Сценарий урока памяти, посвященного 83-годовщине битвы под Москвой
материал

Слепченко Галина Александровна

Цели:

  • формирование у учащихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, готовности к служению Отечеству;
  • ознакомление  учащихся с ходом битвы под Москвой в 1941 году, с жизнью москвичей в тылу;
  • укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;
  • развитие познавательных интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий общешкольного мероприятия,

посвященного 83-летию битвы под Москвой

Слепченко Галина Александровна

учитель математики

ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта

Цели:

  • формирование у учащихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, готовности к служению Отечеству;
  • ознакомление  учащихся с ходом битвы под Москвой в 1941 году, с жизнью москвичей в тылу;
  • укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;
  • развитие познавательных интересов.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  экран.

Место проведения: актовый зал  училища.

На экране заставка «Битва мод Москвой»

Ведущий: Добрый день всем, кто присутствует сейчас в нашем зале на уроке мужества. Наш урок  посвящён  преддверию празднования 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В истории всех народов и государств бывают такие выдающиеся события, которые навсегда сохраняются в исторической памяти народа и становятся достоянием родной истории. Именно к таким событиям относится грандиозная по своим масштабам и значению оборона Москвы и Московская битва.

В декабре наша страна отмечает начало контрнаступления советских войск под Москвой, которое положило начало Великой Победе.

Видео  «Что такое Родина?» 

Музыка и  видео для сопровождения стихов 

И. Черницкая «Что такое Родина?».  Читают учащиеся 3 класса

«Что такое Родина?» -
Маму я спросила.
Улыбнулась мама,
Повела рукой:
«Это наша Родина,
Милая Россия.
Нет другой на свете
Родины такой!»

Что такое Родина,
Все ребята знают:
Это мир прекрасный,
Добрый и большой.
Самая любимая
Ты, страна родная,
нет другой на свете
Родины такой!

В сердце ты у каждого,
Родина – Россия!
Белые березки,
Колос налитой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!

Г.Струев  «У моей России длинные косички». Читают учащиеся 4 класса

У моей России длинные косички

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи.

На меня, Россия, ты похожа очень.

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня  Россия – ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь.

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами.

Ведь Россия наша – это мы с друзьями

З. Александрова  «Родина». Читают учащиеся 2  класс

Если скажут слово – Родина,                                           

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Тонкий тополь у ворот.

У реки березка – скромница,

И ромашковый бугор…
А  другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

У большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

М. Пляцковский  «Родина».  Читает ученица 9 класса

«Родина» - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

Ведущий: Родина – это  то место,    где ты родился, где ты живёшь со своими родителями,  со своими друзьями. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и  прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего  народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь.   Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.

Выдео «22 июня 1941 года ровно в 4 часа»

Ведущий:  22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана.

На экране кадр  Рассвет

Учащиеся 11 класса выходят из-за кулис, ведут диалог

- Ребята, смотрите, солнце встает. Вот и закончилась наша школьная жизнь

- Как птицы поют, наверное, знают, что мы прощаемся с детством

- А давайте мы с вами поклянемся все вместе встретить рассвет лет через 20

- Интересно, а какими мы будем через 20 лет?

- Я мечтаю стать врачом, и спасать людей!

- А я буду покорять моря и океаны! А ты кем будешь?

 

Видео «22 июня 1941 года- начало Великой Отечественной войны»

Ученик 1.  

 Мирно страна проснулась

В этот июньский день.

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова …

Голос уверенно – строгий

Сразу узнала страна.

Ученик 2.

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия вторглась на территорию нашей страны. И ради спасения Родины народ вступил в схватку с жестоким и беспощадным врагом.. На заводах, фабриках, в учреждениях столицы прошли митинги, участники которых поклялись, все как один, встать на защиту своей страны.

Видео «Вов на карте»

Ученик 3.

Наша армия вынуждена была в  первые месяцы войны отступать. Гитлер придавал исключительное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит его войскам войти в  Москву – и советский народ будет покорён.

Гитлер приказал окружить город плотным кольцом, захватить, а потом стереть с лица земли вместе с миллионами жителей.

Ученик 4.

Гитлеровцы, покорившие пол Европы устремились к советской столице.

Подошла война к Подмосковью.
Ночь в закате зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.

По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.

Стук подков на морозе четче.
В нар укутан блиндажный лаз.
У околицы пулеметчик
С темной рощи не сводит глаз.

Будто руки окаменели,
Будто вкопан он в грунт, во рву…
Этот парень в серой шинели
Не пропустит врага в Москву…

Фильм «Битва под Москвой»

 

Ученица:

Здесь каждый дом стоит как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.         

И каждый взрыв или пожар
В любом твоем дому
Я ощущаю как удар
По сердцу моему.

Как знак, что в этот час родней
С Кремлем моя земля,
И даже кажутся тесней
Дома вокруг Кремля.         

Но мы залечим каждый дом,
И в окнах будет свет,
Дворец Советов возведем
Как памятник побед.

На окнах белые кресты
Мелькают второпях, -
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.         

И чертят небо над Москвой
Прожекторов лучи.
И от застав шагают в бой
Родные москвичи.

А мимо - площади, мосты,
Патрульный на коне…
Оскалясь надолбами, ты
Еще роднее мне.

Ведущий.   В те далёкие тяжёлые годы москвичи сумели мобилизовать  все силы. Промышленные предприятия переводились на военные рельсы. Мужчин, ушедших на фронт, сменяли женщины и подростки. Все оставшиеся в Москве были заняты на производстве, дежурили на крышах домов, проверяли светомаскировку, рыли окопы, противотанковые рвы под градом пуль и взрывами снарядов. На заводах подростки днями и ночами делают снаряды и оружие для армии. Создавалось  народное ополчение. В рабочие батальоны шли  те, кто не ушёл на войну по возрасту или по болезни. В ополченцы записываются учёные, студенты, врачи.

Наша столица превратилась в укреплённый город. Повсюду можно видеть плакат “Родина – мать зовёт!”

Плакат “Родина – мать зовёт!” И.  Тоидзе

Ученица. ( Евгений Храмов  «Родина»)

Шли женщины,
                         и на плечах – лопаты:

окопы рыть под городом Москвой.
Страна
смотрела на меня с плаката,
седая,
с непокрытой головой.
Она звала меня глазами строгими,
сжав крепко губы, чтоб не закричать.
И мне казалось, что похожа Родина
на тётю Дашу из квартиры пять.

На тётю Дашу,
рядом с нами жившую,
двух сыновей на запад проводившую,
да, на неё, вдову красноармейскую,
усталую,
               упрямую
                              и резкую.

А я хотел участвовать в десантах,
кричать в эфир: ««Тюльпан»! Я «Резеда»!..»
Мне шёл тогда едва второй десяток,
меня на фронт не брали поезда.
И я смотрел с серьёзностью недетской
в её лицо с морщинками у губ
и лишь на двойки отвечал немецкий,
чтоб выразить презрение к врагу.

Она звала меня глазами строгими,
сжав губы крепко, чтоб не закричать.
И мне казалось, что похожа Родина
на тётю Дашу из квартиры пять.

Ведущий.    Планируя захват Москвы, Гитлер хотел  провести 7 ноября парад на Красной площади. По железной дороге из ставки уже шли 2 вагона с наградами будущим «победителям». Но мимо седых кремлёвских стен в назначенный срок   7 ноября в 1941 года суждено было пройти вовсе не фашистским, а нашим солдатам. С парада – прямо на фронт.

Редкие кадры  Метроном Победы Военный парад 1941 года 

Презентация «Герои» (кадры презентации сопровождаются рассказом о героях)

Ведущий:    Во главе Западного фронта, обороняющего Москву, был  поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. Уже после войны, в своих мемуарах, прославленный полководец Жуков, руководивший сотнями важнейших операций, в том числе и взятием Берлина, писал: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю — битва за Москву... В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома Германии... Я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице... Мы все в неоплатном долгу перед ними!..»

Ученица.   (читает отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием» на фоне музыки «Реквием по мечте»)

Разве погибнуть

              ты нам завещала,

Родина?

Жизнь

     обещала,

любовь

     обещала,

Родина.

Разве для смерти

          рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты

              нашей

                смерти,

Родина?

Пламя

    ударило в небо!—

ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала:

     «Вставайте

          на помощь...»

Родина.

Славы

    никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого:

я

 или

   Родина.

Самое лучшее

          и дорогое —

Родина.

Горе твое —

это наше

       горе,

Родина.

Правда твоя —

это наша

     правда,

Родина.

Слава твоя —

это наша

     слава,

Родина!

Ведущий: Виктор Талалихин — в свои 22 года он уже был заместителем командира авиационного полка. С первых же дней Великой Отечественной войны вся страна узнала его имя:

 в августе 1941 г. он на своем истребителе протаранил немецкий бомбардировщик. Это был  первый ночной таран Великой Отечественной войны. Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб Виктор Талалихин в воздушном бою над московским небом в октябре 1941 г.

Ученица. (М.Исаковский)

Летели на фронт самолеты,
Над полем закат догорал.
И пели бойцы на привале,
Как сокол в бою умирал.

Бесстрашно он бился с врагами
За счастье советской земли,
Но грудь ему пулей пронзили,
Но крылья ему подожгли.

И раненый сокол воскликнул:
— Пусть я погибаю в бою,—
Они дорогою ценою
Заплатят за гибель мою!

И ринул на вражьи гнездовья
Два жарко горящих крыла.
Его соколиная гибель
Всю землю кругом потрясла.

Спалил он разбойную нечисть,
Развеял, как пепел и дым,
Последним движением сердца,
Последним дыханьем своим.

Летели на фронт самолеты,
Над полем закат догорал.
И пели бойцы на привале,
Как сокол в бою умирал.

Ведущий: 16 ноября 1941 года колонны врага двигались по Волоколамскому шоссе. Они рассчитывали, не останавливая заведенных моторов, ворваться в Москву. Но восьмая гвардейская Краснознаменная дивизия генерала Панфилова преградила им дорогу.

Танки! 20 бронированных чудовищ движутся к рубежу, который обороняли 28 гвардейцев во главе с политруком Клочковым. Силы были неравные, и тогда прозвучали легендарные слова Клочкова: «Велика Россия, да отступать некуда. Позади Москва!»

 И солдаты приняли бой. Один за другим загорелись танки врага. Но пули, осколки снарядов и мин не щадили и наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.

Ученица 3 класса. (А.Твардовский «Рассказ танкиста»)

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Ведущий:

Зоя Космодемьянская — десятиклассница московской школы № 201. В октябре 1941 г. она ушла добровольцем в партизаны. Во время одной из операций Зоя пробралась в село, где был штаб крупной немецкой части. Зое удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню, где находились 20 лошадей и оружие. Но немецкие часовые выследили девушку и схватили ее.

После страшных пыток и истязаний фашисты казнили Зою. Во время казни, на которую фашисты согнали всех жителей села, Зоя крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье — умереть за свой народ!» Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Подвиг подольских курсантов (видео)

Ведущий:

Подольские курсанты.  Яркую страницу в историю Великой Отечественной войны вписали курсанты подольских артиллерийского и пехотного училищ. С конца октября по тревоге были подняты курсанты и брошены под Малоярославец, остановив под Юхновом танковые колонны фашистов.

Немногим из курсантов тогда довелось остаться в живых, но подвиг их бессмертен.

Ученица.

Спят мальчишки 
В сиянии звёзд.
Им семнадцать!
Навечно семнадцать.
Им не встать из-под белых берёз,
Из-под алых рябин не подняться.
Своей юности не пожалев,
Ради наших счастливых рассветов, 
Под берёзы легли, не успев
Получить комсомольских билетов.
Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят.
Будьте этих мальчишек достойны!

Ведущий:  Неизвестный солдат... Сражение под Москвой было одной из самых кровопролитных и больших битв в истории человечества. В битве за безымянные высоты, за переправы через речки, за города и села Подмосковья полегли сотни тысяч солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор не известны. Осенью 1941 г. у деревни Крюково шли жестокие бои на подступах к Москве, полегло много бойцов. А в 1966 г. было обнаружено захоронение  неизвестного солдата. Прах солдата перенесли в Александровский сад, захоронили у Кремлевской стены. И зажгли там Вечный огонь.

Ученик.

Честным жил и умер честным,
Не любивший одиночества…
Почему ж стал Неизвестным
Ты, имевший имя, отчество?!

Ты ведь в список энской части
Был внесен на веки вечные…
Мы с тобой, борясь за счастье,
Под Москвой войною мечены.

Мы делились хлебом-солью.
Знали: думы наши сбудутся.
Люди, спаянные кровью,
Не безвестны, не забудутся.

Под огнем – огнем навесным
Ты шагал к высотам жизненным…
Став солдатом Неизвестным,
Стал для всех героем признанным.

Это ты в земле Московской
Спишь под звездной светлой млечностью…
У стены древнекремлевской

Твой огонь пылает вечностью.

Ведущий:  Дорого давалась первая победа. Сотни тысяч убитых, миллионы раненых и пропавших без вести.

В битве под Москвой 110 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, более миллиона награждены медалью «За оборону Москвы».

Миллионная группировка отборных гитлеровских войск разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых был их народ, их столица, их Родина.

Пройдёт 20 лет со дня Победы и в 1965 году Москве будет присвоено звание города-героя, которое и по сей день гордо носит наша столица.

Лев Лещенко «Слышится нам эхо дальнего парада» 

Ведущий:   В память о защитниках Москвы объявляется минута молчания. Просим всех встать.

Звуки метронома.

Ведущий:

В гимне Москвы есть строки, которые напоминают нам вновь и вновь о событиях сурового для нашего города  сорок  первого года. В завершения нашего урока  мы предлагаем исполнить всем вместе гимн Москвы.    

Все исполняют  песню «Моя Москва»  

Слова - Марк Лисянский, Сергей Агранян
Музыка - Исаак Дунаевский

Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой,
Я люблю твою Красную площадь
И кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока Памяти, посвященный П.А.Каурову

Урок Памяти, проведенный 6 декабря 2014 года в школьном музее для учащихся старших классов и активистов музея...

Открытое мероприятие, посвященное 73-летней годовщине битвы под Москвой.

В ходе мероприятия учащиеся узнали о  начале ВОВ, о героической защите столицы нашей Родины, о трудовом подвиге народа. Услышали голос Левитана об объявлении войны, познакомились с подв...

Проект, посвященный годовщине Битвы под Москвой

Проект состоит из сценария и презентации. . Его можно представить, как выступление группы учащихся на  мероприятии, посвященном Годовщине Битвы под Москвой 1941 года....

Урок истории России, посвященный 75 годовщине битвы под Москвой (в форме фронтового огонька).

Цель урока:  формирование у учащихся знаний о событиях, связанных с историей Москвы,  с подвигами героев земли русской; развитие  представления о том, что защита Родины – священная обяз...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 80-летию Битвы под Москвой

Предлагаемый материал представляет собой сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 80-летию Битвы под Москвой. В содержании используется материал, основанный на исторических фактах....

Сценарий урока мужества, посвященного очередной годовщине Сталинградской битвы

Сценарий предназначен для учащихся 5-11 классов средней школы, материал можно использовать для уроков истории, классных часов, внеклассных мероприятий , посвященных Сталинградской битве....