Разработка урока "Резьба по дереву".
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему
Содержание курса направлено на формирование у учащихся компетенций в области декоративно - прикладного искусства, возможности проявить себя и добиться успеха, помогает сориентироваться в выборе дальнейшего профиля обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_rezba_po_derevu.docx | 17.46 КБ |
naznachenie_rezby_i_eyo_parametry.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА '' Резьба по дереву ''
Программа элективного курса "Резьба по дереву" для учащихся 8-9 класов.
Пояснительная записка.
Содержание курса направлено на формирование у учащихся компетенций в области декоративно - прикладного искусства, возможности проявить себя и добиться успеха, помогает сориентироваться в выборе дальнейшего профиля обучения.
Курс рассчитан на 34 часа.
Цели курса:
- помочь учащимся осмыслить перспективы собственной трудовой и профильной деятельности, применения и неприятия бытующих в общественном сознании стереотипов выбора профессиональной успешности;
-формирование навыков практического применения знаний и умений в области декоративно- прикладного искусства.
Задачи курса:
-сохранение и развитие древнего вида искусства - резьба по дереву;
-формирование умений механической обработки древесины, знаний о применяемых материалах, инструментах и станках, основных заготовительных, обработочных, контрольно- измерительных и отделочных операциях;
-обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;
-создание предпосылок для формирования ценностно-смысловой, нравственной основы развития будущего профессионала;
-развитие системы знаний и умений, необходимых будущему хозяину дома: получение заготовок, пиление, строгание, долбление, зачистка, точение и отделка изделия с использованием различных видов резьбы.
Формы проведения занятий: лабораторно - практические работы, собеседование, демонстрация изделий, посещение выставок, экскурсии, проектная деятельность.
Способы (критерии) оценивания результативности деятельности учащихся:
- психолого - педагогический анализ деятельности учащихся;
-выполнение заданий;
-защита проектов.
Преподаватель с учетом возможностей школы и образовательных запросов и интересов учащихся может корректировать предполагаемую программу и изменять количество учебных часов.
В качестве методического и информационного обеспечения рекомендуется использовать предлагаемую в программе литературу.
Учебный план.
Содержание курса.
Тема 1. Мир человека - и место в нем материальных технологий.
Вводное занятие. Предметный мир. Художественные ремесла. Красота и польза вещей. Декоративно- прикладное искусство.
Стили, вкус, традиции и новаторство. Вещи как объекты и продукты дизайна и технологии. Вещи как средство коммуникации между создателями и потребителями, эпохами, народами.
Потребительские качества вещей: функциональные и эстетические. Удовлетворение потребностей. Маркетинг. Реклама. Психологическое восприятие рекламы. Себестоимость и цена произведений декоративно- прикладного искусства из древесины.
Тема 2. Выбор профессии. Профессии: массовые, специалисты, творческие. Уровень образования и квалификации. Учебные заведения и особенности приема в них. Дни открытых дверей.
Условия трудовой деятельности: монотонность, переменность, большая, малая физическая нагрузка, большая, малая психическая нагрузка и т. д.
Учебные заведения по декоративно- прикладному искусству, ремеслам, дизайну.
Тема 3. . Инструменты и приспособления.
Режущие инструменты: ножи, резаки, наборы стамесок.
Измерительные инструменты: циркуль, угольник, малка, ерунок, нутромер.
Электрифицированные инструменты: лобзик, шлифовальные машины, фрезер, токарный станок и др.
Приспособления: столы, тиски, подкладочные доски, зажимы и др. Основные опасности при работе. Правильные приемы работы. Охрана труда. Оказание доврачебной помощи при травмах.
Художественная обработка древесины.
Технологические процессы обработки: подготовка поверхности под резьбу, выполнение резьбы, соединение, отделка лакокрасочными материалами.
Ручная обработка. Работа с электрифицированными инструментами. Основные и вспомогательные технологические операции. Трудоемкость операций. Точность и качество. Достижение товарного вида.
Технология как рациональный выбор заготовок, инструментов, приспособлений, технологических операций. Дизайн изделий. Технологическая документация.
Информационное обеспечение проектирования технологических процессов.
Виды резьбы.
Контурная резьба. Пластический характер решения композиций. Резьба по тонированному фону. Технология тонирования и прозрачная отделка деревянной поверхности. Способность перевода рисунка на темный фон. Приемы резьбы. Техника безопасности при выполнении резьбы.
Геометрическая резьба. Исходные (азбучные) элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Композиционное сочетание резных элементов. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки резной поверхности. Техника безопасности при выполнении геометрической резьбы.
Плоскорельефная резьба. Подготовка деревянной поверхности. Передавливание рисунка на поверхность изделия. Нанесение, обработка фона и моделирования элементов. Особенности наколки контура стамеской в зависимости от характера резной композиции. Освобождение от окружающего фона. Проработка каждого из элементов узора. Прочеканка фона. Отделочные операции. Техника безопасности при выполнении резьбы.
Токарная обработка. Подготовка инструментов к работе. Резцы, назначения и их применение. Чертеж и эскиз изделия. Припуски на обработку при точении древесины на станках. Приемы чернового и чистового точения. Правила и приемы точения фасонной поверхности. Требования безопасности труда.
Тема 4. Материаловедение: древесина.
Породы древесины. Основные свойства. Строение древесины. Пороки древесины. Определение влажности. Сушка древесины. Правила хранения пиломатериалов.
Тема 5. Художественное проектирование.
Художественное проектирование; учет человеческого фактора. Дизайн как современный способ системного мышления при создании вещей. Дизайн: красота и польза изделия.
Путь от замысла до изготовления. Проектирование и конструирование.
Экспертиза потребительских качеств изделия: функциональных эстетических, экологических, стоимостных.
Тема 6. Художественная обработка древесины.
Технологические процессы обработки: подготовка поверхности под резьбу, выполнение резьбы, соединение, отделка лакокрасочными материалами.
Ручная обработка. Работа с электрифицированными инструментами. Основные и вспомогательные технологические операции. Трудоемкость операций. Точность и качество. Достижение товарного вида.
Технология как рациональный выбор заготовок, инструментов, приспособлений, технологических операций. Дизайн изделий. Технологическая документация.
Информационное обеспечение проектирования технологических процессов.
Виды резьбы.
Контурная резьба. Пластический характер решения композиций. Резьба по тонированному фону. Технология тонирования и прозрачная отделка деревянной поверхности. Способность перевода рисунка на темный фон. Приемы резьбы. Техника безопасности при выполнении резьбы.
Геометрическая резьба. Исходные (азбучные) элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Композиционное сочетание резных элементов. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки резной поверхности. Техника безопасности при выполнении геометрической резьбы.
Плоскорельефная резьба. Подготовка деревянной поверхности. Передавливание рисунка на поверхность изделия. Нанесение, обработка фона и моделирования элементов. Особенности наколки контура стамеской в зависимости от характера резной композиции. Освобождение от окружающего фона. Проработка каждого из элементов узора. Прочеканка фона. Отделочные операции. Техника безопасности при выполнении резьбы.
Токарная обработка. Подготовка инструментов к работе. Резцы, назначения и их применение. Чертеж и эскиз изделия. Припуски на обработку при точении древесины на станках. Приемы чернового и чистового точения. Правила и приемы точения фасонной поверхности. Требования безопасности труда.
Тема 7. Информационное обеспечение художественной резьбы по дереву. Ремесла в произведениях литературы, поэзии, живописи. Музеи, выставки, конкурсы, видеоматериалы. Реклама и другие материалы СМИ. Научная литература, проспекты, журналы, альбомы.
Учебники и учебно - наглядные пособия по декоративно- прикладному искусству, ремеслам, дизайну.
Оценивание информационной обеспеченности и интеллектуальному искусству, ремеслам, дизайну.
Тема 8. Защита творческого проекта. Примерная тематика проектов: "Древесина или металл: плюсы и минусы", "Виды резьбы по дереву", "Авторские изделия из древесины", "Творчество в ремеслах", "Почему мне нравится эта вещь", "Народные промыслы", "Ремесла и экономика", "Декоративное изделие".
Примерный перечень изделий для практической работы. Разделочные доски, декоративное панно, шкатулки, токарные изделия, украшенные резьбой, кухонные принадлежности, настенные полочки, декоративная мебель и др.
Литература.
1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.:Легпромбытиздат,1998
2. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба.- Смоленск,1993
3. Горбунов В.И. Изготовление декоративной мебели.- Тверь: Издательство "Приз", 1998
4. Дементьев С.В. Резьба по дереву. - М.: издательский дом МСП, 2000.
5. Ильяев М.М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
6. Рыженко В.И. Работа по дереву. - М.: Рипол Классик, 2004.
7. Рыженко В.И., Юров В.И. Столярные и токарные работы. -М.: Рипол Классик, 2003.
8. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. -Минск: Современное слово, 1998.
9. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М.: Просвещение, 1985.
10. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественная работа по дереву. - М.: Владос, 2002.
11. Чупахин В.Н. 22 урока геометрической резьбы по дереву. - Санкт - Петербург: Литера, 2004.
Программа элективного курса "Резьба по дереву" для учащихся 8-9 класов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Понятие о резьбе, её назначениях и элементах. Изображение резьбы на чертежах Практическая работа учащихся: нарезания наружной и внутренней резьбы. Подведение итогов урока.
Стандартные резьбовые детали Болт М12 × 60 Гайка М12 Шайба М12 Винты М12 × 50 Шпилька М16 × 120
Изделия с винтовой поверхностью крепежные изделия для передачи движения специального назначения
Профили резьбы Трапецеидальный Треугольный Круглый Прямоугольный
Метрическая резьба
Обозначения метрической резьбы
Дюймовая резьба
Дюймовая (трубная) резьба
Параметры резьбы d - наружный диаметр d 1 - внутренний диаметр P - шаг резьбы g - наружная резьба H – внутренняя резьба
Винтовая линия Образуется в результате равномерного поступательного движения какой-либо линии с одновременным равномерным вращением около некоторой оси. правая левая L
Образование резьбы
Нарезание резьбы на станке
Нарезание наружной резьбы с помощью плашки. Плашка с плашкодержателем Приспособление для нарезания наружной резьбы Плашки и клуппы для нарезания
Ход работы при нарезании наружной резьбы Снятие фаски; Установка заготовки по угольнику; Установка плашки; Нарезание резьбы; Проверка качества резьбы.
Таблица для определения диаметра стержня резьбы . D. резьбы Шаг/ р./ Диаметр стержня. М8 1,25 7,8-7,9 М10 1,5 9,75-9,85 М12 1,75 11,76-11,88
Нарезание внутренней резьбы с помощью метчика. Чистовой Средний Черновой метчики
Ход работы при нарезании внутренней резьбы Приступив к работе надо выполнить разметку места отверстия с обязательным его направлением Установка метчика; Проверка угольником установки метчика; Навертывание резьбы; Проверка качества резьбы.
Таблица для выбора D (р.) D (р.) D сверла чугун сталь 5,0 4,1 4,2 6,0 4,9 5,0 8,0 6,6 6,7 10,0 8,3 8,4 12,0 10,0 10,1
Практическая работа Точение стержней для изготовления резьбы М10 D 9,8 на ТВ-6. Нарезание резьбы М10 с помощью плашки. Нарезание резьбы М10 с помощью метчика. Сверление отверстий для изготовления резьбы М10,<8, D 8,4 (гаек).
Техника безопасности при работе.
Подведение итогов урока Демонстрация работ Разбор типичных ошибок Обобщение темы урока
Проверочный тест 1. Крепежные детали служат: а) для передачи движения; б) для соединения деталей. 2. Как обозначается шаг резьбы: а) d ; б) P ; в) g . 3. В обозначении «Болт М12 × 60» цифра 60 показывает: а) шаг резьбы; б) наружный диаметр резьбы; в) длину болта. 4. Какая крепежная деталь имеет резьбу на обоих концах: а) болт; б) шпилька; в) винт.
Проверка результатов теста Б Б В Б
Спасибо!
Источники. http://www.slesarnoedelo.ru/content/inde x70.php www.metlkon.ru tehno-line.ru http://imc.rkc-74.ru/catalog/res/625076c4-8291-19fe-4847-47737f88c150 /?fullView=1&from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&&subject=90&rubric_id[]=21994 http://freeppt.ru/load/6-6-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс
Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины.Развивающая: ...
Методическая разработка урока информатики в 5 классе. Создание комбинированных документов« Семейное дерево».
Урок практикумПрактическая работа предназначена для закрепления знаний и навыков работы с объектами в текстовом редакторе Word по следующим темам:1. Панель инструментов Рисование, назначен...
Методическая разработка "Конфетное дерево"
Методическая разработка по флористике с описанием и технологической картой...
Методическая разработка: Контрольная работа по предмету "Технология народной росписи по дереву" 3 курс
Разработка контрольной работы попредмету "Технология народной росписи по дереву" в виде тестовых заданийдля НПО 3-й год обучения по профессии "Художник"...
Методическая разработка на тему: "Деревья моего микрорайона"
2010 год был объявлен годом Биологического разнообразия, поэтому в нашей работе мы решили выяснить видовое разнообразие деревьев, произрастающих в пределах нашего микрорайона. Каким видам отдается пре...
Методическая разработка "Выжигание по дереву"
План-конспект урока по технологии на тему "Выжигание по дереву"...
Методическая разработка занятия "Волшебное дерево"
Методическая разработка занятия "Волшебное дерево"...