Рабочее место для обработки древесины
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
ознакомить учащихся с устройством столярного верстака; формировать умения организации рабочего места.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochee_mesto_dlya_obrabotki_drevesiny_5_kl._tekhnologiya.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по технологии в 5 классе
по теме: Рабочее место для обработки древесины
Учитель технологии: Гречишникова Евгения Анатольевна
2014 г.
Класс: 5
Тема урока: Рабочее место для обработки древесины (45 минут).
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: урок отработки умений и рефлексии.
Методы обучения: проблемные вопросы, игры, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, контроля и самоконтроля в обучении.
Цели: ознакомить учащихся с устройством столярного верстака; формировать у них умения по организации рабочего места.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедиа презентация, верстак, образцы древесных материалов, макет Незнайки, кроссворды «Угадай зашифрованное слово (верстак)», карточки-задание, работа с учебником.
Практическая работа: Организация рабочего места для обработки древесины.
Современные образовательные технологии: информационные, элемент игровых технологий.
ХОД УРОКА.
1. Организационная часть
Учитель приветствует учащихся, проводит осмотр внешнего вида, организацию рабочего места, наличие учебных и рабочих принадлежностей, дидактических и вспомогательных пособий. По журналу проверяет явку учащихся на урок.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Чтобы узнать, нам необходимо разгадать ребус (СЛАЙД 2).
Сегодня на уроке вы познакомитесь со столярным верстаком. его устройством пополните словарный запас слов, выполните упражнения по закреплению заготовок на верстаке, эти умения пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. Давайте вместе попробуем сформулировать цели урока.
2. Актуализация прежних знаний
Начинается с обобщающей беседы учителя с учащимися. Ребята, НЕЗНАЙКЕ ШПУНТИК задал несколько вопросов, а он не знает на них ответ, давайте ему поможем ответить на эти вопросы. Классу задаются вопросы по сладам: (СЛАЙД 2 - 8). Учащиеся отвечают и выстраивают. По ходу учитель уточняет и дополняет ответы учащихся, подводит итог беседы:
- Молодцы, хорошо все вспомнили. А теперь кто ответит:
1. Перед вами лежат образцы древесных материалов. Найдите из них фанеру?
2. Где используется фанера? (В строительстве, изготовлении мебели, машиностроении и даже в самолетостроении).
3. Как располагаются слои шпона в фанере? (Листы шпона укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было взаимоперпендикулярно).
4. Почему фанера и доска одинаковой толщины имеют различную прочность? (Фанера прочнее древесины, так как шпон спрессован взаимоперпендикулярно).
- Хорошо!
3. Переход к изучению новой темы
Итак, мы с вами выяснили, что из древесины можно получить шпон, а из шпона фанеру, т.е. готовый материал для изготовления мебели, можно использовать в строительстве, машиностроении и даже в самолетостроении. Фанера – очень хороший конструкционный материал, который нашел широкое применение в нашей жизни. Но, чтобы работать с древесиной, той же фанерой и другими материалами нужно подготовить рабочее место для обработки древесины.
План:
Что называется рабочим местом.
Верстак, его устройство и назначение.
Правила ТБ пользования верстаком.
Почему задний (торцевой) зажим считается одной из важнейших деталей крышки.
4. Изучение новых понятий и способов действия
- Ребята, знаете, за каким столом, вы сидите?
- Нет.
- Сейчас вы об этом узнаете. А стол этот не простой, называют такой стол столярным верстаком.
Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работать с древесиной рабочее место оборудовано столярным верстаком, стулом, необходимыми инструментами, приспособлениями (СЛАЙД 10). Рабочим местом называется участок мастерской, оборудованный специально для выполнения определенной работы.
Слово «верстак» в переводе с немецкого означает «мастерская». Верстак, как вы уже поняли – это рабочий стол, т.е. рабочее место для обработки древесины.
- Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины? Да, правильно. Столяр (от словосочетания – изготовление столов). Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный - для обработки древесины, а универсальный – для обработки древесины и металла.
Столярный верстак (СЛАЙД 11) состоит из подверстачья, крышки с отверстиями, в которые вставляются клинья, лоток, передний зажим, задний (торцевой) зажим, выдвижных и поворотных пальцев (Затем Учитель показывает на школьном верстаке из каких частей деталей состоит верстак).
Передний зажим служит - для закрепления заготовок. Отверстия с клиньями для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке размещают инструмент. Задний зажим – для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы – для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.
- Какие инструменты относятся к режущим? (ножовки, пилы, рубанки, дрели и др.)
- Какие инструменты относятся к измерительным? (линейки, угольники, циркули, транспортиры).
Работать у верстака следует стоя, а лишь некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика. Как это проверить? Нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту (Учитель демонстрирует соответствие роста верстака).
- Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке д.б. надежным. Что для этого нужно делать?
- Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев. Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима.
- Работу в мастерской выполняют в специальной одежде. В какой? (халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета).
Давайте вместе обсудим технику безопасности при работе на верстаке:
1. оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами;
2. не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака;
3. не ударять молотком по крышке верстака;
4. клинья в отверстия верстака забивать только киянкой;
5. по окончании работы очищать верстак от стружки щеткой-сметкой).
5. Формирование умений и навыков (Практическая часть).
1) Ознакомиться с устройством столярного верстака.
2) Назвать его основные части.
3) Проверить соответствие верстака росту учащихся.
4) Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах их между клиньями.
«Организация рабочего места для обработки древесины» (стр. учебника 23):
1) Отрегулируйте рабочее место по своему росту;
2) Проверьте наличие смазки на резьбовых деталях зажимов;
3) Выполните упражнение по закреплению заготовок на верстаке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
При выполнении практической работы учащимся предлагается выполнить (СЛАЙД 11) упражнения для глаз и физминутку (Приложение 3).
Затем, Стр. учебника 22, рассмотреть рис. 13. Задний зажим столярного верстака и рассмотреть наглядный.
Учащимся, которые выполнили практическую работу раньше, предлагается разгадать кроссворд. (Приложение 4)
После выполнения практической работы, учащиеся убирают свои рабочие места.
6. Заключительная часть
Задачей заключительной части урока является активное включение учащихся в подведение итогов урока. Учащиеся вместе с учителем анализируют свою работу на уроке:
- Вспомните, какие цели стояли сегодня на уроке?
- Все ли цели удалось выполнить?
- Какие затруднения встретились вам во время работы?
- Над чем предстоит еще поработать?
- Выскажите свое мнение о том, что полезного, нужного вы приобрели на уроке. Где пригодятся вам приобретенные знания и практические навыки?
Учитель комментирует объективность оценивания результатов работы каждого ученика, выставляя отметки в журнал.
(СЛАЙД 12) Затем проводится рефлексия урока:
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я научился…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, все остались довольны результатами своей работы, а те, кто сегодня потрудился не совсем удачно, на следующем занятии будет работать лучше. Урок закончен.
Домашнее задание: повторить параграф 8 учебника и ответить на вопросы. Найти информацию о: Что такое эскиз? Что такое изделие? Что такое чертеж? Линии чертежа? Масштаб?
ДО СВИДАНИЯ УРОК ОКОНЧЕН
Технологическая карта конструирования занятия
Предмет | Технология. Технический труд | Класс | 5 | ||
Тема урока | Рабочее место для обработки древесины | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Углубить знания об обработке древесины; научить налаживать верстак по росту. | – Формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) в учебе; – готовность слушать собеседника и вести диалог – освоение познавательной и личностной рефлексии. | – Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие навыков сотрудничества; – формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | |||
Решаемые учебные проблемы | Сформировать знания об устройстве верстака, его назначение, инструментах и приспособлениях, применяемых при этой операции; Воспитать любовь к труду, бережное отношение к инструментам, аккуратность в работе; Развить у школьников умение самоконтроля, формировать готовность к саморазвитию | ||||
Основные понятия, изучаемые на занятиях | Организация рабочего места для обработки древесины; | ||||
Вид используемых на занятиях средств ИКТ | Компьютерная презентация | ||||
Методическое назначение средств ИКТ | Обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация) | ||||
Аппаратное и программное обеспечение | Программа Microsoft PowerPoint | ||||
Образовательные интернет ресурсы | Википедия | ||||
Организационная структура занятий | |||||
ЭТАП 1 Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Проблемные вопросы для обучающихся | ||||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Обучающиеся сами формулируют цели занятия | ||||
Длительность этапа | 5 минут | ||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Постановка проблемных вопросов для развития критического мышления | ||||
Методы обучения | Элементы проблемных вопросов. Игра | ||||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Презентация | ||||
Форма организации деятельности учащихся | Самостоятельный поиск цели занятия | ||||
Функции/роль учителя на данном этапе | Учитель – группа, организует работу с обучающимися во фронтальном режиме, дает задание | ||||
Основные виды деятельности учителя | Задавать вопросы всем ученикам; использовать навыки активного слушания; избегать соблазна немедленно перебить или исправить ученика; в случае неверного ответа переадресовывать вопрос другим ученикам; предлагать ученику обобщить мысли другого ученика | ||||
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | |||||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Отработка навыков по сбору, анализу информации, коммуникативных способностей, умений осуществлять анализ собранной информации | ||||
Длительность этапа | 15 минут | ||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Познавательная: поиск информации; Коммуникативная: развитие умений слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивная: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения | ||||
Методы обучения | Прием: фронтальная беседа. | ||||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Презентация | ||||
Форма организации деятельности учащихся | Самостоятельный поиск информации, работа в группах | ||||
Функции/роль учителя на данном этапе | Организация учебной деятельности | ||||
Основные виды деятельности учителя | Разъяснение содержания | ||||
ЭТАП 3 Практикум | |||||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Научиться закреплять заготовку на верстаке; | ||||
Длительность этапа | 45 минут | ||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Познавательная: определение последовательности и технологии приготовления разделочной доски; Коммуникативная: отработка умений задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; Регулятивная: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль | ||||
Методы обучения | Практическая работа | ||||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Презентация | ||||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная работа | ||||
Функции/роль учителя на данном этапе | Организует проведение практической работы | ||||
Основные виды деятельности учителя | Организация учителем процесса осознания первичного учебного материала | ||||
ЭТАП 4 Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Умение оценивать результат работы, сравнивать с эталоном | ||||
Длительность этапа | 10 минут | ||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Познавательная: усвоение об устройстве верстака, его назначение; правила техники безопасности пользования верстаком; Коммуникативная: отработка навыков взаимоконтроля; Регулятивная: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль | ||||
Методы обучения | Игра | ||||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Кроссворд и задания для самостоятельной работы | ||||
Форма организации деятельности учащихся | Работа в группах | ||||
Функции/роль учителя на данном этапе | Организует проведение проверки полученных результатов | ||||
Основные виды деятельности учителя | Учитель занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки | ||||
ЭТАП 5. Подведение итогов. | |||||
Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым результатам | Учитель подводит итоги занятий |
Гречишникова Евгения Анатольевна, учитель технологии, МОУ «Савостинская СОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины"
Сценарий урока "Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины" для учеников 5 класса (мальчики) представлен,исходя из требований ФГОС....
Рабочая программа "Художественная обработка древесины" для учащихся, воспитанников 5 - 9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида
Данная программа рассчитана на пять лет обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного профессионального, творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обра...
Тема: Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины.
Разработка урока технологии для 5 класса (мальчики)...
Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины.
Презентация к уроку "Оборудование рабочего для ручной обработки древесины." Раздел - "Технология обработки древесины" - 5 класс....
Презентация "Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины", 5 класс
Презентация "Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины", 5 класс...
Презентация к уроку технологии: "Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины"
Цель урока:- формировать у обучающихся навыки рациональной организации рабочего места для ручной обработки древесины;- расширить понятийную базу обучающихся;- изучить инструменты для ручной обработки ...
Рабочее место для обработки металлов.
Презентация по организации рабочего места слесаря....