Рабочая программа по технологии 5-8 классы ФГОС второго поколения.
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Рабочая программа (в дальнейшем программа) является общеобразовательной и предназначена для реализации основного общего образования по образовательной области «Технология», направлению «Индустриальные технологии», соответствует ФГОС второго поколения.
Программа реализована в предметной линии учебников «Индустриальные технологии», подготовленных авторским коллективом (А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко) в развитие учебников, созданных под руководством проф. В. Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф».
Особенностью данной программы является то, что программа содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, описание учебно - методического, информационного и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
Рабочая программа разработана на основе:
-Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5 – 9 классы: проект. – М . : Просвещение, 2010. – 96с. – (Стандарты второго поколения).
-Технология: программа: 5 – 8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф,2015. – 144с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по технологии 5-8 класс ФГОС второго поколения | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа№3»
г. Вологды
ПРИНЯТО на педагогическом совете школы Протокол № 12 от 29.08.14 | УТВЕРЖДАЮ ДИРЕКТОР МОУ «СОШ №3» _______________ Н.В. Мочалова Приказ № 93 от 29.08.14 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По образовательной области «Технология".
По направлению "Индустриальные технологии".
Уровень образования: основное общее образование,
Классы: 5 – 8
Количество часов за нормативный срок освоения предмета: 204 часа;
из них 5 – 6 классы 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, 7 -8 классы 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Учитель: Симанов Михаил Васильевич, Бабенков Борис Иванович
Рабочая программа разработана на основе:
-Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5 – 9 классы: проект. – М . : Просвещение, 2010. – 96с. – (Стандарты второго поколения).
-Технология: программа: 5 – 8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф,2015. – 144с.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» по направлению "Индустриальные технологии" для 5 – 8 классов разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /М.:Просвещение, 2013 (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег.№19644);
- Фундаментального ядра содержания общего образования под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.14№253 (сайт http://www.fsu-expert.ru/);
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
- Примерной программы основного общего образования по ____________ как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- Примерной программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010 г. – 96с. - (стандарты второго поколения).
- Примерной учебной программы по технологии для основной школы, (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, под редакцией М. В Рыжаков, А М. Кондаков 2012 г. Авторы программы: А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко.
- Авторской программы технология: программа 5 – 8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф,2015. – 144с.
- ООП ООО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» и с учётом основных направлений программ, включённых в её структуру;
- Положение о рабочей программе учебного предмета по ФГОС ООО муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3" г. Вологды
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Рабочая программа (в дальнейшем программа) является общеобразовательной и предназначена для реализации основного общего образования по образовательной области «Технология», направлению «Индустриальные технологии».
Программа реализована в предметной линии учебников «Индустриальные технологии», подготовленных авторским коллективом (А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко) в развитие учебников, созданных под руководством проф. В. Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф».
Особенностью данной программы является то, что программа содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, описание учебно - методического, информационного и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа включает:
- пояснительную записку (цели изучения предмета "Технология" в системе основного общего образования);
- общую характеристику учебного предмета "Технология";
- место предмета "Технология" в базисном учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета "Технология";
- учебно – тематический план с распределением учебных часов
- содержание учебного предмета "Технология";
- требования к результатам освоения содержания программы (личностным, метапредметным, предметным)
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- планируемые результаты изучения учебного предмета "Технология";
- приложение к РП «Оценочные и методические материалы».
Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета "Технология":
● формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
● становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
● овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
● овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
● развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
● формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
● воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
● формирование профессионального самоопределения школьников в условиях рынка труда, гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
● применение в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.
Одной из важнейших задач при обучении в основной школе на второй ступени технологического образования является подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Общие результаты технологического образования состоят:
● в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
● в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
● в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
● в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Общая характеристика учебного предмета "Технология"
Обучение технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной сферы. Учитывая интересы и склонности учащихся, возможности школы и местные условия содержание программы по технологии изучается в рамках направления "Индустриальные технологии".
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура, эргономика и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
- основы черчения, графики и дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- творческая, проектно-исследовательская деятельность;
- технологическая культура производства;
- история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
- распространённые технологии современного производства;
В результате изучения технологии, обучающиеся
ознакомятся:
- с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
- функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
- элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
- экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
- производительностью труда, реализацией продукции;
- устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
- предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
- методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
- информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
- основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
- умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
- навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
- навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
- навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
- навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
- умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
- умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов. Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Отбор содержания программы, выбор методики обучения произведен на основе реализации деятельностно-параметрического подхода, суть которого заключается в следующем: при разработке или выборе конструкции изделия, технологии ее обработки, наладке оборудования, приспособлений или инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали (шероховатость, форма, размеры, угол) выступает для учащихся как специальная задача анализа, выполнения и контроля. С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования, приспособлений и инструментов.
Место предмета "Технология" в базисном учебном плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность (профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая) должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет "Технология" является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.
Базисный учебный план на этапе основного общего образования включает 204 учебных часоа для обязательного изучения предмета "Технология". В том числе: в 5 и 6 классах – 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
С учетом общих требований ФГОС ООО изучение предмета технологии должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучениидругих учебных предметов и сформированных УУД;
- совершенствование умений осуществлять учебно – исследовательскую и проектную деятельность;
- формирование представлений социальных и этических аспектах научно – технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Результаты освоения предмета "Технология"
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики; проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Конкретизация с учетом возрастных особенностей
5-6 класс
- развитие трудолюбия, и ответственности за качество своей деятельности;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;
-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
7-8 класс
-умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
-формирование основ экологической культуры, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
-осознание необходимости общественно полезного труда;
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры,
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
-самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
-планирование образовательной и профессиональной карьеры;
-диагностика результатов познавательно – трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего практические работы, задания, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
При развитии личностных результатов необходимо учитывать, что каждый ученик – индивидуален. Необходимо помочь найти в нем его индивидуальные личные особенности, раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения. Организуя учебную деятельность по предмету необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Помнить, что не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость:
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации и информационных технологий при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Конкретизация с учетом возрастных особенностей
5-6 класс
-планировка процесса познавательно-трудовой деятельности с опорой на алгоритмы;
-организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
-осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам
-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
-объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
-диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
-обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
7-8 класс
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
-поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
-виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
-приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности;
-самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
-использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
Метапредметными результатами изучения технологии является формирование универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных, регулятивных. Средством формирования метапредметных результатов является творческая и проектная деятельность учащихся, выполнение творческих, информационных, практико – ориентированных проектов. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая следующая работа:
-письменная работа, реферат
-художественная творческая работа (выжигание, резьба, рисунок, точение)
-материальный объект, макет
-отчетные материалы, тексты, технологические, инструкционные карты, тесты, кроссворды и др.
Средством формирования метапредметных результатов является интерактивные формы проведения занятий
- творческие задания;
- работа в малых группах;
- обучающие, деловые и образовательные игры);
- социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, олимпиады, конкурсы, выставки);
- «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого»
- разминки;
- обратная связь;
- обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, технологии проблемного диалога
При формировании познавательных УУД необходимо научить мыслить системно (основное понятие - пример - значение материала), помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, научить иx учиться. Использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике, научить ребенка применять свои знания. Творческое мышление развивать анализом и решением проблемных ситуаций; чаще практиковать творческие задачи.
При формировании коммуникативных УУД научить ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавать ему наводящие вопросы. Применять различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала, организовывая групповую работу или в парах, напомнить ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы. Приучать учащегося самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять.
При формировании регулятивных УУД научить учащегося контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике; контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу; научить адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
Конкретизация с учетом возрастных особенностей
5-6 класс
-оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
-выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
-расчет себестоимости продукта труда;
-практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
-осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
-проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя;
-формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
Конкретизация с учетом возрастных особенностей
7-8 класс
-рациональное использование учебной и дополнительной
технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
-ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
-документирование результатов труда и проектной деятельности;
-формирование целостного представления о техносфере,
-овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
-применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда:
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
Конкретизация с учетом возрастных особенностей
5-6 класс
-планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм;
-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
-соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
-документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда;
-овладение методами проектно-исследовательской деятельности, решение творческих
задач;
-выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей;
Конкретизация с учетом возрастных особенностей
7-8 класс
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
-выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
-документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости
продукта труда;
-проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;
-планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
Конкретизация с учетом возрастных особенностей
5-6 класс
-оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
-осознание ответственности за качество результатов труда;
-наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
-стремление к экономии и бережливости в расходовании времени» материалов, денежных средств и труда.
-формирование представлений о мире профессий
Конкретизация с учетом возрастных особенностей
7-8 класс
-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями;
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
-стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
-выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
Конкретизация с учетом возрастных особенностей
5-6 класс
-овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
-рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
-рациональный выбор рабочего костюма и опрятное со
держание рабочей одежды.
-участие в оформление класса, школы, озеленении пришкольного участка
-умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
- художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
Конкретизация с учетом возрастных особенностей
7-8 класс
-умение выражать себя в доступных видах и формах художественно- прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
-овладение методами эстетического оформления изделия
-овладение методами дизайнерского проектирования изделий;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
-рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
-умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
-художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и зашита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
Конкретизация с учетом возрастных особенностей
5-6 класс
-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта,
-формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектив
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора
-практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с позиции других и уметь согласовывать свои действия;
-овладение устной и письменной речью;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;
-практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта,
Конкретизация с учетом возрастных особенностей
7-8 класс
-устанавливать и поддерживать коммуникативные контакты с другими людьми;
- удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
-определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения партнера, выбирая адекватные стратегии коммуникации; установление рабочих отношений в группе;
-отстаивание в споре своей позиции, приводя существенные аргументы
-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта,
-сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
-публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого - психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Средством достижения предметных результатов служит содержание учебного материала, и прежде всего продуктивные практические задания и работы, проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся, интерактивные формы проведения занятий.
Содержание учебного предмета "Технология"
Содержание предмета технология по направлению "Индустриальные технологии" в авторской программе состоит из разделов и тем:
Раздел 1. Технология обработки конструкционных и поделочных материалов
- Тема 1. Технология ручной обработки древесины и древесных материалов
- Тема 2. Технология машинной обработки древесины и древесных материалов
- Тема 3. Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов
- Тема 4. Технология машинной обработки металлов и искусственных материалов
- Тема 5. Технология художественно - прикладной обработки материалов
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства
- Тема 1. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
- Тема 2. Эстетика и экология жилища
- Тема 3. Технологии ремонтно – отделочных работ
- Тема 4. Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
- Тема 5. Бюджет семьи
Раздел 3. Электротехника
- Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии
- Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики
- Тема 3. Бытовые электроприборы
Раздел 4. Современное производство и профессиональное образование
- Тема 1. Сферы производства и разделение труда
- Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера
Раздел 5. Технология исследовательской и опытнической деятельности
- Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
С учетом:
-опыта и творческого потенциала учителя;
-индивидуальных, возрастных особенностей и способностей, интересов и потребностей учащихся;
-возможностей школы (учебно – методическое и материально – техническое обеспечение);
-местных условий, характера рынка труда;
-возможности формирования участниками образовательного процесса до 30% от общего объёма содержания ООП ООО
спроектирована, на основе авторской программы для 5 – 8 классов, схема структурирования разделов и тем рабочей программы:
Раздел 1. Технология обработки конструкционных и поделочных материалов
- Тема 1. Технология ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов
- Тема 2. Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов
- Тема 3. Технология художественно - прикладной обработки материалов
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства
- Тема 1. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
- Тема 2. Эстетика и экология жилища
- Тема 3. Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
- Тема 4. Технологии ремонтно – отделочных работ
- Тема 5. Бюджет семьи
Раздел 3. Электротехника
- Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии
- Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики
- Тема 3. Бытовые электроприборы
Раздел 4. Современное производство и профессиональное образование
- Тема 1. Сферы производства и разделение труда
- Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера
Раздел 5. Технология исследовательской и опытнической деятельности
- Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Базовым для программы по направлению «Индустриальные технологии» является раздел "Технология обработки конструкционных и поделочных материалов"
Для исключения дублирования близкого по содержанию материала в различных разделах и темах некоторые из них объединены, а некоторые изучаются не отдельными разделами, темами, а интегративно.
Так разделы «Технология обработки конструкционных и поделочных материалов», «Электротехника», «Современное производство и профессиональное образование», «Технология домашнего хозяйства» изучаются отдельно.
Раздел «Технология исследовательской и опытнической деятельности », тема «Технология художественно - прикладной обработки материалов» изучаются интегративно. Их не предусматривается изучать как самостоятельные, а предполагается давать в процессе изучения базового раздела "Технология обработки конструкционных и поделочных материалов".
При календарно-тематическом планировании они содержательно распределены по базовому разделу, согласуясь по смыслу с соответствующими технологиями.
Раздел " Технология домашнего хозяйства " в связи с отсутствием должной материально – технической базы, изучается несколько в меньшем объеме. Некоторые учебные вопросы изучаются в ознакомительном плане.
Раздел «Электротехника» перенесён из 8 класса и изучается в 5, 6, 7 классах, т. к. содержание учебного материала темы и материально – технической база более соответствует познавательно – возрастным особенностям этих учащихся. Раздел формирует знания и умения, необходимые для подключения, эксплуатации, элементарного ремонта простейших бытовых электроприборов и бытовой электроарматуры.
За счет вышеуказанных изменений и перестановок продолжается изучение базового раздела "Технология обработки конструкционных и поделочных материалов" в 8 классе в количестве 25 часов. Ранее сформированные (5 – 7 класс) по этому разделу базовые знания и умения, должный уровень материально – технической базы позволяет учащимся выйти на более высокий уровень освоения, близкий к допрофессиональной подготовке.
При такой спроектированной схеме структурирования разделов и тем рабочей программы появляется возможность более эффективного освоения содержания курса на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность.
Разделы и темы программы | Количество часов по классам | |||
5 | 6 | 7 | 8 | |
Раздел 1. Технология обработки конструкционных и поделочных материалов | ||||
Тема 1. Технология ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов | 32 | 32 | 16 | 16 |
Тема 2. Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов | 26 | 26 | 10 | 10 |
Раздел 2. Технология домашнего хозяйства | ||||
Тема 1. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними | 2 | - | - | - |
Тема 2. Эстетика и экология жилища | 2 | - | - | - |
Тема 3. Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации | - | 4 | - | - |
Тема 4. Технологии ремонтно – отделочных работ | - | - | 4 | - |
Тема 5. Бюджет семьи | - | - | - | 4 |
Раздел 3. Электротехника | ||||
Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии | 6 | - | - | - |
Тема2. Электротехнические устройства с элементами автоматики | - | 6 | - | - |
Тема 3. Бытовые электроприборы | - | - | 4 | - |
Раздел 4. Современное производство и профессиональное образование | ||||
Тема 1. Сферы производства и разделение труда | - | - | - | 2 |
Тема2.Профессиональное образование и профессиональная карьер | - | - | - | 2 |
Итого за год: | 68 | 68 | 34 | 34 |
Интегративные разделы: Раздел 1. Тема 3. Технология художественно – прикладной обработки материалов Радел 5. Технология исследовательской и опытнической деятельности Эти разделы (темы) не предусматривается изучать как самостоятельные, а предполагается давать при изучении базового раздела (тема 1 или тема 2). При календарно-тематическом планировании они содержательно распределены по темам раздела 1, согласуясь по смыслу с соответствующими базовыми технологиями. |
Тематический план
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку (6 класс) ФГОС второго поколения
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса по УМК: Биболетова М.З., Денисенко О.А.,..Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник для 6 кл. общеобр...
Рабочая программа по предмету "Технология" 5-8 класс ФГОС второго поколения (вариант девочки)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения (вариант для девочек). Данная программа содержит: общую характеристику учебного п...
Рабочая программа по физической культуре 5 класс (ФГОС второго поколения)
Данная рабочая программа составлена на основе программы В. И. Ляха....
Рабочая программа по технологии девочки 6 кл. ФГОС второго поколения
Рабочая программа по технологии "Технологии ведения дома" под редакцией Синицина Н.В., Симоненко В.Д., прошла опробацию. В программе календарно-тематическое планирование по четвертям, ссодержани...
Рабочая программа по технологии девочки 5 кл. ФГОС второго поколения
Рабочая программа по технологии девочки 5 класса "Технологии ведения дома" Н.В. Синицина, В.Д. Симоненко,прошла опробацию, с описанием уроков и календарно-тематическим планированием...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Физическая культура» по ФГОС второго поколения
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» в основной школе входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Физическая культура» по ФГОС второго поколения Ступень обучения - основное общее образование 5 класс Уровень обученности - базовый
Рабочая программа « Физическая культура для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта второго поколения на основе авторской програ...