Черчение. Изображение соединений деталей на чертежах
план-конспект урока (технология, 10 класс) по теме
Цель урока: Изучение резьбовых соединений; изображение резьбы на стержне и в отверстии; обозначение метрической резьбы; упрощенное изображение резьбовых соединений.
Задачи урока: 1. Закрепить навыки работы с опорными конспектами в форме классификационных таблиц; развивать умения сравнивать текстовую и графическую информацию; анализировать учебный материал, сопоставлять, выделять главное и второстепенное.
2. Развивать умения самостоятельно работать со сложными дидактическими материалами, создавать целостную картину новых понятий (знаний) по её частным понятиям. Развитие способностей обучающихся к самообразованию; рече – мысленной деятельности при выдвижении и обсуждении гипотез; интеллектуальных способностей на уровне анализа и синтеза основных понятий; развитие любознательности, наблюдательности, сообразительности; образного мышления и технического кругозора, в т.ч. с опорой на жизненный практический опыт обучающихся.
3. Воспитывать культуру общения, речи (в том числе с использованием специальной терминологии), усидчивость, внимательность, графические, аналитические способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_urok_po_chercheniyu.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель черчения
и изобразительного искусства
Плотникова Людмила Геннадьевна
Ч Е Р Ч Е Н И Е
(Информационно-технологический профиль)
Тема урока: «Изображение соединений деталей на чертежах».
/разъемные резьбовые соединения/
Дата: Класс: 10 Модуль: «Классификация типовых сборочных соединений»
Урок №40
Цель урока: Изучение резьбовых соединений; изображение резьбы на стержне и в отверстии; обозначение метрической резьбы; упрощенное изображение резьбовых соединений.
Задачи урока: 1. Закрепить навыки работы с опорными конспектами в форме классификационных таблиц; развивать умения сравнивать текстовую и графическую информацию; анализировать учебный материал, сопоставлять, выделять главное и второстепенное.
2. Развивать умения самостоятельно работать со сложными дидактическими материалами, создавать целостную картину новых понятий (знаний) по её частным понятиям. Развитие способностей обучающихся к самообразованию; рече – мысленной деятельности при выдвижении и обсуждении гипотез; интеллектуальных способностей на уровне анализа и синтеза основных понятий; развитие любознательности, наблюдательности, сообразительности; образного мышления и технического кругозора, в т.ч. с опорой на жизненный практический опыт обучающихся.
3. Воспитывать культуру общения, речи (в том числе с использованием специальной терминологии), усидчивость, внимательность, графические, аналитические способности.
Оборудование: 1. Учебные таблицы «Соединение болтом»; «Соединение шпилькой»; «Винтовые соединения».
2. Дидактический материал для обучающихся – «Сходство и различие резьбовых соединений»
3. Динамические модели резьбовых соединений
Структура урока: 1. Организационный момент урока – 3 минуты.
2. Объяснение нового материала – 15 минут.
3. Самостоятельная работа обучающихся с О.К. – 8 минут.
4. Краткий опрос по новым понятиям – 7 минут.
5. Объяснение домашнего задания – 5 минут.
6. Подведение итогов урока – 2 минуты.
Ход урока
- Подготовка обучающихся и учителя к работе на уроке; отметка отсутствующих.
- Для объяснения и закрепления учебного материала можно выбрать форму:
- Опроса обучающихся с параллельным прослеживанием за ходом объяснения по О.К. (дидактический материал в форме выданных на парты таблиц – прилагается к конспекту урока);
- Эвристической беседы (если предварительно было дано задание, обучающимся познакомиться с учебным материалом по школьному учебнику или по дополнительной литературе);
- Семинара (для выступления назначены более заинтересованные и способные ученики);
- «Научной» школьной конференции, где в качестве докладчиков выступают обучающиеся; при этом классный коллектив разбивается на творческие группы, каждая из которых сначала рассказывает об одном из резьбовых соединений (три группы), четвертая группа подводит итог, делает обобщающий сравнительный анализ; остальные обучающиеся составляют несколько групп, которые выступают в качестве оппонентов.
При такой форме организации урока достигается несколько важных педагогических целей организации самообразования обучающихся с дифференцированной помощью учителя;
- Формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- Самореализация творческого потенциала, в т.ч. в форме самовыражения (публичные выступления, формирование оригинальных докладов, таблиц, презентаций, публикаций, «газет», визиток, моделей, и т.д., с применением ИКТ);
- Проведение анализа выступлений в форме оценки и самооценки;
- Повышение познавательного интереса к предмету;
- Совершенствование качеств знаний путем многократного их повторения (выступления и оппонирование) и активного участия всех в познавательном процессе.
Примечание. Форма объяснения нового материала зависит от уровня учебных возможностей обучающихся, т.е. учебно-познавательных интересов, способностей, творческого потенциала. Организация урока в форме конференции требует большой предварительной подготовки и хорошего знания о возможностях обучающихся, чтобы урок действительно достиг поставленной цели.
В объяснении нового материала активно применяется приведение таблиц (как раздаточный материал), учебные таблицы фронтальной демонстрации (динамические модели соединений); на предыдущем уроке обучающиеся также записывали алгоритм изучения тем «Типовые сборочные соединения». По этому алгоритму составлена таблица сравнительного анализа резьбовых соединений. (Алгоритм также приведен в приложениях). Разработка урока в форме семинара или конференции заслуживает отдельного внимания и в данном конспекте детально не рассматривается.
Разъемные соединения. Изображение резьбы. ГОСТ 2.311-68
В отверстии (рис.1,б) - сплошными основными линиями по внутреннему диаметру резьбы и сплошными тонкими линиями - по наружному (на плоскости, перпендикулярной оси отверстия, по наружному диаметру проводят дугу, равную 3,4 окружности, разомкнутую в любом месте). Сплошную тонкую линию при изображении резьбы наносят на расстоянии не менее 0,8 мм от основной линии и не более величины шага резьбы. Резьбу, как невидимую, изображают штриховыми линиями по наружному и внутреннему диаметрам.
Граница резьбы (рис.2,а, б) определяется до начала ее сбега и изображается сплошной основной или штриховой линией, если резьба невидимая. Штриховку в разрезах и сечениях (рис.1,2) проводят до линии наружного диаметра на стержне и до линии внутреннего диаметра в отверстии, т.е. в обоих случаях до сплошной линии. Размер длины резьбы указывают без сбега. Резьбу с нестандартным профилем показывают со всеми необходимыми размерами (шагом, внутренним и наружным диаметрами, толщиной зуба, числом заходов, левым направлением резьбы и т.п.). В соединениях стержень перекрывает отверстия (рис.3), и поэтому в границах стержня резьба имеет сплошную основную линию по наружному диаметру, в отверстии - по внутреннему.
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Обозначение всех резьб (кроме конических и трубной цилиндрической) относят к наружному диаметру (размерная линия проводится к наружному диаметру). Обозначения конических резьб и трубной цилиндрической резьбы наносят указательной стрелкой. Специальную резьбу со стандартным профилем обозначают Сп и условным обозначением профиля (М - для метрических резьб, Трап - для трапецеидальных, Уп - для упорных)
Упрощенные и условные изображения крепежных деталей на сборочных чертежах и чертежах общих видов выбирают в зависимости от назначения и масштаба чертежа ГОСТ 2.315-68: Крепежные детали, у которых на чертеже диаметры стержней равны 2 мм и менее, изображают условно. Если предмет, изображенный на сборочном чертеже, имеет ряд однотипных соединений, то крепежные детали показывают в одном месте упрощенно, а в остальных - центровыми или осевыми линиями. Шлицы на головках крепежных деталей следует изображать одной сплошной линией: на одном виде - по оси крепежной детали (вид сбоку), на другом - под углом 45° к рамке чертежа.
Наиболее характерные ошибки. Неправильно обозначена резьба на стержне в глухом отверстии, нет границы резьбы, неправильно изображена резьба на фаске, неправильно обозначена трубная резьба, не выдержано расстояние между тонкими и сплошными линиями при изображении резьбы, неправильно выполнено соединение внутренней и наружной резьб (соединение фитинга с трубой).
3. Самостоятельная работа обучающихся заключается в более основательном знакомстве с таблицей и графической частью, которая к ней прилагается; выпиской основных терминов в рабочую тетрадь, выполнение эскизов (для более успешных учеников). Анализ О.К. проводиться с целью последующего опроса по новым понятиям и терминам.
Практическое задание.
1. Выполнить чертеж стержня.
На стержне, длина которого 100мм, диаметр 12 мм, с двух концов
нарезана метрическая резьба с крупным шагом. Длина участка с резьбой равна 45 мм.
2. Начертить (эскизно) упрощенное изображение соединения двух деталей толщиной
25 мм каждая при помощи болта, диаметр которого равен 20 мм.
3. Расшифруйте следующие обозначения:
а) Болт М20×1.5×120; б) Болт М20×60; в) Гайка М12; г) Шайба16; д) ГайкаМ12×1.5
4. Для всех вариантов урока (обязательно нового материала, кроме урока - конференции) проводиться краткий опрос по новым понятиям, с упором на главные моменты: в чем сходство и в чем различие между рассмотренными соединениями, в целом относящимся к одной типовой группе – типовые разъемные резьбовые сборочные соединения.
5. В качестве домашнего задания обучающимся предлагается подробно прочитать § § 30, 31, 32 учебника и познакомиться с рис. 217,, 219; повторить все расчетные формулы из таблицы (О.К.) для последующей практической работы, которая носит характер расчетно – графической, т.е. сначала по исходным данным рассчитываются все параметры конкретного соединения, затем выполняется его эскиз, наносятся необходимые поправки и только потом выполняется чертеж соединения на формате А4.
6. Итоги урока подводятся в форме фиксации основных пройденных моментов:
- Повторили понятия типовые сборочные соединения на примере резьбовых соединений;
- Установили сходство и различие этих соединений; зафиксировали основные расчетные формулы для предстоящей практической работы.
Контрольные вопросы.
1. Что понимается под резьбой? Какая резьба называется наружной, внутренней? Что такое виток? Какие резьбы различают в зависимости от направления винтовой нитки? Что принимается за наружный и внутренний диаметр резьбы? Что такое шаг резьбы, ход резьбы? Что принимается за профиль резьбы, угол профиля? Какая резьба называется стандартной? Какие резьбы различают в зависимости от профиля? Какое наименование имеют резьбы в зависимости от назначения? В каких случаях применяются метрические резьбы с мелким шагом? Как именуется резьба в зависимости от числа заходов? В каких случаях применяется дюймовая резьба?
2. Из каких элементов складывается обозначение стандартной резьбы? Какими линиями надо изображать наружный и внутренние диаметры резьбы на стержне? В отверстии? Как надо обозначать метрическую резьбу с крупным шагом? С мелким шагом? Какие линии применяются для условного изображения резьбы? Есть ли разница в изображении правой и левой резьбы? Как изображается резьба с нестандартным профилем? Как обозначается шероховатость резьбы?
3. Как определить шаг метрической резьбы? Как определить шаг дюймовой резьбы? Как определить ход у многозаходной резьбы? Для каких резьб при нанесении условных обозначений применяют одну стрелку?
4. Какие соединения разъемные? Какие неразъемные? Как изображают резьбу болта и гайки в собранном виде? Назвать виды сварки. Как обозначают сварные швы?
ТЕСТ проверки знаний учащихся
по теме «Резьба».
1. Выбрать верное утверждение. Резьба – это:
а) поверхность, образованная при винтовом движении плоской фигуры по цилиндрической поверхности;
б) деталь, образованная одинаковыми по форме и размерами винтовыми выступами и канавками;
в) поверхность, образованная одинаковыми по форме и размерами винтовыми выступами и канавками;
2. Профиль резьбы бывает:
а) плоский; б) линейный; в) прямоугольный; г) треугольный; д) круглый;
е) трапецеидальный; г) упорный
3. Метрическая резьба с наружным диаметром 16мм и крупным шагом
2мм обозначается так:
а) Tr 16×2; б) М16 в) М16×2
4. Болтовое соединение используют в следующем случае:
а) для соединения двух массивных деталей;
б) для соединения тонкой и массивной детали;
в) для соединения двух относительно тонких деталей;
5. В болтовой комплект входят:
а) соединяемые детали, болт, гайка, шайба;
б) болт, гайка, шайба;
в) соединяемые детали;
6. Рабочая длина болта – это:
а) длина всего болта;
б) длина стяжного конца болта;
в) длина болта без головки.
Примечания. Если урок проводился в форме эвристической беседы, семинара или конференции, необходимо оценить работу учеников беседы, либо отдельных выступающих, либо фактически всего класса (по уроку - конференции).
Таблица «Сходство и различие резьбовых соединений» (О.К.) с графической частью к таблице, алгоритм тем «Типовые сборочные соединения», как основной дидактический, материал прилагаются.
Плотникова Людмила Геннадьевна, МБОУ лицей №1, г. Сургут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Соединение деталей из древесины на клею"
Методическая разработка, выполненная в виде компьютерной презентации....
Соединение деталей на гвоздях
Компьютерная презентация...
Соединение деталей шурупами
Компьютерная презентация...
Общие сведения о соединении деталей. Виды соединений.
Общие сведения о соединении деталей. Виды соединений....
Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. Конспект урока по инженерной графике
Цель:Познание принципа соединений в сборочных единицах.Задачи:- узнать виды соединений;- узнать о пользе стандартизации и взаимозаменяемости;- иметь общее представление об обозначении резьбы.План урок...
Конспект урока технологии в 7 классе (мальчики) по теме "Соединение деталей из древесных материалов: шиповые соединения"
Конспект урока поможет учителю провести урок по теме "Шиповые соединения"...
Презентация на тему: "Сборочный чертеж. Соединение деталей"
Дополнительный материал по изучению темы: Сборочный чертеж....