Роспись по ткани
методическая разработка по технологии на тему
Эстетическое воспитание школьников на занятиях студии «Роспись по ткани»
Каждый вид занятия по декоративно-прикладному искусству имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника. Очень важно и полезно приобщить наших детей к изучению народных подлинников воспитать в них любовь к народному искусству.
При воспитании творчески развитого человека должен быть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. Посещая студии, дети имеют большие возможности само проявления.
Роспись как вид декоративно-прикладного искусства приобрело в последнее время большую популярность. Также как и в изобразительном искусстве, дети на занятиях студии «Роспись по ткани» учатся видеть прекрасное вокруг себя. В процессе работы дети вспоминают и усовершенствуют знания, умения, навыки которые получили они на уроках изобразительного искусства. Создание картин, различных панно, изделий способствует формированию на основе полученных знаний развитию способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности. На занятиях дети учатся не только различным техникам росписи ткани, но и учатся воспринимать красоту, делится ею, чувствовать. Также развивают навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы.
Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства. Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.
Занятия по росписи развивают умение видеть, наблюдать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником. Каждая техника в той или иной степени развивает у ребенка координацию движений, терпение и усидчивость.
Почти на каждом занятии предоставляется выбор в содержании изобразительных работ в композиции, в подборе цвета или способах изображения, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и творческих способностей.
Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.
Цель эстетического воспитания школьников на занятиях студии «Роспись по ткани - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства. Любая цель не может рассматриваться без задач. Существуют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты, но при этом не теряют главной сути.
- создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.
- формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
- формирование у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".
Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".
Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни..
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роспись по ткани (холодный батик). Тема: "Древний Египет"
Данные занятия можно проводить для детей 8-12 лет по теме «Батик» в общеобразовательных и детских школах искусств....
Роспись по ткани (холодный батик). Тема: "Древний Египет" 2 часть
Продолжение презентации....
Роспись по ткани (холодный батик). Тема: "Древний Египет" 3 часть
Продолжение презентации....
Роспись по ткани (холодный батик). Тема: "Древний Египет" 4 часть
Заключительная часть....
Роспись по ткани. Отчёт о практикуме.
20 декабря 2013 года на базе МОБУ СОШ № 30 (рук. Бобнев В.В.) состоялся обучающий семинар-практикум по теме: «Роспись по ткани – холодный батик», где я, Сафонова Т.Н., также принимала участие....
Все дети любят заниматься творчеством. Что бы это ни было: аппликация из бумаги и высушенных листьев, пальчиковая техника рисования гуашью, роспись по ткани и многое другое
Ребенок наделен великими...
Мастер-класс. Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись
Тема мастер-класса "Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись" рассчитана для обучающихся 7 класса, входит в раздел "Декоративно-прикладное искусство". Урок усвоения...