урок "Кукла-мама"
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Маричева Алла Валерьевна

Урок "Кукла-мама" для 5-6 классов. Раздел рукоделие. Создание тряпичной куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_-_mama.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект урока «Кукла – мама»

Цели:

  • Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу;
  • Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
  • Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Ожидаемые результаты:

  • Усвоение знаний о традициях русского народа;
  • Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
  • Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Посадка детей проверка готовности.

II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.

А хочу я начать наш урок с загадки:

 Есть ноги, но не ходит

Есть рот, но не говорит,

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может.

Что это? (кукла)

А Вы любите играть в куклы?

Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

III. Изучение нового материала.

На Руси тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

 Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Народные куклы делились на три группы:

  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.
  • Куклы-обереги;

Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

  • Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
  • Неразлучники
    Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
  • Сёмик и Семичиха 
    Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

  • Кукла на счастье
    Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
  • Пеленашка
    Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
  • «Кубышка-травница» 
    Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Куклы обереги набирают популярность, а особенно Куклы Обереги своими руками сделанные. Делаются эти куклы достаточно просто. Основанием служит грубый лен и чем грубее он будет, тем лучше кукла оберег будет стоять. Есть множество Кукол Оберегов, которые защищают от разных напастей, в данном случае эта кукла Мама, предназначенная для защиты материнства.

IV. Физ. минутка.

V. Практическая работа.

Для работы нам понадобится:

- грубый светлый лен размером 40х18 см, длина льна будет зависеть от его плотности (так как кукла в диаметре должна быть от 3 до 4 см);
- для юбки ткань должна быть яркой высотой 13 см, длина будет зависеть от того на сколько пышную Вы захотите сделать юбку;
- платок вырезается из половины квадрата, вырезанного по диагонали, 20х20 см, и под платок повойник – небольшая красная повязка;
- белая плотная ткань для головы и рук (в форме квадратов);
- передник;
- нитки для обвязок, в данном случае красные;
- младенцам ткани: для тела 4х18 см, а также маленький платочек и пелёнка 8х8 см.

Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с колющими и режущими инструментами, что мы должны вспомнить? Верно, правила безопасной работы с ножницами и иглой.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Подробная технологическая карта изготовления


 Выставка работ

Учащиеся выставляют кукол

VI. Закрепление изученного материала.

  • Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («кукла – мама»)
  • Для чего она служила, какое было её назначение? (Она оберегала материнство).
  • А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? (Обрядовыми и игровыми).
  • Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.
  • Для чего можно использовать такую куклу? Кому её можно подарить?

VII. Анализ и оценка работ учащихся. Итог урока.

Вывод:  самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.

Итог урока

2. Оценивание работ учащихся

3. Рефлексия

На столах у вас лежат лнты давайт украсим ими наше древо. Повязывая ленту на древо произнесем пожлания для мам.

Молодцы ребята! Очень много хороших пожеланий вы произнесли. Пусть они все сбудутся!

4. Уборка рабочего места

Resource id #2270