"В мастерской у Деда Мороза"
учебно-методический материал по технологии по теме

Старыгина Ирина Витальевна

Разработка открытого мероприятия по изготоввлению новогодней открытки своими руками с воспитанниками с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_masterskoy_u_deda_moroza.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

                  ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа- интернат»

                           Открытое мероприятие

                          «В мастерской

           у Деда Мороза»

                                                           Разработала и провела

        воспитатель I категории

        Старыгина Ирина Витальевна

        Декабрь 2013г.

              Тема мероприятия: «В мастерской у  Деда Мороза»  

                          Девиз: «Умелые руки не знают скуки»

Цель: формирование творческого воображения и эстетического восприятия средствами ручного творчества (изготовление новогодней открытки в технике- аппликация)      

     

Задачи:

      1.Дать знания об истории появления первых открыток; обучить детей технологическим операциям и приёмам работы с бумагой, творческому подходу к работе.

       2.Развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, фантазию, художественный вкус, чувство цвета, композиционное решение, мелкую моторику рук.

       3.Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.   

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.

   Форма проведения занятия: беседа-сообщение, практическая работа.

   Тип учебного занятия: комбинированное занятие с элементами закрепления ранее полученных знаний, умений и навыков; применение их на практике в творческой работе.

 

Оборудование занятия.

ИКТ, экран,заготовка из цветного картона- основа открытки, шаблоны ёлочки и ёлочных игрушек, клей –карандаш, полоски разноцветной бумаги, ножницы, ластик, карандаш.

Наглядный материал:

1. Образец открытки «Елочка».

2. Фабричные новогодние открытки.

3. Ладошки детей (из бумаги) в форме ёлки.

4. Плакат с темой и девизом мероприятия.

Медиатека:

Интернет- ресурсы

http://f33.ucoz.ru/blog/2011-12-29-95- история новогодней открытки

http://museum.starominska.ru/viewpage.php?page_id=4 - история новогодней открытки

                                               Ход мероприятия

1.Организационный этап.

-Здравствуйте! Я вас всех очень рада приветствовать в мастерской Деда Мороза- так называется наше занятие. А почему мы оказались именно здесь? (скоро Новый год). Девизом же мероприятия будут следующие слова «Умелые руки не знают скуки!» А что это означает?(ответы детей)

Ученик 1. Умелые руки, умелые руки
                  Они никогда не страдают от скуки,
                  Им в день выходной не бывает покоя,
                  Знакомо тяжелое им и большое.
                  Рабочие руки в ладонях бугристые,
                  Рабочие – и ослепительно чистые!
                  Все делают так хорошо и умело,
                  Как в поговорке: в них спорится дело!

Ученик 2.  Знают мамы, знают дети,
                    Знает взрослый и малыш:
                    На безногом табурете
                    Ни за что не усидишь.
                    Без колес не сдвинешь воза,
                    Хоть впряги в него коня;

                    Не спасешься от мороза,
                    Если в печке нет огня.
                    От иголки мало толка,
                    Если без ушка иголка.
                    Так и руки без труда-
                    Не годятся никуда.

 Посмотрите, все ли готово к занятию?

 Чтобы нам настроиться на занятие, давайте закроем глаза и про себя повторяем:

-я спокоен…

-у меня хорошее настроение…

-я готов к мероприятию…

-у меня всё получится!...

2.Подготовительный этап.

Во время нашего занятия мы будем часто использовать следующие слова:

Открытка- кусочек плотной бумаги или картона, на которой напечатан рисунок и есть место для надписи. Открытка используется для приглашений, поздравлений или в качестве подарка.(слайд)

Шаблон- образец того, что нужно сделать (вырезать).( Произнести эти слова хором)

Аппликация- изготовление картины, рисунка (открытки) через наклеивание вырезанных частей, кусочков из цветной бумаги.

А вы знаете, что Новый год отмечали раньше на Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. Потом праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая. Зимой  Новый год стали отмечать при Петре 1, в 1700г.

 Царь Петр издал указ, в котором Новый год повелевалось встречать в ночь на 1 января. Он ездил вместе с певчими по дворам дворян и поздравлял их. На улице в это время разжигали костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все поздравляли друг друга, украшали дома хвойными ветками, устраивали фейерверки, зажигали огни и свечи. В каждом доме ставили елку украшенную игрушками. На Руси новогодние праздники отмечали в течении 2 недель.

 Новый год невозможно представить без Деда Мороза. В каждой стране его называют по - разному.

Приятной традицией в Новый год  стала традиция дарить открытки.

3 . Этап усвоения знаний:

Сегодня мы с вами будем выполнять новогоднюю открытку. Ведь нет ничего приятнее подарить не купленную в магазине,  сделанную своими руками.

Ученик 3. Заскучали как-то руки
                   И заплакали от скуки:
                   Без работы пропадем,
                   Без работы мы умрем!

                  Выручай быстрее руки,
                  Ты спасай-ка их от скуки!
                  Дело им скорее дай,
                  От безделия - спасай! 

Ученик 4. Бывают руки непростые,

                   На вид, как все, обычные.

                   Их называют золотые,

                   Они к труду привычные.

                   В них дело спорится умело-

                   Всё могут сделать, воссоздать.

                   С душой берутся, ловко, смело.

                   Таким не свойственно скучать.

        Открытки мы будем выполнять в технике «аппликация». Посмотрите, какие открытки можно изготовить (просмотр образцов). Мы с вами будем выполнять открытку «Елочка».

Как появилась первая новогодняя открытка?

     Вводная беседа-сообщение. Новогодние открытки  китайцы использовали более тысячи лет назад. Но первоначально на них указывалось лишь имя человека, нанесшего визит хозяину дома, но не заставшего его на месте. Сначала возникли надписи, сопровождающие новогодние подарки, а потом — и поздравления. Интересны пожелания, которые сопутствовали этим подаркам. Чаще всего желали (как и в наше время) счастья, здоровья, долголетия и благополучия.

Считается, что обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. Позднее именно он обратился к своему другу Джону Герсли с просьбой нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия, состоящая из тысячи экземпляров новогодних открыток.

С тех пор обычай поздравлять своих близких и друзей с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир. В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии.


Сначала в России на открытках изображались пейзажи зимней русской природы с занесенными снегом избушками, а также лихие русские тройки
(слайд). К процессу создания поздравительных почтовых карточек привлекались лучшие профессионалы своего дела: художники, печатники, а позднее и фотографы. Многочисленные издательства в России печатали открытки со словами "С Рождеством Христовым", (слайд) на которых изображали деревенских детишек, счастливые парочки, ангелов, свечи, тройки лошадей.  Вскоре на русских открытках появилась и наряженная ель, а к словам "С Рождеством Христовым!" многие от руки дописывали "Счастливого Нового года!".

      Затем в 50-60-е годы, Дед Мороз сменил тройку из старых рождественских открыток на самолет или космическую ракету(слайд).

В моём детстве и юности выпускались такие открытки…(слайд)

В настоящее время выпускают открытки с изображением животных , чей год наступает….(слайд)
Давайте сегодня на занятии изготовим сами открытку, которая будет хранить чуточку вашего тепла.

4.Этап усвоения знаний через самостоятельную работу.

Сегодня на занятии мы выполним открытку «Елочка». Изготавливать ее мы будем, используя  инструменты и материалы, а какие давайте угадаем ……

Загадки 

Ученик 5. Инструмент бывалый
                 Не большой, не малый
                 У него полно забот:                                                      
                 Он и режет, и стрижет. 
(Ножницы)  

Ученик 6. Не похож на человечка,

                  Но имеет он сердечко,

                  И работе круглые год

                  Он сердечко отдаёт.

                  Пишет он когда диктуют,

                  Он и чертит и рисует.

                  А сегодня вечерком

                  Он раскрасит мне альбом.(Карандаш )                         

Ученик 7. Клей не пачкает, не льется,

                  Тюбик в сумке не прорвется,

                  Быстро сохнет — только мажь.

                  Клей зовется... (карандаш)

               

Ученик 8. Всех листов плотнее он,

                  Белый и цветной... (картон)

Ученик 9. У карандаша простого

                  Есть помощница одна:

                  Если сделает ошибку,

                  Вмиг сотрет ее она.(Резинка, ластик)

Ученик  10. Разноцветные листы,

                     Вырезай и клей их ты.

                     Аппликации, картинки,

                     Серебристые снежинки.

                     Можешь сотворить и флаги

                     Из листов... (цветной бумаги)

   Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним основные правила пользования и ТБ при работе с ножницами (правила рассказывают дети).

ПРАВИЛА РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ

1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2. Ножницы должны иметь тупые, округлённые концы.
3. Клади ножницы кольцами к себе.
4. Следи за движением лезвий во время резания.
5. Не оставляй ножницы раскрытыми.
6. Передавай ножницы кольцами вперёд.
7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.
8. Используй ножницы по назначению.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С КЛЕЕМ-КАРАНДАШОМ

1.Работу выполняй на газете или бумаге.

2.Нельзя брать клей-карандаш в рот.

3.Не размахивай клеем-карандашом и не направляй в сторону товарища.

4. Выкручивай клеящий стержень только на нужную длину.

5. После окончания работы, убрать стержень и закрыть карандаш крышкой.

5.Физкультминутка

-Упражнение на внимание; потягивание стопами ног.

6.Практическая работа.

Заранее мы с вами сделали основу открытки из цветного картона.

А как мы её делали? (ответы детей)

-Взяли цветной картон и сложили лист пополам (слайд)

-С помощью линейки и карандаша начертили с внутренней стороны прямоугольник и вырезали его с помощью канцелярского ножа (ТБ)(слайд)

Следующий этап:- Берём лист цветной бумаги и  шаблон ёлки. Обводим шаблон, вырезаем и приклеиваем к открытке на внутреннюю сторону (самостоятельное выполнение работы детьми, параллельная помощь педагога)(слайд)

-Затем по шаблонам обводим и вырезаем ёлочные игрушки-круги и квадраты. Украшаем ёлку и титульную страницу открытки (слайд)

-Наша открытка готова. При желании можно сделать надпись «С Новым Годом или т.п»

Давайте посмотрим на доску и объясним, что мы здесь видим(ёлочка из ладошек). А почему она сделана из ваших ладоней(наши руки тоже умелые). И что же умеют ваши руки?

7.Рефлексивно- итоговый  этап.

Я вам буду кидать вам снежный ком (поролоновый шарик), а вы, кто поймает,  будете отвечать на вопросы.

1.Что вы узнали нового?

2. Что вам более понравилось на занятии?

3. Что, может быть, не понравилось? Что хотелось бы изменить?

4.Где можно использовать?

5. Чему сегодня научились?

 Какие вы все молодцы!

Вы все сегодня справились с данным заданием. Не переживайте, если у кого- то что- то не получилось, в дальнейшем все обязательно получится.

Если кто-то не успел, доделаем позже.

              Ученик 11. У кого умелы руки,
                                  Не погибнет тот от скуки,
                                  Нам ведь сделать все по силам,
                                  Будет добрым мир, красивым;
                                  Ведь они волшебные,
 Хором, подняв руки вверх:  -Ручки наши нежные.

Мероприятие окончено, спасибо детям и взрослым.

                                                  Библиография

1.Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
4. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
5. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
6. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 7.Конаржевский Ю.А. «Анализ урока». М.: Центр «Педагогический поиск»,      2000г.

8.Назарова А.Г. «Методика работы с детьми младшего школьного возраста». – С. – П., 2005 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья В мастерской у Деда Мороза

Статья к Новогоднему празднику...

проект "Мастерская деда мороза"

Развитие творческой личности, активного участника проекта, создание благоприятных условий для развития ребенка, раскрытие творческого потенциала ребенка, обогащение знаниями о праздновании...

Конспект открытого урока в 4 классе по теме: "Мастерская Деда Мороза"

Конспект урока разработан для учащихся коррекционной школы 8 вида....

Презентация к открытому уроку в 4 классе на тему: "Мастерская Деда Мороза".

Презентация к открытому уроку в 4 классе на тему: "Мастерская Деда Мороза" разработана для учащихся коррекционной школы 8 вида....

«Мастерская Деда Мороза»

Знакомство с историей возникновения колокольчиковРазвитие навыков декорирования объемной формы графическими узорамиВоспитание эстетического вкуса и интереса к другим ремесламСоздание праздничной атмос...

Выставка "Мастерская Деда Мороза"

В нашем детском саду была организована выставка поделок на тему "Мастерская Деда Мороза". Родители приняли активное участие в этой выставке, они сделали замечательные поделки вместе со своими детьми, ...

мастерская "Деда Мороза" - рисуем зимних птиц

Загорелось небо ало,И январская заряАлый фартук повязалаНа груди у снегиря.Вот снегирь к оконной рамеПодлетел, потом исчез…Загорелся снегирямиБелый-белый зимний лес.За окном метут метели,Но случ...