Художественное выжигание по дереву
рабочая программа по технологии на тему

Коровенков Юрий Викторович

сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой,

вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества,

а также обеспечение всестороннего развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  Г. МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                  ГОРОДА МОСКВЫ                                                                                                                                      «  ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №879»

                                                                                                               

                                                                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                               ДИРЕКТОР ГБОУ ШКОЛА №879

                                                                                                            МАЛЬЦЕВА О.Ф.

                                                                                                            ________________

                                                                                                               26.08.2014г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ»

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СТУДИЯ

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 10-14ЛЕТ.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 ГОД

 

                                                              АВТОР ПРОГРАММЫ:      

                                                              педагог дополнительного образования

                                                              Коровенков Ю.В.

                                                                             ПРОГРАММА ПРИНЯТА

                                                                            ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ

                                                                            ГБОУ  ШКОЛА №879

                                                                            ПРОТОКОЛ № 1

                                                                             ОТ 26.08.2014г.

                                                             

ГОД РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ:  2014 год.

                                                                         Г. МОСКВА

Пояснительная записка.

          Выжигание по дереву – искусство, пришедшее к нам из глубины веков. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до нашей эры и обнаружены в Перу. В средние века в Европе выжигание стало уже не только формой народного творчества, но и действительно искусством. Им занимались многие знаменитые художники.
     В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определённый узор клейма или металлические стержни, которые накаляли докрасна. На деревянных панелях домов, балках, ставнях часто выжигали раскалённой кочергой или шпагой.
         В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания. В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

      К сожалению, сейчас этот вид народного промысла несколько позабыт. И напрасно, ведь это прекрасное хобби для любого возраста. Ребенку выжигание по дереву поможет стать более аккуратным, трудолюбивым и усидчивым, развить творческие способности. Выжигание по дереву — замечательный вид творчества. Если сделать это занятие простым и безопасным, оно принесет ребенку огромную пользу.

Программа дополнительного образования  «Художественное выжигание по дереву » - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год обучения.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию.

Актуальность - данной программы заключается  в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося.

Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение  потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

Образовательная программа модифицирована,разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:

  1. Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
  2. Технология для 5-9 классов.
  3. Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.

Задачи:

Обучающие

  • Формировать пространственное представление, художественно – образное   восприятие действительности;
  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
  • Изучить технологию работы выжигателем;
  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Развивающие:

  • Развивать художественно – творческие способности учащихся;
  • Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
  • Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Воспитывающие:

  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным           направлениям народного творчества;
  • Развивать  терпение, настойчивость, трудолюбие;
  • Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе

В реализации программы участвуют

Обучающиеся  в возрасте 10-14 лет.

Форма и режим занятий:

Вид учебной группы –постоянный состав.

Форма занятий – групповые занятия с использованием индивидуального подхода к каждому ребенку.

Режим занятий – 1 занятие по 2 часа в неделю с необходимыми оздоровительными перерывами – всего 2 часа в неделю.

Количество детей в группе – 12- 15 человек.

Форма занятий:

  • Беседы.
  • Объяснения
  • Рассказы
  • Практические работы
  • Выставки
  • Творческие отчеты

Характеристика ожидаемых результатов

В результате прохождения данной программы дети

 должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

Должны уметь: 

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;  
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;
  •  экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Методы обучения

  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
  3. Практические: практические занятия;
  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества
  2. Участие детей в районных, окружных, городских  выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
  3. Итоговая аттестация.

        

        

Учебно-тематический план

№п/п

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теория

Практические работы

1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

1

1

0

2

Основы материаловедения.

1

1

0

3

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

2

2

2

4

Декорирование изделий выжиганием.

6

2

4

5

Основы композиции.

2

0

2

6

Подготовка заготовок к работе.

2

0

2

7

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

10

2

8

8

Основные приёмы выжигания.

10

2

8

9

Технология  выполнения приёмов выжигания

10

0

10

10

Отделка изделия.

10

0

10

11

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

20

0

20

12

Итоговое занятие. Выставка детского творчества

2

0

2

76

10

66

Содержание программы

Тема 1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

 Теория. Введение . ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Тема 2. Основы материаловедения

Теория .  Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 3. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Теория . Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем

 Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 4. Технология декорирования изделий выжиганием.

 Теория .Технология декорирования изделий выжиганием

. - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Тема 5. Основы композиции.

Теория . Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Тема 6. Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа: подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине

- Основные требования к инструменту;

- уход за инструментом..

Тема 7. Теория . Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

 - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:  выполнение контурного  выжигания

Тема 8. Основные приёмы выжигания.

Теория. Технология  основных приёмов выжигания.

Практическая работа:  совершенствование приёмов выжигания.

Тема 9. Технология  выполнения приёмов выжигания  

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно  

Тема 10. Отделка изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно  

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 11. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа: выполнение настенного панно

 - Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом.  

Тема 12.Итоговая аттестация.(знание теории и практики в  форме выставки детского творчества).

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

по разделам и темам

№ п/п

Наименование раздела и темы

Форма занятий

Приемы и методы

Форма подведения итогов

Средства обучения

1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Беседа

Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований

Вводная диагностика

Раздаточ

ный материал

2

Основы материаловедения.

Объясне

ние

Словесно-наглядный

Обобщающая беседа

Таблицы, инстру

менты и принадлежности

3

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Беседа

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инстру

менты и принад

лежности

4

Декорирование изделий выжиганием.

Объясне

ние

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инстру

менты и принад

лежности

5

Основы композиции.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инстру

менты и принад

лежности

6

Подготовка заготовок к работе.

Объясне

ние

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инстру

менты и принад

лежности

7

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

Объясне

ние

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инстру

менты и принад

лежности

8

Основные приёмы выжигания.

Объясне

ние

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инстру

менты и принад

лежности

9

Технология  выполнения приёмов выжигания

Объясне

ние

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инстру

менты и принад

лежности

10

Отделка изделия.

Объясне

ние

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инстру

менты и принад

лежности

11

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Объясне

ние

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инстру

менты и принад

лежности

12

Выставка детского творчества

Оснащение каждого занятия

Каждый ребенок должен иметь:

 Карандаш

Линейка

Ластик

Тетрадь

Ручка

циркуль

Электровыжигатель

Акварель или гуашь

Копирка

Кисти

Стакан для воды

Ожидаемые результаты:

Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов,  участие в различных районных, окружных, городских конкурсах декоративно-прикладного искусства.

Список литературы;

 Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

 Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

 Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

 Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.

Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

 Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

 Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

 Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

 Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины

Целью данной разратотки является приобретение и закрепление навыков работы выжигательным апппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. Закрепление понятий о свойствах древесины, спосо...

Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины

Целью данной разратотки является приобретение и закрепление навыков работы выжигательным апппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. Закрепление понятий о свойствах древесины, спосо...

Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур...

«Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины».

laquo;Пирография (выжигание по дереву)  в художественном оформлении   изделий из древесины»....

Интегрированная программа кружка «Юный техник» (Художественное выпиливание лобзиком и выжигание по дереву)

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Юный техник» заключается в целесообразности раннего развития творческих способностей детей младшего и среднего...

«Выжигание по дереву. Техники выжигания»

Урок по технологии, 5 класс...