Снятие мерок для фартука
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Начиная с эпохи средневековья, фартук становился практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы, сапожники ,повара…Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snyatie_merok_dpya_fartuka.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Снятие мерок для фартука» 5 класс
Цели урока:
- Изучить правила снятия мерок.
- Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);
- Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
- Научить определять положение этих линий;
- Воспитывать аккуратность и внимательность в работе (точность снятия мерок).
Задачи урока:
- расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о фартуке;
- повторить и обобщить знания учащихся по фартуку Кубанских казачек(посещение краеведческого музея), его роль в современном мире;
- приобщать учащихся к работе в коллективе.
Тип урока:
Урок усвоения нового материала .Комбинированный.
Формы работы:
фронтальная, групповая.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, инструктаж ,проблемно-поисковый, самостоятельная(практическая) работа.
Межпредметные связи:
история (краеведение),математика.
Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент):
Музыкальная терапия, физкультминутка.
Средства обучения:
Учебники, раздаточный материал (таблица с мерками, карточки-задания), магнитофон ,компьютер, экран, проектор.
Наглядные пособия:
образцы фартуков; манекен; русский народный костюм, презентация
Инструменты и приспособления:
сантиметровая лента и узкая тесьма (резинка)для опоясывания талии – по 1 шт. на каждые две ученицы; рабочая тетрадь
.На экране высвечиваются новые слова
конструирование
– это построение чертежа выкройки изделия;
манекен
– фигура в форме человеческого туловища для примерки и показа изделий;
мерки
– это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.
Какие разделы мы изучили с начала учебного года?
Материаловедение
,
ручные работы, влажно-тепловыеработы, машиноведение.
На основе знаний умений и навыков, полученных при изучении этих тем можно приступить к изучению раздела технология изготовления рабочей одежды.
Этот раздел начинается с конструирования и моделирования рабочей одежды.
Тема урока:
.Снятие мерок для построения чертежа фартука.
Обозначаю цели и задачи урока.
II. Сообщение познавательных сведений.
Немного из истории фартука.
Фартук (передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древних времен до наших дней.
Названия передников отмечаются в письменности с XVII в., более древние свидетельства касаются лишь слова передовик. Значение 'передник 'сочетается со значениями 'завеса, занавес', 'разновидность одежды; деталь одежды', 'пояс'.
От общеславянского глагола запинати закрывать, задерживать' возникло название запон ,которое обозначает закрытый передник.
Начиная с эпохи средневековья, фартук становился практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы сапожники ,повара…Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.
К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма. [4]
<Приложение 1> (презентация)
Фронтальный опрос
по теме: “Передник Кубанской казачки конца XIX, начала XX вв”. Уроку предшествовала исследовательская деятельность :посещение краеведческого музея ;сбор информации из книг, интернета. [5], [6]
Посмотрите на русский народный костюм на манекене. Давайте поговорим об истории русского костюма.
< Приложение 3> ( фото1, фото2)
– Из какой ткани изготавливался передник?
Он шился из различных тканей домашнего и фабричного производства: льняных ,хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных.
– Из какой ткани изготавливался праздничный передник?
Праздничные передники шились из белой льняной, хлопчатобумажной ткани домашнего производства, богато украшались лентами ,полосами цветной ткани, вышивкой красного цвета с растительной символикой и геометрическими фигурами и т. д., декорировались.
– Из какой ткани изготавливался будничный передник?
Будничные передники изготавливались из более грубого холста, чем праздничные, и обычно не орнаментировались.
– Как назывался передник на проймах с рукавами?
Занавеска, запон, запаска, завеска.
Заборная занавеска – женский передник с плечами, короткой спинкой, рукавами.
Завеска – передник, принадлежность женского праздничного и будничного костюма. Передник шился с рукавами или широкими проймами. Заднее полотнище могло быть коротким или длинным .Переднее полотнище достигало колен. Вырез для головы имел прямоугольную или овальную форму.
Запон – туникообразные занавески шились из одного полотнища ткани, перегнутого по утку и сшитого по бокам до пройм.
Занавески на кокетке выкраивались иначе:короткий кусок ткани сгибался по утку ,скреплялся по бокам, оставляя пространство для вшивания прямого или зауженного к запястью рукава. К передней части кокетки подшивалось широкое полотнище ткани, которое собиралось на сборку.
– Как назывался передник, повязывавшийся на талии?
ПЕРЕДНИЦА, ФАРТУК.
– Как назывался передник с нагрудником?
ЗАПОН С НАГРУДКОЙ.
Занавески были девичьей и женской одеждой русских крестьянок. Они широко бытовали в Тульской, Калужской, Рязанской губерниях .Девушки надевали занавески на рубахи или на сарафаны, в тех районах, где сарафаны были девичьей одеждой, замужние женщины – поверх рубахи и поневы. Традиционный фартук сохранялся в качестве праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.
В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, мужские ,женские, детские.
Основные требования, которые предъявляются к фартукам и, конечно, ко всей современной одежде,– утилитарность (практичность), эстетичность.
При выполнении домашних работ по уборке квартиры или приготовлению пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку.
В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность.
– Какие ткани мы изучали в этом учебном году?
Натуральные ткани растительного происхождения: хлопчатобумажные, льняные.
– Какими свойствами обладают эти ткани?
Х/б ткани обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью.
Льняные ткани обладают высокой гигроскопичностью средней воздухопроницаемостью.
Благодаря этим свойствам, ткани растительного происхождения используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды.
Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, однотонной или с рисунком. Для работы с пищевыми продуктами фартук и косынку рекомендуется изготавливать из ткани – белой или светлых тонов; для уборки помещения – из более темной и плотной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.
III. Снятие мерок.
Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертёж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.
Для снятия мерок служит сантиметровая лента .Изобрел её в 1810 г. французский портной.
Изготавливается лента из полотна или клеенки .Длина её 150 см., ширина – 2 см.
На концах ленты – металлические заклепки ,предохраняющие от износа.
Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
Используя манекен, объясняю учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека.
Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводятся условные линии.
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча);
- Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
- Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
- На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
- На уровне середины колена проходит линия колен. [3]
<Приложение 2> <Приложение 2.1>
При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям.
Мерки снимают по определенным правилам.
При снятии мерок нужно помнить следующие правила:
- Мерки снимают по правой стороне фигуры.
- Талию предварительно опоясывают шнурком.
- При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
- Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.
- Мерки длин записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Физкультминутка
Упражнения
- Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперёд, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (15-20 сек.).
- Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, руки вниз, голова опущена. 1-2 – руки за голову, пальцы переплетены, прогнуться, откинув голову назад, – 3-4 – и.п. (Темп медленный, повторить 3-4 раза).
- И.П. – сидя на стуле, руки на поясе. 1 – руки к плечам, кисть в кулак; 2 – руки вверх, потянуться, кисти выпрямить; 3 – руки к плечам, кисти в кулак; 4 – “уронить” руки вниз (Темп медленный, повторить 3-4 раза).
- И.П. – сидя на стуле, руки опущены. 1-2 – поднять плечи, пытаясь коснуться мочек ушей; 3-4 – опустить. (Темп средний, повторить 4-6 раз).
- И.П. – сидя на стуле, руки на поясе. 1-2 – два пружинистых наклона влево, рукой коснуться поля; 3-4 – и.п. То же вправо (Темп средний, повторить 3-4 раза).
- И.П. – сидя на стуле, руки опущены, ноги, согнутые в коленях, поставить на пол. 1-2 – поднять пятки, опустить; 3-4 – поднять носки, опустить (Темп средний, повторить 3-4 раза).
Текущий инструктаж
Показываю на ученице приемы снятия мерок ,сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов ),затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.
IV. Практическая работа: “Снятие мерок”.
Во время практической работы звучит музыка релаксации (валеологический компонент)
- Работа выполняется в виде игры “Ателье мод”(заказчик и приемщик заказа).
- Практическую работу по снятию мерок проводим по партам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки” [1], в графу “Мои мерки” для заказчика).
<Приложение 2> <Приложение 2.2> (раздаточный материал)
- Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполняемой работы, снятие мерок.
V. Подведение итогов.
Беседа по вопросам:
- Какими свойствами должна обладать ткань для изготовления рабочей одежды?
- Что означают слова “конструирование”, “манекен”, “мерки”?
- Из каких деталей состоит фартук?
- Перечислите основные правила снятия мерок.
VI. Закрепление материала.
Работа по карточкам.
<Приложение 2> <Приложение2.3>, <Приложение 2.4>
[2], < Приложение2.5> [2] (раздаточный материал)
VII. Анализ урока.
Сделать необходимые замечания.
Сообщить оценки за теоретические знания .Выставить оценки за пр. работу.
VIII. Домашнее задание.
Раскрасить фартук и юбку поневу для русского народного костюма (вырезать).
Вырезать куклу из бумаги и надеть на неё разукрашенный фартук. Вклеить в тетрадь.
<Приложение 2> <Приложение 2.6>
[4]
Список используемой литературы
- Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: “ Вентана-Граф”, 2004г.
- Дидактический материал по трудовому обучению “Кулинарные работы и обработка ткани” Книга для учителя. Под редакцией Е.В. Старикова и Г.А. Корчагина. М.: “Просвещение”, 1996г.
- Поурочные планы по учебнику “Технология 5 класс” В.Д. Симоненко. Под редакцией Н.Б. Голондарева. Волгоград. “Учитель АСТ”, 2003 г.
- Познавательная и обучающая книжка-раскраска “Русский традиционный костюм”. Под редакцией О. Евсеевой. Екатеринбург “ Страна фантазий”. 2004
- Книга “Русский костюм”. Автор Каштанов Ю. Из-во “Белый город”
- Интернет-сайты: http://scripts.tradicia.km.ru/koctum/index.htmи др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку технологии на тему "Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука"
Цели урока:1.Изучить правила снятия мерок;2.Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);3.Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигур...
Конспект урока с применением ИКТ для 5 класса «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука»
Данный урок начинает раздел "Технология изготовление швейного изделия". В первой части урока рассматривается назначение одежды, роль фартука в жизни человека. Особое внимание уделяется истории фартука...
Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.1 часть
Данная презентация содержит большой наглядный материал по истории фартука и правилам снятия мерок....
Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.2 часть
Продолжение презентации....
презентация по теме "Снятие мерок для фартука"
презентация содержит тесты для усвоения и повторения материала...
Технологии 5 класс урок «Снятие мерок для фартука»
Цели и задачи: 1.Сформировать у учащихся знания, а также умения снимать мерки для построения чертежа фартука. 2.Развивать самостоятельность, наблюдательность в работе. 3.Воспитывать культуру труда и ч...