поисковый, информационно – рецептивный (показ приемов и объяснение правил выполнения), инструктаж (вводный, текущий, заключительный).
Материалы и инструменты: лоскуты цветных и однотонных х/б и льняных тканей, белая ткань (15*15см, или 18*18 см.), тесьма различной ширины и цвета, бисер, нитки мулине, ножницы, иглы, нитки х/б, ватин, синтепон.
Межпредметные связи: Русский язык и литература: умение пользоваться терминами. История: умение пользоваться сведениями о народной игрушке. ИЗО: правильный подбор цветов. Технология: дизайн, исполнение работы. ОБЖ: техника безопасности при работе с различными колющими и режущими предметами (ножницы, иголки и т.д.) Время: 40 мин
План урока: I. Организационный момент • Проверка готовности к уроку • Проверка присутствующих • Сообщение темы и цели урока II. Теоретическая часть • Натуральные ткани – хлопчатобумажные и льняные. Повторение - свойства волокон хлопка и льна, место выращивания, классификация текстильных волокон, производственные этапы изготовления ткани, отличительные признаки хлопка и льна. Новый материал - физико – механические, гигиенические свойства х/б и льняных тканей, назначение тканей, определение долевой и уточной нити, лицевой и изнаночной стороны – знания; сравнение тканей по свойствам – умения. • Влияние свойств тканей на выбор изделия (учитывая толщину, физико – механические, гигиенические свойства ткани, практичность и другие – знания). • Рассказ о народной игрушке. В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости: - сам процесс изготовления приносит радость; - работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности; - при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи). III. Практическая часть - изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей с изготовлением куклы – закрутки (подбор ткани по назначению для конкретного изделия, практические умения с соблюдением установленной последовательности, правил безопасности, выбор (с обоснованием) необходимых материалов с учетом их свойств). IV. Подведение итогов: • Анализ выполненных работ. • Оценка знаний учащихся V. Домашнее задание – сделать еще одну куклу-закрутку. VI. Уборка рабочих мест
ХОД УРОКА. I. Организационный момент. (Тема - Слайд 1, цели – Слайды № 2,3,4) II. Теоретическая часть 1. Повторение Слайд 5 - Классификация волокон Слайд 6 -Лен - Что это за растение? (Это растение - лен – долгунец, растет в Ивановской, Костромской, Ярославской областях). - Какое текстильное волокно получают из льна? (Волокно с тем же названием – лен). - Каковы свойства льна? Лен обладает блеском, так как его волокна имеют гладкую поверхность. Лен обладает гигроскопичностью, большей, чем хлопок. Гигроскопичность – это способность волокон поглощать влагу из окружающей среды. Стойкость льна к свету немного выше, чем хлопка. На ощупь волокна льна прохладные, жесткие. Цвет волокон льна от светло – серого до темно – серого. Слайд 7, 8, 9 - Хлопок - Как называется это растение, где оно растет? (Это хлопчатник, растет в Средней Азии). - Какое текстильное волокно получают из хлопчатника? (Из хлопчатника получают волокно хлопок). - Каковы свойства хлопка? -Обладает гигроскопичностью, быстро впитывает влагу и быстро высыхает. На ощупь волокна мягкие, тепловатые. Под действием солнца постепенно теряет свою прочность. Природный цвет – белый или кремовый. Слайд 10 - О какой профессии идет речь? Текст. «Совокупность операций, в результате которой из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением. Раньше орудием прядильщицы было ручное веретено. Сейчас для этого применяют прядильные машины». (Это профессия – прядильщица). Ткань – это материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей Слайд 11 - Самый распространенный вид переплетения - полотняное, когда две нити чередуются через одну. 1.Скажите,как называются нити, идущие вдоль ткани? (Основа). 2. Как называются поперечные нити в ткани? (Уток). Слайд 12 Как вы думаете, для чего используют ткани? (для постельного белья, одежды). Слайд 13,14,15 Ткани, выполненные из льна, называются льняными, а из хлопка - хлопчатобумажными. Слайд 16 - ФИЗМИНУТКА 1. Исходное положение – стоя, руки опущены «Замочек» - завести одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук. 2. Исходное положение – стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок. 6 – 8 раз 2.Объяснение нового материала Запись в тетрадь основных свойств х/б и льняных тканей. Слайд 17 Учитель: Эти ткани обладают такими физико – механическими и технологическими свойствами, как прочность, осыпаемость нитей, усадка, большая сминаемость, но хорошо гладятся, обладают гигиеническими свойствами – гигроскопичны, хорошо впитывают и испаряют влагу и легко стираются, воздухопроницаемы. Это важно для изделий, которые шьют из этих тканей – халатов, фартуков, постельного белья, полотенец и др. Не зря во всем мире натуральные ткани, особенно лен, пользуются большой популярностью. Чтобы правильно сшить изделие, кроме свойств, нужно знать направление нитей основы и утка. Нить основы определяется по 3 признакам: 1.По кромке – нить основы идет вдоль кромки; 2.По степени растяжения – нить основы меньше тянется; 3.Основная нить – прямая, а уточная – извитая. Следующим этапом является определение лицевой и изнаночной стороны. Скажите, а зачем это нужно делать? (А если шить платье, не определяя лицевую сторону? Лицевая сторона определяется по 3 признакам: 1.На лицевой стороне печатный рисунок более яркий; (напечатанная) 2.Лицевая сторона ткани имеет более выраженный рисунок переплетения; (пестротканая) 3.Лицевая сторона более гладкая, все ткацкие пороки выведены на изнаночную сторону.(гладкокрашенная) Слайд 18 - Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей профессии?.» Текст. «Сколько на свете различных вещей и изделий из натуральных тканей! Но прежде чем сшить любое изделие, нужно нарисовать модель изделия, подобрать ткани по назначению, учитывая их свойства, а затем изготавливать изделие по модели из выбранных тканей» (Модельер). Слайд 19 - Девочки, рассмотрите образцы кукол – закруток и ответьте на вопросы: -Из чего выполнены эти куклы – закрутки? (Из ткани). Историческая справка. Из глубины веков к нам пришли традиции изготовления куклы, сделанной из лоскутков ткани, меха. Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба или квадрата. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла является одновременно и оберегом. А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки. В словаре С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. А по мнению археологов и искусствоведов - это любая фигура человека, даже если она не является детской игрушкой. По своему назначению куклы делятся на: Куклы-обереги – «Куватка», «Ангелочек», Домовые, Берегиня, Пугало. Игровые – «Полено», «Барыня», «Малышок – голышек», «на выхвалку». Обрядовые: “Плодородие”, “Покосница”, “Купавка”, “Масленица”, “Коза”, “Козьма и Демьян”, “Зольная кукла”. Для костюма куклы более всего подходит х/б ткань ярких расцветок – ситец, сатин. Эти ткани очень удобны в раскрое, не тянуться, хорошо склеиваются и сшиваются. III. Практическая часть. Представьте себя художниками – модельерами и выполните куклы – закрутки с соблюдением установленной последовательности и правил безопасности труда, при работе пользуйтесь инструкционными картами. Обоснуйте выбор ткани. При работе используйте знания уроков МХК, сведения о народном костюме, предназначении кукол – оберегов, а также знания по рисованию о цветовом круге и сочетании цветов. Слайд 20 - Критерии оценки работ: -правильность подбора материала с учетом свойств и его обоснование; -аккуратность выполненной работы; -соблюдение безопасных условий труда; -создание художественного образа. Слайды 21,22,23,24,25,26 IV. Подведение итогов. Выставка работ учащихся V. Домашнее задание: сделать еще одну куклу-закрутку. Презентация «Кукла» (7 слайдов) VI. Уборка рабочих мест.
Инструкционная карта 1. Берем большой квадрат ткани и кладем на его середину ветошь для набивки головы. 2. Квадрат сложить по диагонали и сформировать голову куклы. 3. Место для предполагаемой шеи туго перехватить нитками, тем самым обозначив шею куклы 4. Сформировать руки: уголки ткани загнуть внутрь, завязать. Отдельной ниткой перевязать на манер пояса. 5. Куклу положить на второй большой квадрат цветной ткани так, чтобы середина квадрата была на уровне талии куклы. Перевязать цветной ниткой-поясом. Сформировать складочки. Верхнюю часть юбки опустить вниз. 6. Оформление куклы. Костюм можно украсить тесьмой, вышивкой, лентами.
|