"Кулинарный поединок" (урок -игра) для 5,6,7 классов
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

"Кулинарный поединок"  -  урок в игровой форме (можно провести как внеклассное мероприятие). В игре участвуют 2 команды по 5-7 человек. Команды заранее получают домашнее задание: придумать название, девиз, эмблему команды; подготовить рецепт блюда, которое будут готовить на поединке. Подготовить сценку (или стихи, частушки) по правилам техники безопасности).

Цель: повысить интерес учащихся к изучению технологии, в игровой форме закрепить практические навыкм и знания правил техники безопасности, расширить кругозор учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кулинарный поединок.

Урок в игровой форме (внеклассное мероприятие) для учащихся 6-7 классов

Цель: повысить интерес учащихся к изучению технологии, в игровой форме закрепить теоретические знания,  закрепить практические навыки и знание правил техники безопасности, необходимые для работы, расширить кругозор учащихся.

Задачи

обучающие: освоение навыков ведения домашнего хозяйства, овладение безопасными приёмами труда, овладение умением использовать для решения познавательных задач различных источников информации;

развивающие: развитие познавательного интереса к предмету, творческих способностей учащихся;

воспитательные: воспитание целеустремлённости, уважения к труду, аккуратности, коммуникактивности.

Оборудование:

  1. Столы
  2. Кухонный инвентарь
  3. Продукты
  4. Карточки с заданиями
  5. Листы бумаги, ручки

 

В игре участвуют 2 команды (по 5-7 человек). Команды заранее получают домашнее задание: придумать название команды, девиз, подготовить рецепт блюда, его рекламу, подготовиться по темам, которые назовёт учитель.

Ход игры.

  1. Представление команд.

Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы увидеть таланты наших девочек в ведении домашнего хозяйства.  Оценивать  их знания и умения, юмор и находчивость буде наше жюри (ведущий представляет членов жюри).   Представляем наши команды!

 

2.Конкурс «Разминка».

Ведущий. Чтобы понять все тонкости домашнего хозяйства, нужно ох как много знать! Давайте проверим ваши знания.

Вопросы командам  (по 1баллу за ответ).

  1. Как узнать, испёкся ли пирог? (Проткнуть деревянной палочкой: если к палочке тесто не прилипло, значит, пирог готов).
  2. Как почистить лук, чтобы не текли слёзы? (Нужно почаще опускать нож под холодную воду).
  3. Что нужно сделать, чтобы яйцо при варке не лопнуло?  ( Добавить в воду соль).
  4. Что нужно сделать, чтобы белки быстрее взбились?  ( Белки охладить, добавить щепотку соли).
  5. Как варёное яйцо можно отличить от свежего?  (По вращению: варёное вращается долго, а свежее останавливается, сделав 1-2 оборота).
  6. Что нужно сделать, чтобы свёкла при варке не потеряла цвет?  (Добавить в воду немного уксуса).

Дайте объяснения словам:

  1. Гурман (любитель и ценитель изысканной пищи).
  2. Обжора (ненасытный, прожорливый человек).
  3. Вегетарианец ( человек, который питается растительной пищей).
  4. Изюм (высушенный виноград с косточками).
  5. Кишмиш (высушенный мелкий виноград без косточки).
  6. Тефтели (Жареные шарики из мясного или рыбного фарша).
  7. Фрикадельки (Шарики  из мясного или рыбного фарша, сваренные в бульоне).
  8. Кулебяка ( Продолговатый пирог с начинкой из мяса, риса, капусты, рыбы, каши).

3.Конкурс - эстафета «Варим борщ».

(число баллов по числу ингредиентов: мясо, свёкла, морковь, картофель, помидор, чеснок, лавровый лист, укроп, петрушка, кориандр – 10б.).

Ведущий. Ах, каких мне выбрать овощей

Для салата, винегрета и для щей?

Как мне только разобраться и понять,

Что мне для обеда выбирать?

На столах разложены карточки с названиями продуктов(одинаковые для каждой команды). Вместо карточек можно использовать натуральные продукты или муляжи. Первый участник эстафеты берёт карточку с нужным ингредиентом для борща, бежит обратно и кладёт её в кастрюлю. Затем следующий участник делает  то же самое. Победителем считается команда, которая первой правильно соберёт все продукты для борща.

4.Конкурс – эстафета  «Красивый бутерброд».

(15 баллов)

Ведущий. Все мы любим утром выпить стакан чая с бутербродом. Поэтому наше следующее задание: приготовить бутерброд.

Участвуют 3 человека от команды. Нужно быстро одеть спецодежду. Первый человек правильно нарезает ¼ буханки хлеба и красиво укладывает на тарелку (5 баллов). Второй человек нарезает ломтиками  огурец и раскладывает на другой тарелке (5 баллов). Третий человек, используя нарезанные продукты, собирает бутерброды, украшает веточками зелени  и красиво укладывает их на блюде(5 баллов).

Конкурс 5. «Знатоки литературы».

(по 1баллу за ответ).

Ведущий.  Не сомневаюсь, что участницы нашего конкурса умеют не только готовить, но и находят время для чтения литературы.

Нужно за 1 минуту вспомнить и записать произведения, в названиях которых есть пищевой продукт или блюдо ( стихи, сказки, рассказы, песни).

Конкурс 6.        Конкурс «Доскажи поговорку». – 1 бал за правильный ответ.

  1. Щи да каша… (пища наша)
  2. Сапоги … просят (каши)
  3. Седьмая вода на …(Киселе)
  4. … маслом не испортишь (кашу)
  5. Первый … комом (блин)

7.Конкурс «Техника безопасности».

(5 баллов)

Ведущий. При работе на кухне необходимо соблюдать правила техники безопасности. Об этом нам расскажут в своём домашнем задании наши участницы.

(Выступления команд).

8.Конкурс «Хозяюшка».

(10 баллов)

Ведущий. Все знают, что женщина из ничего может сделать шляпку,  скандал  и … приготовить салат.  Наши участницы приготовят салат по своему рецепту. Оценивается оригинальность рецепта, вкусовые качества, выбор продуктов с точки зрения здорового образа жизни, оформление салата и соблюдение правил техники безопасности при работе.

(Требования: приготовление блюда должно занимать немного времени, блюдо должно быть несложным в приготовлении).

Команды приступают к выполнению работы, а на доске вывешивают свой рецепт салата, оформленный на формате А3. Готовое блюдо команды преподнося на суд жюри.

9.Конкурс болельщиков.

Ведущий. Пока наши команды заняты приготовлением блюда, болельщики могут отгадать загадки.

Загадки.

Всех кормлю с охотою, а сама безротая.

В воде родится,

А воды боится.

 (Соль)

Я бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал.

(Сахар)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Картофель)

Я, красавица-девица, зелена косица.

И собою я горжусь! Во все блюда я гожусь!

Я для супа и для щей, для салата и борщей,

В пироги и винегрет, и крольчатам на обед.

(Морковь)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня!

(Тесто)

(ложка)

Из-под шапки пар валит, в животе вода кипит.

(самовар)

Она бывает глубока, она бывает мелка, однако это не река, зовут её …(тарелка).

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.

(арбуз)

Ведущий. Изменив всего лишь одно или два слова, верните пословица и поговоркам их прежнее звучание.

  1. Одна голова хорошо, а две  - некрасиво. (Одна голова хорошо, а две лучше).
  2. Ни кола, ни двойки.  ( Ни кола, ни двора).
  3. Труд человека кормит, а лень спаивает.  (Труд человека кормит, а лень портит).
  4. Кто мало говорит, тот много съедает.  (Кто мало говорит, тот много делает).
  5. Скучен день до вечера, коли делать уроки.   (Скучен день  до вечера, коли делать нечего).
  6. Землю красит Солнце, а человека парикмахер.  (Землю красит Солнце, а человека труд).  

        

10.Конкурс «Чёрный ящик»

(по 3 балла за правильный ответ)

  1. Овощ, который в старину использовали для наказания ленивых учеников (горох).
  2. Несъедобный предмет, без которого не обходится ни одно застолье (скатерть).

Ведущий. Наш кулинарный поединок закончился.  Пока жюри подводит итоги, прошу участников дать интервью.

  1. Какой конкурс вам больше всего понравился?
  2. Какой конкурс был для вас наиболее трудным?

Слово предоставляется жюри (объявляет результаты конкурсов и победителей).

Награждение команд.

Приложение1.

Оценивание конкурсов

Название конкурса

Требования

Макс.число баллов

1 команда

2 команда

1

Представление команд

Название команды, девиз, эмблема, форма команды,

5

2

Разминка

Правильный ответ на вопрос

7

3

Варим борщ

Правильный выбор  продуктов, время.

11

4

Красивый бутерброд

Правильность нарезки продукта, как продукт уложен на тарелке, оформление бутерброда, время.

15

5

Знатоки литературы

Написать как можно больше  сказок, рассказов, песен, стихов, в названиях которых есть пищевой продукт или блюдо.

15

6

Доскажи поговорку

Правильный ответ

3

7

Техника безопасности

Домашнее задание: стихи, частушки или сценка.

5

8

Хозяюшка

Время приготовления, вкусовые качества, оформление, соблюдение гигиенических требований и техники безопасности при работе, оформление рецепта на формате А4, выбор продуктов с точки зрения здорового образа жизни.

10

9

Конкурс болельщиков

Правильный ответ

7

10

Чёрный ящик

Правильный ответ

3

ИТОГО:

66

Кулинарный поединок- 5 класс

Урок в игровой форме (внеклассное мероприятие) для учащихся 5 классов

Цель: повысить интерес учащихся к изучению технологии, в игровой форме закрепить теоретические знания,  закрепить практические навыки и знание правил техники безопасности, необходимые для работы, расширить кругозор учащихся.

Задачи

обучающие: освоение навыков ведения домашнего хозяйства, овладение безопасными приёмами труда, овладение умением использовать для решения познавательных задач различных источников информации;

развивающие: развитие познавательного интереса к предмету, творческих способностей учащихся;

воспитательные: воспитание целеустремлённости, уважения к труду, аккуратности, коммуникактивности.

Оборудование:

  1. Столы
  2. Кухонный инвентарь
  3. Продукты
  4. Карточки с названиями продуктов.

В игре участвуют 2 команды (по 5-7 человек). Команды заранее получают домашнее задание: придумать название команды, девиз, подготовить рецепт блюда, его рекламу, подготовиться по темам, которые назовёт учитель, подготовить в виде сценки (стихов, частушек) правила техники безопасности при работе на кухне.

Ход игры.

1.        Представление команд.

Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы увидеть таланты наших девочек в ведении домашнего хозяйства.  Оценивать  их знания и умения, юмор и находчивость буде наше жюри (ведущий представляет членов жюри).   Представляем наши команды!

 

2.Конкурс «Разминка».

Ведущий. Чтобы понять все тонкости домашнего хозяйства, нужно ох как много знать! Давайте проверим ваши знания.

Вопросы командам  (по 1баллу за ответ).

  1. Как почистить лук, чтобы не текли слёзы? (Нужно почаще опускать нож под холодную воду).
  2. Как определяется доброкачественность яиц? (Нужно опустить яйцо в крепкий раствор соли, если яйцо недоброкачественное, то оно всплывёт).
  3. Время варки яиц «в мешочек»? (5-7 минут)
  4. Время варки яиц вкрутую? (10 минут)

        

Дайте объяснения словам:

  1. Гурман (любитель и ценитель изысканной пищи).
  2. Вегетарианец ( человек, который питается растительной пищей).
  3. Сандвич (бутерброд, накрытый ломтём хлеба или двойной бутерброд).
  4. Канапе (маленькие закусочные бутербродики на шпажках )
  5. Сервировка (термин в  кулинарии,  который обозначает ряд связанных процессов при приёме пищи: процесс накрытия стола, с размещением на нём столовых приборов;                                  украшение блюд для придания им внешне интересного вида.
  1. Этикет (нормы и правила поведения людей в обществе).

3.Конкурс - эстафета «Готовим винегрет».

(число баллов по числу ингредиентов: свёкла, морковь, картофель, солёный огурец, квашеная капуста, зелёный горошек, лук, подсолнечное масло – 9 баллов).

Ведущий. Ах, каких мне выбрать овощей

Для салата, винегрета и для щей?

Как мне только разобраться и понять,

Что мне для обеда выбирать?

На столах разложены карточки с названиями продуктов(одинаковые для каждой команды). Вместо карточек можно использовать натуральные продукты или муляжи. Первый участник эстафеты берёт карточку с нужным ингредиентом для винегрета, бежит обратно и кладёт её в миску. Затем следующий участник делает  то же самое. Победителем считается команда, которая первой правильно соберёт все продукты для винегрета.

4.Конкурс – эстафета  «Красивый бутерброд».

(15 баллов)

Ведущий. Все мы любим утром выпить стакан чая с бутербродом. Поэтому наше следующее задание: приготовить бутерброд.

Участвуют 3 человека от команды. Нужно быстро одеть спецодежду. Первый человек правильно нарезает ¼ буханки хлеба и красиво укладывает на тарелку (5 баллов). Второй человек нарезает ломтиками  огурец и раскладывает на другой тарелке (5 баллов). Третий человек, используя нарезанные продукты, собирает бутерброды, украшает веточками зелени  и красиво укладывает их на блюде(5 баллов).

Конкурс 5. «В гостях у сказки».

(1 бал за правильный ответ)

  1. Что несла бабушке красная шапочка? (пирожки и горшочек масла)
  2. Что больше всего любил Карлсон? (варенье и печенье)
  3. Где баба взяла муку на колобка? (по амбару помела, по сусекам поскребла)
  4. Из чего фея сделала карету Золушке? (тыквы)
  5. Как погиб царь в Коньке – Горбунке? (сварился в молоке)
  6. Чем Фатима смазала мерку Али – Бабы? (медом)
  7. Что топтала кобылица в Коньке - Горбунке? (пшеницу)
  8. Как звали графа – мальчика из «Чипполино»? ( Вишенка)

Конкурс 6.        Конкурс «Доскажи поговорку». – 1 бал за правильный ответ.

•        Щи да каша… (пища наша)

•        Сапоги … просят (каши)

•        Седьмая вода на …(Киселе)

•        … маслом не испортишь (кашу)

•        Первый … комом (блин)

7.Конкурс «Техника безопасности».

(5 баллов)

Ведущий. При работе на кухне необходимо соблюдать правила техники безопасности. Об этом нам расскажут в своём домашнем задании наши участницы.

(Выступления команд).

8. Конкурс «Хозяюшка».

(10 баллов)

Ведущий. Все знают, что женщина из ничего может сделать шляпку,  скандал  и … приготовить салат.  Наши участницы приготовят салат по своему рецепту. Оценивается оригинальность рецепта, вкусовые качества, выбор продуктов с точки зрения здорового образа жизни, оформление салата и соблюдение правил техники безопасности при работе.

(Требования: приготовление блюда должно занимать немного времени, блюдо должно быть несложным в приготовлении).

Команды приступают к выполнению работы, а на доске вывешивают свой рецепт салата, оформленный на формате А3. Готовое блюдо команды преподнося на суд жюри.

9.Конкурс болельщиков (если проводится внеклассное мероприятие).

Ведущий. Пока наши команды заняты приготовлением блюда, болельщики могут отгадать загадки.

Загадки.        Всех кормлю с охотою, а сама безротая.

В воде родится,

А воды боится.

 (Соль)

Я бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал.

(Сахар)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Картофель)

Я, красавица-девица, зелена косица.

И собою я горжусь! Во все блюда я гожусь!

Я для супа и для щей, для салата и борщей,

В пироги и винегрет, и крольчатам на обед.

(Морковь)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня!

(Тесто)        (ложка)

Из-под шапки пар валит, в животе вода кипит.

(самовар)

Она бывает глубока, она бывает мелка, однако это не река, зовут её …(тарелка).

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.

(арбуз)

        

Ведущий. Изменив всего лишь одно или два слова, верните пословица и поговоркам их прежнее звучание.

•        Одна голова хорошо, а две  - некрасиво. (Одна голова хорошо, а две лучше).

•        Ни кола, ни двойки.  ( Ни кола, ни двора).

•        Труд человека кормит, а лень спаивает.  (Труд человека кормит, а лень портит).

•        Кто мало говорит, тот много съедает.  (Кто мало говорит, тот много делает).

•        Скучен день до вечера, коли делать уроки.   (Скучен день  до вечера, коли делать нечего).

•        Землю красит Солнце, а человека парикмахер.  (Землю красит Солнце, а человека труд).  

        

10.Конкурс «Чёрный ящик»

(по 3 балла за правильный ответ)

•        Овощ, который в старину использовали для наказания ленивых учеников (горох).

•        Несъедобный предмет, без которого не обходится ни одно застолье (скатерть).

Ведущий. Наш кулинарный поединок закончился.  Пока жюри подводит итоги, прошу участников дать интервью.

•        Какой конкурс вам больше всего понравился?

•        Какой конкурс был для вас наиболее трудным?

Слово предоставляется жюри (объявляет результаты конкурсов и победителей).

Награждение команд.

Приложение №1

Команда «Поварята»

Девиз: Наш девиз всего три слова: «Поварята – это клёво!»

Домашнее задание.

Частушки.

Есть у ножниц два конца,

Гвоздик есть и два кольца.

Не проткнуть, чтоб мне живот,

Дай их кольцами вперёд!

Спички – это не игрушки,

Знают все мои подружки,

Знают все мои друзья,

Что с огнём играть нельзя!

С электричеством нам жить

Весело, прекрасно!

Но вот нос в него совать

Страшно и опасно!

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Команда «Ягодки».

Девиз: Сытный завтрак, обед и ужин!

            Рецепт от «Ягодок» вам нужен!

Домашнее задание.

Стихи.

Я спичек коробок нашёл

И высыпал его на стол,

Хотел устроить фейерверк -

 Всё полыхнуло, свет померк!

Не помню больше ничего!

Лишь пламя жжёт меня всего!

Я слышу крики, шум воды.

Как много от огня беды!

Сценка.

На кухне газ у нас горит

Меня он манит как магнит.

Как мама, я хочу уметь

Все ручки на плите вертеть,

И спички ловко зажигать,

И газ включать и выключать!

Но мама строго мне сказала:

- К плите чтоб руки не совала!

Опасно это так и знай!

Пока за мной понаблюдай,

Учись на кухне помогать

Посуду мыть и вытирать.

А к газу ты не подходи –

Сперва немного подрасти!

Стихи.

На себя не проливай

Суп горячий или чай!

Осторожна будь, когда

Горяча твоя еда!

Ешь спокойно, не вертись,

Над тарелкой не крутись!

Нужно друзья, за здоровьем следить!

И потому полагается мыть

Фрукты и овощи перед едой

Чисто и тщательно тёплой водой.

Чтоб не тревожить врачей – докторов

Смоешь микробов и будешь здоров! 

Мытое яблоко ярче блестит

Да и живот от него не болит!

Приложение 2.

Оценивание конкурсов

Название конкурса

Требования

Макс.число баллов

1 команда

2 команда

1

Представление команд

Название команды, девиз, эмблема, форма команды,

5

2

Разминка

Правильный ответ на вопрос

5

3

Готовим винегрет

Правильный выбор  продуктов, время.

9

4

Красивый бутерброд

Правильность нарезки продукта, как продукт уложен на тарелке, оформление бутерброда, время.

15

5

В гостях у сказки

Правильный ответ

4

6

Доскажи поговорку

Правильный ответ

3

7

Техника безопасности

Домашнее задание: стихи, частушки или сценка.

5

8

Хозяюшка

Время приготовления, вкусовые качества, оформление, соблюдение гигиенических требований и техники безопасности при работе, оформление рецепта на формате А4, выбор продуктов с точки зрения здорового образа жизни.

10

9

Конкурс болельщиков

Правильный ответ

7

10

Чёрный ящик

Правильный ответ

3

ИТОГО:

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Своя игра" по ПДД для 5 класса

Игра выполнена в упрощенной форме, по шаблону, дети могут играть командами...

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Методическая разработка "Кулинарное путешествие по Италии" для учащихся 5-х классов.

Методическая разработка к общероссийскому конкурсу "Разговор о правильном питании" ."Кулинарное путешествие по Италии" для учащихся 5-х классов...

Презентация к уроку-игре СВОЯ ИГРА по теме Кулинария.7.класс.

Презентация для урока-игры по теме кулинария для 7 класса с применением эффектов анимации. Выбрав вопрос в таблице на слайде 2, вы попадаете на слайд с вопросом. После ответа детей по щелчку мыши можн...

А. И. Куприн "Поединок" Урок, презентация

Урок по повести А. И. Куприна "Поединок" и презентация к уроку....

«Кулинарное царство» Профи-шоу между учащимися 6-7 классов.

«Кулинарное царство» Профи-шоу между учащимися 6-7 классов школы 8 видаВыполнила: Бушкова Людмила Ивановна, учитель технологии...

Кулинарные секреты. Контроль знаний в форме телеигры "Своя игра" по разделу "Кулинария" 5 класс

Контрольно - обобщающий урок по кулинарии в 5 классе в форме игры - викторины "Своя игра". Номинации: Физиология питания. Овощи.  Крупа. Напитки. Загадки и поговорки...