Методические рекомендации по изучению и воссозданию (реконструкции) народного костюма в школе
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме
Цель данных « Методических рекомендаций…»:
Практическая помощь учителям и педагогам дополнительного образования в организации проектной деятельности учащихся, при изучении этнокультурного компонента технологического образования в реализации новых ФГОС.
Основные задачи по данным «Методическим рекомендациям» сводятся к следующему:
- собрать, обобщить методический материал по изучению и воссозданию (реконструкции) народного костюма в школе;
- обеспечить подготовку учащихся для выполнения проектного исследования в области воссоздания (реконструкции) народного костюма.
Предлагаемые «Методические рекомендации…» систематизированы в электронный учебник, созданный с помощью программы CD Shell, учитывают новые условия преподавания технологического образования, в котором большое место уделяется включению в содержание технологического образования краеведческого материала, необходимого при изучении этнокультурного компонента технологического образования в реализации новых ФГОС.
В качестве дидактических материалов предлагаются методический материал «Русский народный костюм», видеофильмы «Страницы истории костюма в России», «Народный костюм Белгородской области», исследовательские проекты учащихся.
С помощью данных методических рекомендаций учителя имеют возможность научить школьников пользоваться справочной литературой, искать и комбинировать информацию из различных представленных источников по народному костюму для воплощения его в материале, то есть формировать метапредметные умения, предусмотренные ФГОС нового поколения.
Литература:
- Р.М. Кирсанова «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок». М.-С-П.,2006
- Ф.М. Пармон. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – М.: Легпромбытиздат,1994
- Русские платки и шали. Сокровища Государственного исторического музея.
- Ф.М. Пармон. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1997
- Н.М. Калашникова. Народный костюм. – М.: Сварог и К, 2002
- Русский лубок XVII-XIX вв. - М.-Ленинград, ГИИИ, 1962
- Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. - С-П.: Искусство-СПБ., 2006
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii.doc | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
Хамитулина М.А, учитель технологии
МБОУ «СОШ №45 г.Белгорода»
Методические рекомендации
по изучению и воссозданию (реконструкции)
народного костюма в школе
“Слава и мой низкий поклон безымянным
русским женщинам прошлых времен,
которые из поколения в поколение,
из века в век создавали, шлифовали и несли
в будущее неповторимую красоту, свое искусство,
название которому “русский народный костюм”.
Он является сегодня гордостью национальной культуры”.
Ф.М. Пармон
В свете современных требований к образованию в документах, регламентирующих образовательную политику государства (Закон «Об образовании РФ», Национальная Образовательная инициатива «Наша новая школа» ФГОС нового поколения) даётся установка на подготовку ученика, обладающего опытом творческой деятельности, способного осмысленно, творчески и продуктивно реализовывать накопленные знания в практике. Применительно к образовательной области «Технология», понятие «творчество», «творческая деятельность» «художественное творчество» мы понимаем как выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в доступных для учащихся художественных формах и видах предметно-практической деятельности. В их число входят декоративное ткачество, бисероплетение, макраме, художественная вышивка, художественно-прикладные работы с тканью, кожей, камнем, глиной и другими природными материалами. И все эти виды деятельности активно используются педагогами в технологическом образовании. На наш взгляд, именно эти возможности предмета «Технология» можно использовать для того чтобы выполнить требования стандартов нового поколения в отношении технологического образования.
Такого уникального разнообразия народных промыслов как в России, нет ни в одной стране мира. Среди них видное место занимают народные промыслы и ремёсла Белгородской области. Много лет в области проводиться работа по приобщению детей к народному творчеству. Особое место в этом отводиться внеурочной деятельности и урокам технологии. Организация экспериментальной работы в школе, способствовала внедрению этнокультурного компонента в технологическое образование школьников. Ещё в 1999 г. нами была составлена программа факультативного курса «Истоки народных промыслов» цель, которой - углубленное изучение учащимися 8 классов основ русской культуры - наших традиций, обрядов, фольклора, ремесел, их ориентация на труд в сфере народных промыслов. Опыт работы по данной программе показал заинтересованность школьников, их стремление изучить народный костюм Белгородской области. В последующие годы это направление школы приобрело ещё большую актуальность, возникла потребность в моделировании технологического образования средствами краеведения. Составлены адаптированные рабочие программы, по которым в течение 3 лет обучаются учащиеся. Особого внимания заслуживает проектно-исследовательская деятельность по изучению, сохранению, воссозданию и популяризации традиционного народного костюма Белгородской области в работе с одарёнными детьми.
Tемa нaрoднoгo кoстюмa являeтся oднoй из сaмыx oбшиpныx и важных в истории pyсскoгo кoстюмa, тaк кaк дaёт возможность ознакомить шкoльникoв с истopиeй рyсскoгo нapoдa, егo бытoм, тpaдициями и oбpядaми, пpиклaдными pемеслaми, бьrтoвaвшими у наших пpeдкoв. B пpoцессе изyчения и пoслeдyющей pекoнстрyкции c цeлью бoлee дoстoвepнoгo и тoчнoгo сoздaния, элементoв нapoднoгo кoстюм, следует oпиpaться нa этнoгpaфический, истopичeский и иллюстративный материал. Большое значение имеет работа с первоисточником – подлинниками народного костюма. Рекомендую просмотр видеофильмов: «Страницы истории костюма в России» (из фондов Санкт-Петербургского музея), «Народный костюм Белгородской области», «Музейный урок – Традиционная женская одежда Белгородской области», видеофрагментов «Представление ГУК «Музей народной культуры»; фотографии и буклеты экспозиции музея народной культуры.
Как воссоздать, или реконструировать традиционный народный костюм в школьных условиях, в том числе и на уроках технологии? Наиболее интересен крестьянский костюм как основа традиционного костюма. При работе с учащимися можно пойти двумя путями: реконструировать народный костюм, максимально приближенный к историческому оригиналу или подлиннику, и создать сценический костюм - образ.
Основными целями реконструкции народных костюмов являются: выработка методики работы с источниками (подлинники-костюмы, музейные экспонаты, картины художников, фотографии, исследования искусствоведов, специальная литература, исторические описания, карточки описания музейных экспонатов); выявление наиболее характерных элементов костюма каждого региона; реконструкция композиций костюмов - комплексов по регионам, характерных для данной местности.
Особенностью реконструкции любого исторического костюма, в том числе и традиционного русского, являются критерии соответствия подлиннику: по силуэтной форме костюма, по конструкции костюма, по пропорциям, по цветовому решению; по декору; по подбору материалов, приближенным к существующим ранее по цвету и другим качествам, и связи их с конструкцией; по составным элементам ансамбля.
Создание сценического костюма отличается от реконструкции костюма. Сценический костюм часто выполняется образно в соответствии с образом роли, может быть также представлен цветовым пятном на сцене, не носить точной конструкции и материалов.
Конечно, понятно, что изменилось производство материалов (прядение, ткачество, отделка материалов) и красителей, декора и оборудования для пошива. Поэтому при реконструкции костюма следует исходить из выше указанных критериев. И главной задачей при этом будет воссоздание костюма - образа.
Участие школьников в творческом процессе по воссозданию народного костюма позволяет изучить и сохранить традиции мастерства наших предков.
При работе по воссозданию народного костюма, опираясь на подлинники, совсем не обязательно копировать все технологии, использовавшиеся в создании народного костюма нашими предками. Следует обязательно сохранить форму и пропорции костюма, не может быть просто другим или просто случайным цвет материалов, желательно использовать натуральные, льняные, хлопковые, шерстяные ткани. В настоящее время в магазинах имеется большое разнообразие кружев, лент и тесьмы различной ширины, плетения, цвета и фактуры. Ими можно заменить техники всех видов вышивки, кружевоплетения, золотного шитья, бисерной вышивки по ткани, которые использовали ранее при шитье народного костюма.
В программу по технологии включены вышивка, вязание, в некоторых школах учителя занимаются с учащимися кружевоплетением. Все эти техники можно использовать в костюмах. Школьники, опираясь на знания, литературные источники и подлинники народных костюмов из музеев, могут в проектной деятельности самостоятельно под руководством учителя воссоздать народный костюм - образ, как вещь для ношения (танец, театр, песенное творчество, реконструкция праздников и обрядов народа) и образ старины (костюм-экспонат школьного музея).
Для более глубокого изучения народного костюма и подготовки учащихся к участию в выставках, конкурсах, научно-практических конференциях и фестивалях необходимо использовать часы, предусмотренные на внеурочную деятельность. Для дополнительного образования нами разработана программа «Народный костюм Белгородской области», рассчитанный на 1 год обучения (34 часа) учащихся 8 классов.
В цели и задачи курса входит ознакомление учащихся с народной культурой Белгородской области, с художественными промыслами Белгородской области, традиционным народным костюмом, закрепление навыков конструирования, приёмов работы с тканью; обучение воссозданию (реконструкции) народного костюма – образа; развитие способностей; воспитание уважения к народным мастерам, интересам к прикладным видам деятельности. Программа дает возможность учащимся, изучить особенности костюма Белгородской области, попробовать воссоздать народный костюм, указать его назначение. Программа может быть реализована и как этнокультурный компонент в технологическом образовании школьников.
Методический материал «Русский народный костюм», поможет учащимся ориентироваться в видах народного костюма Белгородской области и самостоятельно под руководством учителя технологии или педагога дополнительного образования воссоздать костюм- образ.
Цель данных « Методических рекомендаций…»:
Практическая помощь учителям и педагогам дополнительного образования в организации проектной деятельности учащихся, при изучении этнокультурного компонента технологического образования в реализации новых ФГОС.
Основные задачи по данным «Методическим рекомендациям» сводятся к следующему:
- собрать, обобщить методический материал по изучению и воссозданию (реконструкции) народного костюма в школе;
- обеспечить подготовку учащихся для выполнения проектного исследования в области воссоздания (реконструкции) народного костюма.
Предлагаемые «Методические рекомендации…» систематизированы в электронный учебник, созданный с помощью программы CD Shell, учитывают новые условия преподавания технологического образования, в котором большое место уделяется включению в содержание технологического образования краеведческого материала, необходимого при изучении этнокультурного компонента технологического образования в реализации новых ФГОС.
В качестве дидактических материалов предлагаются методический материал «Русский народный костюм», видеофильмы «Страницы истории костюма в России», «Народный костюм Белгородской области», исследовательские проекты учащихся.
С помощью данных методических рекомендаций учителя имеют возможность научить школьников пользоваться справочной литературой, искать и комбинировать информацию из различных представленных источников по народному костюму для воплощения его в материале, то есть формировать метапредметные умения, предусмотренные ФГОС нового поколения.
Литература:
- Р.М. Кирсанова «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок». М.-С-П.,2006
- Ф.М. Пармон. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – М.: Легпромбытиздат,1994
- Русские платки и шали. Сокровища Государственного исторического музея.
- Ф.М. Пармон. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1997
- Н.М. Калашникова. Народный костюм. – М.: Сварог и К, 2002
- Русский лубок XVII-XIX вв. - М.-Ленинград, ГИИИ, 1962
- Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. - С-П.: Искусство-СПБ., 2006
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45 г.БЕЛГОРОДА»
«Согласовано» Руководитель кафедры учителей эстетического цикла _______Хамитулина М.А. Протокол № _1__ от «__30__»_августа_2010 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ №45 г. Белгорода» __________Сухорукова Е.Ю. «__30__»__августа__2010 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №45 г.Белгорода» ___________ Бугаёва Л.И. Приказ №__297_______ от «_1»__сентября_ 2010 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Народный костюм Белгородской области"
( с краеведческой направленностью)
для 8 класса
общеобразовательного учреждения
(базовый уровень)
на 2010-2011 учебный год
Составитель: Хамитулина Марина Александровна,
учитель технологии
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол №1 от «30» августа 2010г.
2011 год
ПРОГРАММА
«Народный костюм Белгородской области"
Пояснительная записка
“Слава и мой низкий поклон безымянным
русским женщинам прошлых времен,
которые из поколения в поколение,
из века в век создавали, шлифовали и несли
в будущее неповторимую красоту, свое искусство,
название которому “русский народный костюм”.
Он является сегодня гордостью национальной культуры”.
Ф.М. Пармон
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Развитие современного общества обусловлено уровнем его отношения к культуре. Введение в культуру как осуществление социального наследования - важнейшая функция, смысл образования. Причем культура представляется не как линейный процесс необратимой временной последовательности, а как система, в которой существует прошлое, настоящее и будущее.
Народная культура донесла до нас древние традиции, которые не должны быть забыты. Но культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается новым временем и новым поколением, вступает в несколько изменившиеся исторические условия.
Изучение культурно-бытовых традиций, традиций народных промыслов и декоративно-прикладного искусства Белгородской земли на уроках технологии содержит в себе исключительную возможность интеграции предметно-практического и художественно-эстетического аспектов деятельности учащихся. Отточенные поколениями народные традиции становятся основой нового восприятия современности. Культура труда не перенимается, а формируется, передается из поколения в поколение, чем и сильны традиции в системе культурных отношений.
При изучении культурно-бытовых традиций на уроках технологии необходимо решить задачу органичного соединения в технологическом обучении на основе декоративно-прикладного искусства двух видов художественной активности учащихся: восприятия искусства (потребления) и овладения навыками (производства).
Для более глубокого изучения народного костюма и подготовки учащихся к участию в выставках, конкурсах, научно-практических конференциях и фестивалях необходимо использовать часы, предусмотренные на внеурочную деятельность.
Данный курс предполагает знакомство учащихся с народной культурой Белгородской области, с художественными промыслами Белгородской области, традиционным народным костюмом, закрепление навыков конструирования, приёмов работы с тканью; обучение воссозданию (реконструкции) народного костюма – образа; развитие способностей; воспитание уважения к народным мастерам, интересам к прикладным видам деятельности.
Программа дает возможность учащимся, изучить особенности костюма Белгородской области, попробовать воссоздать народный костюм, указать его назначение.
Программа может быть реализована и как этнокультурный компонент в технологическом образовании школьников.
Методика преподавания учебного курса.
Так как структурно курс обязательно состоит из модулей, то каждый модуль предваряет мини-лекция. Отводимое на нее время зависит от специфики коллектива, с которым работает учитель, от целей и задач занятия, от количества теоретического материала, который доводится до сведения обучаемых. После лекции проводятся практические занятия. Завершает модуль отчетное занятие, где учащиеся либо предоставляют разработанный проект, либо набор практических и творческих заданий. Общим итогом всего курса должна стать выполненная и оформленная работа, позволяющая учителю сделать вывод об успешности усвоения обучаемым материала курса.
Ведущее место в обучении на занятиях данного курса принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, задачами развития и социализации личности.
Основными приоритетными методиками изучения содержания программы являются:
- междисциплинарная интеграция;
- обучение на основе опыта и сотрудничества;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, метод проектов);
- личностно-деятельностный и субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Структура проведения занятий, формы и методы обучения по программе курса «Народный костюм Белгородской области», тесно связаны с его направленностью. Это могут быть учебные лекции, практикумы, экскурсии т.д.
При организации занятий особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся: выполнение проекта (готовое изделие), подготовка презентации, организация выставки.
В рамках реализации профильной подготовки меняется роль учителя. Главная функция учителя в преподавании курса – организация совместной деятельности с учащимися, направленной на достижение общей образовательной цели.
Учитель на занятиях по курсу – эксперт и консультант при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий; координатор и консультант при выполнении учебного проекта.
Особое место в преподавании курса принадлежит информационно-коммуникативным технологиям.
На одних занятиях используется мультимедийное оборудование, которое выступает средством обучения, в других – средством оформления учащимися полученных результатов (презентаций), в-третьих – средством проведения исследования при выполнении творческих работ и т.д.
Цели курса:
- сформировать целостное восприятие традиционного народного костюма и декоративно-прикладного творчества как части культуры народа;
- расширить знания учащихся о народных и декоративно-прикладных промыслах Белгородской области, изучая традиции края;
- развить интерес к народному искусству и декоративно-прикладному творчеству Белгородской области;
- обучить учащихся навыкам и приемам традиционной обработки материалов;
- изучить и сохранить традиции мастерства наших предков;
- воспитать любовь, гордость и глубокое уважение к родному краю.
К числу основных задач относятся:
- дать представление о народных промыслах и промышленных зонах Белгородского края;
- познакомить учащихся с историей народного костюма, его назначением, схемами кроя и технологией изготовления;
- закрепить навыки конструирования, моделирования и приёмов работы с тканью;
- изучить и воссоздать образ элемента комплекса народного костюма Белгородской области;
- способствовать развитию воображения, творчества, художественного и эстетического вкуса, активизировать мыслительные процессы, побуждать желание самостоятельного воплощения своих идей.
Задачи программы
Познавательная: развить познавательный интерес учащихся, включив их в деятельность по освоению традиции мастерства наших предков.
Развивающая: развить личность учащихся, их активность, самостоятельность, умение общаться.
Мотивационная: создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив учащихся в активную деятельность по освоению традиции мастерства наших предков.
Обучающая: сформировать знания о художественных народных промыслах, традиционном народном костюме, его функциональном назначении; освоить следующие навыки предметной деятельности:
- безопасное и правильное использование инструментов и приспособлений;
- владение приёмами работы с тканью;
- владение различными видами декоративной работы (аппликация, вышивка);
- выполнение приёмов традиционной обработки материалов и различных видов декоративных работ.
Эстетическая: воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.
Курс предназначен для «девочек», учащихся 8 классов общеобразовательных школ. Срок реализации 1 год (по 1 часу в неделю). Всего 35 часов.
Предполагаемый результат:
Творческие задания и исследовательские проекты в процессе изучения курса должны вызвать заинтересованность и увлечение традициями мастерства наших предков, желание воссоздать народный костюм- образ, чтобы внести свою лепту в историю развития промыслов Белгородского края.
Основные принципы обучения:
- адаптивность;
- сотворчество и ответственность;
- индивидуализация и дифференциация;
- доброжелательность и достоинство;
- природосообразность и учет возрастных особенностей.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.
Формы и методы.
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, образцов, буклетов, фотографий, видеофильмов;
- Нестандартным: музейный урок, урок-семинар, выставка-презентация, экскурсия.
Дидактический материал.
- Книжные издания, журналы, интернет-ресурсы;
- Методический материал с описанием техники кроя и порядка изготовления элементов народного костюма;
- Чертежи, схемы, фотографии, образцы подлинных изделий;
- Видеофильмы.
Ожидаемые результаты.
По окончании курса обучения учащиеся будут:
ЗНАТЬ:
- историю возникновения и развития народных промыслов Белгородской области;
- историю развития костюма;
- истоки художественной символики орнамента;
- ткани используемые в национальной одежде;
- старинные женские украшения;
- виды головных уборов, как элемента народного костюма;
- народный костюм Белгородской области и его назначение;
- схемы кроя элементов народного костюма;
- основные приемы работы с тканью;
- приемы декорирования ткани;
- правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
УМЕТЬ:
- графически и композиционно грамотно и эстетично выполнять зарисовки орнамента, характерного для Белгородской области;
- грамотно и эстетично оформлять альбом «Вышивальные мотивы Белгородской области»;
- изготавливать народные женские украшения и головные уборы;
- проектировать и воссоздавать (реконструкция) элементы народной одежды;
- использовать изготовленные изделия для выполнения проектного исследования с публичной защитой;
- безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами.
СТАНУТ:
- способными к поиску знания, постановке и решению проблем, рефлексии;
- гибкими, терпеливыми, толерантными, восприимчивыми к другим.
ПОЗНАКОМЯТСЯ:
- с профессиями «швея-ручница», «вышивальщица».
Система контроля и оценивания освоения программы учебного курса
Вопрос оценивания результатов деятельности учащихся по освоению учебных курсов большинство исследователей предпочитает обходить стороной. Ими в основном говорится, что обучаемые должны при поддержке учителя самостоятельно строить свою деятельность и хорошим средством этому служит проектная работа. Реализуемая в групповой форме или индивидуально. При проектной деятельности преобладает качественная оценка результатов.
По нашему мнению нельзя отказываться от системного подхода к оцениванию результатов освоения учебных курсов, чтобы не принижать их значимость по сравнению с программами основных образовательных дисциплин учебного плана.
На наш взгляд, при изучении материала должны присутствовать четыре вида контроля достижений:
- предварительный
- текущий
- повторительный
- итоговый.
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки:
- текущий контроль достижений учащихся осуществляется в баллах.
- Промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся осуществляется в форме «зачтено»/ «незачтено».
Методы контроля текущей успеваемости учащихся.
Оценка при контроле за текущей успеваемостью используется в качестве инструмента положительной мотивации, своевременной коррекции работы учащихся. С целью организации текущего контроля за успеваемостью используются:
- наблюдение за активностью на занятиях;
- беседа с учащимися;
- анализ творческих, исследовательских работ;
- результаты выполнения диагностических заданий;
- бальная оценка.
Методы итогового контроля.
Итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по мере завершения его изучения
- с помощью специальной зачетной работы (защита проекта).
- По совокупности самостоятельно выполненных учащимися работ (отчеты об исследовании)
- По наличию документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы)
Формы контроля:
- Текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам);
- Тематический контроль;
- Обобщающий контроль в форме презентации продукта проектной деятельности.
О результативности освоения курса «Народный костюм Белгородской области" свидетельствуют такие показатели учащихся: победы и призовые места в конкурсах, выставках, научно-практических конференциях и фестивалях муниципального, регионального уровней.
Мы считаем, что после завершения учеником курса, он должен получить от учителя качественную характеристику, в которой будут описаны его достижения и пути коррекционной работы. В процессе изучения программы учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории с целью дальнейшего обучения по выбранному профилю и успешной профессиональной карьеры по его окончанию.
Программное содержание и планирование учебного курса
№ занятия | Тема раздела или урока | Цели занятия | Теоретические сведения | Практическая работа | Краеведение | Форма организации занятий | Форма контроля | Кол-во часов | Примечания | |
т. | п. | |||||||||
1. | Введение. | 1. Познакомить с целями и задачами курса. 2. Дать общие сведения о народных промыслах и ремеслах в России. 3. Повторить правила санитарии, техники безопасности и гигиены. | 1. Цели и задачи курса. 2. Общие сведения о ремеслах. 3. Народные промыслы и ремесла России. 4. Правила техники безопасности, санитарии и гигиены. 5. Общие сведения об инструментах и приспособлениях. | 1. Изучение инструкций по технике безопасности, санитарии и гигиене. 2. Ознакомление с организацией рабочего места. 3. Знакомство с литературой | 1. Народные промыслы и ремесла Белгородской области. 2. Экскурс по музеям Белгородчины. | лекция | 1 | - | Литература: 1. Шатерникова Н.И., Басаргина А.А. и др. «Мир традиций». Выпуск 2. Белгород, ГУК Белгородский государственный музей народной культуры, 2006. 2. Ботова С.И. и др. «Рукотворная краса земли белгородской»: учебно-методическое пособие. Белгород, 2000. 3. Батурина Г.И. и др. «Нравственное воспитание школьников на народных традициях». М., Народное образование, 2002. | |
2-3. | История возникновения и развития народных промыслов. | 1. Воспитать уважение к истории и традициям своего народа. 2. Познакомить с видами народных промыслов Белгородской области. | 1. Сведения истории возникновения и развития народных промыслов России и Белгородчины. 2. Крестьянские и городские промыслы. 3. Характерные черты промыслов Белгородчины. | 1. Знакомство с промыслами Белгородчины. 2. Экскурсия в школьный музей. | Народные промыслы Белгородской области. Просмотр фильма «Представление ГУК «Музея народной культуры» | экскурсия по школьному музею | составление библиографического списка первоисточников | 1 | 1 | |
4-5. | История развития костюма. | Познакомить учащихся с историей развития костюма | 1. История создания костюма. 2. Внешний вид, изготовление, отношение к одежде. 3. Повседневная и праздничная, сельская и городская одежда. | Ответы на вопросы к фильму «История создания одежды». | Знакомство с проектными работами учащихся прошлых лет | Просмотр фильма «История создания одежды». | карточка-задание | 1 | 1 | |
6-8. | Экскурсия в музей народной культуры. | 1. Познакомить учащихся с экспонатами музея. 2. Познакомить учащихся с русской народной одеждой. 3. Защита доклада (урок-семинар). | 1. Экскурсия по музею, знакомство с экспонатами. 2. Урок «Русская народная одежда». 3. Защита доклада (урок-семинар). | Отчет по результатам экскурсии (доклады на тему: женская народная одежда, мужская народная одежда, народные промыслы и ремесла Белгородской области). | Экскурсия в музей народной культуры. | музейный урок «Русская народная одежда». Урок-семинар. | Защита доклада | 2 | 1 | |
9. | Поэзия народного костюма. | 1.Познакомить с особенностями женского, мужского костюма. 2.Знакомство с композицией костюмов-комплексов по регионам Белгородской области | Традиционная женская и мужская одежда, характерные особенности. | Анализ женской и мужской народной одежды. | Женская и мужская народная одежда Белгородской области. | Просмотр фильма «Народный костюм Белгородской области». | тест на знание темы | 1 | - | Литература: 4. Пономарев П.Д.. «Народный костюм Воронежской губернии». Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1994. 5. Зотова И.П. «Народный костюм». Белгород, «Истоки», 2005. 6. Жиров И.С. «Народная художественная культура Белгородчины». Белгород, Белгородская областная типография, 2000. 1. Шатерникова Н.И., Басаргина А.А. и др. «Мир традиций». Выпуск 2. Белгород, ГУК Белгородский государственный музей народной культуры, 2006.
|
10. | Понятие орнамента, его виды. | 1. Познакомить с понятием орнамент, орнаментальная композиция, мотивы. 2.Возможности использования компьютера в составлении композиции вышивки. 3. Повторить типы орнаментов. | 1. Орнамент, характерный для Белгородской области. 2. Понятие орнаментальной композиции, орнаментальных мотивов. 3. Типы орнаментов. | Характерные особенности орнамента Белгородской области (зарисовки, иллюстрации). | Орнамент, характерный для Белгородской области. | лекция, практическая работа | обсуждение результатов практической работы | 1 | - | |
11-12. | Истоки художественной символики орнамента. | 1. Познакомить учащихся с мифологическими преданиями. 2. Познакомить с художественными символами орнамента на изделиях народных промыслов. 3. Виды орнамента и его расшифровка. | 1. Понятие «мифология». 2. Художественные символы орнамента. 3. Виды орнамента. 4. Чтение орнамента. | Чтение по образцу вышивального орнамента Белгородской области. | Оформление альбома «Вышивальные мотивы Белгородской области». | лекция, практическая работа | обсуждение результатов практической работы | 1 | 1 | |
13-14. | Ткани в национальной одежде | 1.Традиции ткачества. 2.Познакомить с тканями, применяемыми в народной одежде. | 1.Традиции ткачества. 2.Ткани и художественное оформление. | Оформление дизайн-листов «Ткани и их назначение в народном костюме Белгородской области» | Характерные цветовые особенности тканей в народных костюмах Белгородской области | лекция, практическая работа | обсуждение результатов практической работы | 1 | 1 | |
Литература: 7. Кротова Е.В. Экспедиционная тетрадь № 1. Белгородский государственный центр народного творчества. Белгород, 1997. 8. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. «Русский народный свадебный костюм: из собрания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника». СПб., «Культура и традиции», 2003. | ||||||||||
15-17. | Старинные женские украшения. | 1. Знакомство со старинными женскими украшениями. 2. Материалы для украшений. | 1. Старинные русские украшения. 2. Виды украшений. 3. Материалы, используемые для украшений. | Изготовление народного украшения. | Виды украшений женского народного костюма Белгородчины. | лекция, практическая работа | обсуждение результатов практической работы | 1 | 2 | |
18-20. | Головные уборы – важнейший элемент народного костюма. | Знакомство с женским головным убором. | 1. Виды головных уборов. 2. Отличие женского головного убора от девичьего. | Изготовление шапочки «сорока» (по инструкционной карте). | Старинные головные уборы Белгородской области. | лекция, практическая работа | обсуждение результатов практической работы | 1 | 2 | |
21-34. | Проектирование и воссоздание (реконструкция) элемента народной одежды. | 1. Создание образа костюма. 2. Знакомство с кроем народной одежды. 3. Подготовка ткани к раскрою и раскрой деталей. 4.Технологическая последовательность воссоздания костюма. 5. Обработка и соединение деталей. 6.Отделка костюма-образа. 7.Изготовление аксессуаров. 8. Разработка и выполнение учебного проекта | 1. Изготовление выкройки. 2. Раскрой изделия. 3. Планирование изготовления. 4. Поузловая обработка. 5. Изготовление изделия и расчет его стоимости. 6. Оформление изделия вышивкой и отделочными элементами. | Воссоздание (реконструкция) женской народной рубахи, оформление вышивкой. Воссоздание (реконструкция) сарафана. Воссоздание (реконструкция) поневы. ( по выбору) | Воссоздание (реконструкция) народного костюма Белгородской области | выполнение учебного проекта | защита учебного проекта | - | 13 | Литература: 9. «Тайны старинного ремесла»/ Управление культуры Белгородской области ГУК «Белгородский государственный музей народной культуры», Белгород, «Константа», 2007г. |
35. | Творческий отчёт с подготовкой выставки | 1 |
Итого: 35 часов
Литература (для учителя).
1. Шатерникова Н.И., Басаргина А.А. и др. «Мир традиций». Выпуск 2. Белгород, ГУК Белгородский государственный музей народной культуры, 2006.
2. Ботова С.И. и др. «Рукотворная краса земли белгородской»: учебно-методическое пособие, Белгород, 2000.
3. Батурина Г.И. и др. «Нравственное воспитание школьников на народных традициях». М., Народное образование, 2002.
4. Пономарев П.Д.. «Народный костюм Воронежской губернии». Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1994.
5. Зотова И.П. «Народный костюм». Белгород, «Истоки», 2005.
6. Жиров И.С. «Народная художественная культура Белгородчины». Белгород, Белгородская областная типография, 2000.
7. Кротова Е.В. Экспедиционная тетрадь № 1. Белгородский государственный центр народного творчества. Белгород, 1997.
8. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. «Русский народный свадебный костюм: из собрания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника». СПб., «Культура и традиции», 2003.
Литература (для учащихся).
1. Шатерникова Н.И., Басаргина А.А. и др. «Мир традиций». Выпуск 2. Белгород, ГУК Белгородский государственный музей народной культуры, 2006.
2. Ботова С.И. и др. «Рукотворная краса земли белгородской»: учебно-методическое пособие, Белгород, 2000.
3. «Тайны старинного ремесла»/ Управление культуры Белгородской области ГУК «Белгородский государственный музей народной культуры», Белгород, «Константа», 2007г.
Примерный контрольный лист проекта.
Поисково - исследовательский этап | |
Поиск проблемы | Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное. |
Осознание проблемной | Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них (или формулируют сами). Учитель выступает в роли консультанта. |
Первое мини – исследование: выявление конкретной потребности. | Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк данных и предложений. Книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определенных изделиях или услугах, проводят мини – маркетинговое исследование, оценивают свои интеллектуальные и материальные возможности. |
Определение конкретной задачи и ее формулировка | Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта. |
Установление основных параметров и ограничений | Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами. Учитель делает уточнения. |
Второе мини – исследование: выявление традиций, тенденций, истории. | Учащиеся изучают возможную историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи. |
Третье мини – исследование: построение «звездочки обдумывания» | Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, себестоимость изделия. |
Четвертое мини – исследование: выработка идей, вариантов, альтернатив | Учащиеся записывают возникшие идеи в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов. |
Пятое мини – исследование: анализ и синтез идей, выбор оптимального варианта | Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. |
Выбор материала, построение «звездочки обдумывания» | Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них. |
Выбор инструмента, оборудования | Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования. |
Разработка технологического проекта | Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля. |
Организация рабочего места | Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности. |
Экономическое и экологическое обоснование | Учащиеся подсчитывают себестоимость изделия или услуги, проводят экологическую экспертизу изготовляемого изделия. |
Контроль качества | Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта. |
Технологический этап | |
Выполнение технологических операций | Учащиеся подбирают режим обработки: осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места. |
Заключительный этап | |
Коррекция | Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты. |
Контроль, испытание | Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание. |
Реклама | Учащиеся готовят рекламу, товарный знак изделия, предлагают способы реализации изделий. |
Оформление | Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями. |
Самооценка | Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства. |
Защита проекта | Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы. |
Оценочный лист проектной деятельности учащегося (ПДУ)
№ п/п | Критерии оценки ПДУ | Показатели | Объекты оценивания | Аспекты ПДУ | |||
Про дукт | Процесс | Оформле ние | Защита | ||||
1.1 | Функциональность | Соответствие назначению, возможная сфера использования | Изделие | ||||
1.2 | Эстетичность | Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д. | То же | ||||
1.3 | Эксплутационные качества | Удобство, простота и безопасность использования | То же | ||||
1.4 | Оптимальность | Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности | То же | ||||
1.5 | Экологичность | Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации изделия | То же | ||||
1.6 | Новизна, оригинальность, уникальность | Ранее не существовал, своеобразие, необычность, единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя) | То же | ||||
Итого: | |||||||
2.1 | Актуальность | Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата | Защита проекта Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты) | ||||
2.2 | Проблемность | Наличие и характер проблемы в замысле | Обоснование проблемы в докладе | ||||
2.3 | Технологичность | Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность | Защита проекта Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты) | ||||
2.4 | Соответствие объемам учебного времени | Качественное выполнение проекта в определенные сроки | Пояснительная записка | ||||
2.5 | Экологичность | Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта | То же | ||||
2.6 | Экономичность | Оптимальные затраты на материалы и изготовление | То же | ||||
2.7 | Безопасность | Соблюдение правил техники безопасности | Пояснительная записка, доклад, видеоряд | ||||
2.8 | Содержательность | Информативность, смысловая емкость проекта | Защита проекта Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты) | ||||
2.9 | Разработанность | Глубина проработки темы | Защита проекта Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты) | ||||
2.10 | Завершенность | Законченность работы, доведение до логического окончания | Пояснительная записка | ||||
2.11 | Наличие творческого компонента в процессе проектирования | Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д. | Пояснительная записка, доклад | ||||
2.12 | Самостоятельность | Степень самостоятельности учеников определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю-руководителю ПДУ. | Ответы на вопросы экспертов | ||||
Итого: | |||||||
3.1 | Соответствие стандартам оформления | Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии | Пояснительная записка Видеоряд | ||||
3.2 | Системность | Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда | Пояснительная записка | ||||
3.3 | Лаконичность | Простота и ясность изложения | Пояснительная записка | ||||
3.4 | Аналитичность | Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов | Пояснительная записка | ||||
3.5 | Дизайн | Композиционная целостность текста, продуманная система выделения; художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков | Пояснительная записка, видеоряд | ||||
3.6 | Наглядность | Наличие видеоряда, четкого, доступного для восприятия с учетом расстояния до зрителей | Графики, схемы, макеты и т.п. | ||||
Итого: | |||||||
4.1 | Качество доклада | Системность, композиционная целостность; полнота представления процесса, подходов к решению проблемы; краткость, четкость, ясность формулировок | Процесс защиты проекта Поведение учащего ся- докладчика | ||||
4.2 | Ответы на вопросы | Адекватность ответов поставленным вопросам; аргументированность; полнота, убедительность; содержательность, краткость | Процесс защиты проекта Поведение учащего ся-докладчика | ||||
4.3 | Личностные проявления докладчика | Уверенность, владение собой; настойчивость в отстаивании своей точки зрения; культура речи, поведения. Удержание внимания аудитории; импровизационность, находчивость; эмоциональная окрашенность речи | Процесс защиты проекта Поведение учащего ся- докладчика | ||||
Итого: | |||||||
Всего: |
Методика работы с оценочным листом
Напротив каждого из критериев в графах под общим названием «Аспекты ПДУ» ставится оценочный балл
Он исчисляется так:
- если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере -1 балл;
- при частичном присутствии -0,5 балла;
- если отсутствуют – 0 баллов.
Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделены жирным) и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оценивания. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».
Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе
В данной статье рассматриваются лингвистический и методический аспекты мзучения текста в школе.Необходимость комплексного анализа текста на уроках русского языка и литературы в средней школе осо...
Методическая разработка по теме "Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»"
Методическая разработкаФормирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»...
Методические аспекты изучения темы «Движения» в курсе геометрии основной школы.
Курсовая работа по теме "Методические аспекты изучения темы «Движения» в курсе геометрии основной школы"...
Методические аспекты изучения математической статистики в школе
В данной статье затрагиваются некоторые важные моменты изучения статистики в школе....
Фефилова Т.Ю. Звягина Л.Ю. Простые формы изучения сложных тем в истории костюма (на примере урока-игры «Костюм ханты»)
В статье описывается урок-игра "Апликация" по теме "Костюм ханты". Урок может быть проведен как на уроках истории и КНС, так и во внеурочных занятиях, а также в работе детских лагерей дневного пребыва...
Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена
ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...
Методические рекомендациип к последовательному выполнению сувенира "Ложка"
Методическая разработка предназначена для детей, взрослых и педагогов, владеющих навыками плетения....