Художественное выжигание по дереву
рабочая программа по технологии на тему
сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой,
вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества,
а также обеспечение всестороннего развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Художественное выжигание по дереву | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ « ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №879»
«УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР ГБОУ ШКОЛА №879
МАЛЬЦЕВА О.Ф.
________________
26.08.2014г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ»
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СТУДИЯ
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 10-14ЛЕТ.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 ГОД
АВТОР ПРОГРАММЫ:
педагог дополнительного образования
Коровенков Ю.В.
ПРОГРАММА ПРИНЯТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ
ГБОУ ШКОЛА №879
ПРОТОКОЛ № 1
ОТ 26.08.2014г.
ГОД РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ: 2014 год.
Г. МОСКВА
Пояснительная записка.
Выжигание по дереву – искусство, пришедшее к нам из глубины веков. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до нашей эры и обнаружены в Перу. В средние века в Европе выжигание стало уже не только формой народного творчества, но и действительно искусством. Им занимались многие знаменитые художники.
В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определённый узор клейма или металлические стержни, которые накаляли докрасна. На деревянных панелях домов, балках, ставнях часто выжигали раскалённой кочергой или шпагой.
В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания. В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.
К сожалению, сейчас этот вид народного промысла несколько позабыт. И напрасно, ведь это прекрасное хобби для любого возраста. Ребенку выжигание по дереву поможет стать более аккуратным, трудолюбивым и усидчивым, развить творческие способности. Выжигание по дереву — замечательный вид творчества. Если сделать это занятие простым и безопасным, оно принесет ребенку огромную пользу.
Программа дополнительного образования «Художественное выжигание по дереву » - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год обучения.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося.
Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Образовательная программа модифицирована,разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
- Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
- Технология для 5-9 классов.
- Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
Задачи:
Обучающие
- Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
- Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
- Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
- Изучить технологию работы выжигателем;
- Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
- Развивать художественно – творческие способности учащихся;
- Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
- Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
Воспитывающие:
- Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
- Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
- Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе
В реализации программы участвуют
Обучающиеся в возрасте 10-14 лет.
Форма и режим занятий:
Вид учебной группы –постоянный состав.
Форма занятий – групповые занятия с использованием индивидуального подхода к каждому ребенку.
Режим занятий – 1 занятие по 2 часа в неделю с необходимыми оздоровительными перерывами – всего 2 часа в неделю.
Количество детей в группе – 12- 15 человек.
Форма занятий:
- Беседы.
- Объяснения
- Рассказы
- Практические работы
- Выставки
- Творческие отчеты
Характеристика ожидаемых результатов
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Методы обучения
- Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
- Практические: практические занятия;
- Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
- Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- Выставки детского творчества
- Участие детей в районных, окружных, городских выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
- Итоговая аттестация.
Учебно-тематический план
№п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практические работы | ||
1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | 1 | 1 | 0 |
2 | Основы материаловедения. | 1 | 1 | 0 |
3 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | 2 | 2 | 2 |
4 | Декорирование изделий выжиганием. | 6 | 2 | 4 |
5 | Основы композиции. | 2 | 0 | 2 |
6 | Подготовка заготовок к работе. | 2 | 0 | 2 |
7 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 10 | 2 | 8 |
8 | Основные приёмы выжигания. | 10 | 2 | 8 |
9 | Технология выполнения приёмов выжигания | 10 | 0 | 10 |
10 | Отделка изделия. | 10 | 0 | 10 |
11 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 20 | 0 | 20 |
12 | Итоговое занятие. Выставка детского творчества | 2 | 0 | 2 |
76 | 10 | 66 |
Содержание программы
Тема 1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение . ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 2. Основы материаловедения
Теория . Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 3. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Теория . Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Тема 4. Технология декорирования изделий выжиганием.
Теория .Технология декорирования изделий выжиганием
. - Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Тема 5. Основы композиции.
Теория . Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Тема 6. Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом..
Тема 7. Теория . Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания
Тема 8. Основные приёмы выжигания.
Теория. Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания.
Тема 9. Технология выполнения приёмов выжигания
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно
Тема 10. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 11. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 12.Итоговая аттестация.(знание теории и практики в форме выставки детского творчества).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам
№ п/п | Наименование раздела и темы | Форма занятий | Приемы и методы | Форма подведения итогов | Средства обучения |
1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | Беседа | Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований | Вводная диагностика | Раздаточ ный материал |
2 | Основы материаловедения. | Объясне ние | Словесно-наглядный | Обобщающая беседа | Таблицы, инстру менты и принадлежности |
3 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | Беседа | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инстру менты и принад лежности |
4 | Декорирование изделий выжиганием. | Объясне ние | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инстру менты и принад лежности |
5 | Основы композиции. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инстру менты и принад лежности |
6 | Подготовка заготовок к работе. | Объясне ние | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инстру менты и принад лежности |
7 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | Объясне ние | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инстру менты и принад лежности |
8 | Основные приёмы выжигания. | Объясне ние | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инстру менты и принад лежности |
9 | Технология выполнения приёмов выжигания | Объясне ние | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инстру менты и принад лежности |
10 | Отделка изделия. | Объясне ние | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инстру менты и принад лежности |
11 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | Объясне ние | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инстру менты и принад лежности |
12 | Выставка детского творчества |
Оснащение каждого занятия
Каждый ребенок должен иметь:
Карандаш Линейка Ластик | Тетрадь Ручка циркуль | Электровыжигатель Акварель или гуашь | Копирка Кисти Стакан для воды |
Ожидаемые результаты:
Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных, окружных, городских конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Список литературы;
Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины
Целью данной разратотки является приобретение и закрепление навыков работы выжигательным апппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. Закрепление понятий о свойствах древесины, спосо...
Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины
Целью данной разратотки является приобретение и закрепление навыков работы выжигательным апппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. Закрепление понятий о свойствах древесины, спосо...
«Знакомство с художественно-техническими приемами выжигания по дереву»
План-конспект занятия по технологии в 5 классе....
Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"
Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур...
«Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины».
laquo;Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины»....
Интегрированная программа кружка «Юный техник» (Художественное выпиливание лобзиком и выжигание по дереву)
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Юный техник» заключается в целесообразности раннего развития творческих способностей детей младшего и среднего...
«Выжигание по дереву. Техники выжигания»
Урок по технологии, 5 класс...