«Выпиливание лобзиком деталей по внешнему контуру»
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
План - конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypilivanie_lobzikom_po_vneshnemu_konturu.docx | 425.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа №3 г. Советск Калининградской области
План-конспект урока
Тема: «Выпиливание лобзиком деталей по внешнему контуру»
Разработал:
учитель технологии
Ляшенко Андрей Викторович
г. Советск
2015 г.
Слышу, прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Как в народе говорится-
Дело мастера боится.
И сейчас всего за час
Научу всему я вас.
Как выпиливать, строгать,
Место за собой убрать,
Инструмент хитро держать, чтобы пилку не сломать.
Здравствуйте. Меня зовут Андрей Викторович.
Тема урока: Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.
Цели урока: - овладение навыками работы ручными инструментами для обработки древесины.
обучающая – ознакомление с процессом выпиливания лобзиком и инструментом для его выполнения;
воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении выпиловочных работ;
развивающая – развитие умений и навыков работы с лобзиком.
Материально-техническое оснащение:
для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Выпиливание лобзиком по внешнему контуру», образцы выпиленных изделий, план-конспект урока;
для учеников: лобзик, пилки, заготовка из фанеры с нанесенным рисунком, выпиловочный столик, наждачная бумага.
Оформление классной доски: тема урока, новые слова, домашнее задание.
План урока:
- организационный момент 1-2 минуты;
- сообщение целей и задач урока учащимся 2-3 минуты;
- сообщение нового материала при просмотре мультимедийной презентации 5-7 мин;
- вводный инструктаж по ТБ и определение задания 3-4 мин;
- самостоятельная работа учащихся , текущий инструктаж 25 мин;
- подведение итогов, заключительный инструктаж 4-5 мин.
Время проведения: 40 минут.
1. Организационный момент (2 мин)
- Проверка явки учащихся по журналу.
- Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
- Проверка внешнего вида (спецодежды).
2. Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске.(2мин)
- Постановка целей и производственных задач перед учащимися.
3. Объяснение нового материла.
Сам с изогнутой дугой, режет узенькой пилой,
доски тонкие, фанеру разделяет точно в меру.
(Лобзик)
Человек всегда стремился украсить свое жилище и окружающие его
предметы домашнего обихода резьбой, выжиганием, чеканкой и другими
видами прикладного искусства.
Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе,
заниматься выпиливанием, резьбой? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием.
С появлением фанеры ее стали применять для изготовления более мелких
предметов домашнего обихода, украшая их орнаментами и узорами,
выпиленными при помощи лобзика .
Выпиливание широко распространено и в наше время. Им увлекаются как дети,
так и взрослые.
Выпиливание вырабатывает усидчивость, умение пользоваться инструментом,
твердость руки и верность глаза, приучает к художественному творчеству.
. Вводная беседа
- Выпиливая из фанеру, можно сделать очень много полезных и
красивых изделий. Посмотрите, что можно сделать своими руками.
(Демонстрация изделий: светильник, кубок, декоративное
украшение)
- Как вы думаете, нужно учиться выпиливать?
ВЫВОД: эти умения пригодятся в жизни.
Стихотворение:
Лобзик-чудо инструмент: он универсален!
Вы уже знакомы с ним, убедились сами.
Можно пропильной резьбой и ажурной тоже
Вот такую красоту, каждый сделать может.
-Только надо захотеть, приказать себе: «сумей!»
Может это увлеченье, стать профессией твоей!
Рисунок 1
-Перед выпиливанием лобзик надо наладить, т. е. подготовить к работе. Сначала пилку закрепляют в рамке нижним зажимным винтом так, чтобы зубья были направлены остриями к ручке. Затем слегка сжимают рамку и закрепляют пилку верхним зажимным винтом. Для этого используют приспособления (рис. 2).
- Размечают заготовку по рисунку через копировальную бумагу или по шаблону. При пилении лобзиком также используют специальное приспособление — выпиловочный столик, который закрепляют в заднем зажиме верстака. Сидеть во время выпиливания надо прямо, не нагибаясь, вполоборота к верстаку, заготовка должна находиться на уровне груди (рис. 3).
Рисунок 3
Пиление по внешнему контуру начинают от края фанеры и постепенно переходят на линию разметки.
Лобзик надо перемещать плавно и без перекосов, так как пилка легко ломается.
В местах поворота линий рисунка заготовку надо медленно поворачивать, не прекращая вертикального движения лобзика. Через каждые 3...5 минут работы следует делать небольшой перерыв, чтобы пилка остывала. Можно также охладить ее влажной тряпочкой.
После выпиливания деталь зачищают надфилями и шлифовальной шкуркой. Надфиль — это напильник небольшого размера. Он представляет собой металлический стержень, один конец которого служит ручкой, а на другом конце выполнена насечка (рис. 4). Неровности срезают движением вперед.
Сегодня мы будем обрабатывать наши изделия наждачной бумагой, среднезернистой и мелкозернистой. Очень удобно и практично.
4. Технологическая карта «Последовательность изготовление изделия»
Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, то есть, документа в котором указана последовательность выполнения операций и в процессе обработки изменяющийся заготовки.
Последовательность выполнения работы | Изображение | Инструменты и приспособление |
1.Подготовить заготовку | Ножовка, карандаш, линейка, столярный верстак | |
2-3.Обрабатываем заготовку наждачной бумагой, копируем рисунок или шаблон на заготовку |
| Наждачная бумага, рисунок или шаблон, карандаш, копировальная бумага, кнопки |
3-4.Выпиленное изделие обрабатываем торцы и пласть, наждачной бумагой |
| Ручной лобзик, наждачная бумага среднезернистая и мелкозернистая, подкладные рейки, тиски |
5-6.Отделка изделия выжиганием, художественная отделка красками, блёстками, покрыть лаком |
| Краски, лак, кисточки |
5.Тесты. Проверим свои знания.
1. Пазухи (впадины) между зубцами ножовки служат для
А- Для удобства разведения зубцов
Б- Для заострения зубцов ножовки
В- Для удаления опилок
2. Как называется устройство 2, с помощью которого закреплена подкладная доска 1?
А – ручные тиски
Б - зажим
В - струбцина
3. На каком изображении правильно показано крепление пилочки в лобзике?
6.Вводный инструктаж
а) Накануне 8 марта я хочу, предложить вам изготовить своими руками замечательные изделия, которые вы самостоятельно разукрасите. Что может быть интереснее и увлекательнее создания различных вещей и поделок своими руками! Необычные подарки, изысканные предметы быта, сюрпризы для самых маленьких, множество полезных мелочей для дома и даже двигающиеся игрушки – все это вы сможешь сделать самостоятельно! б) На уроке знакомства вы выбрали изделия, которые вы пожелали изготовить
на сегодняшнем уроке.
в) В целях экономии времени, первые 3-этапа вам уже приготовили, мы выполняем 4-5- этап, а 6-7-этап отделки вы выполните дома, это будет ваше домашнее задание.
- Выбираем понравившуюся картинку-изображение.
- Копируем рисунок на заготовку с помощью копировальной бумаги, или шаблон, обводя только его контур.
- Уточняем изображение контура (при необходимости), корректируем его (при желании изменить линию и получить другую форму).
- Выпиливаем фигуру лобзиком, шлифуем, отделываем выжиганием, покрываем красками и лаком.
7.Правила безопасной работы с инструментом(3 мин.):
-Инструктаж по ТБ;
- Прежде чем начать практическую работу вспомним правила
техники безопасности при выпиливании.
- Прочно закреплять выпиловочный столик.
- Работать лобзиком с хорошо насаженными и
исправными (без трещин) ручками. - Надежно закреплять пилку в рамке.
- Не делать резких движений лобзиком, не наклонять его во время работы, не наклоняться низко над заготовкой.
- Не сдувать опилки, а убирать их щеткой-сметкой.
Перед началом практической работы, хочу пожелать Вам творческой работы и прочесть стихотворение пожелание трудовых успехов.
Двигать прогресс нам труд помогает, Он возвышает, объединяет, Только успешнее будет пусть труд, Только признанья, награды Вас ждут!
А сейчас сделаем не большую динамическую паузу, которая находится на экране.
8.Физминутка (2 мин.)
Руки на пояс поставьте вначале.
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели – все в полном порядке.
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько мальчиков у нас.
Столько сделаем хлопков
Сколько в мастерской станков.
Динамическая пауза направлена на снижение эмоционального напряжения и способствует повышению внимания и поддержанию интереса к предмету
9. Практическая работа и текущий инструктаж (15-20 мин.)
А сейчас можете –приступить к работе. Представьте, что у нас малое предприятие по изготовлению изделий. Я – директор, а вы – две бригады. От
учащихся 1 класса поступил заказ на изготовление сердечек и восьмёрок, к 8 марта, чтобы сделать подарок девочкам.
Каждому из бригады надо изготовить по одной детали .
Постарайтесь выполнить заказ качественно. Зарплата, т. е. оценки,
каждому члену бригады будет выдаваться одинаковая, поэтому
помогайте друг другу.
Первая бригада будет изготавливать сердечки, вторая – 8.
На уроке знакомства каждый выбрал, какую деталь изготовить. Не забывайте о технике безопасности и порядке выполнения
работы (технологическая карта перед вами).
Приступайте к работе.
- Расстановка учащихся по рабочим местам.
- Выдача задания и контроль работы.
- Проведение целевых обходов рабочих мест
10. Заключительный инструктаж (5 мин)
- Указание типичных ошибок.
-Отметка лучших работ.
- Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.
- Выдача домашнего задания.
11. Уборка рабочих мест (5 мин)
- Осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся.
Домашнее задание: дома вы самостоятельно произведёте художественную отделку ваших поделок красками, выжиганием, доведёте начатое дело до конца. Желаю творческих успехов, всего самого наилучшего.
Спасибо за урок, мне было приятно с вами сотрудничать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок: Выпиливание лобзиком
Призентайия к уроку....
Урок по теме: "Выпиливание лобзиком"
Конспект урока по технологии: "Выпиливание лобзиком"...
Выпиливание лобзиком.
Презентация для 7 класса по теме "Выпиливание лобзиком"....
Программа кружка по декоративно-прикладному исскуству "Выпиливание лобзиком из фанеры"
Человек всегда стремился украсить своё жилище и окружающие его предметы домашнего обихода резьбой. При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок и фанеры. Дома с сохр...
Разработка занятия "Выпиливание лобзиком"
Материал применяется при подготовке занятия по теме:"Выпиливание лобзиком"...
технологическая карта урока: Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком.
Тема урока: «Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком». Цель урока: Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика.Способствовать формированию умений по выпиливанию лоб...