ВНЕКЛАСНАЯ РАБОТА ПО ТЕХНОЛОГИИ
методическая разработка по технологии по теме

Начунаев Юрий Михайлович

КРУЖКОВАЯ  РАБОТА

ДОКЛАД  КОНФЕРЕНЦИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная  работа  по предмету  технология

Это здорово: уметь!

            Сеять хлеб и песню петь.

                Стог метать, дрова колоть,

             Грядку чисто прополоть.

        Это здорово: строгать!

             Делать стол или кровать,

                    Сталь ковать, деталь точить.

                    Бак лудить, трамвай водить.

             Дом на зорьке возводить,

            Мастерству других учить.

За время существования школы и педагогики уже сложились общие принципы организации внеклассной работы.  Наиболее распространены следующие формы внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, предметные  недели ( декады), проектная  деятельность 

Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самообразование и самовоспитание. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Такой вид деятельности требует от учителя знаний индивидуальных особенностей ученика, его интересов и предпочтений. Подготовка  учащихся  к конкурсам, олимпиадам

Очень распространенным видом внеклассной работы являются предметные недели. Традиционная ежегодная неделя технологии может стать своеобразным подведением итогов всей работы по предмету.  При ее проведении можно объединить все формы и методы работы по обучению детей технологии. В мероприятиях, включенных в неделю, обязательно должны участвовать все возрастные категории детей. Разнообразие этих мероприятий зависит от фантазии и таланта учителя, от его умения привлечь и заинтересовать детей, подобрать себе помощников из ученической среды. Неделя может включать в себя как традиционные викторины, конкурсы, олимпиады, так и новые, ранее не опробованные виды интеллектуальных соревнований. Главное в неделе технологии – это не предмет и не информация, которую мы преподносим детям. Главное – это сам ребенок, которому подскажи, что сделать, чтобы “поиграть”, и он “перевернет весь мир”, добудет какие угодно знания, создаст любые программы.

Актуальность приобретает и такой метод внеклассной работы как создание творческих проектов. В процессе работы над проектом учащиеся пользуются не только приобретенными знаниями и умениями из различных предметных областей, но и осуществляют поиск недостающих знаний, систематизируют и оформляют их средствами изучаемых интегрированных сред.

Действительно, при создании проекта ученики сталкиваются с проблемными ситуациями, явно или смутно осознаваемыми. Во время работы над проектом, в подборе материала активно используется наблюдение, выдвигаются гипотезы, идет экспериментальная их проверка, разрешается интерес, проблемность ситуации.

Учитель в проектной деятельности становится сотрудником учеников, их коллегой. Зачастую в процессе работы над проектом происходит взаимное обучение, когда учитель не только дает какие-то советы, направляет учащихся, но и сам учится у своих учеников, осваивает новые информационные технологии, обогащает свой опыт новыми оригинальными находками детей. Учитель превращается в педагога-исследователя, а педагог-исследователь – главный персонаж школы информационного века.

Результаты выполненных проектов должны получаться "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Готовый проект защищается на школьных или городских конференциях, выставляется на конкурсы программ, сайтов, презентаций и т. п. А на современном этапе проекты можно рассматривать и как форму итоговой аттестации учащихся по предмету.

Примером применения проектной деятельности  может служить подготовка учеников к выступлению на научных конференциях разного уровня.  Ребятами используются все этапы проектной деятельности. Тему проекта ученик выбирает из рекомендованного преподавателем списка или самостоятельно,  используя при этом широкий спектр современных информационных источников. Выбор – это личное дело каждого, но желательно, чтобы тема была близка интересам ребёнка, и её разработка доставляла удовольствие. Далее учащийся определяется - будет это индивидуальная работа или работа в группе. Поиск и анализ информационных источников, составление плана экспериментальной или исследовательской части работы. Экспериментальная или исследовательская часть подтверждает теоретические выводы или их опровергает. И как итог - выступление на открытом заседании конференции.

Работа над проектом позволяет учащимся посмотреть на известные задачи с новой точки зрения. В процессе работы над проектом они не только используют весь набор доступных информационных технологий, но и расширяют свои знания в данной предметной области.

В основе метода проекта лежит: развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления; умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Трудно себе представить какой-то иной метод, который бы лучше учил самостоятельности, при этом учитывал индивидуальные особенности каждого ученика. Результаты работы часто удивляют, поскольку иногда раскрывают новые таланты, о которых никто раньше не подозревал.

Внеклассная кружковая работа формирует и развивает личность ребёнка способствует выявлению и развитию интересов и творческих особенностей в определённой области. Наиболее распространены такие виды, как тематические кружки. Кружок - основной и более распространенный вид групповой внеклассной работы.

В школе  сегодня  работает  2- кружка    «Художественная обработка        древесины» «Художественная  обработка металла» направлены  на  творческое  развитие   обучающихся, получение  ими   обще трудовых, специальных  знаний  и  умений, эстетическое,  физическое  развитие, а  также на формирование  активной  жизненной  позиции, понимания  того,  что  только  от  уровня  своего  профессионализма будет  зависеть  дальнейшая жизнь.  

Новизна и педагогическая целесообразность кружковой  работы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят  обучающимся приобщиться  к  интересному  делу, которое  обогатит их, уведет  в  мир  прекрасного,  заполнит  интересным  творческим  трудом.  В  наше  время  в  городской  квартире  нужно  очень  многое  переделывать, подгонять,  ремонтировать, заменять и создавать  не стандартные  вещи, без  которых  не  обойтись. И  эти  вещи  ни  робот,  ни  компьютер  не  создадут,  их  нужно  делать  своими  руками. Раньше  во  всех  семьях мужчины  умели  мастерить по  дому,  «по  хозяйству».  В  настоящее  время  домашними  ремеслами владеет  единичное    количество  мужчин, из  семьи  ушли  не  только  сами  ремесла,   исчезла  и  связанная  с  ними  эстетическая художественная  сторона  ремесла  «искусство  создания  радостных  вещей».

Актуальность образовательной программы состоит в том, что она  направлена  на  воспитание  у  детей  желания  и  умения  трудиться,  приносить пользу  семье  и  окружающим. Знания   и  умения,  полученные  на  занятиях,   пригодятся  в дальнейшей жизни,  а  также  при  выборе профессии.

Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Мир детства хорош тем, что в нем живет неистребимая вера в чудо-сказку. Этой веры не лишены и наши дети. Внеклассная кружковая работа формирует и развивает личность ребёнка. Не последнюю роль в развитии детского творчества играют занятия  при работе с так называемым “бросовым материалом”. Здесь детям предоставляется много возможности для творчества в классе и дома, развивается их фантазия и воображение. Работа с различными материалами, освоение новых приемов приносит детям большое удовольствие и радость. Радость оттого, что, кажется, ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Например, из кусочков древесины  ( срезов ) можно сделать красивые поделки, картины  животных, мульт- героев, орнаменты, из пластиковой бутылки - вазу, из яиц “киндер-сюрпризов” кого хотите: матрешку, рыбок, осьминога, инопланетянина, лягушонка и многое-многое другое, из опилок - красивый пейзаж или вазу с цветами. Перечислять можно бесконечно.

Поделки у детей получаются разные, и важно при этом заметить особенности каждого. Никогда не требую, чтобы работа ребенка была похожа на образец, этого и не должно быть, т.к. у каждого своя фантазия. Можно только сравнить  их  работы:  какой была первая поделка, и какая теперь. И у ребенка возникает чувство удовлетворенности, искренней радости за свое совершенство.  Суть древесины такова, что она несет только благо человеку – это его природа, это материал уютный и поэтичный, экологически чистый. Работа с древесиной – это контакт  с  природой, который приносит радость и удовольствие. 

 В ходе выполнения творческих заданий дети приобретают уверенность в том, что они могут от начала до конца создавать необходимые в быту вещи.

В своих  мастерских мы организовали, создали  музей  творческих  работ

Время от времени он пополняется  изделиями,  проектными  работами  обучающихся  одни работы  заменяются другими. Это  дает возможность украсить интерьер музея и демонстрировать детям во время бесед художественные изделия народных умельцев. Многие работы  наших  учеников использовались в оформлении школьных выставок, принимали  участие  в  городских  и  областных  выставках   где  неоднократно  занимали  призовые  места  в том  числе  и  первые.

Чтобы успешнее проходило обучение школьников, надо любить детей любить свое  дело, работать много и с интересом, делать так, чтобы дети были не посторонними наблюдателями, а активными участниками создания полезных изделий  собственного творческого воображения,  своей  фантазии.

Постигая народное творчество, младшие школьники приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Я считаю, что работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу.

Мы  согласны с тем, что “самым высоким видом искусства, гениальным, самым талантливым является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия”.

В процессе конструирования сувениров ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изделию, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь). В работе  ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он овладевает новыми для него  навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая  тот, или иной предмет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается художественно-творческая деятельность ребенка школьного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего сувенира, но и тогда, когда создает  по заданию педагога, внося интересные дополнения и т.п.

Слишком широко и за рубежом, и у нас распространено мнение о том, что ребенок обладает буйной, неограниченной фантазией, способен изнутри порождать яркие, неорганичные образы. Всякое вмешательство взрослого, педагога в этот процесс лишь сковывает и губит эту фантазию,  богатство которой не идёт ни в какое сравнение с фантазией взрослого. Вместе с тем совершенно очевидно, что бедность опыта ребенка определяет и бедность его фантазии. По мере расширения опыта создается прочная основа для творческой деятельности детей.

Связь воображения с действительностью позволяет сделать педагогический вывод о том, что процесс детского творчества не заканчивается созданием сувениров и других результатов творческой деятельности. Их надо использовать для дальнейшего обогащения фантазии и творчества. При этом важно помнить, что на ребенка оказывают влияние не только его изделия, но и  изделия, созданные другими детьми. Вот почему мы считаем целесообразным, даже необходимым в конце каждого занятия, по завершении детьми изготовления сувениров-подарков выставить все поделки на доску-стенд, рассмотреть их вместе со всеми детьми, обсудить, что и как изготовили, что получилось особенно удачно, красиво, где можно что-то добавить, чтобы было еще интереснее.

Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим.

Каковы же пути, ведущие к достижению результата? Я хочу назвать их константами, так как изменение их невозможно, могут быть только дополнения.

  • Первая константа состоит в честности учителя Если учитель честен, он и учеников сделает честными людьми. Быть педагогически честным – не значит говорить правду в глаза; в этой связи нелишне вспомнить беседу Сократа с одним видным афинянином, в которой философ доказал, что мать, дающая горькое лекарство больному ребенку и называющая это лекарство сладким, более правдива, чем его собеседник, считавший себя умным человеком.
  • Вторая – в способности учителя пробуждать спящий талант ученика. В том, что этот талант существует, нет никакого сомнения, но проявляется он не сразу, иногда даже незадолго до окончания или даже после окончания обучения в  школе, но видеть, как самый заурядный подросток на глазах преображается ….  Ради этого стоит жить.
  • Третья – поощрение творчества. Ученик имеет право на ошибку, а учитель – нет. Убедитесь в справедливости этого высказывания: намеренно не поправляйте ученика, выполняющего работу по – своему, но не дай вам бог забыть про эту ошибку! Она будет исправлена позже, либо ученик докажет свою правоту. Быть может, после десятого такого случая мой ученик станет гордостью школы.
  • Верность делу – четвертая константа. Без верности вы никогда не добьетесь любви обучающихся к своему  предмету.  Выставки, конкурсы по профессии, творческие объединения – все пройдет, останется личность ученика – творящего и увлеченного.
  • Наконец, пятая и последняя константа – это бесконечное терпение педагога. Вспомните слова Лао-Цзы о том, что нет неизбежного, а также то, что нет возможности неизбежного избежать… Путь настоящего мастера  сложен и противоречив, его нельзя проделать без потерь. Иногда потери носят материальный характер, а иногда ты просто не может уснуть от какой-нибудь мелкой промашки. Так было и так будет. Набраться педагогического терпения – значит уметь прощать, не выказывать неудовольствия даже тогда, когда внутри все кипит.

МОУ «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРОЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №10 г. Юрги»

Внеклассная  работа  по предмету  «Технология»

        

                                                                      Учитель  технологии

                                                                       Начунаев.Ю.М.

                                                     г. Юрга

                                                     2012  год



Предварительный просмотр:

Титульный лист

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………..4

Учебно-тематический план первого года обучения…………………………..10

Содержательная часть первого года обучения………………………………..11

Учебно-тематический план второго года обучения…………………………  14

Содержательная часть второго года обучения………………………………...15

Методическое обеспечение программы………………………………………..17

Приложение 1. Тематическое планирование …………………………………18

1.1 Тематическое планирование первого года обучения …………………….18

1.2Тематическое планирование второго года обучения ……………………..21

Приложение 2. Методические рекомендации………………………………...25

Приложение 3.  Диагностические материалы ……………………………..…27

3.1  Диагностический материал для первого года обучения.

3.1.1  Тест по  теме: «Устройство  столярного  верстака»…………………..27

3.1.2  Тест по  теме: «Разметка»……………………………………………...  28

3.1.3  Тест  по  теме: «Строгание  древесины»……………………………….30

3.1.4  Тест  по  теме:  «Пиление  древесины» …………………………….…31

3.1.5  Тест  по  теме:  «Художественная  обработка  древесины»……   …..34

3.2 Диагностический материал для второго года обучения ……………..    35

  1. Тест  по теме:  «Устройство  токарного  станка»…………………….  35
  2. Тест  по  теме: «Породы  древесины.  Обработка  древесины»………36
  3.  Тест  по  теме:  «Виды  лесоматериалов»…………………………….37
  4.  Кроссворд  по  теме:  «Породы  древесины»………………………….38
  5.  Кроссворд  по  теме:  «Виды  пиломатериалов»……………… ……  39

Приложение 4. Дидактические материалы …………………………………..40

4.1 Список ключевых понятий ……………………………………………….40

4.2  Инструкции по Технике  безопасности………………………………….42

4.2.1  Инструкция   по  охране  труда при  ручной  обработке древесины  

ИОТ  -054 – 09……………………………………………………………….  42

4.2.2 Инструкция  по  охране  труда  при  работе  на  токарных станках

 по  дереву  ИОТ  -056 – 09…………………………………………………..46

Приложение  5  Методические  разработки………………………………...50

5.1 Методическая  разработка  по  теме: «Устройство  токарного станка»……………………………………………………………………..….50

5.2   Методическая  разработка  по  теме: «Пиломатериалы и  их  получение»…………………………………………………………………...54

Список литературы………………………………………………………….58

Пояснительная  записка

         Дополнительная образовательная программа «Художественная  обработка  древесины» относится к художественно-эстетической направленности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят  обучающимся приобщиться  к  интересному  делу, которое  обогатит их, уведет  в  мир  прекрасного,  заполнит  интересным  творческим  трудом.  Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям.  Получение таких знаний определены в программе «Художественная обработка древесины». Кроме того, программа способствует формированию у детей навыков ремесленных работ. В  настоящее  время  домашними  ремеслами владеет  единичное    количество  мужчин, из  семьи  ушли  не  только  сами  ремесла,   исчезла  и  связанная  с  ними  эстетическо-художественная  сторона  ремесла  «искусство  создания  радостных  вещей». На решение этой проблемы направлена данная программа, которая способствует воспитанию  у  детей  желания  и  умения  трудиться,  приносить пользу  семье  и  окружающим. Знания   и  умения,  полученные  на  занятиях,   пригодятся  в дальнейшей жизни, при  выборе профессии, при подготовке  обучающихся  к  самостоятельной  трудовой  жизни  в  условиях  рыночной  экономики.

Новизна  и отличительные особенности программы заключаются в том, что она направлена  на  творческое  развитие   обучающихся, на создание интегрированного воспитательно-образовательного пространства в творческом объединении. Комплексное использование общепедагогических методов, приемов и средств воспитания и образования детей позволяет привить им обще трудовые, специальные  знания  и  умения, способствует эстетическому  физическому  развитию, а  также  формированию  активной  жизненной  позиции.

Данная  программа  рассчитана   на  два года  обучения, комплектуется:

1 год обучения из  учащихся 10-12 лет,  не  имеющих  специальных  знаний  и  навыков  в  практической  деятельности  по  «Художественной  обработке  древесины»; 2 год обучения из учащихся 13-15 лет, имеющих  начальные знания и умения в обработке древесины.  Количество  учащихся  в  группе 1 года обучения - 12  человек, 2  года обучения - 10 человек.

Цель  программы  - создание условий для творческого саморазвития личности, формирования основ эстетического мировоззрения через приобщение к декоративно-прикладному искусству.  

Задачи  программы:

Образовательные:  

  • Помочь сформировать  глубокие,  прочные  знания  и  умения;
  • Научить  применять  полученные знания  на  практике;                                                
  • Научить  оценивать  результаты  работы  на  каждом  этапе.

Воспитательные:                                                                                                                                                                                                                                                                          

  • Способствовать воспитанию  уважения  к  труду, дисциплине,  чувства коллективизма, бережного  отношения  к  оборудованию  и  инструментам,  сознательного  отношения  к  порученному делу;
  • Способствовать формированию  эмоционально-ценностного  отношения к  людям,  к  себе, умению  адаптироваться  к  условиям  быстро  меняющегося  мира, творческой  реализации;
  • Содействовать в воспитании  гармонично-развитой  личности.

Развивающие:          

  • Развить  у  детей  элементы  технического  мышления,  изобретательности,  самостоятельности,  творчества;
  • развить  способность  видеть  прекрасное.

Представленная  программа  отличается  от  уже  существующих: в  программу  внесен  раздел по  токарной  обработки, так  как  точенное  изделие  отличается  красотой  и  законченностью  форм, идеально  гладкой  поверхностью.  За  последние  годы  в  деревообработке  появились  новые  материалы,  новые  технологии,  оборудование,  и  наряду  с  ручной   обработкой  все  больше  места  занимает  механическая  обработка. Обработка  точением  привлекает  всех  учеников простотой  и  быстротой  изготовления.  Точение  - это один  из  наиболее  распространенных  видов  обработки  дерева. Программа позволяет вносить изменения в содержание деятельности в зависимости от уровня усвоения, знаний каждым обучающимся. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от поставленных педагогом задач в определенный период и в соответствии с высоким или низким уровнем программного материала.

В  процессе  обучения   были  выработаны  общие  принципы   обучения,  которые  определяют, каким  образом  следует  обеспечивать  достижение  целей  обучения.  При  проведении  занятий   применяются принципы:       

  • наглядности                                                
  • последовательности
  • систематичности
  • доступности
  • связи  теории  с   практикой
  • научности        

Занятия  проводятся  2  раза  в  неделю. Продолжительность  занятий - 2  часа.  Количество  часов в год – 144час.

Условия реализации программы:  Для  реализации  программы  необходимы    условия -  техническое  оснащение  учебного  кабинета,  наличие  наглядных  пособий,  обеспечение  материалами  для  занятий.   Оборудование:

Токарные  станки  по  дереву;  сверлильные  станки; злектро – фуганок;           ручной  фрезер; электро - дрель; электро - лобзик; продольная  пила;                     поперечная  пила; верстаки; электро – выжигатель.              

Инструменты: резцы; рубанки; молотки; лобзики; стамески; штангенциркули; сверла  перовые; сверла спиральные; угольники; рейсмусы; линейки; ножовки; киянки.                                      

Приспособления: для  выпиливания; лобзиком; для  пиления; стусло.                                        

Дидактические  материалы: плакаты  по  темам – пиление,  сверление, разметка,  строгание,  долбление,  точение  и  другие; технологические  карты  на  изготовление  изделий   вручную; технологические  карты  на  токарные  работы.

Контролирующие  материалы (тесты,  кроссворды,  сканворды,  криптограммы,  карточки  задания,  билеты).

Книги,  учебники,  техническая  литература  по  обработке  древесины  и  др.

Ожидаемые результаты и способы их проверки: В результате прохождения программного материала обучающиеся:

первого года обучения

умеют:

- пользоваться инструментами и приспособлениями, выполнять
рисунок;

- выполнять художественные формы геометрических и растительных
форм;

- осуществлять контроль качества;

- организовать рабочее место в соответствии с используемым
материалом и поддерживать порядок во время работы;

- «видеть» материал, создавать интересные образы, проявлять
фантазию.

      - точить  цилиндрические,  конические,  фасонные  детали.

 знают:

- правила техники безопасности при работе с инструментами;

- свойства материалов (древесина, ДВП, ДСП, фанера);

- последовательность изготовления изделий;

- технологию токарного производства;

- технологию геометрической резьбы;

- технологию выпиливания лобзиком.

второго года  обучения  

умеют:

- пользоваться  инструментом для разметки, сверления, выпиливания

- затачивать  инструменты.

- делить  окружности  на  равные  части.

- выполнять контурную  резьбу, геометрическую  резьбу, прорезную  

     резьбу,  плоскорельефную резьбу, токарные  работы.

     - точить в патроне , планшайбе, точить  фасонные  формы.

- наносить  защитные  покрытия, тонировать изделия, отбеливать.  

- изготавливать накладные элементы, декоративные фризы, карнизы.

знают:

- физические, механические свойства древесины.

- основные  правила и приемы  резьбы.

- правила  склейки  щитов.

- безопасные  способы  и  приемы  работы на токарном станке.

- технологию точения  фасонных  форм.

- виды и назначение  орнаментов.

- способы украшения  наличников.

- конструктивные и декоративные  элементы.        

Программа «Художественная обработка древесины» предусматривает следующие способы проверки знаний и умений: контрольные задания, тестирование, участие в выставках, конкурсах, устные зачеты.

Итогом освоения программы является:

  • участие    обучающихся    в    выставках    (городского    и    областного  уровня);
  • развитие творческой активности обучающихся;
  • формирование   необходимых   специальных   технических   умений   и
    знаний и использование их на практике;
  • воспитание     личности,     обладающей     стремлением     к     активной
    жизненной    позиции,    способной    к    творческой    деятельности    и
    настроенной на самосовершенствование.

                   

Учебно-тематический план первого года обучения

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1. Презентация объединения

2

2

-

2. Древесные материалы

8

2

6

3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной

14

4

10

4. Изготовление деталей из древесины

36

4

32

5. Сборка изделий из древесины

26

4

22

     6. Отделка изделий из древесины и  

     фанеры

24

2

22

7. Художественная обработка древесины

20

2

18

8. Клеи

4

2

-

9. Экскурсии

8

8

-

10. Выставка

2

2

-

      Итого:

144

32

112

Содержательная часть первого года  обучения

Тема 1.        Презентация  объединения.

Цели и задачи объединения. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке.

Тема 2.        Древесные материалы.

Основные породы деревьев. Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. Свойства  древесины.

Практическая работа:  Лабораторно-практическая работа по определению пород древесины, твердости древесины. Ознакомление с материалами. Определение видов пиломатериалов. Изготовление заготовок.

Тема 3.        Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной.
Классификация инструмента, ознакомление с ним.

Практическая работа: Отработка приёмов работы с деревообрабатывающим инструментом. Ремонт деревообрабатывающих инструментов (стамески, рубанки, малки, столярные угольники, шаблоны). Изготовление оснастки  приспособлений.

Тема 4.        Изготовление деталей из древесины.

Чертеж и технология обработки поверхности материалов. Технология изготовления детали.

Практическая работа: Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Распиливание вдоль и поперёк волокон. Распиливание по локальным линиям. Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Ремонт деревянных конструкций. Изготовление детали вращения.

Тема 5.        Сборка изделий из древесины.

Способы соединения деталей: шурупами, винтами, нагелями, стяжками, шиповое соединение.

Практическая работа: Соединение деревянных деталей шурупами. Соединение деревянных деталей винтами. Соединение деревянных деталей нагелями (деревянными стержнями). Соединение деревянных деталей на шипах. Сборка изделия из заготовленных деталей. Ремонт школьного оборудования.

Тема  6.        Отделка изделий из древесины и фанеры.

Приёмы чистовой обработки. Инструменты, используемые для чистовой обработки.  Классификация лаков и красок. Безопасность труда при отделочных работах.

Практическая работа: Чистовая обработка поверхности материалов. Нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины. Лакировка древесины. Шлифовка поверхности древесины. Отделка ремонтируемого оборудования из древесины. Отделка древесины в зависимости от условий эксплуатации ремонтируемого оборудования.

Тема 7. Художественная обработка древесины.

Геометрическая резьба. Фасонное  точение.  Устройство станка по дереву.

Практическая работа:  Подбор материала. Подготовка  заготовок  к  точению. Фасонное  точение  заготовок. Сборка изделий. Обжиг и гравировка изделий. Роспись деревянных изделий и ознакомление с готовыми изделиями местных художественных промыслов. Выполнение различных видов художественной обработки древесины.

Тема 8.        Клеи.

Виды клеев для древесины. Прочность клеевого соединения. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей.

Практическая работа:  Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Сборка на клей соединений в шип. Сборка на клей соединений нагелями. Сборка на клей соединений с фанерными накладками.

Тема 9.        Экскурсии.

Экскурсии на местные деревообрабатывающие предприятия, во вспомогательные цеха машиностроительного завода, в лесничество, в музей народного прикладного искусства..

Тема 10.  Выставка.

Подведение итогов работы кружка за год. Выставка работ воспитанников объединения.

Учебно–тематический  план второго года  обучения

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

  1. Презентация  кружка

2

2

-

  1. Сведения  о  древесине

10

5

5

  1. Виды  лесоматериала

10

5

5

  1. Инструменты и оборудование

22

4

18

  1. Резьба  по  дереву

54

14

40

  1. Резной  декор  дома

36

10

26

  1. Экскурсии

8

8

-

  1. Выставка

2

2

-

      Итого:                  

144 час

50

94

        

Содержательная  часть второго года  обучения

Тема 1. Презентация  объединения.

Цели  и  задачи курса, знакомство с домовой  резьбой  ее видами, инструментами, способами  обработки дерева. История развития домовой  резьбы  в  России.

Тема 2. Сведения  о древесине.

Расширенное понятие о строении  дерева, свойствах  древесины, о породах  и пороках древесины. Способы  сушки  древесины,

Практическая работа:  Определение  твердости  древесины, определение пород древесины. Определение  влажности древесины. Сушка  древесины.

Тема 3. Виды лесоматериалов.

Виды пиломатериалов. Способы склейки щитов, заделки сучков и трещин.

Практическая  работа:  Склейка  щитов различными способами.  Определение  влажности древесины. Определение различных видов  пиломатериалов. Склейка  щитов. Заделка сучков. Заделка  трещин.

Тема 4. Инструменты  и  оборудование.

Инструменты и приспособления для  резьбы. Набор резчицкого инструмента. Вспомогательный инструмент. Инструменты  для сверления и выпиливания. Разметочный  инструмент. Электрифицированный  инструмент.

Практическая  работа:  Деление  окружности  на  равные части, построение  многоугольников  других  фигур. Изготовление резчицкого  инструмента. Изготовление  ручек  для  резцов. Заточка и правка  инструментов. Набор резчицкого инструмента. Организация  рабочего  места  резчика. Хранение  инструмента.

Тема 5. Резьба  по  дереву.

Контурная  резьба. Геометрическая резьба. Прорезная резьба. Плоскорельефная  резьба. Глухая рельефная  резьба. Скульптурная резьба. Виды  орнаментов. Назначение  орнаментов. Геометрический  орнамент. Растительный  орнамент. Геральдический  орнамент. Ажурный  орнамент. Плетенка, арабеска, жгут, венок, завиток,  панно. Правила, приемы  и  техника  выполнения резьбы.

Практическая  работа: Выполнение резьбы по дереву (контурной, геометрической, прорезной, плоскорельефной, глухой, рельефной, скульптурной).  Отделка  резных  изделий. Крашение  и  тонирование резных изделий. Токарные  работы. Точение фасонных  форм. Точение  полых  изделий. Точение  в  патроне. Обессмоливание  деталей. Отбеливание  изделий. Нанесение  защитных  покрытий. Подготовка  резных изделий к  отделке. Крашение  резных  изделий. Тонирование  резных изделий. Построение  орнаментов на изделиях.

Тема 6. Резной  декор  дома.

Внешнее  и  внутреннее  оформление  жилища. Конструктивные и декоративные  элементы. Варианты  ограждения.  Малые архитектурные  формы. Резные  вставки в окна, веранды. Способы  украшения  наличников. Резные  столбы, кронштейны, консоли. Ограды, заборы,  изгороди. Детские  спортивно-игровые устройства.

Практическая  работа:  Изготовление ограждений. Изготовление малых  архитектурных  форм. Оформление  фасада  дома. Украшение  фронтонов, балконов. Изготовление  причелин  и  полотенец. Изготовление декоративных фризов, карниза. Изготовление  накладных элементов. Оформление  входов,  крылечек. Оформление  дверей. Ограждение  балконов, мансард,  веранд. Оформление  лестничных  перил. Изготовление настенных  и напольных цветочниц. Изготовление  масок. Оформление  приусадебных  участков.

Тема 7. Экскурсии.

Экскурсии  на  предприятия по изготовлению деревянных изделий «Кедр»;  в детскую  художественную школа, музей  народного прикладного искусства.

Тема 8. Итоговая  выставка.

Подведение  итогов  работы  за  год. Выставка работ обучающихся.

                                                                                                         

Методическое   обеспечение

дополнительной образовательной программы

«Художественная обработка древесины»

 Приложение 1

Тематическое планирование

1.1  Тематическое  планирование первого года  обучения

Раздел  плана      

Тема   занятий

К-во

Часов

1.Презентация объединения (2час.)    

Цели и задачи.  Техника безопасности.

2час.

2.Древесные

 материалы,

(8 час.)

Основные породы  деревьев.                                    

Пороки древесины.

Кл ассификация  пиломатериалов.

Материалы на основе   древесины.

2час.

2час.

2час.

2час.

З.Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной.

(14 час.)

Инструменты для работы с древесиной. Приспособления для работы с древесиной,

Станки для работы с древесиной.

Классификация инструмента, ознакомление .

Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом.

Ремонт деревообрабатывающих инструментов.

Изготовление оснастки  приспособлений.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

4.Изготовление

Деталей  из

древесины.

 (36 час.)

Черновая    обработка  материалов                            

Черновая    обработка  материалов

Разметка

Разметка

Распиливание вдоль и поперек волокон.

Распиливание вдоль и поперек волокон

Распиливание по локальным линиям.

Чтение чертежа,

Чтение чертежа,

Изготовление деталей.

Изготовление деталей.

Технология изготовление деталей.

Технология изготовления деталей.

Изготовление деталей.

Изготовление деталей.

Ремонт деревянных конструкций.

Ремонт деревянных конструкций.

Изготовление деталей вращения.                              

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2 час

2 час

5.Сборка  изделий  из древесины

(26час.)

                                                                                                                                                     Соединение деталей шурупами.

Соединение деталей шурупами.

 Соединение  винтами.

|Соединение деталей винтами.  

Соединение деталей нагелями.

 Соединение деталей нагелями.

Шиповое     соединение.

 Шиповое соединение.

 Ремонт школьной мебели.                                                

 Ремонт школьной мебели.

   Соединение   деталей   стяжками.

Соединение деталей  стяжками.

Отделка  изделий.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

6. Отделка изделий из древесины и фанеры. (24 час.)

Инструменты для чистовой обработки древесины.

Чистовая обработка.

Чистовая обработка.

Классификация лаков и красок.

Нанесение лакокрасочных покрытий.

Нанесение лакокрасочных покрытий.

Травление древесины.

Лакировка древесины.

Шлифовка.

Отделка древесины

Отделка  древесины.

Безопасность труда при отделочных работах.                              

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

7.Художественная          

обработка древесины(20час)

Подбор материала.

Устройство станка по дереву.                                            

Подготовка  заготовок.

Фасонное  точение.

Сборка  изделий.

Выжигание.                                                                        

Выжигание.                                                                        

Мозаика.

Мозаика.

Геометрическая резьба.                                                    

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

8.Клеи.(4час)

Виды клеев.

Подготовка поверхностей, склеивание.

2час.

2час.

9.Экскурсии.

(8час.)

Экскурсии на                                                                   деревообрабатывающие  предприятия.

Экскурсии в музеи города.

4час.

4час.

10. Выставка

(2час)

Подведение  итогов работы.

Выставка работ обучающихся.

2час

1.2  Тематическое  планирование второго года  обучения

Раздел

плана

Тема  занятий

К-во

часов

1.План работы на учебный год. (2час)

Цели и задачи курса.

Техника безопасности.

2

2.Сведения о  

древесине.

 (10час)

Строение древесины.

Свойства  древесины.

Пороки  древесины.

Породы  древесины.

Сушка  древесины.

2час

2час

2час

2час

2час

3. Виды  леса-

    материала.

        (10час)

Виды  пиломатериалов.

Определение  влажности.

Склейка  щитов.

Заделка сучков.

Заделка  трещин.

2час

2час

2час

2час

2час

4.Инструменты и

оборудование

      (22час)

Набор резчицкого инструмента.

Вспомогательный инструмент.

Разметочный  инструмент.

Инструмент  для  разметки.

Инструмент  для  сверления.

Инструмент  для выпиливания.

Приспособления для разметки

рисунков.

Изготовление ручек для  резцов.

Изготовление  резчицкого  инструмента.

Заточка  и правка  резцов.

Деление  окружности  на  равные  части.

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

5.Резьба  по дереву.

       (54час)

Основные правила  и приемы

резьбы.

Контурная  резьба.

Геометрическая  резьба.

Прорезная резьба.

Плоскорельефная  резьба.

Глухая  рельефная  резьба.

Скульптурная  резьба.

Корнепластика.

Токарные  работы.

Точение фасонных  форм.

Точение  полых  изделий.

Точение  в  патроне.

Обессмоливание  деталей.

Отбеливание  изделий.

Нанесение  защитных  покрытий.

Подготовка  к  отделке.

Крашение  резных  изделий.

Тонирование  изделий.

Назначение  орнаментов.

Виды  орнаментов.

Геометрический  орнамент.

Растительный  орнамент.

Геральдический  орнамент.

Ажурный  орнамент.

Плетенка, арабеска, жгут,

венок, завиток,  панно.

4час

2час

4час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

6.Резной  декор

дома. (36час)

Конструктивные  и  декоративные  элементы.

Оформление  фасада  дома.

Украшение  фронтонов, балконов.

Резные  вставки в окна, веранды.

Изготовление  причелин  и  полотенец.

Изготовление декоративных

 фризов, карниза.

Изготовление  накладных

элементов.

Способы  украшения  наличников.

Оформление  входов,  крылечек.

Оформление  дверей.

Резные  столбы, кронштейны,

консоли.

Ограждение  балконов,

мансард,  веранд.

Оформление  лестнечных  

перил.

Настенные  и напольные

цветочницы.

Изготовление  масок.

Малые  архитектурные  формы.

Ограды, заборы,  изгороди.

Оформление  приусадебных  участков.

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

2час

   7. Экскурсии.

            (8час)

Экскурсия в детскую

«Художественную  школу»

Экскурсия  в  СПТУ  № 59.

Экскурсия  на  предприятие

«Кедр»

Экскурсия  в  музей народно-

прикладного  искусства.

2час

2час

2час

2час

8. Выставка

        (2час)

Подведение  итогов  работы за  год.

Выставка работ обучающихся.

2час

Приложение 2

 Методические рекомендации

При выполнении учебной программы используются традиционные методы  обучения:

Словесные:

  • Устное  изложение (рассказ,  лекция)
  • Беседа
  • Самостоятельная  работа  с литературой
  • Письменное  инструктирование
  • Аудио-видео  средства

Наглядные:

  • Демонстрация  пособий
  • Показ  трудовых  приемов
  • Экскурсии
  • Самостоятельные  наблюдения  

Практические:

  • Упражнения  по  выполнению  приемов,  операций        
  • Самостоятельная  работа
  • Тренажеры
  • Лабораторно-  практические  работы

Наряду с ними применяется  метод  проектов.  Под  проектом  понимается  творческая,  завершенная  работа,  соответствующая  возрастным  возможностям   учащегося.  Важно, что  при  выполнении  проектов   учащиеся   участвовали   в  выявлении  потребностей  семьи,  школы,  общества   в  той  или  иной  продукции, оценке  имеющихся  технических  возможностей,  целесообразности,  в  выдвижении  идей  разработки  конструкции  и  технологии  изготовления.

Работа  над  проектом  начинается  с  начала  учебного  года.  Проект  формируется  и  уточняется  на  протяжении  всего  учебного  года   и  включает  в  себя    элементы  деятельности  по  конструированию,  планированию,  наладке  оборудования,  изготовлению  изделий.  В  задачу  проекта  также  входит  экономическая  и  экологическая   оценка  выполняемых  работ.  Объекты  проектирования   и  изготовления  - должны  быть  посильны  учащимся,  не  следует  стремиться   к  сложным   изделиям.  Необходимо  подобрать  объекты  труда   с  учетом  материально-технической  базы,  спроса,  санитарно- гигиенических   требований.

 

                                                                                   

                                                                                   

                                             

                                             


Предварительный просмотр: