Сценарий внеклассного мероприятия "Тайны черных ящиков"
методическая разработка

Кечина Татьяна Александровна

 

 Цель: закрепить знания, полученные в процессе изучения предмета, в виде игры.

 Задачи:

 образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся, объяснять проделанные фокусы на основе теоретических знаний, проверить умение работать самостоятельно

  развивающая: развивать логическое мышление, умение находить связь между теорией и практикой, развивать творческие способности

 воспитательная: воспитывать умение грамотно излагать свои мысли, слушать внимательно других, дополнять, выдвигать свою точку зрения, убедить учащихся в том, что представления о физических явлениях, которые возникают в нашем сознании в результате их изучения, соответствуют действительности, то есть являются отражением объективно существующего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_chernyh_yashchikov.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

«Тайны черных  ящиков»

 Цель: закрепить знания, полученные в процессе изучения предмета, в виде игры.

 Задачи: образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся, объяснять проделанные фокусы на основе теоретических знаний, проверить умение работать самостоятельно

 развивающая: развивать логическое мышление, умение находить связь между теорией и практикой, развивать творческие способности

 воспитательная: воспитывать умение грамотно излагать свои мысли, слушать внимательно других, дополнять, выдвигать свою точку зрения, убедить учащихся в том, что представления о физических явлениях, которые возникают в нашем сознании в результате их изучения, соответствуют действительности, то есть являются отражением объективно существующего мира.

1 ведущий.  Наш сегодняшнее мероприятие мы посвящаем физике – одной из древнейших наук, науке, без которой немыслимо дальнейшее развитие человечества, науке интересной, увлекательной, могучей. 

2 ведущийСильная рука человека забросила ввысь космические корабли. И, глядя на эти золотые звёзды, люди говорят: “Физика – это здорово!”

1 ведущийПройдёт несколько лет, и первые люди, высадившись на Марсе, подумают: “Физика – всемогуща!”

2 ведущий. Мы, собравшиеся на этот вечер, говорим: “Физика – это грандиозно!”

1 ведущий. Вечер сегодня необычный. Командам предстоит раскрыть тайны “чёрных ящиков”.  Нам очень хочется, чтобы у всех собравшихся в этом зале было доброе, веселое настроение.

2 ведущий

Для этого надо немного: принять эстафету юмора у великих физиков. Великие шутить умели.

1 ведущий. Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указанием к их применению. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: “К сожалению, в настоящее время у меня нет Х-лучей, и пересылка их дело сложное. Считаю, что поступить можно проще: пришлите мне Вашу грудную клетку”.

2 ведущийАльберт Эйнштейн очень любил фильмы с участием Чарли Чаплина и относился с большой симпатией к его герою. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен во всём мире, и вы непременно станете великим человеком». На это Чаплин ответил: «Я восхищаюсь вами ещё больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы уже стали великим человеком».

1 ведущийПример великих заразителен. Даже в самых сложных ситуациях юмор всегда оказывался добрым помощником физиков. Ну, что же, друзья, за дело!

2 ведущий. Пора переходить к основной программе мероприятия.

1 ведущий. Дело в том, что подшучивая над американским физиком Милликеном его сотрудники предложили ввести новую единицу Кен, для измерения разговорчивости. Ее тысячная доля Милликен должна превышать разговорчивость среднего человека.

 1 ведущий Небольшая разминка, перед началом мероприятия.

Чего в сундук на спрячешь? Ответ: луч света

Вопрос. Какого цвета белый свет? Ответ: белый свет состоит из разноцветных лучей: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.

 2 ведущий.

В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? Ответ: лёд. 

Вопрос. Когда чайник с кипятком остынет скорее: если поставить на лёд или если лёд положить на крышку? Ответ: тогда, когда лёд положен на крышку чайника, т. к. вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз, тёплый слой поднимется вверх.

 1 ведущий

 В круглом домике, в окошке
Ходят сестры по дорожке
Не торопится меньшая,
Но зато спешит старшая.
 Ответ: стрелки часов
Вопрос: Как двигаются стрелки часов? Каковы их траектории, является ли их движение поступательным?
Ответ: Стрелки двигаются равномерно, но с различной скоростью: минутная двигается быстрее, чем часовая. Обе при движении описывают окружности:
часовая меньшего радиуса, чем минутная. Их движение не является поступательным, оно вращательное.
2 ведущий
Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. Ответ: лыжи

Вопрос: А почему они не проваливаются в снег?
Ответ: Т. к. лыжи имеют достаточно большую площадь соприкосновения с поверхностью снега, они производят на снег малое давление, поэтому и не проваливаются.
1 ведущий
Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. Ответ: запах
Вопрос: Как распространяется запах?
Ответ: Запах распространяется благодаря явлению диффузии, частицы пахучего вещества за счёт теплового движения, проникают в промежутки  между частицами воздуха.
2 ведущий.
Свет пропускает, а тепло не выпускает. Ответ: стекло
Вопрос: Какое природное явление основано на данном факте?
Ответ: «Парниковый эффект»: углекислый газ и другие газы задерживают тепловое излучение Земли, не дают ему уходить в космос. Эти газы действуют подобно стеклу в парнике!
1 ведущий.

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое 
величество!
Это... Ответ: электричество
Вопрос: Каковы действия электрического тока? 

Ответ: Тепловое, световое, магнитное, химическое.
2 ведущий.

И языка нет, а правду скажет. Ответ: зеркало.

Вопрос. Какими свойствами обладает изображение в зеркале'?

Ответ: Является зеркальным отображением: левая рука изображения в зеркале соответствует правой руке человека. Размеры изображения равны размерам предмета. Изображение получается от зеркала на таком же расстоянии, на котором находится предмет относительно зеркала.

1 ведущий. 

- Какой лед более скользкий: гладкий или шероховатый? (шероховатый).

(Шероховатый лед более скользкий, чем гладкий. Оказывается, скользкость льда зависит не от его гладкости, а от давления на его поверхность. Чем больше давление, тем ниже температура плавления льда. Например, стоя на коньках, мы опираемся на очень небольшую площадь, на которую давит весь вес нашего тела. При беге давление на лед значительно увеличивается, и лед начинает плавиться. Скольжение достигается за счет тонкого слоя воды, находящегося между коньками и льдом. При перемещении ног в другое место происходит то же самое. Таким образом, чем больше давление на лед, тем сильнее он плавится и, соответственно, становится более скользким.)

2 ведущий   

- Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? (массы одинаковы)

1 ведущий

- Шла баба с базара. Несла в корзине сто яиц. А дно упало. Сколько яиц осталось? (ни одного)

2 ведущий   

- Шел Кондрат в Ленинград. Навстречу ему 12 ребят, у каждого - лукошко, в лукошке по кошке. У каждой кошки по паре котят. Сколько котят принесут в Ленинград? (ни одного)

1 ведущий

По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет? (волна)

2 ведущий   

Кто, не учившись, говорит на всех языках? (эхо)

1 ведущий

Бежит, жужжит, а падает - молчит? (юла)

2 ведущий   

Хоть и летаю, да поневоле? (змей бумажный)

1 ведущий

Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не лошадь? (самолет)

2 ведущий   

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает? (снег)

1 ведущий

Я вода, да по воде же и плаваю? (лед)

2 ведущий   

В печь положишь - вымокнет, в воду положить - высохнет? (свеча)

1 ведущий

Без рук, без ног - на небо взбирается? (туман)

2 ведущий   

Когда небо ниже земли бывает? (когда отражается в воде)

 1 ведущий

Ну а теперь нас ждут тайны черных ящиков.

  Черный ящик №1.

- Китайцы называют его «любящий камень» и говорят, что этот предмет, как нежная мать привлекает своих детей. Интересно, что у французов - народа, живущего на противоположном конце Старого Света, мы встречаем сходное название этого предмета. Обитатели древней Эллады назвали это «геркулесов камень». Что же находится в черном ящике?

 (Магнит. Вопрос: Как используют магниты в сельском хозяйстве? Ответ: Помогают очищать семена культурных растений от семян сорняков.

2 ведущий.

Черный ящик № 2.

-приспособление для передачи мыслей на расстояния. Что это такое? ( конверт).

 Вопрос: называть по портрету фамилию и имя учёного и в какой области физики работал (если кто из них не справился с задание, помогает зал и при правильных ответах можно обращаться к залу за подтверждением.

 Ответы.  

М. Фарадей – английский физик: установил связь между электрическим и магнитным полями, открыл явление электромагнитной индукции.

И. Ньютон – английский физик: сформулировал законы движения.

– русский физик: изобретатель радио.

1 ведущий

Черный ящик №3

1.  В ящике находится приспособление, которое имеется в каждом доме, помогает при работе с бумагой, используется и на кухне, и в мастерской.
Ответ: ножницы.
Ведущие достают из ящика и демонстрируют ножницы.
Вопрос: Какие физические явления, процессы лежат в основе принципа их
работы?
Ответ: Ножницы - пример рычага, чем длиннее ручки ножниц (плечи), тем
большую силу, приложенную к лезвиям ножниц можно уравновесить,
воздействуя на ручки ножниц. Чем лучше отточены ножницы, тем большее
давление лезвия оказывают на тот материал, который они режут.

2 ведущий

А теперь физическая пауза  “И в шутку и всерьёз”.

Команды подготовили занимательные опыты, которые сейчас нам продемонстрируют.

1 опыт. Дружные султанчики.

Вопрос. Почему притягиваются султанчики?

Опыт 2. «Вареное яйцо «вползает» в бутылку».

Почему?

Опыт 3.Живая игрушка

Вопрос: Почему игрушка раздувается?

Опыт 4. «Виноград в бокале».

На каком явлении основан этот опыт?

Опыт 5. Магдебургские полушария.

Почему трудно разорвать полушария?

Опыт 6. Примораживание кастрюли к подъемному столику.

Вопрос: Почему примерзает кастрюля?

Опыт для зрителей.

Погасить пламя свечи, дуя на нее через воронку. Объяснить, почему свеча не гаснет?

1 ведущий

Продолжаем отгадывать тайны черных ящиков

Ящик №4

Заменитель золотого петушка в сказке.

(Из ящика достается радиоприемник)

Вопрос: Кем был изобретен и каков принцип работы.

2 ведущий

Черный ящик №5

Этот предмет изобрел русский экспериментатор Александр Николаевич Лодыгин. В Америку это привез один русский офицер. В конце 1879 г. Эдисон создал свой вариант изобретения . Что же находится в черном ящике?

Электрическая лампа накаливания. Вопрос. Из какого материала изготовлена спираль лампочки? Почему?

1 ведущий

Черный ящик №6

Что изобрёл в августе 1834 г талантливый уральский мастер Мирон Ефимович Черепанов?
Ответ
: железную дорогу с паровой тягой. Ведущие демонстрируют игрушечную железную дорогу.
Вопрос: Когда железная дорога длиннее - летом или зимой?

Ответ: Конечно длина дороги не изменяется, однако с повышением температуры происходит удлинение рельсов. Т. к. рельсы не примыкают вплотную друг к другу, при нагревании они заполняют промежутки и сумма длин всех рельсов увеличивается. Для Октябрьской железной дороги, соединяющей Москву и Санкт - Петербург, это удлинение составляет 300 метров!

1 ведущий. У меня вопрос: Что такое шапка-невидимка? (выслушивает самые различные ответы и просит внести “Чёрный ящик №7”). 

Кто желает раскрыть тайну этого “чёрного ящика”? (желающий раскрывает ящик, а в нём картонная картина со словами: Зря стараешься, всё равно не увидишь. На это она и невидимка”).

 Ведущий 2Хочу спросить вас в каком случае вещество, помещённое внутрь прозрачного материала, будет невидимым?

Ответ. В том случае, если оба вещества имеют одинаковые показатели преломления лучей света или их разница очень мала

1 ведущий

Кто желает соершить путешествие вокруг света под водой?

– За 4-5 секунд вокруг света,
Прямым сообщением без билета,
Всем доступно, всем бесплатно
Весёлое путешествие туда и обратно,
Любители сверхбыстрого движения,
Скорей сюда, без промедления!

 Выходит один желающий. К нему подходит “Водяной” и спрашивает согласие на путешествие. После его согласия, в зале гасят свет и на столе зажигают свечу. Ученику “Водяной” даёт стакан с водой и просит поднять его над головой.

 Водяной: 

Счастливого пути! (Говоря это, Водяной обводит ученика вокруг стола, на котором горит свеча. Когда “путешествие” заканчивается, т. е. стол обойдён, Водяной произносит, глядя в зал, следующее).

- Надеюсь, вы не будете отрицать, что совершили путешествие вокруг света (показывает на свечу) под водой (указывает на поднятый над головой стакан с водой). У нас без обмана! Как в рекламе! Всего доброго, отважный путешественник! Прежде чем я отпущу тебя, ответь: действовала на тебя во время путешествия выталкивающая сила (и чему она была равна).

Ответ: действовала, была равна весу воздуха, вытесненного телом путешественника и стакана.

Ведущий 2.

- Мы раскрыли с вами тайны 7 чёрных ящиков. Надеемся, что это было для вас интересным походом в мир природы и физики. Всего вам доброго. До новых встреч. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по истории для 5-6 классов"Черный ящик"

Внеклассное мероприятие по истории "Черный ящик" для учащихся 5-6 классов. Разработка +презентация....

Интеллектуальное шоу" Шерлок Холмс и черный ящик"

Внеклассное мероприятие для 9-11 классов , в рамках проведения недели математики.Цель: развитие логического мышления и познавательной  деятельности;развитие интереса к предмету;    ...

Внеклассное мероприятие по химии «Тайны черного ящика»

Цель: дать представление учащимся о многообразии товаров бытовой химии, составом и историей создания некоторых предметов и веществ; воспитывать положительное отношение к предмету; развивать умен...

Интерактивная игра "Что в черном ящике"

Данную игру можно проводить по проверке знаний на уроках биологии в 6 классе (УМК Пасечник В.В.) по теме "Отдел Покрытосеменные"....

Внеклассное мероприятие "Тайны черных ящиков"

Мероприятие предназначено для развития интереса к физике....

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-9 классов, игра "Шерлок Холмс и черный ящик"

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-9 классов, игра "Шерлок Холмс и черный ящик"...