"Соединение шпонкой"- урок черчения в 9 классе
план-конспект урока по технологии (9 класс) по теме

Тетерина Ольга Николаевна

Урок черчения в 9 классе "Соединение шпонкой"

Цель урока: познакомить учащихся  с чертежами шпоночного соединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soedinenie_shponkoy-urok_chercheniya_v_9_klasse.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.

«Соединение шпонкой»

Цель  урока:

 Познакомить учащихся с чертежами шпоночного соединения

 Задачи урока:

  • Закрепить навыки анализировать учебный материал, сопоставлять, выделять главное и второстепенное.
  • Развитие способностей любознательности, наблюдательности, сообразительности; образного мышления и технического кругозора обучающихся к самообразованию.
  • Способствовать политехнической и профессиональной подготовке учащихся, прививать интерес к изучению черчения, воспитывать культуру графического труда.

 Оборудование :  

  Динамическая модель шпоночного соединения, методическая таблица «Шпоночные соединения»; дидактический материал - (конверты каждому ученику) -наглядное изображение деталей шпоночного соединения, элементы чертежей  шпоночного ,болтового, шпилечного соединений; узел шпоночного соединения; крепежные детали(гайки ,шайбы, винты, болты, шурупы, шпильки) в мешочке.

План урока.

1.Организационная часть, включающая проверку отсутствующих, готовность к уроку- 2 мин.

2.Повторение-4 мин.

3.Объяснение нового материала – 20 мин.

4.Самостоятельная работа учащихся – 12 мин.

5.Задание на дом – 2 мин.

I Организационный момент

Проверка  готовности к уроку

II. Повторение

Игра « Брейн-ринг»

Учитель быстро задает вопросы каждому ученику по порядку, начиная, например, с первого ряда. Если ученик не знает ответа, ответ дает следующий.

За все правильные ответы ученики  получают улыбающийся смайлик. По окончании урока подводятся итоги и выставляются отметки активным

  • Что называется разрезом?
  • Какой разрез называется фронтальным?
  • Какой разрез называется горизонтальным?
  • Как выделяется фигура сечения?
  • Как выделяется фигура сечения, входящая в разрез?
  • Какой линией обозначается секущая плоскость при разрезе?
  • Какие соединения называются разъемными?
  • Какие соединения называются неразъемными?
  • Цилиндрический стержень , имеющий на одном конце резьбу под гайку, на другом конце

головку    называется………………….(болт)

  • деталь с резьбовым отверстием , используется для навинчивания на стержень болта, винта, шпильки называется……..(гайка)
  • Специальные винты для ввинчивания в дерево называются……….(шурупы)
  • Диск с цилиндрическим стержнем на конце называется………(шайба)
  • Деталь шестигранной формы , имеющая сквозное цилиндрической отверстие  с резьбой называется………..(гайка)

Игра «Определи крепежную деталь»

 В мешочке лежат крепежные детали, ученик не глядя, на ощупь,  определяет название  детали, затем достает  ее.  Если назвал правильно, игра передается следующему, если нет или не знает деталь,  то дает устное описание этой детали всему классу и вместе отгадываем.

3. На парте лежат конверты с элементами болтового и шпилечного, шпоночного соединений.

 Задание:  найти и собрать чертежи болтового и шпилечного  соединений.

(после выполнения  задания -проговорить последовательность соединений)

II. Объяснение нового материала

  • В этом же конверте лежат чертежи  и рисунки шпоночного соединения. Предлагаю ребятам выложить на парте наглядное изображение детали по описанию, одновременно вызываю ученика к доске выполнить  тоже с динамическими моделями.

1.Втулка – имеет цилиндрическую форму со сквозным отверстием и небольшой выемкой вдоль всего  отверстия, так называемом пазом.

2. Вал - цилиндрической формы деталь на поверхности которого имеется выемка призматической формы с закругленными краями.

3. Шпонка – небольшая призматической формы  с закругленными краями деталь. (ребята находят данные рисунки деталей и раскладывают перед собой)

Задание: найти в конверте чертежи этих же  деталей (втулки, вала, шпонки) и также разложить перед собой.

Затем рассказываю, как осуществляется шпоночное соединение (с помощью узла шпоночного соединения)   и предлагаю   ребятам    выложить чертеж  из найденных элементов в конверте.

  • Работа с методической  таблицей «Шпоночные соединения»

рассматриваем изображение и обозначение шпоночного соединения.

  • Работа с учебником:

1.Рассматриваем рисунки в учебнике на стр. 173 рис. 222, 223,234,225,226

2. Работа со справочной таблицей в учебнике.

 

III. Практическая работа:

Пользуясь таблицей 4 (стр. 174) выполнить чертеж шпоночного соединения, если диаметр вала равен 20 мм.

IV. Итог:

1. Выставляем оценки .

2. Д/З стр.172-174, закончить чертеж

Литература:

  1. . Ботвинников А.Д. Черчение. М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
  2. Степакова В.В  9 кл. М.: Просвещение, 2004.
  3. Павлова А.А. Таблицы. Карточки-задания Е.А.Василенко М.: Просвещение, 2001.
  4. Балягин С.Н. Черчение. Справочное пособие. М.: АСТ. Астрель 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок черчения 8-класс

Урок-повторение по темам: " Оформление чертежа", "Проецирование"....

Презентация, урок черчения, 9 класс: Практическая работа: "Чтение и выполнение чертежей деталей"

Презентация, урок черчения, 9 класс: Практическая работа: "Чтение и выполнение чертежей деталей"...

Презентация урока черчения (8 класс) по теме "Построение чертежа на основе анализа формы предмета"

Презентация урока черчения (8 класс) по теме "Построение чертежа на основе анализа формы предмета"...

Презентация урока черчения (9 класс) по теме "Разрезы на сборочных чертежах"

Презентация урока черчения (9 класс) по теме "Разрезы на сборочных чертежах"...

Презентация урока черчения (9 класс) по теме "Сечение"

Презентация урока черчения (9 класс) по теме "Сечение" может быть использована для закрепления теоретических знаний учащихся по теме...

Презентация урока черчения (9 класс) по теме "Сборочный чертеж"

Презентация по теме "Сборочный чертеж" может быть использована для повторения и закрепления теоретических знаний учащихся по  теме "Сборочный чертеж"...

Урок черчения 8 класса

Урок черчения 8 класс по учебнику А.Д. Ботвинникова   и презентация к уроку...