Разработка урока по материаловедению
учебно-методическое пособие по технологии (5 класс) на тему

Налетова Виктория Александровна

Урок для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_nat._volokna.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА

учителя технологии МБУ гимназии № 35  г. о. Тольятти

Налетовой Виктории Александровны

Предмет: Технология

Класс: 5

Тема урока: Классификация текстильных волокон.  Натуральные волокна.


Цели урока: 

Образовательные: познакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с хлопчатобумажными и льняными тканями; формировать умение различать текстильные  волокна и ткани ;  формировать знания и умения  правильного использования хлопчатобумажных и льняных тканей.

Развивающие: развивать творческое восприятие, пространственное мышление; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность, фантазию, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, коллективизм; устанавливать контакты со сверстниками и учителем;  

 внимательность, аккуратность, терпеливость.   

Тип урока: объяснение нового материала. 

Оборудование:

1. Учебник «Технология». Симоненко ВД.

2. Наглядные пособия коллекций «Хлопок», «Лён», «Текстильные волокна» .

3. Плакаты и схемы получения ткани в текстильном производстве.

4. Образцы хлопчатобумажной и льняной тканей.

5.Лупы,ножницы,цветная бумага, рабочая тетрадь .

Словарь: материаловедение, классификация, текстильные волокна, хлопчатобумажные, льняные ткани.

Современные образовательные технологии, использованные на уроке:

  1. Здоровьесберегающая технология.
  2. Технология групповой работы.
  3. Проблемно - диалогическая  технология.
  4.  Технология саморазвивающего обучения.
  5. Информационно – коммуникационные технологии.

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент.  Валеопауза по здоровьесберегающей технологии. Дыхательная гимнастика.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой в труде дорожи!

- Давайте настроимся на хорошую работу. Сделаем глубокий вдох.

Дыхательная гимнастика.

1.-Ребята, встаньте прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч. Сделать короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Ноздри- «парадная дверь» в легкие, Вдох ртом- выдох через аварийный ход. 2.Сделать    глубокий длительный вдох и без задержки дыхания- выдох. На вдохе живот надуть, на выдохе  живот втянуть. Повторить 2-3 раза.    Молодцы!  Теперь  тихо займите свои  рабочие места.

Проверка готовности  учащихся к уроку.(рабочая тетрадь, чертежные инструменты, лупа,  швейная игла).

II. Актуализация знаний, умений, навыков. Проблемный диалог.

 Вопросы на повторение.

 Проблемный диалог.

1.Ребята, скажите, из чего шьют одежду, которую мы носим?  

2.Как вы думаете, можно ли получить одежду из дерева или из нефти ?

3. Из чего состоит ткань, из которой шьют одежду?

4. Зачем нам нужно знать о происхождении и свойствах волокна?

5.Какие виды волокна вы знаете?

6.Какая наука изучает строение и свойства волокна?

7. Какие волокна называются химическими?

III. Объяснение нового материала.

1.Слово учителя. Задачи урока.

Сегодня на уроке мы попробуем более подробно ответить на эти вопросы и другие. Вы познакомитесь с классификацией текстильных волокон, научитесь различать волокна и ткани, узнаете какие изделия можно изготовить из хлопчатобумажных и льняных тканей.

    На свете много различных вещей и изделий. И сами ткани такие разные: гладкие и ворсистые, плотные и тонкие, легкие и тяжелые, теплые и прохладные… Но все они называются одним словом- « ткани», значит, они имеют много общего. Если рассмотреть любую ткань через увеличительное стекло- увидите переплетение нити. Чтобы сшить изделие, надо правильно выбрать соответствующую ткань, узнать ее свойства. Поэтому, прежде чем приступить к изготовлению швейного изделия, познакомимся с основами швейного материаловедения.  

2. Словарно-лексическая работа (работа с терминами).Видеослайд №1 «Ткани и волокна»

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

 

Волокно – это  очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.

Текстильные волокна – это  волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.

Ткань- это материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.

Хлопчатобумажная ткань – это  материал, вырабатываемый из волокон хлопка.

Льняная ткань – это  материал, вырабатываемый из волокон льна.

Натуральные волокна – это  волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются в природе без вмешательства человека,

3. Самостоятельное наблюдение учащихся. Работа с таблицей  «Классификация текстильных волокон». Видеослайд № 2.

Диалог по теме: «Текстильные волокна».

Задание:  

  1. Изучите схему в  видеослайде  « Классификация текстильных волокон».
  2. Ответьте на вопросы: -
  1. На какие группы делятся текстильные волокна?
  2. Какого происхождения бывают текстильные волокна?

 

4. Индивидуальные сообщения учащихся (творческое домашнее задание) .

Химические волокна делятся на искусственные и синтетические. Из искусственных получается ацетатное и вискозное волокно, а из синтетических капрон и лавсан. Ученые давно пытались разгадать, из чего образует шелк гусеница тугого шелкопряда. При проверке химического состава листьев и шелка выяснилось: листья состоят из углерода, кислорода и водорода, то есть из целлюлозы; а шелк, кроме углерода, кислорода и водорода, содержит еще и азот. Значит, если целлюлозу обработать азотной кислотой, из нее можно получить шелковые нити. Такой искусственный шелк люди получили и назвали его нитрошелком. Но платье, сделанное из него опасно, так как оно воспламеняемо. А мысль получить искусственный шелк из дерева не оставляла ученых. Наконец был придуман способ, когда из целлюлозы путем обработки химическими веществами удалось получить вискозу. На химических заводах из вискозы получают искусственный шелк, шелковые нити.

Натуральные волокна делятся на три группы: животного происхождения( шерсть, шелк); минерального происхождения (асбест); растительного происхождения (лен, хлопок).

1.Химические   волокна

2.Натуральные  волокна                              


5. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии.

Упражнения на опорно-двигательный аппарат.

6.Самостоятельная парная работа  учащихся по  учебнику.

Задание:  

  1. Самостоятельно изучите материал о волокнах растительного происхождения.( страница 5, № 1).
  2. Ответьте на  вопросы:
  1. Из каких растений получают волокна растительного происхождения?
  2. Какими свойствами обладают волокна хлопка и льна?
  3. Как называются ткани из хлопка?
  4. Какие изделия изготавливают из волокон и тканей растительного происхождения?

7. Парный диалог учащихся по теме «Растительные волокна» (Выступление одной группы).

8. Индивидуальная практическая работа по теме «Натуральные волокна растительного происхождения» с использованием интерактивной доски. 

Материалы и инструменты: коллекция «Волокна», лупа, учебник, рабочая тетрадь.

Задание:

1.Рассмотрите  волокна хлопка и льна.

2.Сравните  их по внешнему виду и на ощупь.

3.Заполните  таблицу в рабочие тетради.

4. Сделайте вывод: чем отличаются хлопчатобумажные и льняные волокна?

5. Дайте развернутый ответ на данный вопрос.


Вид волокна

Отличительный признак

по внешнему виду

на ощупь

Лён

Хлопок

 

8. Слово учителя. Опираясь на первичные представления о различиях  волокон растительного происхождения , проведите сравнительный  анализ  тканей  хлопчатобумажных и льняных и  сделайте вывод, какими свойствами обладают льняные и хлопчатобумажные ткани.  Задание.

9. Самостоятельная групповая работа с использованием интерактивной доски по теме: « Сравнительная характеристика свойств ткани».

Название свойств

Характер выполняемой работы

Сравнительные характеристики ткани

Блеск

Рассморите образцы ткани через лупу и определите блеск.

Блеск — нет, слабый, небольшой, сильный.

Гладкость

Определите на ощупь гладкость образцов.

Гладкая, шероховатая.

Мягкость

Определите на ощупь мягкость образцов.

Мягкая, жёсткая.

Прочность

Возьмите 3-4 нитки и разорвите их.

Малая, средняя, большая.

Сминаемость

Сожмите образек в руке, подеожите 10-15 сек., а затем рассмотрите образовавшиеся складки.

Малая — складки едва заметны; средняя — складки немного заметны; большая — на ткани сильные заломы.

Драпируемость

Заложите складки на образце и рассмотрите их.

Малая, средняя, большая.

Гигроскопичность

Возьмите 2-3 нитки, окуните их в воду на несколько секунд, рассмотрите.

Высокая — сильная намокаемость; средняя — небольшая намокаемость; низкая — малая намокаемость.

Теплозащитность

Зависит от строения волокна, его гладкость; гладкие нити — малая пылеёмкость, пушистые — средняя или большая.

Малая, средняя, большая.

Осыпаемость

Возьмите образец препаровальной иглы. Попытайтесь выдернуть сразу 5 нитей, если не получится, 4, 3, 2, 1 нити.

Большая — 5 и более нитей, средняя — 3-4 нити, малая — 1-2 нити.

Скольжение

Сложите образец вдвое и проследите, как одна поверхность скользит относительно другой.

Малое, среднее, большое.

Усадка

Определяется после замачивания и проутюживания образца, зависит от вида волокна.

Малая, средняя, большая.

10. Выступление групп учащихся с использованием интерактивной доски.

1) Свойства льняных тканей.

2) Свойства хлопчатобумажных тканей.

Ткани из хлопка

Ткани из льна

Достоинства

Хорошие гигиенические свойства, прочность, теплостойкость. Не боятся стирки. Имеют хороший внешний вид, низкую себе стоимость, за изделием не трудно ухаживать.

Хорошие гигиенические свойства, большая прочность. Хороший внешний вид, не сложный уход, хорошая носкость.

Недостатки

Сминяемость (теряют красивый внешний вид при носке), небольшая стойкость ко стиранию, поэтому малая носкость.

Сильная сменяемость, неровнота, малая драпируемость, жесткость, большая усадка.

IV. Закрепление изученного материала. Проблемный диалог.

 

-Могут ли влиять ткани натурального и химического состава на здоровье человека?

-Почему, по вашему мнению человек придумал химические волокна и ткани?

V. Подведение итога урока. Рефлексивно - оценочный этап.

Обобщение по теме:

-Ребята, скажите, из чего шьют одежду, которую мы носим?

- Как вы думаете, можно ли получить одежду из дерева или из нефти?

- Из чего состоит ткань, из которой шьют одежду?

- Зачем нам нужно  знать о происхождении и свойствах волокна?

- Какие виды волокна вы знаете?

- Какая наука изучает строение и свойства волокна?

- Какие волокна называются химическими?

Рефлексия

А я сейчас попрошу вас закончить следующие фразы:

Сегодня на уроке:

я узнала…

я научилась…

мне было трудно…

мне понравилось…

Оценка деятельности учащихся по практической работе, по сравнительной таблице.

Уборка рабочих мест.

VI. Домашнее задание:§1, с. 5-6 читать; отвечать на вопросы; знать основные понятия по теме, подготовить по выбору презентацию. Задание.

1Натуральные волокна из хлопка

2.Натуральные волокна из льна.( по выбору).

Текстильные волокна

Натуральные

Химические

Растительного происхождения

Животного происхождения

Искусст-венные  

Синтети

ческие  

Лен

Шерсть

Ацетатное

Капрон

Шелк

Хлопок

Вискозное

Лавсан

Джут

кенаф и др.

Минерального происхождения

Асбест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 классаТема: Изучение свойств различных тканей при изготовлении куклы-закрутки.Цель: Расширить представление учащихся о свойствах хлопча...

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса "Применение различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки".

Данная методическая разработка по технологии в 5 классе.Материал содержит поурочный план работы учителя, план самостоятельной деятельности  учащихся, информационные блоки, тесты тематического кон...

Методическая разработка урока материаловедения 6 класса "Шерстяные и шелковые ткани"

На уроках материаловедения в 6 классе можно использовать презентацию урока "Шерстяные и шелковые ткани". Представлена классификация волокон, способы получения шерстяных и шелковых волокон;  издел...

Методическая разработка урока материаловедения "Хлопчатобумажные и льняные ткани"

Методическая разработка урока материаловедения 5 класса  "Хлопчатобумажные и льняные ткани" даёт   наглядное представление получения и производства  хлопчатобумажных и льняных ткан...

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса

Изучение свойств различных тканей при изготовлении куклы-закрутки. Расширить представление учащихся о свойствах хлопчатобумажных  и льняных тканей, дать  информацию о русской народной игрушк...

Разработка урока технологии по теме "Материаловедение, конструирование и моделирование поясных изделий", 6 класс

Материал представляет знакомство с материалом в форме урока "Урок–деловая игра «АТЕЛЬЕ»". В разработке представлены этапы проведения урока, включающие изучение нового матер...