Проект "Картина"
проект по технологии (7 класс) на тему

Плетнева Юлия Александровна

Проект ставит одной из основных целей овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kartina.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта «Изготовление картины»

Руководитель: Плетнева Ю.А., учитель технологии.

Выполняли: ученицы 7 класса.

Дидактические цели проекта:

  • приобретение навыков самостоятельной работы, работы в группе;
  • развитие познавательного интереса;
  • активизация творческих способностей;
  • развитие навыков критического мышления;
  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

Методические задачи проекта:

  • сформировать навыки проектной деятельности;
  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
  • анализ и преобразование необходимой информации;
  • пользоваться информационными технологиями для оформления результатов;
  •  кратко излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Ожидаемые приращения в компетентности учащегося:

В ходе данного проекта  формируются информационная и творческая компетентности.

Развиваются следующие общеучебные навыки: определение наиболее рациональной последовательности действий, использование  дополнительной литературы и мультимедийных средств, ведение дискуссий, подготовка презентации, умение понятно, точно, корректно выражать свои мысли, умение отстаивать свою позицию.

Приращения в предметных ЗУН: обеспечение планирования, организации, регулирования и анализа собственной деятельности уч-ся по разделу «Материаловедение».

Самостоятельно уч-ся могут: разработать эскиз изделия, распустить ткань на нитки мелко нарезать ножницами, собрать и склеить детали изделия.

В начале работы уч-ся не знали всех тонкостей работы в данной технике, затруднялась в выборе ткани подходящей фактуры. Возникли проблемы при переносе рисунка на кальку и дальнейший перенос эскиза с помощью копирки  на ватман.

Недостающая информация была получена  из Интернета (выбор картинки), а также посредством  индивидуальных консультаций  по технике исполнения работы.

Я консультировала девочек  по ходу возникновения затруднений в ходе проекта, а также наблюдала за ходом работ, чтобы продуктивно и своевременно оценивать уровни компетентности уч-ся для практических консультаций.

Мною была выбрана роль руководителя проекта для выстраивания оптимальных взаимоотношений с уч-ся, т.к. это позволит им приобрести недостающий опыт в психологически комфортных условиях, что необходимо детям с  задержкой психического развития  в условиях школы- интерната  7-го вида, а также не потерять мотив к работе

Нами был выбран групповой тип проекта, т.к. работа в группе создает психологически комфортную и безопасную ситуацию для неуверенных и тревожных детей, которыми и являются дети с ограниченными возможностями здоровья. Это краткосрочный монопредметный проект с открытой координацией позволил учащимся приобрести навыки проектной деятельности в максимально комфортных для них условиях.

Хотя этот тип проекта более присущ  пяти-шестиклассникам, но  специфика  развития обучаемых в нашей школе- интернате детей позволяет  применить именно этот тип  в малой группе семиклассниц.

Проблема проекта была представлена следующим образом. В спальной комнате девочек седьмого класса был сделан ремонт. Когда я пришла к ним в гости, то увидела, что на стенах этой комнаты ничего нет. Мы поговорили с девочками о том, что было бы еще уютнее, если бы  на стенах появились картины.

И тогда нам пришла  идея сделать их своими руками. Каждая из девочек смогла бы повесить над своей кроватью  такую картину, причем рисунок также мог быть выбран персонально. Уже позднее  девочки отобрали самый первый сюжет картины – прекрасную собачку, выбрали технику исполнения. Кстати, потом мы решили, что все картины будут выполнены в разной технике.

При отборе сюжета девочки столкнулись с проблемой подбора цвета картины. Им не хотелось слишком яркую собачку, а также не хотелось слишком темных оттенков. Как же они были рады, когда нашли то, что им очень понравилось, подошло по цвету к интерьеру комнаты. Поэтому после этого работа была сразу же начата и проходила очень активно, т.к. каждый хотел  иметь картину и украсить спальню. Решили даже сделать одну большую картину для спальни мальчиков и подарить ее им на 23 февраля.

Итак, изо всех предложенных идей мы выбрали  работу, которая являлась очень экономичной и целесообразной. Кроме этого  нашли оптимальное соотношение между стоимостью материалов и доступностью их обработки. Поместив картину в рамку, мы получили  картину  величиной в ¼ листа ватмана, на  которой изображена собака приятного бежевого цвета на зеленом фоне как раз под цвет стен комнаты.

Считаю, что данный проектный продукт полностью соответствует цели проекта.

Учащиеся  выделили самостоятельно следующие этапы работы:

1.Положить на ¼ листа ватмана плакат с рисунком и копировальную бумагу.

2.Обвести карандашом контур собаки.

3. Ткань распустить на нитки.

4.Приклеивать нитки  на клей ПВА.

5. Поместить картину в рамку.

Учащиеся  не смогли выделить самостоятельно:

1.Чтобы не испортить оригинал плаката, наложить кальку и перевести    рисунок сначала на нее.

2. Для более продуктивного распускания ткани на нитки порезать ее на  мелкие части.

3. Для удобства разложить по цветам в разные пакеты.

4.При приклеивании нитей для удобства пользоваться пинцетом.

Чтобы помочь учащимся разработать подробный план и график работы над проектом, я задала им вопросы о сроках изготовления картины, выборе текстуры используемой ткани,  цветовом решении картины.

Основная трудность – это выбор ткани, чтобы она по цвету и фактуре подходила замыслу. Девочки обращались ко мне за консультацией по данному вопросу,  и мы вместе подбирали необходимую ткань из выбранных ими образцов.

Девочкам  очень хотелось украсить комнату, а затем  изготовить картину для подарка. Кстати, они  впоследствии осуществили свой замысел. О замысле девочек 7 класса я рассказала на своих уроках в других классах, поэтому  ходом работы интересовались практически все старшеклассники школы- интерната, да и воспитатели. Во время работы девочкам было разрешено слушать их любимую музыку, что повышало эмоциональный настрой воспитанниц.

При анализе своей работы девочки затруднялись в представлении исчерпывающего анализа. Ими было  представлено краткое описание хода и порядка работы. Так как это было сделано ими совершенно самостоятельно, то  для детей с задержкой психического развития  это определенное достижение. Анализ  с необходимыми выводами  при поддержке педагога  могут пытаться сделать только более старшие воспитанники. Девочки  при выполнении этой работы практически не делали ошибок, т.к.  во время получали  консультацию. Хотя  при выполнении других картин девочки  уже самостоятельно смогли подобрать ткани  по цвету и фактуре.

При подготовке анализа я консультировала девочек в вопросах  технологии, старалась доступно раскрыть им аспекты этой работы.

Чтобы девочки правильно  оценили результат своей работы, я предложила им самостоятельно  ответить на вопросы:

  1. все ли тебе удалось?
  2. как ты справлялась с возникшими проблемами?
  3. является ли твое изделие прочным и эстетичным?
  4. как ты в этом убедилась?
  5. является ли твое изделие полезным?
  6. довольна ли ты своей работой?
  7. чтобы ты делала в своей работе по-другому, если бы начала ее делать сначала?
  8. что ты узнала, и что ты научилась делать?

Эти вопросы позволили давать самооценку  деятельности учениц, хотя девочки стали убеждать меня, чтобы отвечать группой на эти вопросы. В конце концов,   результат обсуждался коллективно, но каждая девочка высказывала  свое мнение, что значительно сгладило стрессовый характер обучения. В целом этот результат совпал с моей оценкой и оценкой независимых экспертов, которыми стали воспитатели девочек. Разногласий не возникло. Всеми участвующими в проекте сторонами  были совершенно объективно показаны и обсуждены успехи и недочеты в этой  работе.

Ученицами предприняты попытки оформить отчет о проделанной работе в соответствии с установленными правилами. Так как работы выполнялась девочками впервые, им было предложено в качестве черновика воспользоваться совместно выработанным алгоритмом.

Введение.

Тема проекта.

Мы выбрали именно эту тему, потому что …

Цель работы.

Проектным продуктом будет …

Этот продукт позволит достичь цели проекта, т.к.

Сроки выполнения.

Выбор темы.

Сбор информации (где и как искал информацию)

Изготовление продукта (что и как делал)

Основная часть.

Мы начали свою работу с того, что …

Затем мы подготовили …, сделали…..

Мы завершили работу тем, что …

В ходе работы мы столкнулись с такими проблемами …

Чтобы с ними справиться, мы …

Нарушался ли план работы, по какой причине?

Но все же нам удалось достичь цели проекта, потому что …

Заключение.

Если бы мы начали работу заново, мы бы изменили …

Мы продолжим  эту работу для того, чтобы …

Работа над проектом показала нам, что (что узнали о себе и друг друге)…

        Мы подробно обсудили каждую часть отчета, поэтому написание не представляло значительных трудностей. Главной проблемой отчета стали грамматические ошибки, которые  пришлось корректировать. Других трудностей при оформлении отчета  не возникло. Девочкам очень помог шаблон.

        Так как  в пользовании девочек не было компьютера, презентацию они делали  с моей помощью, освоив работу в Power Point. Многие этапы работы  были сфотографированы в ходе проекта, поэтому презентация получилась достаточно наглядной. Она вызвала интерес слушателей, которыми стали  одноклассники девочек и ученики параллельного класса, что в достаточной мере повысило не только самооценку выступающих, но и их  статус в классе. Текст презентации был написан в виде тезисов. Ответ на каждый вопрос начинался с благодарности за него, что очень понравилось всем присутствующим. Поэтому в аудитории сложился такой микроклимат взаимопонимания, что волнения девочки практически не испытывали.

        Считаю, что дидактические цели  достигнуты и методические задачи решены в полной мере. Привычные отношения учитель-ученик были настолько оптимизированы, что можно сказать, что это отношения равноправных партнеров, которые увлечены общей работой и подпитываются энтузиазмом друг от друга. В результате этого воспитательное воздействие  оказывалось в ненавязчивой форме и создавало комфортные условия для учебного труда.