Использование информационных технологий в трудовом обучении.
статья по технологии на тему

В процессе информатизации образования в последние годы многое сделано для создания технологической и материальной базы системы образования: приобретается компьютерное оборудование, идет подключение образовательных учреждений к сети Интернет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий в трудовом обучении.

В процессе информатизации образования в последние годы многое сделано для создания технологической и материальной базы системы образования: приобретается компьютерное оборудование, идет подключение образовательных учреждений к сети Интернет.

Все электронные ресурсы классифицируются по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:

1) программно-методические электронные ресурсы (учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);

2) учебно-методические электронные ресурсы (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы проведения отдельных уроков, изучения отдельных тем, сценарии организации образовательных мероприятий);

3) обучающие электронные ресурсы (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия);

4) вспомогательные электронные ресурсы (сборники документов и материалов, хрестоматии, книги для чтения, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, научные публикации педагогов, материалы конференций, сценарии развлекательных и воспитательных мероприятий);

5) контролирующие электронные ресурсы (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам, банки тем рефератов, проектных работ).

6) электронные ресурсы, созданные детьми (оцифрованные фотографии детских рисунков и поделок, интернет-проекты и компьютерные программы, созданные школьниками);

7) информационные электронные ресурсы (общие информативные материалы об образовательных учреждениях всех уровней, информация об образовательных проектах, реализуемых в регионе).

Рассмотрим понятие "информационные технологии" с точки зрения основных компонентов трудового обучения, в качестве которых выступают объект труда, его средства и результат. Объектом в данном случае является информация об исследуемом предмете, представленная в разнообразном виде и почерпнутая из различных информационных источников.

Средства труда - это техника и производственно-технологические процессы. В нашем случае это технические средства информационных технологий, т.е. устройства, помогающие обрабатывать, перерабатывать и представлять в нужной форме информацию.

 Результатом труда будет представленная обработанная информация, выраженная в форме словесного описания, технического рисунка или чертежа, принципиальной или функциональной схемы работы устройства, последовательности выполнения технологических операций и т.д.

Рассматривая информационные технологии, можно прийти к выводу, что они являются составной частью известной конструкторско-технологической системы трудового обучения, т.е. основная конструкторская деятельность учащихся выполняется с использованием новых информационных технологий и новых инструментов.

Поскольку в трудовом обучении изделия воплощаются в форме материального объекта с присущим этому объекту процессом обработки, то такую систему обучения можно назвать информационно-технологической. Для качественного обеспечения образовательного процесса в данном контексте необходимо и соответствующее материально-техническое обеспечение мастерских или специализированных кабинетов, а также педагогически обоснованное программное обеспечение, необходимое для получения промежуточного или окончательного объекта труда и подготовки педагогических кадров.

Первый шаг на пути применения компьютерной техники видится в создании качественных программных продуктов, обеспечивающих компьютерную поддержку уроков труда. Применение компьютерной поддержки уроков школьного цикла в настоящее время уже стало привычным явлением. Однако такой важный предмет, с точки зрения развития учащихся, как технология, незаслуженно остается в тени разработок методики образования.

В современных условиях создаются уникальные электронные издания. И здесь педагогу важно определить свою зону творчества. Учитель не может и не должен выступать как единственный и “уникальный” источник информации. В современном обществе все чаще создаются условия для того, чтобы информация стала доступна всем, и представлена она часто в самом привлекательном виде. В условиях информатизации образования учитель выступает в роли режиссера, который призван направить информационный поток в целях наиболее эффективного обучения.

Современная мультимедийная продукция позволяет копировать часть материала, вывести определенный отрывок на большой экран (при наличии мультимедийного проектора). Новые возможности для организации эффективного образовательного процесса в школе представляет сканер, который гораздо дешевле ксерокса. Благодаря сканеру можно вносить в компьютер любые фрагменты текстов, фотографии, рисунки, таблицы. Очень часто Интернет позволяет найти интересующий ученика и учителя наглядный материал, причем высокого качества.

Гораздо эффективнее продемонстрировать небольшой фрагмент, нежели показывать полностью учебный видеофильм, рассчитанный на целый урок, а иногда и более. Учитель может произвести своеобразный монтаж мультимедийного занятия, причем рассчитать его с точностью до секунды, с учетом особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Каким бы ни был совершенным электронный учебник, некоторые важные, по мнению учителя, учебные элементы могут выпасть из поля зрения. Задача учителя – сконструировать такой урок, который, на его взгляд, мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.

На смену наглядным пособиям могут прийти анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности учителя встречается необходимость некоторые наглядные пособия показать не сразу, а в определенный момент. Обычно преподаватели на уроках идут на хитрость, закрывая часть наглядной информации, что создает определенные неудобства в работе. Компьютер позволяет выполнить видеоряд эффективно и в самый важный для учителя момент.

При организации контроля знаний учителю вовсе не обязательно пользоваться имеющимися в мультимедийном учебнике тестами. В его распоряжении имеется ряд программ по составлению тестов.

Овладев программой составления презентаций PowerPoint, учитель сам становится режиссером своего занятия. Легкая в обращении, эта программа позволяет педагогу создать анимационный опорный конспект урока, включить видео- и аудиофрагмент, изобразить в динамике какое-то явление, событие, что поможет ученику легче усвоить новый учебный материал. Данная программа является отличным подспорьем в создании электронных учебников.

Один из важнейших дидактических принципов – наглядность. Текстовый редактор Microsoft Word предоставляет большие возможности для его реализации. С его помощью можно подготовить наглядные пособия, разнообразные материалы программы, дидактические карточки, создать иллюстрированные тесты, упражнения, оформить кабинет.

Еще один программный продукт компании Microsoft - Microsoft Excel. Эта программа для обработки табличных данных: их ввода, выполнения вычислений, построения графиков и диаграмм. Графики и различные виды диаграмм – очень ценное средство наглядного представления данных, которое облегчает их анализ и понимание.

Опыт показывает, красочно иллюстрированный материал лучше усваивается и запоминается. Новые информационно коммуникационные технологии позволяют учителю использовать такие замечательные устройства, как сканер, принтер, проекторы.

Для обработки красочных изображений удобно использовать редактор Photoshop. Программа предназначена для любых работ, связанных с созданием и обработкой растровой графики. В Photoshop можно рисовать, как и в любой другой графической программе, создавая на экране композиции с помощью разнообразных кистей, карандашей, ластика, размывания, заливок, "плавающих" объектов и многих других инструментов. Можно создавать свои кисти, определяя такие параметры, как диаметр, давление, округлость и направление.

Но, несомненно, главное преимущество программы Photoshop - безграничные варианты работы с фотоизображениями. Многочисленные возможности по ретуши, коррекции, монтажу и цветовому изменению фотографии. Ребятам интересно - они видят, что могут сами изменять действительность: на фотографии был предмет, но его можно убрать, а вместо него добавить другой, ночь можно изменить на утро или день на вечер; изображение сделать смазанным или, наоборот, четким; придать фотографии пастельные тона, нанести на нее пыль и царапины, сделав под старину, превратить в художественный эскиз, подрисовать ее. Достигаются поистине неограниченные возможности с помощью слоевого редактирования и спецэффектов. Фотоизображение, состоящее из слоев, представляет собой прозрачные кальки с отдельными элементами изображения. Слои накладываются друг на друга, составляя конечный результат. Каждый из слоев можно изменять по отдельности, варьировать прозрачность, пользоваться фильтрами, добиваясь нужного результата. Фильтр - это специальный эффект, который применяется к слою или ко всему изображению. В программе Adobe Photoshop имеется огромное количество фильтров, каждый из них можно настраивать и изменять для получения оптимального результата.

Электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменять книгу. Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Текстовая составляющая должна быть ограничена — ведь остаются обычный учебник, бумага и ручка для углубленного изучения уже освоенного на компьютере материала.

Некоторые принципы, которые являются основой при создании электронного учебника:

  1. Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.
  2. Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты
  • теоретическое ядро,
  • контрольные вопросы по теории,
  • примеры,
  • задачи и упражнения для самостоятельного решения,
  • контрольные вопросы по всему модулю с ответами,
  • контрольная работа,
  • контекстная справка (Help),
  • исторический комментарий.
  1. Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов. 
  2. Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.
  3. Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров (понятие ``пример" имеет широкий смысл: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решения конкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.
  4. Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.
  5. Принцип компьютерной поддержки: в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.
  6. Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные пакеты) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится), преподавателя или исследователя.

Развитие современных технологий, новое понимание единства технического мира заставляют нас задуматься об информационно-технологической системе как основном звене технологической подготовки, включающей в себя различные способы представления, хранения, обработки и обмена информации. Информационно-технологическая подготовка предполагает формирование высокой культуры организации образовательного процесса и достижения качественных результатов овладения учащимися современными видами технологий на основе имеющихся информационных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в процессе обучения татарскому языку

Новые технологии, оборудования и технические средства стремительно ворвались в нашу жизнь, и перед нами встала задача использования современных информационных технологий в качестве своих помощников в ...

Возможности использования информационных технологий в процессе обучения химии

Статья об использовании ИКТ - технологий и компьютера на уроках химии...

Использование информационных технологий при индивидуальном обучении детей

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...

Использование информационных технологий в процессе обучения математике

Статья "Использование информационных технологий в процессе обучения математике"...

Использование информационных технологий в процессе обучения физике

Использование информационных технологий в процессе обучения физике...