Прфессиограмма человека, работающего с неуспевающими школьниками
статья по технологии на тему
Представлены вид деятельности специалиста, знания умения и качества, которыми должен обладать специалист, работающий с неуспевающими школьниками. Так же дана памятка "Психотерапия неуспеваемости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professiogramma.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиограмма человека, работающего с неуспевающими школьниками.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Внешние и внутренние причины неуспеваемости
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.
К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).
К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.
К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся.
Выявив причину неуспеваемости с неуспевающими, как правило, начинает работать социальный педагог. Рассмотрим ниже его профессиограмму.
Профессиограмма человека, работающего с неуспевающими школьниками.
Профессиональные | ||||
№п/п | Вид деятельности | Знания | Умения | Качества специалиста |
1 | Социальная диагностика | Социальную ситуацию. Социальное положение ученика. Теоретические и практические основы диагностики. | С помощью теста (беседы) определить психологические особенности ученика. Выявить степень влияние окружающих (класса, семьи, учителей) на ученика. Выявить его мотивацию к обучению или ее отсутствие. Поставить социальный диагноз. Важно определить по какой причине ребенок плохо успевает. | Компетентность. Толерантность. Способность грамотно оценить ситуацию. |
2 | Социальное прогнозирование | Сложившуюся ситуацию и причину ее возникновения. Уровень мотивации ученика и как правильно мотивировать его. Психологические особенности учеников данного возраста. Потенциальные возможности учащегося. Взаимоотношения ученика и окружающих. С кем необходимо взаимодействовать (родители, классный руководитель, школьный психолог, учителя ).Жизненные обстоятельства. | Определять уровень мотивации. Грамотно провести анализ психологических особенностей учащегося. Наладить контакт с учеником и его родителями. Спроектировать этапы работы с учеником. Спрогнозировать результат с учетом всех составляющих. | Компетентность. Толерантность. Тактичность. |
3 | Социальна терапия. | Сложившуюся ситуацию. Систему работы с неуспевающими | Мотивировать ученика на положительный результат так чтоб это было его решение. Проводить тренинги и беседы. Организовывать совместную работу ученик-учитель-родитель-психолог-социальный педагог. Анализировать и корректировать проделанную работу. | Компетентность. Толерантность. Умение сохранять конфедециальность. |
4 | Социальное консультирование. | Социальную ситуацию. Причины возникновения ситуации. Способы профилактики данной ситуации. Необходимую для клиента информацию. | Доступно и корректно донести до ученика, родителей, учителя причины неуспеваемости и пути их устранения. | Компетентность. Толерантность. Умение сохранять конфедециальность. |
5 | Социальная реабилитация. | Эмоциональный настрой ученика и окружающей его среды. | Вселить в ученика уверенность в себя и свои силы. Обеспечить для учащегося поддержку всех уровней (класс, семья, школа). | Компетентность. Толерантность. Умение сохранять конфедециальность. |
Приведем ниже методические рекомендации для работы с неуспевающими учениками.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности. Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Работа с учащимися, не желающими учиться
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача социального педагога в этом случае:
- помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
- развивать ответственность;
- поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
- решение проблемных ситуаций;
- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Памятка
"Психотерапия неуспеваемости"
1. Оглашая оценку учащегося не нужно его упрекать.
2. Не более одного недостатка . По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. Необходимо начать с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
6. Не скупиться на похвалу
7. Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставить перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
9. Учащийся должен быть не объектом, а соучастником оценки .
10. Сравнивайте достижения. Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как помочь неуспевающему школьнику."
Как помочь неуспевающему школьнику....
Статья "Неуспевающий школьник"
Доклад на тему "Неуспевающий школьник" в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Психодидактика математического образования: проблемы, способы и формы реализации новых образовательных ст...
Как помочь неуспевающему школьнику? Советы родителям
Советы родителям Как помочь неуспевающему школьнику......
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.
Меры по совершенствованию УВП с целью предупреждения неуспеваемости будет полезен начинающим учителям....
Как помочь неуспевающему школьнику
Рекомендации для родителей...
Как помочь неуспевающему школьнику
Рекомендации учителям начальных классов...
памятка для работающих с неуспевающими учениками
Алгоритм действий учителя. Методы....