Творческий проект «Берестяная живопись»
творческая работа учащихся по технологии (5 класс) по теме

Коченок Евгения Михайловна

Мы в 5 классе исследовали свойства древесины, материалы, а это тоже творчество. Творческое задание было изучить историю обработки древесины в России, где потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом «делай, как я». От обучения умений к мастерству. Разбирали понятие «Подмастерье», «Мастер». Проект выбирали по возможностям, материальной обеспеченности, реальности осуществления и необычности.  Наш проект  рассматривается не только как итоговая самостоятельная работа учащихся в 1 четверти, а как способ,позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий,  другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_berestyanaya_zhivopis.docx951.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Творческий проект «Берестяная живопись»

Цель:  Разработать проект, в группах, на тему «Природа Сибири»,«Звери Сибири».Техника-полу объёмная аппликация, живопись.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с берестой, технологией заготовки, обработки, хранения;
  2. Представить разновидности   изделий из берёсты
  3. Воспитывать уважительное отношение к природеРодного каря.
  4. Научить составлять план работы ТК, соблюдать технологию, последовательность творческого процесса.
  5. Уметь рационально организовывать рабочее место, распределяя совместный труд
  6. Уметь работать в технике полу объёмной аппликации.
  7. Показать учащимся приемы работы с берестой, развивать творческие способности.

Оборудованиеи материалы:  презентация №1 «Вводная»,  

 презентация №2 «Наши достижения»

берёста (снимали с чурок на дрова), книги детские с хорошими иллюстрациями, клей ПВА, бумага для  заданного размера, тетрадь ,карандаш, линейка, нож столовый , рабочий халат, коробки пустые 50*70 3шт. ножницы, клей «Момент универсальный»-60 гр..

План.

1. Орг. Момент. Введение.

2.Теория.

3. Практика. (распределение по группам, внутри групп, выбор сюжета,) 1 урок

4. Практическая деятельность.(чистка бересты, распределение слоев по цветовой тональности, составление эскиза в натуральную величину, ТК) 2 урок

5. Итог урока, домашнее задание.

Ход урока.

  1. Введение.

Издавна на Руси почитали березу как символ родного края. В самом деле, пользы от нее много. Посадив березу, можно осушить влажный участок сада, березовые дрова горят жарко, да и лыку всегда найдется применение, дёготь используют в медицине.Наружная часть коры березы называется берестой. Береста – доступный и хорошо поддающийся обработке материал.

Ее ценили за достаточно высокую водостойкость и устойчивость к гниению. Поэтому бересту использовали в строительстве, прокладывая под нижним венцом и между бревнами деревянных изб, плели из нее прочную, защищающую от промокания обувь, изготавливали различные нужные в домашнем хозяйстве предметы. Поскольку береста повсеместно использовалась в быту для изготовления различных коробочек, туесков, ваз и тому подобных предметов, то, естественно, возникли самые разнообразные способы ее обработки и украшения.

2.Теория.

презентация №1 «Вводная»  

Каждому изделию, применена своя технология.Анализ технологии их изготовления.

 Домашнее задание подготовить презентации с технологией изделия из бересты.(изготовление туеса, плетение из лент, тиснение, процарапывание)

Учитывая все перечисленные достоинства бересты, изучив опыт народных мастеров, мы решили попробовать создать свои предметы быта – картины, которые будут служить украшением школы.

Работать будем так: Я- «Мастер», мальчики делятся на 2-3 группы «Подмастерья».

В каждой группе дается задание на формате А4:

  1. Выбрать «старшего».   1 мин.
  2. Совместно определить сюжет, для картины 3-5 мин.

(книги, иллюстрации, фотографии, альбом, карандаш)

  1. Утвердить у Мастера. Получить размер картины.     1-3 мин.

Распределить объем работ

        

художник

составляет эскиз картины

Клей ПВА, бумага, карандаш

технолог–

составляет ТК, пронумеровав последовательность заготовок                        и поэтапность приклеивания.

Двойной тетрадный лист, название работы, фамилии, класс, ручка.

Остальные подмастерья  +  «старший»

 Чистка, расслоение и сортировка бересты в 3 -4 общие коробки.

Ножи (тупые), фартуки, нарукавники, коробки, береста.

  1. Результатом всей работы являются разработка технологических карт, обработка бересты.
  2.  Вывод. Чему научились? Д.З. Ножницы, клей «Момент универсальный»-60 гр. Каждому,    ДВП заданного размера.

  1. Задача  художника составляет эскиз картины на ф А4, (используя иллюстративный материал подготовленный дома), проработать силуэт животного, место обитания. Утвердить у «Мастера», отдать эскиз Технологу. Склеить из тетрадных листов формат будущей работы (50*70), увеличить эскиз в натуральную величину.
  2. Задача Технолога-составить технологическую карту, по образцу, начиная с заднего плана: пронумеровать напр. 1 небо, направление штрихов на бересте, средний светлые слои., 2 земля направление штрихов на бересте, каждый бугорок, 3 берёзы стволы (направление штрихов на бересте),4 соболь. Самое сложное. Помочь разбить животного на части, пронумеровать так чтоб учитывался постепенный объём (дальше, ближе).
  3. На следующих уроках, дети с большого эскиза, переводят через копирку деталь, выбрав указанное направление, оттенок подписать,  вырезают,  ставят № с обратной стороны, и в коробочку отдельно животного. Как пазлы, но объемные. В группах происходит распределение работы: 1ученик подбирает и клеит небо, 2-землю. Дальний план.3-4 животного. «Старший», распределяет письменно, чтобы Мастер мог оценить работу каждого, и контролировать качество исполнения. Работа Технолога-самая ответственная. Мастер обязан проверить, подкорректировать, и только после анализа ТК пускать ее в работу, на следующий урок. Если технологи не справляются, разъясняю им на примере прошлогодних работ. Их же задача  с «Старшим», контроль и отслеживание всех действий на последующих уроках, этапах заготовки и сборки картины.

3. Практика. ТБ при работе с режущими инструментами.

Заготовка.

Теорию изучили, на практике мы снимаем берёсту с дров, чурок, трудно, но по возможности, и в лес не ходим.

Обработка

Отложите сразу нетронутую бересту, на стволы «березок». (если толстый слой можно расслоить, убрав нижний слой, иначе в изделии клей не выдержит и «береза » скрутится)

Первый этап обработки бересты  «Чистка»– снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры (шероховатую поверхность дерева) при помощи обычной щётки и закруглённого ножа.

Второй этап – расслоение бересты на слои. Размоченная береста легко расслаивается.Эту процедуру удобнее выполнять при помощи тупой стороны ножа с овальным концом. Берёзовая кора многослойна и  все слои можно и нужно использовать в нашем изделии. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины. Каждый слойможет состоять их двух – трех слоев, разъединять которые достаточно сложно. Никаких отходов, все пригодится.

Расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к работе.

4. Практическая деятельность

Третий этап.

Сортировка обработанной бересты:

1.Нижний слой «Глянцевый», различными оттенками от жёлтых, до коричневых тонов.

  1. Не чищеная береста, с наростами, мхами.
  2. Средние слои, от нежно-розовых и кремовых оттенков.

Приготовив бересту к работе, можно приступать к изготовлению изделия по разработанной вами технологической карте. Художник и технолог демонстрируют и озвучивают проделанную ими работу как план работы на следующие уроки. Обсуждение.

 Итог урока, домашнее задание.

Вывод:Презентация №2 «Наши достижения»

Берестяной промысел России  - это один из древнейших видов занятий человека и в декоративно – прикладном творчестве он занимает определенное место. В работе с берестой сегодня сохранились  не только традиционные направления – роспись по бересте, тиснение, прорезная береста, работа с пластовой берестой и плетение бересты, изготовление туесов, но появилось много нового интересного и необычного: сюжетные картины из бересты в технике аппликация,  выжигание по бересте.

Широкое распространение получило изготовление украшений из бересты – подвески, заколки для волос, браслеты, бусы.

Появилось много изделий из так называемой клееной бересты – амулеты, обереги. Все это говорит о дальнейшем  развитии  берестяного промысла, которое выражается в создании новых технологий и направлений работы с берестой.

Результат:  ученики  получили  основные навыки работы с берестой, практический опыт по художественной обработке бересты.

Подведение итогов:

  1.   Понравилось ли вам работать с берестой?
  2. Чему научились?Какие сложности в работе? (каждая группа высказывается)
  3. Выставление оценок за работу индивидуально, и за работу группы.
  4. Инструктаж по дальнейшей работе с аппликацией.
  5. Д.З. Ножницы, клей «Момент универсальный»-60 гр. Каждому,  Копирка,  ДВП заданного размера на группу.

Самое сложное позади, самое интересное впереди.

Спасибо за хорошую работу!

Технологическая карта  изделия

«Соболь» берестяная живопись

Художник

Описание работы

Схематическое изображение

Инструменты

материалы

1

Подобрать сюжет, изображение в книгах, иллюстрациях, фотографиях.

Определить персонажа соболь. Место положение его в композиции.

Начни с животного.

Лист фА4

Книги

Карандаш

резинка

2

Прорисовать задний план.

Земля, снег, деревья, ближние, дальние.

Мелких деталей не допускай, проще, чётче.

(не перегружай композицию)

Рисуй где он обитает?

Лист фА4

Книги

Карандаш

резинка

3

Выдели главное ручкой.

Утверди эскиз у мастера.

Художник переносит рисунок на ДВП

Обведи ручкой главные контуры.

Мастер утвердил, группе понравилось, взял размеры будущей картины, склеивай тетрадные листы заданного размера, увеличивай эскиз на бумаге, затем на ДВП.

Технологическая карта  изделия

«Соболь» берестяная живопись

Технолог

Лист фА4

Книги

Карандаш

резинка

ручка

Клей ПВА/ карандаш

1

Наметь направление штрихов коры (они бывают мелкие и крупные, мелкие на дальний план, крупные ближе, учитывай имеющийся материал)

Думай о природе вещей, снег лежит (штрих-горизонтально,  ровно? Не всегда-наклонно). Лес дальний стоит (штрих вертикально)

На допускай одинаковых направлений штрихов, чередуй.

2

начиная с заднего плана: пронумеровать напр. 1 небо, направление штрихов на бересте, средний светлые слои., 2 земля направление штрихов на бересте, каждый бугорок, 3 берёзы стволы (направление штрихов на бересте),4 соболь.

Самое важное, от тебя зависит весь результат, по твоей инструкции будет работать группа.

Тетрадь

Ручка

Карандаш

эскиз

3

Разбей животного «Соболь» на части. Что к тебе ближе? Нос, щёчки, глаза, лоб, голова, ушки, шея, грудка, передние ножки, спинка, живот, задняя нога, хвостик. Каждая часть тела может состоять из нескольких частей, зависит от тебя.

Ты пронумеруй каждую часть с зада на, перёд.

 Пронумеровать так чтоб учитывался постепенный объём (дальше, ближе).

Т.е. включи логику. Клеить мы будем сначала не нос, на снег, а кончик хвоста №1,

Серединку хвоста №2,

Остаток хвоста №3

.

Двойной тетрадный лист, или тетрадь, ручка.

Название работы, фамилии всех участников группы - роли,

 класс, ручка.

4

Животик №4

Задок №5

Спинку №6

5

Нижняя часть задней ноги №7

Верхняя часть задней ноги №8

Нижняя часть грудки №9

Перешеек №10

Шея №11

Ушки №12

Голова №13

Лоб №14

Шёчки№15

Подбородок №16

Глаза №17

Нос №18

Художник переносит рисунок на ДВП

        

        Смотри образец, не понял, обратись к мастеру

ДВП

Карандаш

Копировальная бумага

6

Вырезать, пронумерованные части, учитывая направление штрихов и цвет и слои бересты.

С бумажного эскиза в натурального размера, с помощью копирки и карандаша,  вырезаем детали животного, подбирая самые выразительные оттенки. (2 подмастерья)раскладываем на ДВП, для удачной подборки цвета. Ничего не клеим, т.к. соболь должен выступать с плоскости картины, добьёмся этого эффекта с помощью частичного приклеивания (где прикасается деталь к основе, только там и нанесём клей ).

Внимание!

 Соболя клеем в последнюю очередь.

Желательно разлаживать на картину для подбора цветовой гаммы

7

Приклеивать на основу с заднего плана:

-небо (плоские)

- Снежные поляны (плоские)

-стволы деревьев (сосна, берёзы выступающие над плоскостью картины)

-

Подмастерья подбирают оттенки, следуя ТК приклеивают фон плоско (как аппликацию)

Стволы берёзок состыковывают из кусочков, тонкие стволики, кустарники будут прорисовываться акриловыми красками.

8

 Соболя клеем.

Следуя инструкционной карте. Работают технолог и 2 подмастерья , которые вырезали детали  Соболя.

9

Декорируем!

Сухостои, мхи, лишайники, веточки, шишки, сосновые иголки и т. д.

Оживляем 1 план картины (то что ближе к нижнему краю картины)

Разложить, пригласить мастера, приклеить.

Природные материалы, клей Момент

ножницц

10

Прописка.

Живописная прорисовка элементов картины.

Поручается художнику, вместе с мастером.

Рама картины (покупаем плинтус) изготавливаем на последующих уроках.

Акрил белый,

Гуашь, кисти, мыло.

 Технолог пронумеровав последовательность заготовок            в порядке            приклеивания. Заполняет, составляет  ТК  по которой будет работать вся группа.

Технологическая карта изделия………………….

Технолог……………………….

Название детали

Вид работ

Инструменты и материалы

Проверил……………………….

  1. На следующих уроках, дети с большого эскиза, переводят через копирку деталь, выбрав указанное направление, оттенок подписать,  вырезают,  ставят № с обратной стороны, и в коробочку отдельно животного. Как пазлы, но объемные. В группах происходит распределение работы: 1ученик подбирает и клеит небо, 2-землю. Дальний план.3-4 животного. «Старший», распределяет письменно, чтобы Мастер мог оценить работу каждого, и контролировать качество исполнения. Работа Технолога-самая ответственная. Мастер обязан проверить, подкорректировать, и только после анализа ТК пускать ее в работу, на следующий урок. Если технологи не справляются, разъясняю им на примере прошлогодних работ. Их же задача  с «Старшим», контроль и отслеживание всех действий на последующих уроках, этапах заготовки и сборки картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

творческий проект "Живопись шерстью"

Творческий проект - это самостоятельная творческая работа,выполненая подруководством учителя. В процессе работы учащийся познает для себя много интересного, позновательного. Актуализирует свои зн...

Творческий проект «Создание картины в технике живопись шерстью»

Проект «Создание картины в технике живопись шерстью». Выполнила обучающаяся кружка «Валяние из шерсти». В теоретической части содержится материал об истории возникновения войло...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Живопись» тканью В ТЕХНИКЕ КИНУСАЙГА»

В каждом доме в течение многих лет накапливаются  вещи, которые или  вышли из моды,  или мы «выросли» из них и они не подходят нам по размеру.  Меняется мода  и на...

Выставка итоговых творческих проектов выпускников МБОУ ДО «ДХШ» – 2019, 2020, 2021 года по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения - 8 лет).

Выставка итоговых творческих проектоввыпускников МБОУ ДО «ДХШ» – 2019, 2020, 2021 годапо дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Жив...