творческий проект
творческая работа учащихся по технологии (9 класс) на тему
творческий проект ученицы 9 класса Косинцевой Марии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пискловская средняя общеобразовательная школа
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Кружевная салфетка
Проектант: ученица 9 кл.
Косинцева Мария
Руководитель проекта: учитель технологии второй квалификационной категории Толстоброва Г.М.
Писклово 2010
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..
История………………………………………………………………………
Поисково-исследовательский этап………………………………………
Обоснование возникновения проблемы……………………………………
Развитие и исследование идей………………………………………………
Инструменты и приспособления ……………………………………………
Охрана труда. Техника безопасности………………………………………
Организация рабочего места………………………………………………..
Технологический этап……………………………………………………...
Технологическая карта изготовления салфетки ..…………………………….
Заключительный этап……………………………………………………..
Экономический расчёт..……………………………………………………..
Эколого-экономическое обоснование……………………………………… 15
Самооценка проделанной работы…………………………………………..
Литература………………………………………………………………........
Введение
Вязание крючком – одно из неповторимых явлений мирового декоративно-прикладного творчества, владение которым дает возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и приобрести индивидуальный стиль в жизни. Оно характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки и скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.
Вязание крючком - процедура более простая, чем вязание спицами. А изделия получаются очень красивые, нарядные, привлекательные. В наше время рукоделие обретает вторую жизнь. Вязание крючком стало модным и полезным занятием. Сейчас оно находится на пике популярности.
Современные технологии позволяют широко использовать при изготовлении трикотажных изделий вязальные машины, автоматы и полуавтоматы. Но во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом.
Мало кто знает, что домашнее творчество еще и лечит. Как антидепрессантное и антистрессовое средство рукоделие пользуется заслуженной любовью женщин. Кроме того, оно может нормализовать работу практически всех систем организма. Рукоделие названо так потому, что все действия производятся руками. Поверхность ладоней представляет собой зону, на которую спроецированы различные органы и системы человека. Занимаясь рукоделием, мы, сами того не ведая, стимулируем работу нашего организма.
История
Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас ученые стараются доказать, что еще задолго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. И вязали сначала без каких-либо специальных приспособлений, а просто на пальцах. Если мы обратимся к археологическим исследованиям, то узнаем что самая древняя вязаная вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу ІІІ в. н. э. Сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте.
Есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что индейские племена тоже обладали всеми секретами этого искусства, образцы их древних работ были обнаружены в начале 20 века. Точных данных о том, где и как именно появилось вязание крючком, нет. Но существует мнение, что берет это занятие свои корни из древней формы китайской вышивки.
Интересно, что вязание было вначале исключительно мужским ремеслом и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, пражские чулочники в 1612 г. постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины.
В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России. Рукоделием занимались женщины, собиравшиеся вечерами для совместных посиделок. В основном девушки создавали красивые кружева, состоящие из узоров народной тематики.
Схема размышления
Поисково-исследовательский этап
Цель:
- Разработка проекта и применение различных приемов вязания крючком при украшении интерьера комнаты;
Задачи:
- Изучение схемы вязания салфетки и соединение мотивов в одно целое;
- Разработать элементы дизайна;
- Совершенствовать свои возможности в области проектной деятельности.
Обоснование возникновения проблемы
Мне нравится вязать крючком. Для меня это приятное времяпровождение и изготовление чего-то красивого. В журнале по рукоделию увидела красиво связанную скатерть. В приложении посмотрела схему выполнения. Появилась идея связать салфетку по данной схеме, которая бы внесла новизну и украсила интерьер комнаты.
Наверное, нет ни одного дома, в котором не было бы салфеток. Эти милые, приятные вещицы украшают наш дом, делают его уютным.
Если посмотреть на салфетки, то первое что придет в голову – они очень похожи на кружево. Не зря же есть выражение «кружевная салфетка». Само слово «кружево» похоже на слово «кружить»
Развитие и исследование идей
Следуя данной схеме увиденной мною в журнале можно связать занавеску, скатерть или салфетку из отдельных мотивов, соединенных друг с другом полустолбиками.
Занавеска. Красивая вещь, но у меня нет в ней необходимости.
Скатерть. Это, конечно, очень красиво, но для её изготовления потребуется много материала и времени.
Салфетка. То, что надо. Давно хотела связать на стол красивую салфетку. Нужно подобрать нитки, которые бы гармонировали с интерьером комнаты.
В надобности такой салфетки я не сомневаюсь, ведь так приятно внести в домашний уют, частичку своего труда.
Учитывая, величину стола и нужный мне размер салфетки я подчитала, сколько мне нужно будет связать мотивов для салфетки.
Нитки должны гармонично подходить под цветовую гамму интерьера комнаты и сочетаться с поверхностью стола.
Для вязания я использовала нитки ВИОЛЕТ ЛЮРЕКС (в них входит 96% хлопка, 4% металика)
Инструменты и приспособления для вязания крючком.
Полотно, связанное крючком, отличается своеобразным переплетением нитей, плотностью и малым растяжением. Это и позволяет использовать при вязании нити разного типа. Для вязания теплой зимней одежды используют шерстяные, полушерстяные, вигоневые и синтетические нити. Для летней одежды – ирис, мулине и другие различные хлопчатобумажные нити.
Кружева и воротнички вяжут из шерстяных, льняных, шелковых, катушечных нитей, мулине и тонкого ириса. Вышитые салфетки, фартуки, полотенца обвязывают нитками мулине или ириса, сочетающимися по цвету с вышивкой или тканью. В зависимости от толщины полотна и нити для вязания подбирают соответствующий крючок.
Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины. Различаются они по номерам. Номер крючка соответствует его диаметру в миллиметрах (0,5 до 8 мм). Крючок должен быть хорошо отшлифован. Слишком острая с глубоким вырезом головка будет цепляться за нить, царапать палец, её плохо протаскивать при вязании.
Длинные крючки используют для тунисского вязания, а в некоторых случаях применяют крючки с двумя бородками. Для других способов вязания используют вилку (шпильку) и линейку, а также штопальную иглу.
Прежде чем приступить к вязанию, необходимо связать контрольный образец и проверить соответствие толщины нитки и крючка. Так, крючок диаметром от 4 до 8 мм используют для вязания толстой шерстяной пряжи. Для ириса, мулине, хлопчатобумажных нитей используют более тонкие крючки от 0,5 до 3 мм. Обычно крючок должен быть в два раза толще нитки. Из сильно скрученных нитей получается жесткое, неэластичное изделие. Нити такого типа применяют при изготовлении изделия, имеющего определенную форму, - сумка, шляпа, игрушка и др.
Основные элементы техники вязания крючком.
При вязании крючок необходимо держать в правой руке, как карандаш или ручку. Указательный палец при этом должен быть вытянут, и лежать на крючке. Локти в процессе вязания не должны иметь опоры, кисти рук двигаются одновременно к середине, навстречу друг другу и разводятся в противоположные стороны во время вытягивания нити из петли.
- Воздушная петля. Для образования первой петли необходимо:
а) конец нити от клубка перекинуть через указательный палец левой руки к себе и прижать его большим пальцем
б) нить от клубка пропустить между ладонью и остальными пальцами левой руки;
в) повернуть крючок бородкой влево и движение от себя с левой стороны ввести под нить;
г) оттянуть нить вверх от указательного пальца левой руки и повернуть крючок с нитью вокруг нити против часовой стрелки;
д) прижать нить в месте перекручивания большим пальцем левой руки;
е) крючок ввести под нить с левой стороны;
ж) поддеть бородкой нить и протащить её через петлю, находящуюся на крючке
з) затянуть узел, придерживая конец нити.
Петли косички называют воздушными, а нить, идущую от клубка, - рабочей.
Для образования последующих петель цепочки крючок снова вводят под нить с левой стороны и, поддев её, протаскивают через петлю, находящуюся на крючку.
Натяжение рабочей нити регулируют средним и безымянным пальцами.
Цепочку из воздушных петель следует перемещать вниз после вывязывания каждых 2-3 ее элементов.
Цепочка из воздушных петель является начальным рядом почти всех изделий.
При вывязывании последующих элементов в 1-м ряду следует отступить 3-5 петель, считая от последней петли, находящейся на крючке. Эти петли, «поднимаясь» на высоту столбика или полустолбика, позволяет не стягивать полотно.
2. Полустолбик. Ввести крючок в 3-ю петлю цепочки (считая петлю, находящуюся на крючке) и, захватив рабочую нить, протянуть её через петлю цепочки и петлю на крючке, и так из каждой последующей петли основания. Полустолбики применяют для замыкания цепочки из воздушных петель при вязании по кругу, обвязывания пройм, горловины, манжет изделия и т.п.
3. Столбик без накида. Крючок ввести в 3-ю петлю цепочки (считая петлю, находящуюся на крючке) и, поддев рабочую нить, протянуть ее через петлю цепочки. Снова накинуть рабочую нить и протянуть её через обе, находящиеся на крючке, и т.д.
Описание работы может иметь две формы:
- словесные пошаговые указания (то есть словами описывается последовательность действий ряд за рядом);
- схематическое изображение
Многие рукодельницы признают только схемы описания. Им бывает достаточно одного взгляда, чтобы понять всю суть работы над вязаным изделием. Картина становится ясной: сколько петель необходимо набрать, какова форма и размер изделия, будет ли сложной работа. Словесное описание не дает такой четкой картины.
Условные обозначения, которые я буду использовать в своей работе
Охрана труда
Организация рабочего места
Рабочее место для вязания крючком должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны или спереди.
Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы в левой.
Очень важно принять правильное положение при работе, так как неправильная посадка приведет к быстрой утомляемости, а впоследствии, искривлению позвоночника и к близорукости.
Правила безопасного труда при вязании крючком.
- Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованы; хранить их надо в специальных пеналах.
- Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.
- Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой.
- ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
- Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом
Технологическая карта изготовления салфетки
№ п./п. | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение | Инструменты, приспособления |
1 | Набрать цепочку из 10 воздушных петель. Соединив края цепочки, получаем замкнутое колечко | Крючок, нитки | |
2 | Колечко обвязываем 15 столбиками без накида, продевая крючок в центр колечка с 1 по 3 ряд. | Крючок, нитки | |
3 | 4 ряд набираем цепочку из 9 воздушных петель, вводим крючок в 1-4 петли цепочки провязываем 4-мя столбиками без накида. Должно получится 15 лепестков. | Крючок, нитки | |
4 | 5 ряд набираем цепочку из 6 петель и закрепляем цепочку в середине лепестка столбиком без накида и т.д. по кругу | Крючок, нитки | |
5 | 6 ряд вяжем так же как предыдущий ряд, закрепляя цепочку в середине предыдущей. | Крючок, нитки | |
6 | Нужно связать 25 таких мотивов | Крючок, нитки | |
7 | Вяжем квадратики, набираем 9 воздушных петель 1 петлю подъема, ряд вяжем столбиком без накида, затем снова петлю подъема ряд столбиком без накида и т.д. до 7 ряда | Крючок, нитки | |
8 | Затем все стороны каждого квадратика обвязываем столбиками без накида одновременно соединяя уже связанные цветочки по схеме расположения мотивов вывязывая в углах квадрата цепочку из 5 воздушных петель. | Крючок, нитки | |
9 | Готовую салфетку аккуратно отпариваем | Салфетка, утюг |
Схема вязания цветка
Схема вязания квадрата
Расположение мотивов
Заключительный этап
Некоторые считают, что проще купить какое-либо изделие, не напрягаясь сделать себе приятное. Они много теряют не только в финансовом плане, но и - в духовном. Выполнять работу, получать истинное удовольствие от полученного результата это и есть то непередаваемое душевное наслаждение.
Экономический расчет
№ | Наименование | Цена руб. | Кол-во затрач. материала | Сумма в рублях |
1 | Нитки ЯРНАТ ВИОЛЕТ ЛЮРЕКС | 5О руб. | 2 мотка | 100 руб. |
2 | крючок | 20 руб. | 1 крючок | 20 руб. |
ИТОГО: | 120 руб. |
Эколого-экономическое обоснование
Работая в технике вязания крючком, можно научиться планировать свою работу, распределять время.
Подобную салфетку в магазине могут оценить в пределах 300 руб. Стоимость этой работы примерно составляет 120 руб. Экономия в домашний бюджет составляет 280 руб.
. Экологическое обоснование проблемы
Для изготовления салфетки были использованы экологически чистые материалы. Нитки для окружающей среды не наносят никакого вреда, это экологически чистый продукт, так как создан самой природой. Поэтому работа совершенно не вредит экологической обстановке нашей природы.
Самооценка проделанной работы
Любая салфетка, искусно связанная, всегда может служить не только для украшения, но и будет отличным подарком на любой праздник. Я довольна своей работой. В неё вложено много души и добра - результат на лицо. Конечно, можно было бы купить в магазине, но, эта намного красивее, и сделана своими руками.
Большой выбор салфеток, связанных крючком, можно увидеть на любой выставке декоративно-прикладного творчества. Их изящество и красота в очередной раз доказывают, что волшебные руки человека способны творить чудеса. И хотя иногда можно услышать разговор, что салфетки – это пережитки прошлого, можно с уверенностью сказать, что эти чудесные изделия будут жить до тех пор, пока на свете есть люди, способные ценить красоту.
Литература
- Беляева А.Г. Вязание спицами и крючком. – М.: Лабиринт Пресс, 2004
- Симоненко В.Д. Технология для уч-ся 9 кл. общеобразовательной школы – М.: «Вентана-Граф» 2003
- Байер А. Суперкнига рукоделия – Ярославль: Академия развития, 2009
- РУКОДЕЛИЕ популярная энциклопедия – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 1993
- Журнал «Лена-рукоделие» №7/2007 – ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА» 2007
- Технология поурочные планы по разделу «Вязание» 5-7 классы автор-составитель Е.А. Гурбина – Волгоград «Учитель» 2006
салфетка
Проблема, потребность
история
Основные элементы техники вязания крючком
Инструменты и приспособления
Охрана труда
технология
стоимость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково
Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...
Презентация урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Презентация урока в 5 классе...
Методическая разработка урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Урок с презентацией по проектной деятельности учащихся...
Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.
Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...
Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...
Презентация Что такое творческий проект? Этапы написания творческого проекта.Фартук 5 класс
Этапы написания творческого проекта по технологии 5 класс...