рабочая программа по ТПК
рабочая программа по технологии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания. Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.
Опрос учащихся 10-11 классов показал, что определились со своим профессиональным выбором 15 % учащихся, сделали выбор, который их не вполне устраивает 32 % , не определились 53 % старшеклассников. Социологические исследования показали, что больше половина учащихся старших классов не сделали выбора относительно своего профессионального выбора. В чем же причины? Опрос дал следующие результаты:
- Недостаток информации 27 %;
- Не умение ориентироваться в образовательных услугах 11%;
- Нет четкого видения своего профессионального будущего 41 %;
- Не знание своих потенциальных способностей 31%.
Из опроса старшеклассников следует, что возникла прямая насущная потребность в профессиональной ориентации как целостной системы. Теоретические и практические наработки прошлых лет по данной проблеме могут использоваться в качестве исходного, но они часто не отвечают потребностям сегодняшнего дня. Новое теоретическое осмысление позволило разработать и использовать адекватные психодиагностические методики, методические блоки, технологии индивидуальной и групповой работы со старшеклассниками, способствующей выбору профессии. Удачный выбор повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, усиливает удовлетворенность жизнью. Данная программа направлена на решение вышеизложенных вопросов.
- Цели и задачи программы
Главной целью программы является подготовка старшеклассника к адаптации, самореализации и социализации личности в жизни общества.
Задачи программы:
- Создание условий для успешной социализации школьника в образовательном пространстве.
- Вооружение знаниями о социуме.
- Развитие умений и навыков, необходимых для успешной интеграции во взрослое общество.
- Выявление основных способностей выпускников для последующего сознательного выбора профессии.
- Соотношение школьниками своих способностей, личностных особенностей возможностей с предполагаемой профессией.
Исходя из вышеуказанных задач, общий замысел программы состоит в том, чтобы выпускник приспособился к тем или иным условиям, активно включиться в поиск своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, ориентироваться и успешно трудиться в жизни.
Требования к уровню усвоения содержания программы.
Выпускник 10 класса должен
знать:
- Сущность понятий “построение карьеры”, “должность”, “специальность”, “уровень интеллекта”, “профиль личности”, “социальный тип личности”, “образовательные учреждения государственного, негосударственного, коммерческого типа”, “собеседование”, “подготовительные курсы”, “коммуникативные способности”, “организаторские способности”, “вакансия”, “временная и постоянная занятость”, “резюме”, “трудовой договор”, “имидж”;
- Особенности профессионального самоопределения в современных условиях;
- Пути развития профессионально-важных качеств личности для успешного продвижения карьеры;
- Уровень развития интеллекта;
- Типы и особенности средних специальных и высших учебных заведений;
- Социальный тип личности, профиль личности;
- Особенности приема в различные учебные заведения;
- Учебные заведения города, региона, страны, зарубежья;
- Вакансии рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;
- Порядок приема на работу, составление трудового договора, права и обязанности работника и работодателя.
Уметь:
- Планировать социально-профессиональное развитие карьеры;
- Заполнять документы для поступления в учебные заведения;
- Ориентироваться в сфере образовательных услуг;
- Подавать апелляцию в период вступительных экзаменов;
- Отбирать информацию о вакансиях рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;
- Составлять резюме в период поступления на работу;
- Формировать личный имидж для построения карьеры.
Тематическое планирование
№ | Тема | Форма | Метод | |
Теор. | Прак. | |||
1. | Предмет и задачи курса . | 1 |
| Лекция, беседа |
2. | Понятие о деятельности. Виды деятельности | 1 |
| Лекция, беседа |
3 | Профессиональная деятельность, ее функции | 1 |
| Лекция, беседа |
4. | Психологическая и социальная готовность к выбору профессии. |
| 1 | Анкетирование, ролевые игры |
5. | Понятие профессия, специальность, должность. | 1 |
| Лекция, ролевые игры |
6.. | Разнообразие профессий. Хобби. |
| 1 | Ролевая игра |
7. | Психологическая и социальная готовность к выбору профессии. |
| 1 | Тестирование |
8. | Профессионально-важные качества личности (ПВК). |
| 1 | Тренинг |
9. | Изучение уровня сформированности ПВК |
| 1 | Тренинг |
10. | Диагностика уровня интеллекта. |
| 1 | Тестирование |
11. | Диагностика уровня интеллекта. |
| 1 | Тестирование |
12. | Факторы, влияющие на выбор профессии. | 1 |
| Беседа |
13. | Ошибки при выборе профессии. |
| 1 | Ролевая игра |
14. | Понятие предмета труда | 1 |
| Лекция |
15. | Классификация профессий |
| 1 | Анкетирование |
16. | Определение предмета труда |
| 1 | Тестирование |
17. | Структуру образования в России. Единое образовательное пространство. | 1 |
| Лекция |
18. | Учреждения профессионального образования. | 1 |
| Лекция |
19. | Анализ информации об учебном заведении |
| 1 | Экскурсия |
20. | Анализ информации об учебном заведении |
| 1 | Практическая работа |
21. | Анализ информации об учебном заведении |
| 1 | Практическая работа |
22. | Развитие коммуникативных способностей |
| 1 | Тренинг |
23. | Отношение к будущей профессии | 1 |
| Беседа |
24.. | Построение профессиональной карьеры |
| 1 | Анкетирование |
25. | Стратегия профессионального выбора |
| 1 | тренинг |
26. | Права и обязанности участников образовательного процесса. Документ о профессиональном образовании. | 1 |
| Лекция |
27. | Договор об образовании, его структура. | 1 |
| Лекция |
28. | Договор об образовании, его структура. |
| 1 | Практическая работа |
29. | Психологическая готовность к сдаче экзаменов. Особенности приема в различные учебные заведения. |
| 1 | Тренинг, практическая работа |
30. | Ярмарка образовательных учреждений города, региона, страны. |
| 1 | Деловая игра |
31. | Поиск вакантных рабочих мест. Временная и постоянная занятость. |
| 1 | Практическая работа |
32. | Наем на работу. Собеседование. | 1 |
| Лекция |
33. | Конституция РФ о занятости населения. КЗОТ. Трудовой договор. | 1 |
| Лекция |
34. | Формирование имиджа. |
| 1 | Тренинг |
| Теоретических занятий | 13 | ||
| Практических занятий | 21 |
Резерв 2
Список рекомендуемой литературы
Айзенк А. Проверьте ваши способности М., 1992.
Андреева И.В., Иванов В.Ф. Практикум по психологии. Л., 1991.
Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.
Аткинсон В. Память и уход за ней. Орел, 1992.
Брэн Рикк Как жить в ладу с собой и с миром? М.,1992.
Васильева И.А. Магомет-Эминов М. Мотивация и контроль за действиями. МГУ, 1991.
Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта М., 1989.
Гамезо М.В. Домашенко И.В. Атлас по психологии М., 1986.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. С.-Пб, 1994.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии Л., 1991.
Ермолаева Л.И. Психотерапия личного самочувствия. М., 1992.
Кадыров Б.Р. Способности и склонности. Ташкент, 1990.
Как построить свое «Я» / Под ред. В.П.Зинченко. М., 1991.
Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение,1990.
Козлов Н.Н. Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день. М., 1993
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.
Леви В.Л. Искусство быть другим. С.-Пб,, 1993.
Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1990.
Мерлин В.С. Структура личности - Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
Мир профессий: Человек-природа. М.: Молодая гвардия, 1985.
Мир профессий: Человек-человек. М.: Молодая гвардия, 1986.
Мир профессий: Человек-художественный образ. М.: Молодая гвардия, 1987.
Мир профессий: Человек-знаковая система. М.: Молодая гвардия, 1988.
Мир профессий: Человек-техника. М.: Молодая гвардия, 1988.
Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1992.
Петухов В.В. Психология мышления. МГУ, 1987.
Психологическое сопровождение выбора профессии./Под.ред. Митиной Л.М., М., Флинта, 1998.
Программы общеобразовательных учреждений
Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. М., 1991.
Твоя профессиональная карьера: Учеб.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений./ Под.ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. М.:Просвещение, 2003.
Технология профессионального успеха: 10-11 кл. М.: Просвещение, 2003.
Тойч Л. К. Второе рождение, или как изменить свою жизнь к лучшему. М., 1992.
Франкл В. Человек в поисках смысла . М., 1990.
Ежегодные справочники для поступающих в вузы и средние специальные заведения.
Оборудование
- Индивидуальные опросные листы для проведения диагностических методик
- Информация об образовательных учреждениях города, региона, страны.
- Документация для абитуриента.
- Примерные варианты договоров об образовании, трудового договора.
- Материалы для подготовки к вступительным экзаменам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...