Ручное ткачество
презентация к уроку технологии (8 класс) по теме
Искусство ткачества – древнейший вид декоративно-прикладного искусства. Изучая историю ткачества, постоянно сталкиваешься с проблемой непонимания основных терминов и принципов ткачества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoe_tkachestvo.ppt | 2.43 МБ |
plan-konspekt.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Таписерия – принятый специалистами термин для обозначения современных произведений авторского ручного ткачества, использующих опыт шпалерного ткачества, различные виды переплетений, современные материалы и технологии. Слово «таписерия» происходит от греческого «тапес» – название ковра. Современные английское и французское названия обозначают приблизительно «ковровая картина », а немецкое – «картинный ковер»). Фрагмент коптской ткани. Божество реки Нил. IV в.
Как же изготовлялись первые ткани? Раскопки древних стоянок первобытного человека, а также первых городов в различных районах мира показывают, что в основном использовалась рама, на которую натягивались продольные нити - основа. Эти нити переплетались с поперечными нитями - утком. Ткацкий станок вицтеков
Вертикальный ткацкий станок периода свайных построек
Одним из наиболее простых способов, облегчающих отделение четных нитей основы от нечетных (для образования так называемого зева при прокладывании в него нити утка), стало натягивание нитей основы на раме в два ряда - задний и передний. Такой способ применялся более 5 тысяч лет назад у древнего племени бакаири. Применяется он и теперь при кустарном производстве украинских ковров - килимов и рогож. Приспособлением для образования зева служила также особая гребенка, в зубьях которой были просверлены отверстия. Через отверстия в зубьях гребенки пробирали все четные нити основы, а между зубьями - все нечетные. Древний прокладчик утка Древнеегипетский ткацкий станок
В античные времена центрами производства тканей были Греция и Рим. В Греции вырабатывали шерстяные, а с IV века до н.э. льняные ткани. До VII-VI веков до н.э. это носило характер домашнего ремесла. В богатых домах и дворцах греческой знати имелись специальные помещения, где под присмотром хозяйки дома рабыни занимались изготовлением тканей. При этом ткачество считалось высшим из ремесел и его изобретение греки приписывали богине Афине Палладе. Гомер в"Одиссее писал, что "... ткани ж были так плотны, что в них не впивалось и тонкое масло...« В Древнем Риме также изготовляли в большом количестве для внутренних нужд и на экспорт льняные и шерстяные ткани в крупных мастерских, где трудились рабы. Итак, основные элементы ручного ткачества - рама, товарный вал, ремизный аппарат, батан с бердом и примитивный челнок - были созданы человеком еще в доклассовом обществе. Древнегреческий ткацкий станок Первый древнегреческий челнок
Ткачество всегда занимало важное место в жизни людей. Почти у всех народов мира есть мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей, которые нашли отражение в литературе и искусстве того времени. В древнегреческой литературе (гомеровском эпосе) очень много упоминаний о ткачестве. Так, ткачество — излюбленное занятие богини Афины. Ткали почти все упоминаемые в поэмах женщины: Арета, Елена, Пенелопа, Цирцея и др. Из вазовой живописи известно, что ткацкий станок вертикального типа с подвешенными к нижней части основы грузилами, описанный Гомером, был известен по всей Греции. Вертикальный ткацкий станок с греческой вазы около 550 года до н. э
У славян весь цикл работ по изготовлению одежды, начиная с посадки льна, обработки волокон, прядения нити и заканчивая тканьем полотна, украшением изделия был связан с множеством обрядов и поверий. Не случайно – ведь одежда, как и пища являются необходимым условием жизни человека, от милости Богов и сил Природы зависит, наделить ли его этим в изобилии или нет. Покровительницей прядения и ткачества считается богиня Макошь (ее имя Ма-кош означает «Мать жребия», и подобно греческим мойрам и варяжским норнам, прядет она нить судьбы каждого живого существа, сплетая их вместе в ткань жизни). С христианизацией Руси ее стали называть именем святой Параскевы-Пятницы, в заговорах и молениях персонифицированная «Пятница» постепенно вытеснила упоминание Макоши. При стрижке овец оставляли клок шерсти - как подношение Мокуше (вариант имени богини). Еще верили, что Мокуша обходит дома и, если пряхи дремлют, она прядет за них (веретена "сами вертятся").
Трепало, чесало, прялки и ткацкие станки покрывались сакральными (главным образом, солнечными) узорами, и сотканное на них полотно обладало светлой силой, охраняющей тело человека от враждебных влияний. А все те места, где заканчивалась ткань и начиналось открытое тело – рукава, ворот, подол - покрывались обережным узором. Ведь через эти места могли проникнуть болезнь и порча.
Одним из самых распространенных видов русского народного искусства было ручное узорное ткачество. В древнерусских городах оно занимало среди ремесел видное место. Существовали целые слободы и села, где жили ткачи и были сосредоточены мастерские (хамовными, ткачей называли хамовниками). Они снабжали льняными полотнами, узорными скатертями, полотенцами и пр. Имели ткацкие мастерские и монастыри.
Е ще один вид русского ткачества тканье поясов — тканье на бердышке. Народные пояса, вытканные этим способом, похожи на обычную ткань в отличие от поясов, тканных на дощечках, переплетение нитей в которых внешне больше напоминает плотную вязку. Бердышко для тканья поясов имеет особое устройство. В старину такие бердышки делали из деревянной тонкой отполированной дощечки, в которой проделывались вертикальные прорези-щели. В промежутках между щелями на середине высоты бердышка проделывались отверстия. Количество прорезей и отверстий между ними должно соответствовать количеству нитей в тканье. Для изготовления пояса сред не й ширины достаточно, чтобы бердышко имело 20—22 прорези и столько же отверстий между ними. Подготавливались шерстяные разноцветные нити, как обычно, связывались в пучок и прикреплялись к неподвижному предмету.
Затем нити по порядку пробирали в бердышко: одну нить — в прорезь, другую — в отверстие между прорезями и так далее. Нити натягивались, бердышко поднимали рукой. При этом нити, пробранные в отверстия, поднимались, а нити, пробранные в прорези, опускались. В полученный зев прокладывали уток и прибивали пальцем или деревянным ножом. Затем бердышко опускали, нити менялись местами, в образованный таким образом зев прокладывали уток и снова прибивали к предыдущей уточине. Затем процесс повторялся. Способ очень прост — в этой технике выполнялось большое количество народных поясов, иногда довольно широких. Рисунки поясов были разные, от продольных полос, гладких и пестрых до сложных браных узоров, выполнявшихся с помощью бральницы .
Пояс - в народных верованиях символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как нитка, пряжа, волокно, веревка, цепь). Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега С древнейших времен человеческого общества пояс рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины, где пояс рассматривался как оберег: 'А от всякой порчи и злых колдунов носит на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство '.
Неотъемлемым элементом русского костюма всегда был пояс. Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем свидетельствуют письменные и археологические источники. На Руси недопустимо было появиться на людях без пояса. Это считалось греховным, как и ходить без креста.
Уходя своим происхождением в глубину веков, модифицированное бердо дожило до наших дней в ткацком станке. Узкое, ручное бердо, использовали для ткачества поясов в культурных традициях множества народов мира. Простота технологии ткачества на берде дает бесчисленные возможности моделирования фактур и рисунков как в рамках традиции, так и в русле современного дизайна.
Предварительный просмотр:
«Ручное ткачество , ткачество поясов »
Сорокина Марина Геннадьевна,
учитель технологии
МОУ Краснопапахорская СОШ
Подольского муниципального района МО
Т.8-909-995-17-76,
telec010560@mail.ru
Тема: урока " Ручное ткачество поясов »
Базовый учебни:к
«Технология обработки ткани» Чернякова В.Н., М.Просвещение 7-9 кл 1998 г., «Технология «5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007
Дополнительная литература:
Энциклопедия «Дамское рукоделие», Нижний Новгород, ТОО «ПК Инжиниринг, ЛТД» 1993г., Л. М.: Просвещение, Дворкина, Гобелен за 10 вечеров.М.: - 1989г.
Цель урока: формирование новых знаний, умений, навыков
Задачи урока: познакомить учащихся с историей развития ручного ткачества, материалами и инструментами для ткачества, выполнить пояс в технике тканьё.
Тип урока: Урок введение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя , мультимедийный проектор,
Этап урока. Цель. | Содержание. Вопросы. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Метод обучения | Средства обучения | Продолжительность |
1. Орг.момент. | Обеспечение внешней обстановки и подготовка учащихся к предстоящему занятию. | Приветствует учащихся, проверяет подготовку учащихся к активному сознательному усвоению знаний. Озвучивает тему и цель урока. | Приветствуют учителя. | 1 | ||
2. Сообщение темы изучения нового материала.
| Что такое ткачество? Как вы думаете, давно ли зародилось это мастерство? Какие изделия можно сделать в технике ткачества? Кто занимался ткачеством? | Организация учителем процесса восприятия нового учебного материала. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на поставленные вопросы | Озвучивание темы и цели урока. Уточнение и понимание учащимися поставленных целей урока. | Иллюстрация ответов с помощью проектора. (Презентация) | 5 |
3. Закрепление новых знаний Постановка учебной задачи. | Отвечает на вопросы учащихся, иллюстрирует свои ответы с помощью проектора. | Осмысление учащимися услышанного учебного материала. учащиеся устно отвечают на вопросы . | Иллюстрация ответов с помощью проектора. (Презентация) | 3 | ||
4. Этап подготовки к решению практического задания | Цель- научить выполнению ткацкого пояса и развивать аккуратность при выполнении работы. | -определяет задание, которое необходимо выполнить | 2 | |||
6.Вводный инструктаж по практической работе | Охрана труда, знакомство с инструкцией. | Демонстрирует фрагмент задания ,которое необходимо выполнить. | Задание фиксируется в тетради. | Иллюстрация ответов с помощью проектора. (Презентация) | 5 | |
7. Выполнение практического задания-тканого пояса | В ходе работы обеспечение учащихся необходимыми консультациями | Выполнение практического задания | Консультации, оказывает помощь ученикам при затруднении выполнения задания; | 25 | ||
8.Систематизации полученных знаний. | Подведение итогов урока. | Анализирует работу учащихся, оценивает их деятельность. | Фиксируют выводы. Записывают домашнее задание -систематизируют полученные знания в практической работе | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ткачество.
Представленная презентация поможет при подготовке урока в разделе "Материаловедение"...
Обобщающий урок-конкурс по теме "Ткачество", 6 класс
Нетрадиционный урок относится к разделу "Элементы материаловедения"по программе школы VII вида. Урок содержит различные игровые, соревновательные компоненты, обобщает знания и навыки по теме тка...
Открытый урок по технологии в 5 классе на тему: Прядение и ткачество.
Тема: Прядение и ткачество.Тип урока: получение новых знаний.Форма: рассказ, беседа.Цели:Познакомить учащихся с понятиями: прядение, ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей.Научить различать нить ...
Урок по технологии 5 класс. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"
Урок по технологии для учащихся 5 класса. Тема: "Терминология ручных работ. Выполнения ручных стежков и строчек".Цель урока: дать общие понятия о терминах, применяемых при выполнении ручных рабо...
Инструменты и способы ручного ткачества поясов к русскому народному костюму
можно использовать как ознокомительный материал в разделе "Русский народный костю", как элемент костюма...
Инструменты и способы ручного ткачества поясов к русскому народному костюму
Ознокомительная информация по изучению раздела: Русский народный костюм ( элемент костюма - пояс)...
Уроки ручного ткачества.
Ткачество - один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства....