рабочая программа
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Технологии ведения дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_5_klass.rar | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/ Т.А. Фролова/ ФИО Протокол № 1 от «30» августа 2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ-СОШ № 2 р.п. Степное ________________/_________/ ФИО Приказ № _______ от «____»____________2012г. | «Утверждаю» Директор МБОУ-СОШ № 2 р.п. Степное _____________/____________/ ФИО Приказ №_______ от «____»_____________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Петровой Светланы Викторовны
по предмету «Технология», 5 класс
Рассмотрено на заседании
методического совета
протокол № _________ от «____»___________2012 г.
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Технология. Технологии ведения дома», составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа ориентирована на организацию самостоятельной практической деятельности учащихся, знакомит учащихся с различными технологиями и готовит к профессиональному самоопределению.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного образования в 5 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентации.
Учащиеся должны овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
В 5 классах базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Технологии ведения дома» являются: «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Художественные ремесла».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий. Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбирается такой объект, процесс или тема проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.
В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.
При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий. Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования. Кроме того, широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
- в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
- в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- в формировании ценностных ориентации в сфере созидательного труда и материального производства;
- в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
- становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
- приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися курса «Технология» являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Метапредметными результатами освоения курса «Технология» являются:
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
- отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Учебно-тематическое планирование
по предмету «Технология»
Классы: 5
Учитель: Петрова Светлана Викторовна
Количество часов
Всего: 70 часов; в неделю: 2 часа.
Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;
Административных контрольных уроков ___ ч.
Планирование составлено на основе: примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технологии ведения дома», 2010.
Учебник: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, 2012.
Дополнительная литература:
- Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Просвещение. Москва 2010.
- Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012.
- Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006.
- Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2006.
- Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В. Крупской, Н.И. Лебедевой, Л.В. Литиковой, В.Д. Симоненко (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие) / авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс /Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. – М.: 5 за знания, 2006.
- Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вента_на_Граф, 2004.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | Дата | ||
уроки | лабораторно-практические работы | к/р | |||||
1.Вводное занятие (2 часа) | |||||||
1.1 | Вводный инструктаж по ТБ, правила поведения в кабинете «Технология», санитарно-гигиеническим требованиям. | 1 | |||||
1.2 | Введение в предмет «Технология». | 1 | |||||
2. Творческая проектная деятельность (4 часа) | |||||||
2.1 | Что такое творческие проекты | 1 | |||||
2.2-3 | Этапы выполнения проекта | 2 | |||||
2.4 | Как защитить творческий проект | 1 | |||||
3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (32 часа ) | |||||||
3. | Элементы материаловедения | 4 | |||||
3.1 | Производство текстильных материалов | 1 | |||||
3.2 | Определение направления долевой нити в ткани | 1 | 1 | ||||
3.3 | Текстильные материалы и их свойства | 1 |
| ||||
3.4 | Изучение свойств тканей из хлопка и льна | 1 | 1 | ||||
4. | Швейные ручные работы | 4 | |||||
4.1 | Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. ТБ при выполнении ручных работ. | 1 | |||||
4.2 | Терминология ручных работ. | 1 | |||||
4.3-4 | Технология выполнения ручных стежков и строчек. | 2 | 2 | ||||
5. | Элементы машиноведения. | 9 | |||||
5.1 | Швейная машина | 1 | |||||
5.2 | Подготовка швейной машины к работе | 1 | |||||
5.3 | Приемы работы на швейной машине | 1 | | ||||
5.4 | Приемы работы на швейной машине | 1 | 1 | ||||
5.5 | Основные операции при машинной обработке изделия | 1 |
|
| |||
5.6 | Основные операции при машинной обработке изделия | 1 | 1 | ||||
5.7 | Влажно-тепловая обработка ткани | 1 |
| ||||
5.8 | Влажно-тепловая обработка ткани | 1 | 1 | ||||
5.9 | Машинные швы | 1 | |||||
6. | Технология изготовления швейных изделий | 15 | |||||
6.1 | Швейные изделия для кухни | 1 | |||||
6.2 | Снятие мерок для построения чертежа выкройки. | | 1 | 1 | |||
6.3 | Построение чертежа выкройки в М 1:4. | 1 | 1 | ||||
6.4-5 | Построение в натуральную величину по своим меркам. | 2 | 2 | ||||
6.6 | Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. | 1 | 1 | ||||
6.7-8 | Обмеловка и раскрой изделия. Сметывание деталей кроя. | 2 | 2 | ||||
6.9-10 | Обработка боковых и нижнего срезов изделия | 2 | 2 | ||||
6.11 | Обработка накладного кармана | 1 | 1 | ||||
6.12 | Соединение накладного кармана с нижней частью изделия | 1 | 1 | ||||
6.13 | Пояс- кулиска | 1 | 1 | ||||
6.14 | Пояс-завязка | 1 | 1 | ||||
6.15 | Сбор деталей изделия. | 1 | 1 | ||||
7.Художественные ремесла (10 часов) | |||||||
7.1 | Декоративно-прикладное искусство | 1 | |||||
7.2 | Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства | 1 |
| ||||
7.3 | Орнамент. Символика в орнаменте | 1 | | ||||
7.4 | Цветовые сочетания в орнаменте | 1 |
| ||||
7.5 | Лоскутное шитье | 1 | |||||
7.6 | Технология изготовления шаблонов из плотного картона |
| 1 | 1 | |||
7.7 | Технология выкраивания деталей | 1 | 1 | ||||
7.8 | Технология создания лоскутного верха (соединение деталей кроя) | 1 | 1 | ||||
7.9 | Обработка срезов лоскутного изделия. | 1 | 1 | ||||
7.10 | Соединение деталей лоскутного изделия | 1 | 1 | ||||
8.Оформление интерьера (5 часов) | |||||||
8.1 | Планировка и цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. |
| 1 | ||||
8.2 | Декоративное оформление кухни. | 1 | | | |||
8.3 | Планировка своей кухни | 1 | 1 | ||||
8.4 | Бытовые электроприборы на кухне | 1 | |
| |||
8.5 | Изучение потребности в бытовых приборах на кухне | 1 | 1 | ||||
9. Кулинария (13 часов) | |||||||
9.1 | Санитария и гигиена на кухне | 1 | |||||
9.2 | Здоровое питание | 1 | |||||
9.3 | Технология приготовления бутербродов | 1 |
| ||||
9.4 | Приготовление бутербродов | 1 | 1 | ||||
9.5 | Технология приготовления горячих напитков | 1 |
| ||||
9.6 | Приготовление горячих напитков | 1 | 1 | ||||
9.7 | Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий | 1 | |||||
9.8 | Технология приготовления блюд из овощей и фруктов | 1 | |||||
9.9 | Приготовление салата из сырых овощей | 1 | 1 | ||||
9.10 | Тепловая кулинарная обработка овощей | 1 | |||||
9.11 | Технология приготовления блюд из яиц | 1 | |||||
9.12 | Приготовление завтрака. | 1 | |||||
9.13 | Сервировка стола к завтраку. Культура поведения за столом | 1 | 1 | ||||
10.1-2 | Защита проектов | 2 |
| 2 | 2 | ||
11. | Резерв учебного времени | 2 | 2 | ||||
Итого: | 70 | 36 | 34 | 34 |
Содержание тем учебного курса
Вводное занятие (2 часа)
Основные теоретические сведения
Правила техники безопасности в кабинете «Технология». Санитарно-гигиенические требования. Общие правила техники безопасности. Что такое технология.
Творческая проектная деятельность (4 часа)
Основные теоретические сведения
Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и за дачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия.
Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Варианты творческих проектов:
Планирование кухни столовой
Приготовление воскресного завтрака для всей семьи
Столовое белье
Фартук для работы на кухне
Наряд для завтрака
Лоскутное изделие для кухни-столовой
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (32 часа)
Элементы материаловедения (4 часа)
Основные теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Прядильное производство. Ткацкое производство. Отделочное производство. Определение направления долевой нити. Определение лицевой стороны ткани. Виды хлопчатобумажных тканей. Виды льняных тканей. Нитки, тесьма и лента.
Практические работы
Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Сравнительный анализ прочности окраски тканей. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Варианты объектов труда
Образцы ткани. Инструменты и приспособления.
Швейные ручные работы (4 часа)
Основные теоретические сведения
Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ. Терминология, применяемая при выполнении ручных работ. Технология выполнения ручных работ. Технология выполнения ручных стежков и строчек: сметочные, копировальные, обметочные строчки, косые обметочные, подшивочные косые, петельные стежки, пришивание пуговиц.
Практические работы
Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек.
Варианты объектов труда
Инструменты и приспособления. Изготовление образцов ручных работ
Элементы машиноведения (9 часов)
Основные теоретические сведения
Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации. Характеристики и области применения современных швейных, краеобметочных и вышивальных машин с программным управлением. Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Челночное устройство универсальной швейной машины. Порядок его разборки и сборки. Устройство и работа механизма двигателя ткани. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Виды неполадок в работе швейной машины, причины их возникновения и способы устранения. Уход за швейной машиной. Назначение и конструкция различных современных приспособлений к швейной машине. Их роль в улучшении качества изделий и повышении производительности труда. Влажно-тепловая обработка ткани. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Практические работы
Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Изготовление образцов машинных работ.
Варианты объектов труда
Швейная машина. Образцы машинных работ. Утюжильная доска, утюг
Технология изготовления швейных изделий (15 часов)
Основные теоретические сведения
Швейные изделия для кухни. Инструменты и приспособления. Определение размеров швейного изделия. Построение чертежей для кухонных изделий в масштабе 1:4 и натуральную величину по своим меркам. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Технологическая последовательность изготовления кухонного швейного изделия. Обработка боковых и нижнего срезов изделия швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладного кармана. Соединения накладного кармана с изделием машинным швом. Изготовление пояса-кулиски. Изготовление пояса-завязки. Окончательная обработка изделия. Оборудования для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловой обработки изделия. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы
Снятие мерок и изготовление выкроек. Раскрой швейного изделия. Проведение влажно-тепловых работ. Обработка изделия по индивидуальному плану.
Варианты объектов труда
Инструменты и приспособления. Швейная машина. Утюжильная доска, утюг. Чертеж и выкройка для кухонного изделия. Виды отделки. Образцы ручных стежков, строчек и машинных швов. Кухонные швейные изделия.
Художественные ремесла (10 часов)
Лоскутное шитье
Основные теоретические сведения
Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах. Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам.
Орнамент. Символика в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета в орнаменте. Гармонические цветовые композиции. Создание композиции на компьютере с помощью графического редактора. Узор «спираль» в лоскутном шитье. Узор «изба» в лоскутном шитье. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.
Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Практические работы
Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку. Технология изготовления шаблонов из плотного картона. Технология выкраивания деталей. Технология создания лоскутного верха (соединения деталей кроя). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия. Соединения деталей лоскутного изделия.
Варианты объектов труда
Образцы орнаментов. Инструменты и приспособления. Швейная машина. Лоскутные изделия.
Оформление интерьера (3 часа)
Основные теоретические сведения
Общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.Проектирование кухни на компьютере. Бытовые электроприборы на кухне.
Практические работы
Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой. Изучение потребности в бытовых электрических приборах на кухне.
Варианты объектов труда
Интерьер кухни, столовой.
Кулинария (13часов)
Основные теоретические сведения
Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.
Правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.
Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах. Составление рациона здорового питания.
Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания. Сорта кофе и какао. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао. Требования к качеству готовых напитков.
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Кулинарные приемы приготовления блюд из бобовых, обеспечивающие сохранение в них витаминов группы В. Способы варки макаронных изделий. Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров. Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий.
Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.
Приготовления завтрака. Столовые приборы и правила пользования ими. Особенности сервировки стола к завтраку, обеду, ужину, празднику. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами. Подача готовых блюд к столу. Правила подачи десерта. Эстетическое оформление стола. Освещение и музыкальное оформление. Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры. Правила поведения за столом. Прием гостей и правила поведения в гостях. Время и продолжительность визита. Приглашения и поздравительные открытки.
Практические работы
Проведение сухой и влажной уборки. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды. Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Приготовление салата из сырых овощей. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Нарезка продуктов. Разработка меню завтрака. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Варианты объектов труда
Рабочее место бригады. Таблицы, справочные материалы. Салаты из сырых и вареных овощей. Бутерброды и горячие напитки к завтраку. Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате обучения учащиеся овладеют:
- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик
получает возможность познакомиться:
- с основными технологическими понятиями и характеристиками;
- с назначением и технологическими свойствами материалов;
- с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
- со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
- осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия;
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
- формирования эстетической среды бытия;
- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
- изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
- контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
- оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
- построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, 2012.
- Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Просвещение. Москва 2010.
- Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012.
- Учебник «Технология» (5 класс) под редакцией В.Д. Симоненко, 2006 год;
- Поурочные планы по учебнику (5 класс) / авт.-сост. Г.П. Попова, 2007 год;
- Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вента_на_Граф, 2004.
- Методическая литература: Е.Н. Перова «Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки)», 2006 год; Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова «Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс», 2006 год; Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.; Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вента_на_Граф, 2004.
- Инструкционные карты: «Заправка ниток», «Ручные стежки и строчки», «При работе с тканью» и др.;
- Книги по швейному делу, рукоделию, кулинарии: Е. А. Шипилова, Азбука кроя для начинающих портных, Издательство: Феникс 2004г., Азбука шитья. /Зарецкая Т. И.Издательство: ЭКСМО-Пресс, 2000 г, Е. А. Шипилова, Азбука кроя для начинающих портных, Издательство: Феникс 2004г; Л. Двинских «Как шить красиво»; «Школа шитья от burda»; Т.И. Еременко, Е.С. Забалуева «Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки»; Декор из ткани: шторы, покрывала, подушки / Серия «Стильные штучки». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003; энциклопедии по шитью и рукоделию; Рыба и морепродукты / Пер. с англ. С. Пастуховой; Крупы, макаронные изделия и бобовые / Пер. с англ. Т. Парфеновой, Кухня на плите и примусе./ Сост. К.Я. Дедрина, Репринтное воспроизведение издания, Ленинград 1927г, 250 рецептов праздничного стола. – СПб.: «Полиграфуслуги»,2006, Сидоренко В.И. Пэчворк для начинающих. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003г;
- Интернет - ресурсы:
- Оборудование: машина швейная бытовая (электрическая), гладильная доска, электрический утюг, учебный манекен, микроволновая печь.
Список литературы (основной и дополнительной)
Литература, использованная при подготовки программы:
- Двинских Л. Как шить красиво: Практическое руководство для начинающих портных. – М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. – 192 с.
- Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.– М.: Вента-Граф, 2012.
- Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Просвещение. Москва 2010.- 115с.
- Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012.- 46с.
- Азбука шитья. /Зарецкая Т. И.Издательство: ЭКСМО-Пресс, 2000 г-304с.
- Н. Волкова, Т. Новоселова, Азбука кройки и шитья , Издательство: Феникс 2002г. - 416с.
- Е. А. Шипилова, Азбука кроя для начинающих портных, Издательство: Феникс 2004г. – 320с.
- Крупы, макаронные изделия и бобовые / Пер. с англ. Т. Парфеновой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.
- Кухня на плите и примусе./ Сост. К.Я. Дедрина, Репринтное воспроизведение издания, Ленинград 1927г.- 144с.
- 250 рецептов праздничного стола. – СПб.: «Полиграфуслуги»,2006г.- 192с.
- Сидоренко В.И. Пэчворк для начинающих. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003г. – 160 с.
- Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс /Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с.
- Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 296 с.
- «Школа шитья от burda» /Перевод: Карпова Е., ВНЕШСИГМА, 1999. – 112 с.
- Дешево и сердито. 1000 кулинарных рецептов из того, что всегда под рукой. В.Михайлов, Д. Граве, НПК «Имидж LTD» Творческая мастерская «Кредо» 1992. -160с.
- Шейте сами М.: Руководство Ассоциация «книга, просвещение, милосердие» при участии кооператива «минимакси» 1992. – 192с.
- Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вента_на_Граф, 2004.
Литература, рекомендованная для учащихся:
- Двинских Л. Как шить красиво: Практическое руководство для начинающих портных. – М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. – 192 с.
- Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. –М.: Вента-Граф, 2012.
- Овощи / Пер. с англ. А. Чередниченко. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.
- Сидоренко В.И. Пэчворк для начинающих. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 160 с.
- Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.– М.: Вента-Граф, 2012.
- Шитье и рукоделие: Энциклопедия / Гл. ред. И.А. Андреева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 288 с.
- «Школа шитья от burda» /Перевод: Карпова Е., ВНЕШСИГМА, 1999. – 112 с.
- Яйца и сыры / Пер. с англ. А. Туровой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...